Доклад ПЕРСПЕКТИВЫ, ВОЗМОЖНОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕХОДА НА 12-ЛЕТНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В КАЗАХСТАНЕ


ПЕРСПЕКТИВЫ, ВОЗМОЖНОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕХОДА НА
12-ЛЕТНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В КАЗАХСТАНЕ
А.Ж. Абишева
ГУ «Средняя общеобразовательная школа № 6 города Павлодара»
город Павлодар
На современном этапе Казахстан, по признанию многих авторитетных организаций мира, является одним из лидеров в построении конкурентоспособной образовательной системы, отвечающей последним веяниям времени и соответствующей принятым международным стандартам. Кроме этого, широкий охват подрастающего поколения вкупе с качественным процессом обучения позволил достичь нашей стране поставленных целей развития. По итогам международного исследования качества образования TIMSS-2007, казахстанская модель начального образования была признана наиболее конкурентоспособной. В стране на обучение граждан ежегодно выделяется 4 процента от объема ВВП, что по мировым меркам считается очень хорошим показателем.
Переход на 12-летнее образования является оправданным шагом. Поскольку негативные факторы, влияющие на развитие отечественной школьной модели – устаревшая система оценки учебных достижений, не способная стимулировать учащихся, обусловили переход системы образования Казахстана на мировые стандарты. Кроме того, в рамках прежней модели наблюдается недостаточное развитие личностных, гражданских и нравственных качеств подрастающего поколения, низкий уровень осознания собственных интересов и перспектив.
В свою очередь, 12-летняя система обучения дает возможность более полно учесть интересы, потребности и возможности участников образовательного процесса и более рационально перераспределить учебный материал по ступеням обучения. При этом появляются возможности по созданию благоприятных условий для индивидуального обучения.
При переходе на двенадцатилетнее образование казахстанская модель становится конкурентоспособной на международной арене. Поскольку в соответствии с декларацией Совета Европы, принятой в 1992 году, преобладающей международной практикой принято считать 12-летнее школьное образование. В большинстве развитых стран обучение граждан составляет 12–14 лет. Как известно, двенадцатилетнее образование введено во всех странах Центральной и Восточной Европы, в том числе в странах Балтии, а также в Молдове, Украине, Беларуси, Узбекистане. В то же время в нашей стране аналогичные по содержанию программы по основным учебным предметам учащиеся должны освоить за 11 лет.
В этом плане новый механизм образования должен стать средством социализации учащихся и основой их будущей успешной деятельности. Поскольку известно, что в условиях наукоемких и высокотехнологичных производств значительно повышаются требования к научной, технологической и гуманитарной подготовке молодежи. Ценность общего образования возрастает, как и основы развития познавательных способностей, умений и навыков, без которых последующее университетское обучение малоэффективно. В свою очередь, повышение качества школьной системы способствует развитию отечественных традиций в работе с одаренными детьми.
Введение мировых стандартов образования позволит Казахстану достичь ряда целей. Во-первых, ограничит, а впоследствии сократит имеющееся в настоящее время увеличение технологического разрыва с экономически развитыми странами. Во-вторых, будет способствовать обеспечению качественной всесторонней подготовки выпускников. И наконец, предоставит учащимся дополнительные возможности для выбора индивидуальной образовательной программы. Таким образом, будет заложен фундамент становления конкурентоспособной личности. В то же время увеличение периода обучения в школе способствует повышению уровня общеобразовательной подготовки. В ее основе лежит всестороннее развитие личности.
В связи с переходом на 12-летнее школьное обучение предстоит качественно пересмотреть содержание образования, учебные предметы и время, потраченное на их освоение. Кроме того, необходимо реализовать комплекс мер, направленных на модернизацию учебно-материальной базы школ, а также подготовку педагогического состава. В этих целях Министерство образования и науки Республики Казахстан разработало концепцию 12-летнего среднего общего образования.
Согласно утвержденной концепции, 12-летнее среднее образование будет способствовать формированию конкурентоспособной личности, готовой не только жить в меняющихся социальных и экономических условиях, но и активно влиять на существующую действительность, изменяя ее к лучшему.
В итоге переход Казахстана на 12-летнее школьное обучение позволит успешно решить стратегическую задачу – создание новой национальной модели образования, способной конкурировать с передовыми западными аналогами. По данным Министерства образования и науки, в настоящее время для перехода на 12-летнюю модель обучения проводятся подготовительные мероприятия. В 104 школах республики, в том числе в 45 сельских и 59 городских школах, идет экспериментальная работа по переходу на 12-летнее обучение.
Согласно разработанному плану, переход на 12-летнее образование запланирован на 2015-2016 учебный год. В 2015 - 2016 учебном году прогнозируемое количество поступающих в 1 класс составит свыше 624 тысячи детей в возрасте 6-7 лет. К 1 сентябрю 2015 года контингент учащихся в школах по сравнению с 2014 годом увеличится в 2 раза.
12-летнее среднее образование реализуется в 136 странах, в том числе, в Австралии, Канаде, США, Франции, Японии и в других странах, входящих в число 50 конкурентоспособных государств мира.
В Казахстане переход на 12-летнее обучение позволит выдвинуть новые цели, отвечающие современным требованиям, и интегрировать систему образования республики в мировое образовательное пространство.
Согласно схеме перехода на новую модель образования, в 2015-2016 годах на12-летнюю систему обучения перейдут ученики 1, 5 и 11 классов, в 2016-2017 учебном году по новой программе будут обучаться 1,2,5,6,10 и 12 классы, в 2017-2018 году – на 12-летнее образование перейдут еще третьи и седьмые классы, в 2018-2019 учебном году – четвертые и восьмые классы. И начиная с 2019-2020 учебного года по 12-летней программе будут обучаться все школьники.
