Конспект открытого урока математики «Название компонентов и результата деления».


Конспект открытого урока математики 2 «А» класс. Учитель: Хакимова И.А.Тема: «Название компонентов и результата деления».Цель: познакомить с названием компонентов и результата деления.Задачи:-Совершенствовать навык устного счета , умения решать задачи на деление. -Развивать внимание, память, наблюдательность, логическое мышление, творческое воображение. -Воспитывать интерес к математике.Тип урока: открытие новых знанийПо форме: организации – комбинированный (парная, фронтальная, самостоятельная)По видам деятельности – проблемный.Оборудование: ПК, проектор, карточки с заданием для парной работы, таблички с названиями компонентов и результата сложения, вычитания, умножения, деления.Материалы: презентация «Волшебный звездопад» , учебник Моро2 часть 2 класс
Ход урока
Этап урока и его цели Деятельность учащихся Деятельность учителя Содержание урока Планируемые результаты
I. Мотивация к учебной деятельностиЦели:-актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;-создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; - уточнить тип урока;- наметить шаги учебной деятельности. Проговаривают необходимость данного «багажа».Проговаривают девиз урока.Проговаривают тип урока и называют шаги учебной деятельности. Организует проговаривание «багажа».Организует проговаривание девиза урока.Организует уточнение типа урока и называние шагов учебной деятельности. 1.Проговаривание стихотворения:В школу мы пришли учитсяВ жизни это пригодиться!Тот, кто хочет много знать,Должен сам все постигать!-Здравствуйте, ребята! Садитесь!-Улыбнитесь друг другу, пожелайте успехов. Начинаем наш самый любимый урок математики.2. -Прочитайте девиз урока.(СЛАЙД 1) «Хочу много знать!»- Как вы его понимаете? 3. Значит, чему будет посвящён наш урок? (Открытию нового знания)Какие мы делаем шаги при открытии нового знания? («Что я не знаю?», «Сам найду способ»)4.-Ребята, когда я готовилась к уроку, мне в руки попала записка:Рассыпалось к ночи золотое зерно,Глянули утром –нет ничего.-Что это? (звезды на небе).СЛАЙД 2Звезды всегда привлекали внимание людей. Люди часами могут смотреть в небо, любоваться звездами, а когда видят падающую звезду, то загадывают желание. Говорят, оно исполнится. У нас сегодня волшебный звездопад.- Падают звезды и несут с собой тайну. А кто разгадает тайну, у того исполнится желание, он получит «4» или «5» по математике. Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.Цели: -проверить сформированность навыков устного счета-организовать актуализацию умений;- организует выполнение учащимися пробного учебного действия;-организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения;-уточнить следующий шаг учебной деятельности. Проговаривают ответы.Высказывают своё предположение.Фиксируют индивидуальное затруднение.Проговаривают следующий шаг учебной деятельности. Организует актуализацию знаний таблицы умножения Организует выполнение учащимися пробного учебного действия.Организует фиксирование индивидуального затруднения.Организует уточнение следующего шага учебной деятельности. 1. Отгадайте тайну первой звезды. (Слайд 4)Устный счет.1.Игра «Найди лишнее число»:15, 25, 20, 5, 45, 35. -Почему число 5 лишнее?2.Прочитайте только те, которые делятся на 2, на 3.
16,10,6,5,0,12,153.А теперь задача – шутка, только на одну минутку. (Повторяю один раз)Жили – были в городе три братаИ имел сестрёнку каждый из троих.Давайте - сообразим, ребята:А сколько же вместе было их? (3+1=4)4.А сейчас отгадаем тайну второй звезды. (Слайд 4).
Ребята, соберитесь в группы по рядам. У вас на партах лежат карточки с названиями компонентов и результата действия каждого примера. При решении покажите карточку с названием компонента.14-9 3*414+2 12:2-Прочитайте с помощью математических терминов.- Что вы замечаете? .(Остались лишние карточки). (Разные версии – возникло затруднение.-Прочитайте с помощью математических терминов.5. Какой следующий наш шаг (шаг учебной деятельности)? («Что я не знаю?») Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (^ Коммуникативные УУД)
III. Выявление места и причины затрудненияЦели: - выявить место (шаг, операция) затруднения;- зафиксировать во внешней речи причину затруднения. Под руководством учителя выявляют место затруднения.Проговаривают причину затруднения с помощью учителя. Организует выявление места затруднения.Организует фиксирование во внешней речи причины затруднения. В каком месте возникло затруднение? Почему возникло затруднение? (не знаю компонента и результата действия деления) Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД)^ IV. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).Цели: -организовать постановку цели урока;-организовать составление совместного плана действий;- пределить средства;- уточнить следующий шаг учебной деятельности. Проговаривают следующий шаг учебной деятельности.С помощью учителя ставят цель урока.Составляют и проговаривают план действий с помощью учителя.Называют средства. Организует уточнение следующего шага учебной деятельности.Организует постановку цели урока.Организует составление совместного плана действий.Организует определение средств. Какой следующий шаг учебной деятельности? («Сам найду способ»)(СЛАЙД 5)Какую цель ставим? Назовите цель нашего урока? (Название компонентов и результата деления). (СЛАЙД 6)Наметим наш план действий:1. Сами найдём способ 2. Сопоставим свои предположения с учебником.3. Устраним затруднение.4. Упражнение в новом действии.Что нам поможет? (свой опыт, учебник, учитель). Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД)
V. Открытие нового.
Цели: -реализовать построенный проект в соответствии с планом;- зафиксировать новое знание в речи и знаках;-организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения;- уточнить тему урока. Физкультминутка Под руководством учителя выполняет составленный план действий.Высказывают свои версии решения проблемы, фиксируют на листочке; выбирают, кто будет отвечать.Сопоставляют свои версии решения проблемы с учебником.Выполняют задание на листочках.Проговаривают тему урока. Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом.Организует групповую работу.Организует сопоставление версий решения проблемы с учебником.Организует устранение затруднения.Организует уточнение темы урока Следующая звезда предлагает работу в паре. (слайд7)- Запишите пример: 3*4=12
-Составьте по этому примеру на умножение примеры на деление.
Если произведение 12 разделить на первый множитель 3, то получится второй множитель 4.Если произведение 12 разделить на второй множитель 4, то получится первый множитель 3.- Прочитайте этот пример: 12:3=4 (12 делим на 3 =4)
Как же будет называться число, которое делят (12) – делимое,
число на которое делят (3) – делительрезультат деления (4) – частное-Ребята, вспомните компоненты действия умножения.- Кто знает, как называются компоненты действия деления?- Число, которое мы делим, называется делимое. - Число, на которое делим, называется, делитель.- Результат деления называется частное.- Давайте повторим и постараемся запомнить (учащиеся повторяют хором). (плакат)Слайд 8-Четвертая звездочка приготовила нам отдых.
Мы делили, умножали, Очень, очень мы усталиА теперь все дружно встали!Ручками похлопали,Ножками потопали,Сели, всталиСели, всталиИ опять работать стали. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник,свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (^ Познавательные УУД).Учиться работать в группе, в паре, формулировать собственное мнение и позицию; совместно договариваться о правилах общения и следовать им(Коммуникативные УУД).

