ПРОГРАММА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОБЛЕМНОЙ ТЕМЫ «ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ, В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА 12-ЛЕТНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ»


КГУ «Первомайская средняя школа»





ПРОГРАММА
ПО РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОБЛЕМНОЙ ТЕМЫ
«ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ, В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА 12-ЛЕТНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ»








п. Прибрежный, 2013г
Актуальность темы. Современный этап развития казахстанского образования, переход на 12-летнее образование ставит перед коллективом педагогов совершенно новые задачи. Поэтому в 2013-2014уч.г. перед коллективом школы поставлены задачи с целью модернизации образовательного процесса, направленного на новые качества обучения и воспитания, адаптации выпускников в современном социуме, распространение успешного опыта работы учителей, поиска педагогических идей по обновлению и содержанию обучения и воспитания детей. Проблемная тема школы: «Формирование учебной мотивации учащихся, в условиях перехода на 12-летнее образование» предполагает работу педагогического коллектива на период с 2013 по 2018гг.
В перспективном плане работы над проблемной темой учтены тенденции развития школы с учетом ее социума, охарактеризованы главные проблемы и задачи работы педагогического и ученического коллективов, представлены меры по изменению содержания и организации образовательного процесса, управления им с ориентацией на достижение нового качества образования. Тема подчинена основным положениям Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы, которая направлена на создание условий для позитивной адаптации, социализации и интеграции ученика к нынешней и будущей жизни.
Одной из главных проблем, которую приходится решать педагогам - это работа со слабоуспевающими учащимися, проблема низкого уровня успеваемости заключается в несоответствии структуры образовательного пространства массовой школы, традиционных форм образования, особенностями личности каждого ребенка, затруднения в обучении, связанные с состоянием здоровья и неблагоприятной обстановкой в семье, низким уровнем мотивации на изучение того или иного предмета и к обучению в целом.
На фоне школьных неудач, постоянного неуспеха познавательная потребность очень скоро исчезает, порой безвозвратно, а учебная мотивация так и не возникает. Поэтому совершенно необходима специальная «поддерживающая» работа, помогающая детям, испытывающим трудности в обучении, успешно осваивать учебный материал, получая постоянную помощь от учителя.

Цель: определение стратегических направлений и механизмов управления процессом достижения нового качества образования с учетом специфики функционирования школы в режиме перехода на 12-летнее образование, создание оптимальных условий для формирования учебной мотивации учащихся.
Задачи:
Проанализировать причины низкой мотивации учащихся к учебной деятельности;
Определить с учетом основных положений развития школы стратегические направления и ожидаемые результаты реализации проблемной темы;
Раскрыть механизмы обеспечения процесса улучшения управления качеством образования.
Провести разностороннюю диагностику, определяющую уровень мотивации учащихся;
Изучить опыт других образовательных учреждений, использующих эффективные формы и методы работы, влияющие на повышение мотивации учащихся к обучению;
Использовать здоровьесберегающие технологии в УВП как один из путей решения данной проблемы.
Для реализации данных задач и достижения нового современного качества образования в число приоритетов совершенствования школьного образования и воспитания мы относим следующие направления в работе:
оптимизация образовательного процесса с целью сохранения физического, психического и духовно-нравственного здоровья обучающихся;
обеспечение условий для развития и становления личности каждого ребенка, проявления и реализации потенциальных возможностей каждого школьника;
совершенствование системы оценивания учебных достижений учащихся на всех ступенях обучения и государственно-общественной системы оценки качества образования
здоровьесбережение учебно-воспитательного процесса.
Объект работы: Образовательный и воспитательный процесс в общеобразовательной школе, основанный на системном подходе к формированию мотивации учащихся с учетом их индивидуальных особенностей и запросов.
Ожидаемые результаты:
сохранение и развитие здоровья школьников;
повышение качества школьного образования;
высокий уровень мотивации школьников;
создание в рамках школы социокультурного пространства для реализации инициатив учащихся.

Реализация темы по годам
Этапы, сроки
Содержание

Организационно - подготовительный
(2013-2014г)
выбор тематики работы методической службы;
определение состава проблемных и творческих групп учителей, классных руководителей;
определение тематики педсоветов;
разработка индивидуальных тем самообразования;
составление плана-графика контроля;
практическое обучение учителей, классных руководителей по использованию рекомендаций;
изучение и анализ научно-педагогической литературы по проблеме;
проведение теоретических семинаров.
диагностика

Организационно-практический
(2014-2016г)
апробация новых методов и приемов (членами творческих, проблемных групп);
новые формы повышения квалификации (организационно-деятельностные игры, мастер-классы, дни педагогического мастерства, «круглые столы», и т.д.);
изучение уровня внедрения новых подходов и путей реализации темы в опыте работы;
диагностика;
сбор и обработка информации (членами администрации, руководителями МО учителей-предметников);
обработка информации для дальнейшего управления – мониторинг;
принятие конкретных решений и разработка конкретных рекомендаций на основе полученной информации;
составление карты использования педагогических технологий учителями школы;
реализация плана-графика контрольных мероприятий (открытое мероприятие, подготовленное членами проблемных творческих групп, мероприятия в рамках методической декады, творческие отчеты педагогов, научно-методические семинары).

