Урок изобразительного искусства (композиции) на тему Рисуем музыку или рождение ассоциативной композиции (9 класс)

Автор: Исмагилова Гульнара Ирековна –
учитель изобразительного искусства
РХГИ им. К. А. Давлеткильдеева

РИСУЕМ МУЗЫКУ ИЛИ РОЖДЕНИЕ АССОЦИАТИВНОЙ КОМПОЗИЦИИ
Урок композиции (рисования) в 9 классе

Краткая аннотация урока. Одна из задач уроков композиции – развитие эстетической отзывчивости учащихся на красоту окружающего мира, воспитание талантливого юного художника, думающего зрителя-собеседника. Перед учителем, формирующим такого одаренного ребенка, возникает вопрос: как построить урок, чтобы научить ученика размышлять над услышанным, увиденным, научиться передавать переживаемые чувства при прослушивании музыкальных произведений, задавать вопросы и находить ответы в творческой форме, совершать открытия и радоваться процессу поиска? На помощь учителю могут прийти методы проблемно-поискового, творческого поиска ответов на поставленные вопросы. Урок в технологии проблемного обучения поможет организовать общение с миром прекрасного, погрузить ребёнка в мир художественно-эстетических ощущений, ассоциаций, сотворчества.
Цель урока.
(Развитие эстетической отзывчивости на красоту окружающего мира, творческой мотивации к художественной деятельности;
(Продолжить формирование навыков работы с мультимедиа-объектами как источниками информации, преобразованию знаний из одной формы в другую.
Комплексная задача урока:
Предметно-информационная составляющая:
(продолжение знакомства с традиционными и нетрадиционными материалами, техниками и приемами работы;
(знакомство с понятиями – ассоциативная композиция, абстрактная композиция;
(знакомство с программой для рисования «Labuat» на страницах Интернет-ресурсов.
Деятельно-коммуникативная составляющая:
(продолжение освоения различных техник и приемов работы с художественными материалами;
(развитие абстрактного мышления, умения творчески мыслить, анализировать и решать композиционные задачи по теме;
(применение полученных знаний в собственной художественно-творческой деятельности;
(развитие умения работать с интерактивными моделями в Интернете;
(развитие речи при обсуждении, тактичное выражение своего мнения и умение дослушивать другого;
Личностно-ориентационная составляющая
(воспитание аккуратности, усидчивости;
(получение удовольствия от работы;
(развитие эмоционально – чувственной сферы школьника средствами музыки и изобразительного искусства, воспитание чувств восторга от процессов творческой работы, поиска гармоничной (яркой, сдержанной) палитры.
Уровень образования школьников: Урок предназначен для 9 класса (возможно изучение данной темы в 8 классе), уровень класса - средний.
Время: 2 академических часа.
Тип урока. Комбинированный урок.
Форма учебной работы: урок-практикум.
Организация работы: коллективная, групповая.
Межпредметные связи на уроке.
(музыка: анализ музыкального произведения, художественных композиции, сила эстетического воздействия.
(компьютерная графика: визуализация музыки через рисование.
Основные понятия. Ассоциация. Абстрагирование. Абстрактное изображение. Ассоциативная композиция.
Использование новых информационных технологий. Мультимедийный проектор, желательно – интерактивная доска, музыкальный центр, CD с музыкальными произведениями В. А. Моцарта и других композиторов-классиков, компьютеры с подключенным Интернетом, программа «Labuat» для рисования чернилами на сайте [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].

План-конспект урока
Этапы урока
Время, мин
Приемы и методы

1. Организационный момент. Мотивация учебной проблемы.Прослушивание фрагмента из CD-диска в ходе беседы.
10 мин.

Беседа с учащимися

2. Объяснение нового материала.
Использование материалов электронной презентации к уроку.
15 мин.
Формирование у учащихся конкретных представлений об изучаемых понятиях, их сущности и взаимосвязях.

3. Актуализация материалов предыдущего урока. Рефлексия. Использование материалов электронной презентации к уроку.
5 мин.

Ответы учащихся на вопросы.

4. Релакс-пауза. Обучение учащихся
в игровой форме.
10 мин.
Работа учащихся в программе «Labuat».

5. Анализ музыкального произведения.
10 мин.
Ответы учащихся.

6. Практическая работа.
20 мин.
Практическая работа учащихся.

7. Анализ детских работ.
10 мин.
Ответы учащихся.


Ход урока

Виды деятельности
Поддержка ИКТ

1.
Организационный момент.
Мотивация учебной проблемы.
Различные слова и понятия вызывают у нас разные впечатления, ощущения, ассоциации. Например, что вы себе представляете когда произносят слово космос? Не забудьте назвать цветовые признаки. Карнавал? Север? Счастье? (ответы детей).
Что такое ассоциация? (ответы детей).

Ассоциация – это психологическая связь представлений о различных предметах и явлениях, выработанных жизненным опытом.
А можно ли цветом передать свои чувства, которые у вас возникают при прослушивании красивой музыки?
(ответы детей).

