Конспект урока по окружающему миру на тему Растения — единый, живой организм


УМК «Гармония» автор учебника Поглазова О.В.
Предмет «Окружающий мир» 3 класс, 2 полугодие
Тема: Растения – единый, живой организм.
Цели: сформировать УУД
Личностные
развивать познавательные интересы, учебные мотивы;
формировать чувство ответственности за сохранение природы;
Регулятивные
развивать умение действовать по плану и планировать свою деятельность;
взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками;
адекватно воспринимать оценки и отметки;
Познавательные
самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели;
работать с различного рода информацией, искать и выделять необходимую информацию;
понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме;
обобщить знания о растениях;
совершенствовать умение работать с учебным текстом;
соблюдать правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других;
развивать умение выделять существенные признаки; умение выявлять причинно-следственные связи и зависимости;
Оборудование: ИУМК «Начальная школа» «Живая природа», «Интегрированный УМК для начальной школы» Кирилла и Мефодия, компьютер, проектор, экран, карточки для групповой и индивидуальной работы.
Ход урока:
I. Организационное начало. Звучит стихотворение:
Я сорвал цветок — и он завял,
Я поймал жука — и он умер у меня в ладонях.
И тогда я понял,
Что прикоснуться к красоте
Можно только сердцем.
П. Гвездослов-Как вы можете объяснить слова поэта?
Учитель настраивает учащихся на работу на уроке. На фоне спокойной музыкальной композиции просмотреть фотоальбом с разнообразием растительного мира.
ИУМК «Начальная школа» «Живая природа»,
Раздел: Фото
Растения
II. Актуализация знаний учащихся. Формулирование темы и целей урока
-Какую тему мы изучали на предыдущих уроках? О чём вы узнали? (Растения- живой организм). (Мы узнали о тайне растений - о том, где и как растут растения, какие части имеют, как дышат растения, как они на свету получают питательные вещества: сахар и крахмал, из углекислого газа, минеральных веществ и воды).
- Как вы думаете, чему мы посвятим последний урок по этой теме? (Мы вспомним и повторим знания, которые получили на предыдущих уроках).
-Давайте составим план урока, который поможет нам последовательно повторить изученный материал. Посмотрите в учебнике, в каком порядке мы изучали растения и помогите заполнить схему:
растения
Виды растений. Как размножаются?
Какие части имеют? Как развиваются? Как питаются?
III. Повторение и обобщение изученного материала.
-Проверять ваши знания по некоторым вопросам мне будет сегодня помогать программа «Живая природа». Вам необходимо будет выполнять задания, и объяснять выбор своего решения.
- Распределите названия растений в соответствии с местом их обитания , комментируя свой выбор.
ИУМК «Начальная школа» «Живая природа»,
Раздел: Задания
Разнеси слова в нужные таблицы №10
(если позволяют технические условия, то можно организовать данный вид работы учащихся по группам за несколькими компьютерами)

Ответы учащихся.
- Душица, мак, зверобой, календула, примула-это растения, которые растут в полях на лугу, т.е. там, где много света. Значит это светолюбивые растения.
-Ночная фиалка расцветает ночью, а ландыш растёт в лесу в тени деревьев -теневыносливые растения.
-Рагоз и калужница растут у воды - влаголюбивые растения.
-Кактус и камнеломка - засухоустойчивые, т.к. долгое время могут обходиться без влаги. Учащиеся по очереди выполняют задания и комментируют ответы, при необходимости дополняют ответ опрашиваемого ученика.
После выполнения задания нажмите кнопку «Готово», компьютер покажет результат.

ИУМК «Начальная школа» «Живая природа»,
Раздел: Задания
Разнеси слова в нужные таблицы № 5
-В следующем задании вам надо распределить растения с учётом сроков их жизни. Выполнение задания подтверждайте своими рассуждениями.
- Если какие-то задания покажутся вам трудными, вам помогут ваши одноклассники.
Учащиеся по желанию выходят к доске и заносят названия растений в соответствующую таблицу.

Заполненная таблица.

