Презентация олимпиадных заданий по русскому языка 3-5 класс


Подбор олимпиадных заданий по русскому языку для 3-5 классов
Задачи оцениваемые в 3 балла
1.Из трех карточек с буквами К, О, Т можно составить три трехбуквенных
слова: кот, ток и кто. А сколько трехбуквенных слов можно составить изтрех карточек с буквами В, Л, О?
(А) 0; (Б) 1; (В) 2; (Г) 3; (Д) 4.2.Два класса слили в один. Что произошло?
(А) сливание; (Б) слияние; (В) слив; (Г) слитие; (Д) сливка.
3.Посмотрите на список слов: жир, цирк, щипчики, шип, починка, доро-
жит. В скольких из них под ударением произносится тот же гласный звук, что
и в слове сыр?
(А) 0; (Б) 2; (В) 3; (Г) 4; (Д) 5.
4.Даны слова: полька, полка, селедка, скалка, валко. Сколько из них риф-
муется со словом палка?
(А) 0; (Б) 1; (В) 2; (Г) 3; (Д) 4.
5.В песне Александра Дулова «Поселок дачный» есть строчки:
К чему скитаться розно? Обнимемся в пути. Теперь еще не поздно На палубу взойти. Что означает слово розно?
(А) по морям; (Б) подолгу; (В) поодиночке; (Г) понемногу; (Д) по заграницам.
6.Сколько орфографических ошибок сделал Вовочка в предложении Ци-
ган купил красовки?
(А) 0; (Б) 1; (В) 2; (Г) 3; (Д) 4.
7.В русском языке есть два разных глагола жать. Значение одного изних - 'давить. Найдите в списке ответов значение второго глагола.
(А) полоть сорняки; (Б) вести трактор; (В) срезать стебли злаков; (Г) сеять; (Д) среди вариантов (А) - (Г) нет правильного.
8.Какие варианты из перечисленных можно поставить вместо многото-
чия во фразе Результаты моих первых работ были чем сейчас:
1) слабее, 2) более слабее, 3) слабже, 4) более слабыми?
(А) 1, 2; (Б) 1, 3; (В) 1, 4; (Г) 1, 2, 4; (Д) 1, 3, 4.
9.Исключите слово, которое означает не такой вид растительности, как все
остальные слова из списка:
(А) джунгли; (Б) ельник; (В) бор; (Г) луг; (Д) дубрава.
10.Владелец киоска задумался, как подписать этикетку к Orbit. Помогите
ему выбрать верный вариант:
(А) жевачка; (Б) жувачка; (В) живачка; (Г) жвачка; (Д) жывачка.
Задачи, оцениваемые в 4 балла
11.Строчка из известной песенки Жил-был у бабушки серенький козлик взашифрованном виде выглядит так: Шыр-пир ю пяпюжгы зэлэмъгый гёс-
рыг. А как с помощью этого же шифра записать Крокодил Гена?
(А) КлёкотырГэмя; (Б) ГлёгётырКэня; (В) КлёкётырГэмя; (Г) Глёгёдыр Кэмя; (Д) Глёгётыр Кэмя.
13.Вот список существительных:
1) очи, 2) бигуди, 3) жалюзи, 4) усы, 5) санки, 6) лыжи, 7) коньки, 8) каникулы.
У каких из них нет формы единственного числа?
(А) 5, 6, 7; (Б) 5, 6, 7, 8; (В) 3, 5, 8; (Г) 2, 3, 5, 8; (Д) 1, 2, 3, 5, 8.
14.Какие из этих слов обозначают группу людей:
1) толпа; 2) гурьба; 3) стадо; 4) орава; 5) стая?
(А) 1, 4, 5; (Б) 1, 2, 4; (В) все; (Г) 2, 4; (Д) 1, 4, 5.
15.Даны предложения:
1)В соревновании участвовали ученики обоих школ.
2)Скоро зажгется фонарь и осветит улицу.
3)Внимательно слушав учителя, он все усваивал.
Перечислите те из них, которые содержат ошибки в образовании слов. (А) 1; (Б) 2; (В) 2, 3; (Г) 1, 2; (Д) 1, 2, 3.
16.Какое из этих слов по смыслу существенно отличается от остальных?
(А) буран; (Б) ураган; (В) вьюга; (Г) метель; (Д) пурга.
17.Какие из этих слов происходят от того же корня, что и слово стол:
1) столовая, 2) столица, 3) столяр, 4) столько,
5) столешница, 6) столетник, 7) престол, 8) застолье?
(А) все; (Б) все, кроме 4, 7; (В) все, кроме 4, 5; (Г) все, кроме 4, 6; (Д) все, кроме 4, 5, 6.
18.В каких словах на месте пропуска пишется е:
1) в_сеть, 2) на в_су, 3) завсать, 4) занавс, 5) всячий?
