Разработка урока по биологии на тему:Органы цветковых растений, плоды и семена. Внешнее и внутренне строение семян. Типы семян. Строение семени однодольных и двудольных цветковых растений. (6 класс)


6А, 6Б классы
Урок 10
Тема: Органы цветковых растений, плоды и семена.
Внешнее и внутренне строение семян. Типы семян. Строение семени однодольных и двудольных цветковых растений.
Цель урока:
Обучающая: Сформировать у учащихся систему знаний о внешнем и внутреннем строение семян однодольных и двудольных цветковых растений;
Развивающая: Развивать логическое мышление учеников и формировать навыки работы с учебником, развивать устную речь.
Воспитательная: Воспитать у учащихся нравственное отношение к полученным знаниям и бережное отношение к увеличительным приборам;
Тип урока: лабораторная работа
Форма урока: комбинированный урок с использованием ИКТ
Методы урока: репродуктивные, поисковые, проблемные.
Оборудование: интерактивная доска, проектор, презентация: «Внешнее и внутренне строение семян»;
Ход урока.
Организационный момент: приветствие, проверка готовности учащихся к уроку, наличие учащихся; ознакомление с темой, целями урока и планом работы на уроке.
Объяснение нового материала:
Учитель:
Ребятам нужно догадаться, о чем пойдет речь на уроке, используя как можно меньше подсказок. Ответ можно записать на листочке в любой момент сдать, предварительно подписав фамилию и число понадобившихся подсказок.
 Подсказки
1.Этот орган является важнейшим достижением в эволюции у высших растений.
2.Это орган растения, который ему жизненно необходим.
3.Этот орган появляется в определённый период жизни растения.
4. «Спит волшебным сном малютка. Кто бы разбудил?
Солнце грело, грело. Не встаёт малютка! Дождик брызгал, брызгал. Крепко спит малютка. Ветер дул-дул. Как мертва малютка. А пришли все вместе – сразу разбудили». ЧТО ЖЕ ЭТО ЗА МАЛЮТКА?
5. Этот орган называют зачаточным растением.
6. С помощью него растения могут распространяться по Земле.
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
Почему этот орган жизненно необходим растениям?
Почему его называют зачаточным растениям?
Насколько важно растениям иметь такие органы?
Ответы учащихся:
Учитель:
Семена всегда скрыты внутри плода. Поэтому цветковые растения делят на два класса: Двудольные и Однодольные.
Строение семян двудольных растений.
 Снаружи у семян имеется плотный покров — кожура. Она защищает семя от повреждений, высыхания, проникновения болезнетворных организмов.
У одних растений семенная кожура плотная, но тонкая, у других она деревянистая, толстая и очень твердая (у сливы, миндаля, винограда и др.).
На кожуре семени фасоли есть рубчик — след от места прикрепления семени к стенке плода. Рядом с рубчиком находится маленькое отверстие — семявход. Через семявход внутрь семени проникает вода, после чего семя набухает и прорастает.
Внутри семени находится зародыш нового растения.
Строение семени однодольного растения.
Рассмотрим зерновку Пшеницы. Зерновка покрыта плотной кожурой. Стенка плода срастается с семенной кожурой и не отделяется от нее. Большая часть зерновки занята эндоспермом - в нем накапливаются крахмал, белки, жиры. Эндосперм представлен крупными клетками, целиком заполненными питательными веществами в виде крахмала, белков и различных масел. Все эти вещества служат зародышу первым источником питания при прорастании семени. В нижней части располагается зародыш, отделенный от эндосперма семядолей.
Лабораторная работа №5
Тема: Строение семян однодольных и двудольных растений. Знакомство с разнообразием семян овощных культур.
Цель: сравнить семена двудольных и однодольных растений, выявить их строение, сходства и отличия.
Оборудование: коллекция однодольных и семян двудольных растений; предварительно увлажненные семена фасоли и пшеницы; лупа.
Порядок работы:
Изучив форму сухого и набухшего семени фасоли, цвет кожуры, расположение рубчика, зарисуйте семя и подпишите его части.
Рассмотрите внешнее строение и форму зерновки пшеницы. Зарисуйте семя, подпишите названия его частей.
Рассмотрите семена овощных культур, обратите внимание на их цвет, форму, размеры. Укажите эти данные в таблицу
№ Название овощной культуры Особенности семян
Цвет Форма Размер
Вывод.
Закрепление урока:
Учитель. Ребята, давайте подведём итог – что нового мы узнали сегодня на уроке.
Учащиеся отвечают:
Домашнее задание: §10, читать, пересказ. Выполнить в тетрадь практическую работу на стр.38.
Лабораторная работа №5
Тема: Строение семян однодольных и двудольных растений. Знакомство с разнообразием семян овощных культур.
Цель: сравнить семена двудольных и однодольных растений, выявить их строение, сходства и отличия.
Оборудование: коллекция однодольных и семян двудольных растений; предварительно увлажненные семена фасоли и пшеницы; лупа.
Порядок работы:
Изучив форму сухого и набухшего семени фасоли, цвет кожуры, расположение рубчика, зарисуйте семя и подпишите его части.
Рассмотрите внешнее строение и форму зерновки пшеницы. Зарисуйте семя, подпишите названия его частей.
Рассмотрите семена овощных культур, обратите внимание на их цвет, форму, размеры. Укажите эти данные в таблицу
№ Название овощной культуры Особенности семян
Цвет Форма Размер
Вывод.
Лабораторная работа №5
Тема: Строение семян однодольных и двудольных растений. Знакомство с разнообразием семян овощных культур.
Цель: сравнить семена двудольных и однодольных растений, выявить их строение, сходства и отличия.
Оборудование: коллекция однодольных и семян двудольных растений; предварительно увлажненные семена фасоли и пшеницы; лупа.
Порядок работы:
Изучив форму сухого и набухшего семени фасоли, цвет кожуры, расположение рубчика, зарисуйте семя и подпишите его части.
Рассмотрите внешнее строение и форму зерновки пшеницы. Зарисуйте семя, подпишите названия его частей.
Рассмотрите семена овощных культур, обратите внимание на их цвет, форму, размеры. Укажите эти данные в таблицу
№ Название овощной культуры Особенности семян
Цвет Форма Размер
Вывод.