Какими линями (пятнами) можно передать мягкие теплые оттенки звучания фортепиано, напевные, ласковые звуки скрипки? (ответы детей в материале).
Звуки разной силы можно передать соответствующими линиями: громкие звуки – толстой, жирной линией, тихие звуки – средней линией, едва уловимые звуки – тонкой линией. Линия запечатлевает неуловимое движение души, настроения художника.
Сплетаясь в разнообразные формы, линия бывает тонкой, изысканной, кружевной, колючей и злой, нежной и бархатной.
А богатство художественных материалов помогает быть линии предельно разнообразной.
Разнообразные точки, пятна помогают композиции быть выразительной, интересной.
По-вашему, какими линиями, штрихом, пятном можно передать звук журчащего ручья; рев водопада? (ответы детей в материале).
Слайд №1.

Слайд №2.

Звучат фрагменты музыкальных произведений.
Слайд №3.

Слайд №4.



2.

Объяснение нового материала.
Все это есть не что иное как абстрагирование.
Абстрагирование – один из способов нашего мышления (от лат. abstractio "отвлечение") мысленное отвлечение от ряда качеств воспринимаемого объекта с целью выявления и ясного понимания какого-то одного из них.
В художественной деятельности абстрагирование присутствует постоянно. Например, в декоративном искусстве – это процесс стилизации природных форм. В своём крайнем выражении в изобразительном творчестве оно ведёт к абстракционизму, особому направлению в изобразительном искусстве ХХ века.
Для абстрактных композиций характерно - отказ от изображения реальных объектов, предельное обобщение или полный отказ от формы, беспредметные композиции (из линий, точек, пятен, плоскостей и др.), эксперименты с цветом, это спонтанное выражение внутреннего мира художника.
К этому направлению можно отнести живопись русского художника В. Кандинского.
Предельно обобщенной формой абстрактного изображения является «Черный квадрат» Малевича.
Почему? (ответы детей).
Перед вами работы художников-абстракционистов.







Ассоциативная композиция – картина, написанная по ощущению, ассоциациям (могут присутствовать узнаваемые предметы, люди, явления и т.д.).
Давайте уточним: есть ли различие между абстрактной композицией и ассоциативной?
А есть ли общее между абстрактными и ассоциативными изображениями?
(ответы детей).
Перед вами ассоциативные композиции башкирских художников.

Да, художники в своих работах стремятся передать свое эмоциональное состояние от увиденного, а композиторы хотят звуками передать свое эмоциональное состояние от услышанного.
Порой возникают соответствующие музыкально-художественные ассоциации: смотришь на картину, а слышишь музыку.

И наоборот, слушая музыку, представляешь картину.




















Художник Коровин рисовал в реалистичной манере, его называли «Моцартом в живописи». Как вы думаете, почему? (ответы детей).
Слайд №5.

Слайд №6.

Слайды №7,8,9.





Слайд №10.

Слайды №11,12,13.





Слайд №14.



3.

Актуализация материала предыдущего урока. Рефлексия.
Как, по-вашему, законы композиции в абстрактной и ассоциативной композициях работают так же как при построении реалистической композиции? (ответы детей).
Как называются повторяющиеся, чередующиеся цветовые элементы на картине? (ответы детей).
Как с помощью линий можно передать динамику, движение, волнение? (ответы детей).
Спокойствие, тишину? (ответы детей).
Покажите схематично возможные варианты построения динамичной композиции.
Как будут выглядеть варианты построения статичной композиции? (ответы детей).
Слайд №15.

Слайд №16.



4.

Релакс-пауза.
Для дальнейшей успешной работы давайте немного поиграем, порисуем чернилами в программе «Labuat» на сайте [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Какие графические средства выражения в композиции создатели сайта предлагают для ассоциативной визуализации музыки? (ответы детей).
Работа учащихся в программе «Labuat» для рисования чернилами на сайте [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].



5.
Анализ музыкального произведения.
Послушайте одно музыкальное произведение, по ходу прослушивания музыки можно рисовать свои ощущения, ассоциации. Материалы по выбору. (Дети слушают классическую музыку и рисуют).
Что представили, ощутили вы, слушая эту композицию? (ответы детей).
Это произведение Моцарта «Скрипка и рояль. Ближе к мечте». По мнению, независимых ученых, его музыка оказывает на людей самое сильное оздоровительное воздействие.
Что вам нарисовала музыка?
Какое настроение музыки, ее характер? (Композиция спокойная, с оттенком светлой грусти. Вначале произведения музыка печальная, затем звуки начинают повышаться, звучит скрипка, появляется надежда и ощущение полета, любви)
Какой вы ее видите по цвету, композиционно?

Звучит музыкальное произведение Моцарта «Ближе к мечте».


Слайд №18.



6.

Практическая работа.
Задача: создать ассоциативную живописную, уравновешенную композицию по прослушанному музыкальному произведению (на основе рисунка-эскиза). Техника работы свободная, материалы на выбор, формат А3.
Слайд №19.
Звучит произведение Моцарта.



7.

Анализ детских работ.
Похлопайте в ладоши те, кто считает, что справился с сегодняшним заданием. Молодцы! А те кому не хватило времени, пусть погладит себя по голове и скажет: «Не унывай дружок! В следующий раз непременно успею». Домашнее задание: завершить работу в материале. Приятно отметить, что, в общем, все справились с заданием. У всех получилось свое прочтение одного и того же музыкального произведения.
А что скажите вы, ребята? Чьи композиции получились удачными и интересными? Почему? Получилось ли у авторов ассоциативно передать свое отношение к музыкальному произведению? (ответы детей).
Молодцы! На следующем уроке обсудим и проанализируем завершенные работы.
Всем спасибо. Урок окончен.



Слайд №20.

Ответы детей.
Слайды № 21- 27.







15