Рабочая программа по курсу Культура народов Поволжья 5 класс ФГОС


Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе программы регионального компонента «Культура народов Поволжья», которая рекомендована министерством образования Саратовской области для использования в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных учреждений области, авторской программы Е.Л.Юнг, Т.Ю. Сторожевой. Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм»-«Добродея».2012г, сост.Л.П.Толкачёва 2013г. Настоящая программа литературно-этнографического курса «Культура народов Поволжья» реализуется МБОУ «Средняя общеобразовательная школа им.М.М.Рудченко с.Перелюб» и предназначена для учащихся 5 класса.
Поволжье немыслимо без упоминания о Волге. В какой области ни жили наши земляки, все они с гордостью называют себя волжанами.
Предлагаемый предмет отличается от традиционного курса литературы. Специфика его – двойственная природа, соединение литературы как искусства слова с краеведением. Поэтому учебный предмет «Культура народов Поволжья» сохраняет среди своих целей воспитание художественного вкуса и воспитание читателей, с другой стороны, предполагает углубление представлений о Поволжье и людях, его населяющих.
Главная цель вводимого предмета – пробуждение и углубление чувства любви к своей малой родине, чувства своего кровного родства с ее прошлым и настоящим, чувства толерантности к народам, населяющим наш край.
Для достижения этой цели выдвигаются конкретные задачи:
просветительская (приобщить к истории культуры и устному народному творчеству народов Поволжья);
агитационная (увлечь школьников пафосом литературно-краеведческого поиска);
эстетическая (раскрыть школьникам богатство мира идей и образов сказаний и легенд народов Поволжья);
лингвокоммуникативная (обогатить устную и письменную речь школьников);
обучающая (обучить начальным навыкам музейно-экскурсионной работы, библиографического описания, классификации печатных и рукописных материалов).
В центре занятий находится работа над бытом, обычаями и произведениями фольклора какого-либо поволжского народа, отрабатываются теоретические понятия, раскрываемые на материале изучаемых произведений. Используются в работе также и термины, характеризующие краеведческую сторону курса.
Для реализации программы используются объяснительно-илюстративный, частично-поисковый и проблемный методы обучения. Также применяются и нетрадиционные формы организации учебной деятельности: лекционно-семинарская система занятий, ученическая конференция, ролевая игра и другие.
Используются современные педагогические технологии:
проблемное обучение;
проектные методы в обучении;
здоровьесберегающие технологии;
использование исследовательского метода в обучении;
информационно-коммуникационные технологии;
технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр;
технология «Развитие критического мышления» и др.
Проведение предмета предполагает сочетание различных видов деятельности школьника и учителя.
Учебная:
классная работа (уроки различных типов, в том числе лекции, проведение литературно-краеведческих викторин, олимпиад, элементы фольклорного и литературно-краеведческого театра, заочные путешествия по Поволжью с использованием литературной карты);
внеклассная работа с книгой (чтение и изучение легенд и сказаний, поиск справок в словарях и справочной литературе, энциклопедиях; сбор нужных материалов из периодических изданий, их классификация и т.д.);
развитие устной и письменной речи (классное и внеклассное), реализуемое в разных формах работы: устный рассказ о своих впечатлениях, изложение текстов легенд и сказаний, сочинения разных жанров и форм и т.д.
Эвристическая (участие в читательских конференциях, экскурсиях в музеи).
Творческая (выпуск специальных стенных газет, бюллетеней, альманахов, проведение литературно-краеведческих вечеров, подготовка заметок и статей в стенные газеты, в местные и областные газеты, подготовка докладов, работа над проектами).
Основные принципы реализации программы:
научность;
доступность;
добровольность;
субъектность;
деятельностный и личностный подходы;
преемственность;
результативность;
партнерство;
творчество и успех.
Специфика ОУ, контингента обучающихся.
МБОУ «СОШ им. М.М.Рудченко с.Перелюб» является муниципальным образовательным сельским учреждением, в ней обучается порядка 600 человек, большая часть детей из неполных и малообеспеченных семей. В школе обучаются дети разных национальностей, среди которых: русские, казахи, башкиры, азербайджанцы, курды и др.
Авторская программа оставлена без изменений.
Состав УМК.
-Волжские сказки, легенды, были: учебное пособие для 5 класса./Сост.Л.П.Толкачёва,Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм»-«Добродея».2013.
-Рабочая тетрадь к пособию «Волжские сказки, легенды, были» для 5 класса./сост.Л.П.Толкачёва.Юнг Е.Л.,Сторожева Т.Ю.,Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм»-«Добродея».2013.