Переход на эту систему - веление времени, на протяжении уже многих лет в стране действуют экспериментальные классы. За это время выпущены и апробированы новые учебные пособия. Процесс перехода на 12-летнее образование продлится до 2020 года.
Министерством образования уже подготовлены стандарты образования, необходимые типовые учебные планы, программы для того, чтобы наши школьники уже с 2015 года могли перейти на 12-летнее образование. Это требование времени, это требование Болонского процесса, в котором Казахстан стал 47-ой страной-участницей.
Развитие системы образования во многом зависит от уровня подготовки педагогов. Для переподготовки учителей в стране реализуются программы повышения квалификации, разработанные казахстанскими специалистами совместно с профессорами Кембриджского университета.
У учителей, прошедших курсы 3 уровня, заработная плата повышается на 30%, 2 уровня на 70%, а 1 уровня на 100%. То есть теперь заработная плата учителей напрямую поставлена в зависимость от качества.
Казахстан бурно развивается и делает ставку на интеллектуальный потенциал нации. И в этой связи, очень важно, чтобы подрастающее поколение получило качественное образование. В своей статье «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда» Глава государства подчеркнул, что социальная модернизация требует преобразования всех сфер, в том числе и образования, придал новый импульс развитию страны и общества.
Не секрет, что в условиях надвигающегося мирового экономического кризиса всеобщий квалифицированный и ответственный труд является одним из рецептов стабильности экономической и социальной систем.
Учитывая внешние и внутренние вызовы, система образования проходит период глубокой и поэтапной стратегической модернизации. Учебно-воспитательный процесс является ядром и основой образовательного процесса, поэтому его перестройка всегда играет ключевую роль.
Основная работа по модернизации ведется в среднем образовании.
Основой образовательного процесса является развитие функциональной грамотности учащихся. В Казахстане впервые на постсоветском пространстве разработан Национальный план действий по развитию функциональной грамотности на 2012-2016 годы, который предусматривает развитие у школьников навыков компетентности, способности успешно применять полученные знания в реальной жизненной ситуации.
В 44 организациях образования полным ходом идет пилотное апробирование электронного обучения. В текущем году к ним прибавляются еще 537. К 2020 году данным проектом будут охвачены 90% школ. Теперь новыми спутниками школьника станут цифровые образовательные ресурсы: электронные учебники и библиотеки, доступ к лучшим мировым образовательным ресурсам в любое время.
Одним из важных приоритетов обновления образования является переход на 12-летнее обучение. Сейчас экспериментом охвачено 104 школы республики. Подготовлены 36 учебных программ, 34 учебника и 76 учебно-методических комплексов для 10-х классов 12-летней экспериментальной школы. Идет работа по разработке новых государственных образовательных стандартов. Это послужит фундаментальной базой для будущей 12-летней модели образования.
Еще одно базовое положение лекции – комплекс новых мер по развитию средней школы. Не будет преувеличением сказать, что она сегодня находится в «эпицентре» модернизации, связанной прежде всего с переходом на 12-летнее обучение. При этом Главой государства и в Государственной программе развития образования на 2011–2020 годы, и в Посланиях народу Казахстана, и в фундаментальной статье «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда» особое внимание акцентируется на переход к новому качеству обучения, соответствующему лучшей мировой практике. По сути, средняя школа является базой развития и совершенствования человеческого капитала, который всегда в центре внимания нашего Президента.
В Казахстане в обозримой перспективе будет вводиться 12-летнее школьное образование. С одной стороны, увеличение продолжительности обучения школьников на один год отвечает мировым стандартам, с другой – позволит повысить человеческий капитал нашей страны.
От него зависит конкурентоспособность и устойчивое развитие Казахстана в XXI веке. Об этом неоднократно говорил Глава государства Нурсултан Назарбаев. «Хватит нам импортировать образование», – сказал в одном из своих выступлений Лидер Нации, отметив, что в дальнейшем будет ставиться цель, направленная на повышение уровня казахстанского образования до международных стандартов. Кроме того, нельзя не отметить, что в современных условиях значительно повышаются требования к научной, технологической и гуманитарной подготовке молодежи, которой в будущем суждено укрепить позиции страны на мировой арене.
Переход отечественной системы образования на мировой стандарт – актуальная тема как для родителей, так и для учителей. Ведь не секрет, что нововведение должно носить продуманный характер, а сами реформы в столь щепетильной сфере – последовательно реализовываться.
Список литературы:
1. Журнал « Преподаватель» № 7. 2010 г. Стр. 14
2. «Концепции 12 - летнего среднего общего образования в Республике Казахстан». – Астана, 2005. – с.11
3. Омарова Р. С. Особенности процесса обучения в условиях 12-летней школы Методическое пособие.-Алматы. Гылым,2003.г. стр. 40
4. Л Попова. «Публикации по проблемам перехода на 12-летнее образование в Казахстане» «Открытая школа» №10 2003 г стр.21,54
5. Послание Президента Республики Казахстан народу Казахстана. 27.01 2012г.
6. Садыков Т.С., Абылкасимова А.Е. Методология 12-летнего образования. Учебное пособие. Алматы. «Гылым»,2003 г.стр.164.
7. Жадрина М. Поиск условий развития школьного образования в переходе на 12-летний цикл обучения Педогика. № 3 2002г.стр.28
8. Лазарев В.С. О развивающихся педагогических системах Педагогика.- 2002.- №8. – С.13-24.
9. Проблемы формирования профессиональной компетентности учителя в педагогическом ВУЗе. Материалы научно-методической конференции. – Костанай, 2005. - с. 195-198
10. Проблемы совершенствования структуры и содержания 12-летнего образования в Республики Казахстан. Сборник научно методических статей. Астана:, 2002. стр.36