Урок по математике Сложение чисел с помощью координатной прямой

Сложение чисел с помощью координатной прямой
(Урок математики в VI классе по сингапурской методике обучения)
Голниса Бикмухаметова,
учитель математики высшей квалификационной категории Ныртинской средней школы Кукморского района

Цели урока:
Образовательная: научиться складывать числа с помощью координатной прямой, понять, что значит к числу a прибавить число b, чему равна сумма противоположных чисел, закрепление понятия положительных и отрицательных чисел, сравнения чисел.
Развивающая: развивать умение работать в парах, рассуждать и логически мыслить.
Воспитательная: воспитывать толерантное отношение друг к другу, умение выслушивать собеседника, способствовать воспитанию умения работать в парах и группах.
Задачи: способствовать овладению навыками критического и креативного мышления для генерации новых идей при решении задач динамично изменяющегося мира.
Оборудование: номера столов и участников, проектор, экран, компьютер, презентация в POWER POINT.
Элементы сингапурской системы обучения: ХАЙ ФАЙВ, ФИНК-РАЙТ-РАУНД РОБИН, ТЭЙК–ОФ–ТАЧ ДАУН, ИНСАЙД–АУТСАЙД–СЁКЛ.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Учебник: Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбург С.И. – Математика: Учебник 6 кл. для общеобразовательных учреждений / 22-е изд., испр. – М.: Мнемозина, 2010.
Ход урока.
Организационный момент. (Дети сидят в группе по 4 человека.)
ХАЙ ФАЙВ (СИГНАЛ ТИШИНЫ)
Учитель. Ребята, здравствуйте. Давайте поприветствуем друг друга и пожелаем всем успеха.
Сегодня мы будем работать по теме «Сложение чисел с помощью координатной прямой» (Слайд № 1). И мы должны научиться слаживать числа с помощью координатной прямой. В начале урока повторим раннее изученный материал.

·
·. Актуализация и проверка опорных знаний. (Слайд № 2)
Цель: повторение изученного материала.
ФИНК-РАЙТ-РАУНД РОБИН (ПОДУМАЙ – ЗАПИШИ – ОБСУДИ)
Учитель. Подумайте, запишите и обсудите в группах ответ на вопрос: «Какая прямая называется координатной?»
(По 1 минуте каждому подумать и записать на листочках, обсудить по очереди и выслушать друг друга. По команде учителя выслушать 2–3 участников команды.) (Слайд № 3)
III. Изучение и проверка усвоения нового материала.
Решение примеров на координатной прямой. (Слайд № 4)
5 + 6 = 11 3 + (–5) = –2
Вывод. Любое число от прибавления положительного числа увеличивается, а от прибавления отрицательного числа уменьшается.
(Слайд № 5)
(–9) + 8 = –1 Сравнить результат и первое слагаемое.
(Слайд № 6)
(–5) + (–8) = –13 Сравните первое слагаемое и результат.
(Слайд № 7)
(–3) + 4 = 1
(Слайд № 8)
7 + (–7) = 0 Вывод. Сумма противоположных чисел равна нулю.
а + (–а) = 0
(Слайд № 9)
(–6) + 0 = –6 Вывод. От прибавления нуля число не изменяется.
а + 0 = а
(Слайд №10) Запишите с помощью сложения:
Точка А (4) переместилась на 6 единиц влево.
Точка В (3) переместилась на 5 единицы вправо.
Точка С (–2) переместилась на 3 единицы вправо.
Точка Д (–5) переместилась на 3 единицы влево.
Через определенное время учитель проверяет ответы. ТЭЙК–ОФ–ТАЧ ДАУН (ВСТАТЬ – СЕСТЬ) – для получения информации о классе.
Учитель. Встаньте, пожалуйста, те, у кого ответ на первое задание 4 + (–6). Спасибо, садитесь.
Встаньте, пожалуйста, те, у кого ответ во второе задание 3 + 5 Спасибо, садитесь.
Встаньте, пожалуйста, те, у кого ответ на третье задание (–2) + 3. Спасибо, садитесь.
Встаньте, пожалуйста, те, у кого ответ на четвёртое задание (–5) + (–3). Спасибо, садитесь.
(Слайд №11)
IV. Подведение итогов урока. ИНСАЙД–АУТСАЙД–СЁКЛ (внешний и внутренний круг).
Закончите предложения:
От прибавления положительного числа сумма
Сумма противоположных чисел равна
От прибавления нуля любое число
От прибавления отрицательного числа сумма
(Озвучиваются оценки и домашнее задание.)
V. Запись домашнего задания и инструктаж по его выполнению.
Прочитать параграф 31, правила, решить № 1038, 1039 (а, в, д, ж).
Примечание. Задачи для работы в классе и для работы дома подобраны так, что повышается уровень сложности при переходе от задачи к задаче.
Учитель. И в завершении урока хотелось бы присоединиться к словам Джон фон Неймана «Если люди отказываются верить в простоту математики, то это только потому, что они не понимают всю сложность жизни».
Действительно, жизнь порой нам преподносит такие сюрпризы, что математика остается простой наукой. Желаю всем вам, чтобы трудности жизни не были сложнее, чем математика.
VI. Рефлексия.
Выберите каждый начало предложения и закончите его:
Сегодня я узнал
Было интересно
Было трудно
Теперь я могу
Я почувствовал, что
Я научился
Я попробую
Спасибо за урок.








13PAGE 15




15