(А) 2; (Б) 2, 4; (В) 2, 3, 4; (Г) 4; (Д) 1, 2, 4, 5.
19.Как начинается поговорка: ...видит издалека?
(А) моряк моряка; (Б) рыбак рыбака; (В) рыбак моряка; (Г) свояк свояка; (Д) дурак дурака.
20.Даны формы слов: туч, лож, душ, туш, плач. Сколько получится ос-
мысленных слов, если к каждому данному слову добавить букву ь?
(А) 1; (Б) 2; (В) 3; (Г) 4; (Д) 5.
Задачи, оцениваемые в 5 баллов
21.В старой песне поется:
По-армянски Ованес, А по-русски - Ваня. А как по-испански?
(А) Иоанн; (Б) Ян; (В) Жан; (Г)Хуан; (Д) Юхан?
22.У вас с другом отцы хорошо знакомы и в приятельских отношениях.
Дополните фразу: Они друг с другом ... .
(А) на равной ноге; (Б) на короткой ноге; (В) на близкой ноге; (Г) на одной ноге; (Д) на двух ногах.
23.В русском языке некоторые имена и понятия неразрывно связаны:
скажешь Трифон - и тут же вспомнится Тришкин кафтан. Вот четыре имени:
Кузьма, Сидор, Макар, Демьян. Какое из пяти перечисленных ниже слов не связано в фольклоре ни с одним из них?
(А) мать; (Б) сын; (В) коза; (Г) телята; (Д) уха.
24.Слово легкий многозначно, поэтому имеет несколько антонимов. Под-
берите то существительное, в сочетании с которым антонимом к слову лег-
кий будет серьезный.
(А) чемодан; (Б) урок; (В) ветер; (Г) музыка; (Д) мужчина.
25.Имя Виктор означает:
(А) победитель; (Б) могучий; (В) славный; (Г) загадочный; (Д) воин.
26.Вот пять несклоняемых существительных:
1) кофе, 2) шимпанзе, 3) кашне, 4) какаду, 5) пальто. Какие из них можно употребить вместо многоточия в словосочетании черный...?(А) 2, 4; (Б) 1, 3; (В) 1, 2, 5; (Г) 1, 2, 4; (Д) 1, 2, 3, 4.
27.Какие из десяти перечисленных слов происходят от названий частей
человеческого тела: 1) подножка, 2) подушка, 3) подзатыльник, 4) под-
воротня, 5) поручение, 6) намордник, 7) на запятках, 8) наручники, 9) лап-
ник, 10) прохвост?
(А) все; (Б) все, кроме 4; (В) все, кроме 4, 9, 10; (Г) все, кроме 4, 6, 9, 10; (Д) 1, 2, 5, 7, 8.
28.Даны десять существительных: 1) дуло, 2) рыло, 3) шило, 4) крыло,
5) жало, 6) покрывало, 7) помело, 8) чернила, 9) кило, 10) пила.Какие из них образованы от глаголов с помощью суффикса -л-(о/а)?
(А) все, кроме 9; (Б) все, кроме 9, 10; (В) все, кроме 4, 9, 10; (Г) все, кроме 4, 5, 9, 10; (Д) все, кроме 4, 5, 7, 9, 10.
29.Какое слово надо подставить вместо многоточия во фразу: Нас не уст-
раивает уровень двусторонних отношений наших стран, и мы сделаем все
для его ... ?(А) активизации; (Б) усиления; (В) укрепления; (Г) улучшения; (Д) повышения.
30.По-итальянски спасать - salvare, спасаю - salvo, говоришь - parli,
пою - canto, говорить - parlare, поешь - canti. Как по-итальянски будет петь
и спасаешь?
(А) cantore и salve; (Б) canti и salvare; (В) cantare и salvi; (Г) canto и salvo; (Д) cantare и salva.
ОТВЕТЫ
3-5-е классы
1.Перечислим по алфавиту все шесть трехбуквенных сочетаний, которые можно составить из карточек с буквами В, Л, О: ВЛО, ВОЛ, ЛВО, ЛОВ, ОВЛ, ОЛВ. Из них в русском языке имеют смысл слова ВОЛ и ЛОВ. Ответ: (В).
2.Ответ: (Б) — слияние, означает 'объединение'.
♦Остальные слова не подходят. Сливание и слитие — это 'отливание', ' выливание' или ' соединение двух жидкостей в одном сосуде'. Слово слив имеет те же значения плюс ' лоток для стока жидкости' и появившееся совсем недавно ' преднамеренно допущенная утечка информации' (скажем, в грустном словосочетании ' слив компромата'). А сливка — это вообще ' маленькая слива'.