Общая характеристика учебного предмета, курса «Волжские сказки, легенды, были».
Этот курс призван сформировать одну из ключевых компетенций- толерантность, которая означает уважение, принятие и правильное понимания богатого разнообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.
Учебный предмет направлен на изучение самых близких школьникам объектов- родной Саратовский край, семья, природа, окружающая школьников. В связи с этим, программа построена с учетом того, чтобы учащиеся изучали материал, характерный для каждой конкретной местности, школы, социума. В каждом из разделов реализуются межпредметные связи с курсом истории, географии и другими учебными дисциплинами. Знания по краеведению учащиеся получают в ходе изложения учителем учебного материала, работы с учебными пособиями, в рамках поисковой, исследовательской деятельности. (изучение литературных источников, подготовка докладов, презентаций и т.п.), а также в ходе экскурсий, походов и т.д.
Описание места предмета в учебном плане.
Над программой можно работать один год, в конце которого обучающийся проводит защиту своего проекта «Мы разные, но мы вместе». Программа предусматривает проведение занятий один раз в неделю.
После каждого занятия предусматривается творческая работа, которая оценивается учителем. Отметки выставляются в журнал.
Содержание учебного предмета:
Жанры устного народного творчества. Моя родословная
Пословицы и поговорки. Страшилки. Дразнилки. Былички. Сказки. Мифы, легенды, предания, сказания как формы познания и эстетического восприятия окружающего мира.
Родословная. Начальные сведения о топонимике.
Творческая работа. Моя родословная (с привлечением иллюстративного материала по УНТ, собранного ребятами в своих семьях, характерного для каждого поколения).
Топонимика. История в названиях
Что изучает топонимика? Район, область, где мы живем. Короткий исторический экскурс в историю населенного пункта, в котором проживают учащиеся, области, в которой находится населенный пункт. Место моей семьи в истории родного края и на карте области.
Тексты для чтения: предания о родном городе. Литературные произведения о родном городе.
Творческая работа. Предание, сказание, легенда, миф о происхождении города, в котором живешь.
Экскурсии
Экскурсия в местный музей.
Предания волгарей
Сколько названий у Волги? Что такое Среднее Поволжье? Специфика местности (краткий обзор географического положения, растительного и животного мира). «Ковыли» – легенда о происхождении ковыля. Структура легенды. Использование языковых средств для создания образа.
Тексты для чтения: предания, записанные М. Ежовым: «Как вас прозывают», «Первый силач Волги», «Машинист», «Лоцман»; В.Н. Марохиным: «Городецкие мастера», «Про Никитушку Ломова», «Медвежий парад», «Потаенное подземелье»; Г. Шенеманом: «Пароход на лугу» (по выбору учителя). Возможно использование других преданий, имеющихся у учителя.
Творческая работа. Создание легенды о происхождении растения, произрастающего в вашей местности.
Обитатели Среднего Поволжья
Народы, жившие в нашем крае в глубокой древности. Народы области. История заселения. Народы района, в котором проживает школьник.
Тексты для чтения: предания и легенды о народах, проживающих в вашем крае.
Творческая работа. Литературно-изобразительный проект «Мы на карте области» (оформление мини-карты в сопровождении с литературными цитатами о народностях, заселяющих область, район).
Экскурсия в местный музей с.Перелюб.
Сербские сказки
Сербы на Волге. Сербские сказки. Сюжеты и герои разных сказок. Их построение. Особенности манеры их исполнения. Нравственные идеалы в сказках.
Тексты для чтения: «Рубаха счастливого человека», «Сливы за сор», «Кто не работает, тот не ест», «Правда и кривда», «Счастье и ум», «Век живи – век учись».
Творческая работа. Образ автора сербских сказок (сочинение-коллаж из цитат сербских сказок).
Татарские легенды
Татары на Волге. Быт и обычаи в татарских легендах. Близость нравственных идеалов, утверждаемых в сказках, легендах, преданиях разных народов. Отражение действительности в легендах и сказках.
Тексты для чтения: «Предания о Казани», «Завещание», «Правда спасает, а неправда подводит», «О кривой березе».
Творческая работа. Народы разные, а мораль… (сочинение на основе сравнительного анализа сербской сказки «Правда и кривда» и татарской сказки «Правда спасает, а неправда подводит»).
Мифы и легенды чувашей
Чуваши на Волге. Быт и обычаи в чувашских мифах и легендах. Мифы как форма познания и эстетического восприятия мира. Яркость поэтического представления об окружающей природе. Отражение действительности в мифах. Чувашские мифологические персонажи. Улып-Великан.