Обобщающе-аналитический
(2017-2018г)
творческие отчеты;
проведение максимального количества открытых уроков и мероприятий;
оформление выставки, лаборатории, методического кабинета по материалам, наработанным педагогами по теме;
самообобщение опыта и помощь в его оформлении;
индивидуальная работа
выпуск методических бюллетеней, методических сборников, методических рекомендаций и т.д).
анализ работы педагогического коллектива над научно-методической темой (педсовет, научно-практическая конференция, методсовет, заседание МО учителей-предметников, классных руководителей);
организация тематических выставок;
оценка уровня профессионального мастерства педагогов;
подготовка и проведение конкурсов: «Учитель года», «Урок года», «Классный руководитель года» и т.д.;
сбор и накопление материалов из опыта работы классных руководителей, учителей-предметников (картотека педагогической и методической литературы; образцы планов самообразования и конспекты – разработки открытых мероприятий);
определение перспектив дальнейшего развития.



















МЕРОПРИЯТИЯ
по реализации организационно - подготовительного этапа работы
над проблемной темой
(2013-2014 учебный год)


Мероприятия
Сроки
Ответственные

1
Методический семинар «Формирование учебной мотивации учащихся, в условиях перехода на 12-летнее образование». Обсуждение состояния разработки данного вопроса в научно-педагогической литературе.
Сентябрь 2013г.
Заместитель директора УВР

2
Определение тем самообразования учителей в контексте работы над проблемой.
Октябрь 2013г.
Руководители МО

3
Диагностика мотивации учащихся
В течение года
Психолог

4
Изучение опыта работы учителей, работающих над этой проблемой в других школах.
В течение года
Педагоги

5
Семинар-практикум "Влияние профессионально-творческого развития личности педагога на учебную мотивацию школьников"
Ноябрь
Февраль
Май
Заместитель директора УВР

6
Педагогические чтения по работе
над единой методической темой школы
Март
Педагоги

7
Предметные недели
В течение года
Руководители МО

8
Единый методический день с уроками-показами
Апрель
Педагоги

9
Методический семинар по итогам работы над I этапом единой педагогической темой
Май, 2014
Заместитель директора УВР


















МЕРОПРИЯТИЯ
по реализации организационно - практического этапа работы
над проблемной темой
(2015-2016гг)


Мероприятия
Сроки
Ответственные

1
Работа временных творческих групп по апробации новых методов и приемов по формированию мотивации учащихся
В течение 2 этапа
Педагоги-руководители временных творческих групп

2
Повышение квалификации педагогов, посредством участия в мастер-классах, семинарах, чтениях, курсов ИПК
В течение 2 этапа
Администрация

3
Составление карты использования педагогических технологий педагогами школы
Ежегодно
сентябрь
Заместитель директора УВР

4
Диагностика мотивации учащихся
Постоянно
Психолог

5
Мониторинг на основе диагностики
Постоянно
Заместитель директора УВР

6
Рекомендации педагогам по формированию мотивации учащихся
По итогам педагогических советов
Директор

7
Предметные недели
В течение каждого учебного года
Руководители МО

8
Презентация работы временных творческих групп по апробации новых методов и приемов по формированию мотивации учащихся
Ежегодно
март
Педагоги-руководители временных творческих групп

9
Единый методический день с уроками-показами
Ежегодно
апрель
Педагоги

10
Информация о состоянии работы над проблемной темой
Ежегодно май
Педагоги

11
Научно-методические семинары
«Влияние внеурочной деятельности на формирование мотивации школьников»
«Формирование мотивации школьников при изучении предметов ЕМ направления»
«Формирование мотивации школьников при изучении предметов ОГ направления»
«Формирование мотивации воспитанников мини-центра, класса предшкольной подготовки и учащихся начальной школы»

Октябрь 2016г


Январь 2017г


Март 2017г


Май 2017г

Заместитель директора УВР

Руководитель МО ЕМЦ

Руководитель МО ОГЦ

Руководители МО ДОУ и НК

МЕРОПРИЯТИЯ
по реализации обощающе-аналитического этапа работы
над проблемной темой
(2017-2018 учебный год)


Мероприятия
Сроки
Ответственные

1
Диагностика мотивации учащихся
В течение года
Психолог

2
Мониторинг на основе диагностики
Постоянно
Заместитель директора УВР

3
Предметные недели с проведением максимального количества открытых уроков и мероприятий
В течение года
Руководители МО

4
Единый методический день с уроками-показами
Апрель
Педагоги

5
Творческие отчеты учителей по итогам работы над единой педагогической темой «Формирование учебной мотивации учащихся, в условиях перехода на 12-летнее образование».
Март-апрель, 2018
Руководители МО

6
Участие в подготовке и проведении педагогических конкурсов: «Учитель года», «Урок года», «Классный руководитель года»
В течение года
Педагоги

7
Научно-практическая конференция: «Анализ работы педагогического коллектива над проблемной темой «Формирование учебной мотивации учащихся, в условиях перехода на 12-летнее образование».
Май 2018
Заместитель директора УВР

8
Оформление выставки, лаборатории, методического кабинета по материалам, наработанным педагогами по теме
По итогам НПК
Заместитель директора УВР
Руководители МО

9
Выпуск методических бюллетеней, методических сборников, методических рекомендаций и т.д. Публикация в СМИ.
В течение года
Педагоги


15