3.После твердых согласных, не имеющих мягкой пары, а именно ж, ц, ш, буква и обозначает звук [ы]. В приведенном списке таких слов четыре: жир, цирк, шип, дорожит. Ответ: (Г).
4.Со словом палка рифмуются слова скалка и валко. Ответ: (В).
5.Розно — устаревшее ныне наречие, означающее 'врозь', ' порознь', 'поодиночке'. В.И. Даль приводит поговорку: вместе тесно, розно тошно. В современном языке сохранились однокоренные с ним существительные рознь и розница. Но даже если не вспомнить эти слова, можно оттолкнуться от следующей строчки: обнимемся в пути. Ответ: (В).
♦А почти 34% игравших не стали напрягаться и, заметив в стихах «палубу», дали ответ по морям. Явная его нелепость их не смутила.
6.Следовало написать: Цыган купил кроссовки. Значит, Вовочка сделал
три ошибки. Ответ: (Г).
♦Возможно, ошибки Вовочки — плод не простой безграмотности, а неверных умозаключений. Скажем, на написание циган его могло навести смутное воспоминание о правиле правописания жи и ши, а слово кроссовки он мог ошибочно произвести не от слова кросс (бег по пересеченной местности), а от слова красота. Увы, дело Вовочки продолжили и многие участники игры: в большинстве своем они считали, что Вовочка сделал от 0 до 2 ошибок, и только один из каждых шести дал верный ответ.
7.Если помнить, что жатва - это уборка урожая (например, пшеницы),
то становится понятным, что правильный ответ — (Б) или (В). А чтобы выбрать из этих двух ответов один, достаточно сообразить, что исконно русское слово жать появилось задолго до тракторов... Таким образом, жать — это 'срезать стебли злаков'. Ответ: (В).
8.Возможно использование двух форм сравнительной степени прилагательного слабый: простой, образуемой с помощью суффикса -ее от основы прилагательного (слабее), и составной, образуемой сочетанием вспомогательного слова более с исходной формой прилагательного (более слабый), в данном контексте — в твор. падеже мн. числа (более слабыми). Одновременное применение суффикса и слова более (более слабее) — грубая ошибка, а вариант слабже - сугубо просторечный. Ответ: (В).
9.Джунгли, ельник, бор и дубрава — это разновидности леса, т.е. эти слова означают множество деревьев, тогда как луг - участок, покрытый травянистой растительностью. Ответ: (Г).
♦Ответ джунгли, который выбрали больше четверти участников, мы не засчитывали - хотя бы потому, что в тропиках, кроме джунглей, бывают и луга (например, в горах).
10.Правильный вариант — жвачка. Ответ: (Г).
♦Правописание этого слова надо знать, искать подсказку в произношении - ложный путь. Действительно, между согласными [ж] и [в] присутствует гласный призвук неопределенного качества; более всего он напоминает гласный [ ы], что могло бы оправдать вариант (Д) жывачка, но по известному правилу [жы] и [шы] пишутся с буквой и, что делает более обоснованным вариант (В) живачка. Если же пытаться искать проверочные слова, можно (что и сделали больше трети участников) прийти к варианту (А) (жевачка -жеваный, типа реветь - рев, зареванный) или к варианту Б (жувачка - жуй). Однако все эти варианты ошибочны. На самом деле в корне имеются исторические чередования: -ев- (жевать) / -у- (жуй) и -е- (жевать) / -0- (жвачный, жвачка).
11.Использован следующий способ кодирования: звонкие согласные за-меняются соответствующими глухими, а глухие - звонкими; буква л заменяется на р, буква м — на н (и наоборот); гласные а, о, у, э, ы заменяются соответственно на я, ё, ю, е, и (и наоборот). В результате Крокодил Гена заменяется на Глёгётыр Кэмя. Ответ: (Д).
12.Прочитаем ребус, используя правила расшифровки ребусов: в О Р О на И ЛИС(т) (л)ИЦА. Басню «Ворона и лисица» написал И.А. Крылов. Ответ: (Б).
13.Единственного числа не имеют существительные: бигуди, жалюзи, санки, каникулы. Для остальных существительных формами единственного числа будут: око, ус, лыжа, конек. Ответ: (Г).
♦Около 40% участников дали ответ (Д) - единственный, где фигурирует слово очи: очевидно, слово око далеко не у всех «на слуху».
14.Слово гурьба - разговорный синоним слова толпа, слово орава -просторечие с тем же значением; слова стадо и стая служат для обозначения групп животных одного вида. Ответ: (Б).
15.В первом предложении ошибка в выборе формы числительного оба: следует говорить обеих школ, согласуя числительное с существительным в женском роде. Во втором предложении ошибка в образовании формы 3-го лица ед. числа глагола зажечься: следует говорить зажжётся. В третьем предложении ошибка в образовании деепричастия - от глагола несовершенного вида слушать деепричастие образуется с помощью суффикса -я: слушая. Таким образом, все три предложения содержат ошибки. Ответ: (Д).