Тексты для чтения: «Земля Улыпа», «Гора Чабырлы», «Мост Азамата», «Отчего ласточка двухвостая», «Почему сосна и ель вечнозеленые», «Как ловили луну».
Творческая работа. Сочинение мифа о каком-либо явлении природы, характерном для нашей местности.
Мифы и легенды мордвы
Быт и обычаи в мифах и легендах мордвы. Средства художественной выразительности. Герои. Сюжеты.
Тексты для чтения: «Ехал по Волге князь Мурза», «Волга-Рав и Каспий», «Алтырь и Инсар», «Как кузнец соседа подковал».
Творческая работа. Сочинение мифа о происхождении города, поселка, деревни района, в котором проживает школьник (обязательное условие – учитывать исторические факты).
Предания княжеской Ручи
Что значит быть русским? Быт и обычаи, история страны в преданиях княжеской Руси. Обрядовая поэзия.
Тексты для чтения: «Про град Китеж», «Легенды о граде Китеже», «Утесы над Волгой», «Воцарение Ивана Грозного», «Наказание Волги», «Свеча».
Творческая работа. Сочинение о происхождении русского народа (жанр выбирают учащиеся).
Сказания о немцах Поволжья
Немецкие колонии на Волге. Б. Пильняк «Немецкая история». Роль фольклорных вставок в произведении. Сказания о немцах Поволжья.
Тексты для чтения: Б. Пильняк «Немецкая история», сказания о немцах Поволжья.
Творческая работа. Как немцы на Волгу попали (жанр выбирают учащиеся).
Мифы и легенды казахов
Быт и обычаи казахского народа в сказаниях и легендах. Сюжет, герои.
Тексты для чтения: «Сказания об орлах», Легенда о Ер-Каптагае.
Творческая работа. Волжские просторы в легендах казахского народа. Возможно сочинение «О чем поет ветер?» (жанр выбирают учащиеся, обосновывая свой выбор).
Предания о волжских малороссах
«Откуда есть пошла украинская земля?» Обычаи и быт малороссов. Обрядовая поэзия.
Тексты для чтения: «Иван-да-Марья».
Творческая работа. Сочинение о происхождении украинского народа (жанр выбирают учащиеся).
Тематическое планирование
№№ Тема занятия Кол-во часов
11 Жанры устного народного творчества. Моя родословная 3
22 Топонимика. История в названиях 2
33 Предания волгарей 2
44 Обитатели Среднего Поволжья 2
55 Сербские сказки 2
66 Татарские легенды 2
77 Мифы и легенды чувашей 2
88 Мифы и легенды мордвы 2
99 Предания княжеской Руси 2
110 Сказания о немцах Поволжья 2
111 Мифы и легенды казахов 2
112 Предания о волжских малороссах 2
113 Создание итогового проекта «Мы разные, но мы вместе – Россия» 4
114 Защита проектов 2
115 Резерв 4
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса «Волжские сказки, легенды, были»
Личностные результаты:
осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества);
испытывать чувство гордости за красоту родной природы, свою малую родину, страну;
осознавать себя гражданином России;
объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России;
искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений;
уважать иное мнение;
вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
учиться обнаруживать и формулировать проблему;
составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера;
работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки;
работать по составленному плану;
понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.
Познавательные:
предполагать, какая информация нужна;
выбирать основания для сравнения, классификации объектов;
устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;
выстраивать логическую цепь рассуждений;
представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ.
Коммуникативные:
организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);
предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений;
оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ;
при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее, учиться подтверждать аргументы фактами;
слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Предметные результаты
В результате изучения предмета ученик должен знать:
Содержание произведений, подлежащих изучению;
Основные понятия устного народного творчества, культуры народов Поволжья;
Основные теоретико-литературные понятия предмета.
В результате изучения предмета ученик должен уметь:
Работать с книгой;
Определять принадлежность художественного произведения к одному из жанров устного народного творчества;
Выражать свое отношение к прочитанному;
Выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
Владеть различными видами пересказа;
Строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
Участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.
Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать:
сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;
способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;
сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач с использованием знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;
способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.
Индивидуальный проект (или учебное исследование) выполняется обучающимся в течение одного года и должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного и др.Предполагаемые результаты реализации программы и критерии их оценки.
Обучающиеся должны научиться:
видеть проблемы;
ставить вопросы;
выдвигать гипотезы;
давать определение понятиям;
классифицировать;
наблюдать;
проводить эксперименты;
делать умозаключения и выводы;
структурировать материал;
готовить тексты собственных докладов;
объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Оценивание учащихся осуществляется через поурочную ситсему, классную работу, проекты, тестирования, сочинения.
Оценка «5» - дается четкий, развернутый ответ на поставленный вопрос, все ключевые понятия темы, даются определения и описания, нет фактических неточностей, речь правильная, включаются факты, поддерживающие детали. Из усвоенного материала самостоятельно делаются выводы, устанавливаются причинно- следственные связи. Учащийся хорошо ориентируется в материале.
Оценка «4» - большинство ключевых понятий и фактов хорошо определяются, описываются, есть небольшие фактические неточности, речь правильная. Учащийся ориентируется в материале, выводы делаются с помощью учителя.
Оценка «3» - определяется и описывается около половины ключевых понятий, проблем и фактов. Около половины объема информации правильной, остальная неверная, неточная или отсутствует. Учащийся не может делать выводы из материала урока.
Оценка «2» - определяется незначительное количество (либо отсутствуют полностью) ключевых понятий, проблем, фактов, в основном информация неверная или не относится к поставленному вопросу. Обнаружено непонимание основного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить даже при дополнительных вопросах.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПРЕЗЕНТАЦИЙ
Фактологическая точность 1-3 балла
Оригинальность 1-3 балла
Дизайн 1-3 балла
Композиционная целостность 1-3 балла
Качество изображения 1-3 балла
Интерактивность 1-3 балла
Грамотность 1-3 балла
Итого Максимум 21 балл
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ИЛЛЮСТРАЦИЙ
Новизна и необычность подхода автора 1-3 балла
Актуальность изображаемого1-3 балла
Эмоциональность изображаемого1-3 балла
Техника 1-3 балла
Композиция 1-3 балла
Изобразительная целостность рисунка 1-3 балла
Художественное качество рисунка 1-3 балла
Итого Максимум 21 балл
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ
(РАССКАЗОВ, ЭССЕ, СОЧИНЕНИЙ, СТИХОТВОРЕНИЙ, РЕЦЕНЗИЙ, ФАНФИКОВ)
Содержание 1-3 балла
Творческая глубина 1-3 балла
Логичность и последовательность 1-3 балла
Умение работать с источниками 1-3 балла
Оригинальность 1-3 балла
Художественное оформление 1-3 балла
Грамотность 1-3 балла
Итого Максимум 21 балл
ПЕРЕВОД БАЛЛОВ В ОТМЕТКИ
0-10 – «2»
11-14 – «3»
15-18 – «4»
19-21 – «5»
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Литература для учителя
Волжские сказки, легенды, были: учебное пособие для 5 класса / сост. Л.П. Толкачева. – Саратов: КИЦ «Саратов телефильм»: Добродея, 2008.
Зеленин К.Д. Восточнославянская этнография / К.Д. Зеленин. – Москва, 1995.
Культура и искусство Поволжья: межвузовский сборник научных статей. – Саратов: Государственная консерватория им. Л.В. Собинова, 2002.
Культура народов Поволжья: электронный УМК.
Материалы музеев краеведения и этнографии.
Мифы древней Волги: мифы, легенды, сказания, быт и обычаи народов, обитавших берега великой реки с древнейших времен до наших дней / сост. В.И. Вардугин. – Саратов: Надежда, 1996.
Рабочая тетрадь для 5 класса к пособию «Волжские сказки, легенды, были» (программа «Культура народов Поволжья») / Е.Л. Юнг, Т.Ю. Сторожева, Л.П. Толкачева. – Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм»: Добродея, 2012.
Саратовский вестник. – 1995. – Вып. 5. Костюм.
Фольклор Саратовской области / сост. Т.М. Акимова. – Саратов: областное изд-во, 1946.
Юнг Е.Л. Методические рекомендации и этнографические материалы для проведения занятий по программе «Культура народов Поволжья» / Е.Л. Юнг, Т.Ю. Сторожева. – Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм»: Добродея, 2009.
Литература для учащихся
Волга – река русская. – Саратов: Саратовское книжное изд-во, 1954.
Волжские сказки / сост. В.Н. Морохин, В.И. Вардугин. – Саратов: Надежда, 1993.
Мифы древней Волги: мифы, легенды, сказания, быт и обычаи народов, обитавших берега великой реки с древнейших времен до наших дней / сост. В.И. Вардугин. – Саратов: Надежда, 1996.
Серия «Сказки народов мира».
Сказки Саратовской области. – Саратов: Областное изд-во, 1937.
Толкачева Л.П. Волжские сказки, легенды, были: учебное пособие для 5 класса. – Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм»: Добродея, 2012.
Фольклор Саратовской области / сост. Т.М. Акимова. – Саратов: областное изд-во, 1946.