-Следующая таблица поможет нам вспомнить виды растений в соответствии с их использованием человеком.
ИУМК «Начальная школа» «Живая природа»,
Раздел: Задания
Разнеси слова в нужные таблицы № 7


-Что ещё можете добавить по этому вопросу? (Бывают растения большие и маленькие, цветущие и нет, красивые и не очень красивые, с приятным запахом и нет и т.д.)
-Какой вывод можно сделать после выполнения этих заданий? (В природе встречаются разные виды растений. Они отличаются средой обитания, продолжительностью жизни, использованием человеком).-Но, несмотря на то, к какому виду относится растение, что можно сказать о его частях? (Они одинаковые)
-Отвечаем на второй вопрос нашей схемы. Подпишите части растений.
Учащимся предлагается самостоятельная работа по карточкам

Правильность выполнения задания проверяется коллективно с помощью программы
ИУМК «Начальная школа» «Живая природа»,
Раздел: Задания
Вставь слово № 12


-Расскажите, для чего служит каждая часть растения? И расставьте слова так, чтобы высказывания стали верными.
ИУМК «Начальная школа» «Живая природа»,
Раздел: Задания
Вставь слово № 11

- Какие сведения ещё можете добавить о каждой части растения?
Учащиеся рассказывают о виде стеблей, корней и листьев.

-Для ответа на следующий вопрос «Как развивается растение?» вы будете работать в группах. Вам надо будет составить аппликацию, в которой показать, как по этапам развивается растение. ( Для этой работы делаются карточки - семя (фасоли), семя с корешком, семя с проростком, растение с листьями, растение с цветами и плодами. К обратной стороне карточек наклеивается кусочек двустороннего скотча. Учащиеся в группах составляют схему развития растений на листе и вывешивают на доску).-Проверьте друг у друга выполненные задания. Для того чтобы вы все смогли проверить выполненную работу посмотрите анимированный фильм о развитии растения из семени.
Анимация взята из ЦОР «Интегрированный УМК для начальной школы»
Конструктор медиатекиМатериалы Системные
Предмет Окружающий мир
Анимированные сюжеты



- Какой группе необходимо исправить ошибки?
-А дальше один учащийся расскажет, как происходит процесс питания растений на основе следующего анимированного сюжета. Звук будет выключен и учащийся будет исполнять роль диктора, объясняющего процесс питания. Этот анимированный сюжет мы смотрели на предыдущих уроках.
- В чём будет заключаться задача остальных учащихся? (Послушать ответ и проверить его правильность). Потом мы просмотрим сюжет ещё один раз и все вместе решим, справился ли с заданием отвечающий.
Анимация взята из ЦОР «Интегрированный УМК для начальной школы»
Конструктор медиатекиМатериалы Системные
Предмет Окружающий мир
Анимированные сюжеты

-В доказательство о том, что растения являются живым организмом, мы с вами должны рассмотреть ещё один последний вопрос. Какой? (Как растения размножаются).
-На этот вопрос мы с вами будем отвечать, заполняя кроссворд.
Данный вид работы можно организовать самостоятельно, работу в парах или фронтально.

По вертикали:
1. Часть растения, на месте которого образуется плод с семенами. (цветок)
2.Часть цветка, внутри которого находятся зародыши будущих семян растений. (пестик)
3.Часть цветка, на котором находятся «коробочки» с пыльцой. (тычинка)
5. Землянику размножают…..(усы)
По горизонтали:
4. Горох, фасоль размножают….. (семена)
5.Картофель размножают ………(клубень)
6.Смородину размножают…..(черенок)
IV. Итог урока.
- На все вопросы нашей схемы мы с вами ответили? Где у вас возникли трудности?
-Какой вид работы особенно понравился на уроке?
- Как бы вы оценили сою работу на уроке и работу своих одноклассников?
- Все ответы, которые вы получили на уроке, пригодятся вам для выполнения домашнего задания.
Домашнее задание: выполнить тестовую работу № 10 (1-вариант) с.101-103 в тетрадях с тестовыми заданиями по окружающему миру.