16.Буран, вьюга, метель и пурга - синонимы, они означают зимнее ненастье, снежную бурю. Ураган же специально не связан ни с зимой, ни со снегом; это ветер разрушительной силы, который может возникнуть в любое время года. Ответ: (Б).
17.Не родственны слову стол два слова: столько и столетник. Столько исторически связано с только, толика (ср. малая толика); столетник образован от слов сто и лет. Остальные слова происходят от корня стол и связаны с ним по смыслу. Ответ: (Г).
18.Различия в написании корней связаны с историческим чередованием и/е: висеть/вешать. Ответ: (Б).
19.Рыбак рыбака видит издалека. Ответ: (Б).
♦Верный ответ набрал лишь немногим больше 21% голосов, а самым популярным (28%) был ответ дурак дурака! Еще сложнее оказались другие задачи на знание устойчивых словосочетаний: 22 (10% верных ответов), 23 (18%), 24 (меньше 14%).
20.Ложь и тушь - существительные женского рода 3-го склонения, плачь - форма повелительного наклонения глагола плакать, а вот слов *тучь и *душь в русском языке нет. Ответ: (В).
21.Все перечисленные в вопросе имена произошли, как и русское имя Иван, от древнееврейского имени Йоханан, означающего 'Бог помиловал'. Иоанн - это его древнерусская форма, имя Ян присуще польскому, чешскому и некоторым другим западнославянским языкам, Жан - французское имя, Юхан - шведское, а испанский вариант - Хуан (вспомним, например, нынешнего испанского короля Хуана Карлоса I или недавнего президента Международного олимпийского комитета Хуана Антонио Самаранча). Ответ: (Г).
22.Они друг с другом на короткой ноге. Еще говорят: накоротке, коротко сошлись. На короткой ноге буквально значит 'в шаге друг от друга', фразеологизм подчеркивает отсутствие дистанции. Другой фразеологизм -на равной ноге - также говорит об отношениях, вернее, об отсутствии иерархических отношений. Остальные словосочетания не фразеологичны. Ответ: (Б).
23.Известны фразеологические сочетания: показать кузькину мать, бить как сидорову козу, куда Макар телят не гонял, а также стало устойчивым название басни И. А. Крылова «Демьянова уха». Ответ: (Б).
24.Антонимом к слову легкий будет серьезный в сочетании со словом музыка. Для других значений прилагательного легкий находим другие антонимы: легкий чемодан - тяжелый чемодан, легкий урок - трудный урок, легкий ветер - сильный ветер, легкий мужчина - грузный мужчина. Ответ: (Г).
25.Виктор - имя латинского происхождения. Латинское слово victor значит «победитель». Ответ: (А).
26.При определении рода несклоняемых существительных помогает их отнесение к одушевленным или неодушевленным. Бoльшая часть неодушевленных относится к среднему роду (кашне, пальто), исключением является слово кофе (м. р.); одушевленные, как правило, относятся к мужскому роду (шимпанзе, какаду). Ответ: (Г).
27.От названий частей человеческого тела не происходят следующие из перечисленных в условии слов: подворотня (под воротами), намордник (на морде), лапник (еловые «лапы», т.е. пушистые ветки, похожие на лапы животного), прохвост. Морда, лапы, хвост - части тела животного, а не человека, причем слово прохвост не имеет отношения даже и к хвосту, старинная форма этого слова - профос (от нем. Profoss, обозначавшего смотрителя за арестованными солдатами, приводившего в исполнение приговоры о телесном наказании). Ответ: (Г).
28.Кило не образовано по данной модели (и не могло бы быть образовано: *кить отсутствует в языке); кило со значением '1000' пришло к нам из греческого. Пить явно по смыслу не связано с пилой; пила - древнее заимствование из германских языков. Слово жало связано с глаголом жалить, а не жать. Сложнее со словом крыло. По форме оно могло бы быть образовано от слова крыть, однако происхождение слов крыть и крыло разное, да и по смыслу их связать не просто. Первоначально слово крыло имело вид крило, и лишь позже в русском языке возникла форма крыло под воздействием слова крыть. Ответ: (Г).
29.Активизировать, усиливать, укреплять и улучшать можно сами отношения, а вот их уровень можно только повышать. Ответ: (Д).
30.Сравнивая данные в условии формы, выделяем корни (-salv- - спа¬сать, -pari- - говорить, -cant— петь) и окончания (-are - инфинитив, -о - 1-е л. ед. ч., -i - 2-е л. ед. ч.). Таким образом, петь - cantare, спасаешь - salvi. Ответ: (В).