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речиЦель:- организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.- создать, по возможности, для каждого ученика ситуацию успеха.
Выполняют задание, проговаривая новые понятия, решают по рисункам примеры на деление, задачи.
Организует усвоение учениками названия компонентов и результата действия деления с проговариванием во внешней речи. Слайд 9
Пятая звезда хочет проверить как вы поняли тему урока и предлагает ) №1, 62
Один ученик у доски№2(а), с.62
Сейчас нам предстоит решить задачу №2 (а) – решить задачи.Прочитайте задачу.Читает учитель-Сколько всего луковиц посадила Юля? (18)
- Как она их сажала? (в 3 ряда)
- Что нужно узнать? (сколько луковиц в каждом ряду).
-Как нужно сажать? (по1 )- Сколько надо взять луковиц чтобы в каждом ряду было по 1 луковице?(3)
-Давайте сделаем рисунок к задаче. 1.О О О О О О2.О О О О О О3.О О О О О О- Сколько луковиц посадили? (3) Остался ещё лук?
-Что нужно сделать дальше?(Ещё раз взять з луковици и посадить по 1) и.т.д.
Сколько раз из 18 брали по 3?(6)
_Сколько получилось в каждом ряду? (6)
- Каким действием будем решать задачу? (делением) Запишите решение18: 3 = 6 (луковиц)Ответ: 6 луковиц в каждом ряду.
-Давайте вспомним как называются компоненты при деление?

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (^ Коммуникативные УУД).
VII. Включение в систему знаний и повторениеЦели:- выявить границы применимости нового знания и выполнить задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Выполняют задание под руководством учителя в тетради. Организует повторение умений решать задачи на деление Седьмая звезда предлагает2. Блиц-опрос 1. Результат действия сложения? (Сумма)2.Название компонента действия умножения? (Множитель)3.Как называется число, которое мы делим? (Делимое)4.Результат действия деления? (Частное)5.Число полученное при умножении?(Произведение)6.Очень плохая оценка знаний? (Единица)7.Действие, обратное сложению?(Вычитание) Уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника (Коммуникативные УУД)
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)Цели:- зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;-организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.- соотнести ее цель и результаты, зафиксировать степень их соответствия, и наметить дальнейшие цели деятельности. Отвечают на вопросы учителя. Организует фиксирование нового содержания.Организует рефлексию.Организует самооценку учебной деятельности. Какую цель ставили? Достигли цели?Какая тема урока была?-Все цели выполнены, можно возвращаться на Землю. 
Оценки за урок.
Д/зЗвучит музыка (тихо). (Слайд 10)Оцените свою работу на уроке, используя схему:-На партах перед вами лежат ракеты трёх цветов. Они нужны для следующего полёта.-У кого остались вопросы после нашего урока, поднимите ракету зелёного цвета.-Кто понял тему – красную ракету.-У кого нет вопросов, всё понял, может объяснить другому, поднимите ракету жёлтого цвета.-Молодцы, вы заметили, что в классе прибавилось солнечного света? Подарите друг другу аплодисменты!-Желаю вам дальнейших успехов. Спасибо вам за урок! Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД)