Опыт применения балльно-рейтиноговой системы в рамках технологии уровневой дифференциации обучения на уроках истории и обществознания.


Опыт применения балльно-рейтиноговой системы в рамках технологии уровневой дифференциации обучения на уроках истории и обществознания.

Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования требует внесения серьезных изменений в процесс преподавания и обучения.
Сегодня выпускник среднего профессионального учреждения должен обладать определенными личностными и поведенческими навыками: компетентность, ответственность, способность к альтернативному выбору и готовность к активному творчеству, профессиональной и социальной деятельности, содействующей прогрессу общественного развития.
Все эти навыки и компетенции должны быть развиты у обучающегося именно, в процессе обучения, на учебных занятиях.
Традиционная система обучения не отвечает новым требованиям времени, необходимо применять в процессе обучения новые методы и педагогические технологии, к примеру технологию уровневой дифференциации.
Технология уровневой дифференциации обучения направлена на развитие творческих и индивидуальных способностей обучающихся на занятиях истории и обществознания.
Дифференцированный процесс обучения – это широкое использование различных форм, методов обучения и организации учебной деятельности на основе результатов психолого-педагогической диагностики учебных возможностей, склонностей, способностей обучающихся. Использование этих форм и методов, одним из которых является уровневая дифференциация, основываясь на индивидуальных особенностях обучаемых, создают благоприятные условия для развития личности в личностно-ориентированном образовательном процессе.
Иными словами разноуровневое обучение необходимо для того, чтобы предоставить возможность каждому обучающемуся развивать свои потенциальные способности. Следовательно, целями технологии дифференцированного обучения являются: индивидуализация обучения, основанная на создании оптимальных условий, для выявлений задатков личности, развитии интересов и способностей каждого человека и целенаправленное воздействие на формирование творческого, интеллектуального профессионального потенциала общества.
Основы дифференцированного подхода были заложены в работах Блонского П. П., Резвицкого И. И., Теплова Б. М., Якиманской И. С., К. Рождерса, А. Маслоу, Р. Мей, В. Фракля. В России наиболее интенсивной разработкой применения этого метода начая с 80-х годов двадцатого века занимались Мудрик А. В., Кон И. С. и другие. В настоящее время ряд учёных (Н.А.Алексеев, Е.В. Бондаревская, Д.А.Белухин, И.Д.Демакова, А.М. Кушнир, Е.В. Куканова, С.В.Панюкова, И.С.Якиманская, В.Д. Шадриков и др.) исследуют и разрабатывают концепции, модели, технологии дифференцированного подхода в обучении.
Хотелось поделиться опытом применения уровневой дифференциации на своих уроках. Организация дифференциации предполагает несколько этапов:
определение критерия, на основе которого выделяются группы обучающихся.
проведение диагностики по выбранному критерию.
распределение обучающихся по группам с учетом результатов диагностики.
выбор способов дифференциации, разработка разноуровневых заданий.
реализация дифференцированного подхода к обучающимся на различных этапах урока.
диагностический контроль результатов работы, в соответствии с которым может изменяться состав групп и характер дифференцированных заданий.
Именно уровневая дифференциация считается важнейшим средством реализации индивидуального подхода к обучающимся в процессе обучения. В качестве дифференциации по уровню обученности целесообразно обучающихся разделить на группы:
Обучающиеся с низким уровнем обучаемости и обученности (стартовый, минимально допустимый).
Обучающиеся со средним уровнем (базовый).
Обучающиеся с высоким уровнем (продвинутый, творческий).
Планировать ход учебного занятия с учетом деления обучающихся на группы ( Приложение 1. Технологическая карта учебного занятия). Например, найти в тексе учебника определение понятий и озвучить их предлагается «слабым» обучающимся, обучающимся со средним уровнем предлагается выполнить задание по образцу, самостоятельно заполнить таблицу или создать схему, конспект. «сильным» обучающимся предлагаются творческие задания: опережающее задание, создание презентаций, проектов и публичная их защита.
Используя данную технологию не менее важно выбрать и соответствующую систему оценивания результатов деятельности обучающихся. Традиционная система оценивания знаний и умений обучающихся в данном случаи оказывается малоэффективной. Таким образом, актуален поиск новой системы оценивания, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся.
Балльно-рейтинговая система, на мой взгляд, является оптимальным средством оценивания, так как позволяет оценивать разный уровень подготовки обучающихся, соответствующим количеством баллов. Каждая группа обучающихся на занятии выполняет соответствующие по уровню сложности задания и получают соответствующие баллы.
Группы обучающихсяЦели обучения Вид заданий Количество баллов 
Низкий уровень ·     Пробудить интерес
·     Ликвидировать пробелы
·     Сформировать умение работать  по образцу Репродуктивные(воспроизведение информации; работа по образцу; тренировочные задания) 0-2 баллов
Средний уровень ·     Развить устойчивый интерес к предмету
·     Закрепить и повторить имеющиеся знания
·     Сформировать умение работать самостоятельно Продуктивные(применение знания в новой ситуации; создание нового продукта: схем, тестов и т.п.) 0-5 баллов
Высокий уровень ·     Сформировать новые способы действий, умение выполнять задания повышенной сложности и нестандартные задания
·     Развить умение самостоятельной организации обучения Творческие ( создание презентаций, творческих и социальных проектов, публичная защита) баллов
Балльно-рейтинговая система позволяет более объективно оценить обучающихся по способностям. В технологических картах (приложение 2.), составленных на каждую группу, по каждой учебной дисциплине указаны все виды работ и количество баллов, которое зависит от сложности выполняемого задания. «Слабому» обучающему достаточно выполнить минимальный, базовый уровень заданий, что бы получить минимальное количество баллов. Более сложные, творческие задания, направленные на развитие самостоятельной деятельности обучающихся оцениваются наивысшим количеством баллов.
Данная система оценивания предполагает накопление баллов за весь семестр и подведение итогов в конце семестра. Оценивание становиться более объективным и обоснованным, прозрачным. Обучающийся самостоятельно может оценивать свои силы и выбирать задания того уровня сложности, которые считает для себя достижимым.
Таким образом, технология дифференцированного обучения и балльно-рейтинговая система оценивания позволяют исключить уравниловку и усреднение обучающихся; повысить уровень мотивации учения в группах с высоким и достаточным уровнем учебных достижений; объединить обучающихся в группы равных по способностям для облегчения процесса обучения и усвоения предметного материала; создать щадящие условия для слабых обучающихся.
В результате применения удалось достичь следующих результатов:
отсутствие в группах отстающих обучающихся;
полная занятость всех обучающихся, самостоятельно переходящая от уровня к уровню;
формирование личностных качеств: самостоятельности, трудолюбия, уверенности в себе, творчества;
повышения познавательного интереса и мотивации к обучению; 
навыки самостоятельной переработки содержания материала, развитие творческой деятельности обучающихся (опыт создания презентаций, подготовка творческих и социальных проектов);
повышение качества знаний обучающихся.
Итак, использование балльно-рейтинговой системы в рамках технологии дифференцированного обучения позволяет более объективно оценивать достижения обучающихся, повысить интерес и мотивацию к обучению, развивать самостоятельность, познавательность, качество знаний обучающихся.
Литература:
1.      Богуславский М. Дифференцированный подход в обучении: четыре основных принципа. // Первое сентября. – 2007, № 1.
2.     Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно ориентированного образования. Ростов-на-Дону, 2000.
3.     Борисова Ю., Гребенёв Ю. Дифференциация методов обучения в зависимости от когнитивного стиля ученика. // Народное образование.  2003,  № 7.
4.     Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Методические рекомендации учителю истории: Основы профессионального мастерства. – М.: ВЛАДОС, 2000.
5.     Моргун В.Ф. Интеграция и дифференциация образования: личностные и технологические аспекты // Школьные технологии. – 2003, № 3.
6.     Осмоловская И.М.  Дифференциация обучения: за и против // Школьные технологии. – 2001, № 6. 7.      Осмоловская И.М. Каждый школьник талантлив по-своему // Директор школы. – 2000, № 2.
8.     Осмоловская И. М. Как организовать дифференцированное обучение. - М.; Сентябрь, 2002.
9.     Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. — М., 1996
Приложение 2.
РАССМОТРЕНО
на заседании ПЦК _______
Протокол № _______
«___» _____________20__ г.
Председатель ПЦК
_________________________
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
по проведению текущего контроля успеваемости
студентов по учебной дисциплине «ИСТОРИЯ»
Группа МСХ-161 семестр ____1___
Содержание дисциплины Вид работы Баллы
Тема.1 Древнейшая стадия истории человечества
Тема 2. Цивилизации Древнего мира
Тема 3. Цивилизации Запада и Востока в средние века
Тема. 4.От Древней Руси к Российскому государству
Тема 5. Россия в XVI-XVII веках: от великого княжества к царству.
Тема 6. Страны Запада и востока в XVI-XVIII веках
Тема 7. Россия в конце XVII-XVIII веков: от царства к империи.
Тема 8. Становление индустриальной цивилизации Правильное выполнение проверочных работ на занятии 0-2
Правильное решение теста 0-3
Устный ответ на занятии 0-2
Составление конспекта на занятии 0-1
Ведение тетради, наличие всех конспектов 0-3
Штрафные баллы на занятии Нарушение дисциплины -2
Отсутствие конспекта/тетради -2
Неудовлетворительный ответ на уроке -1
Выполнение контрольной работы за раздел 0-5
Самостоятельная работа обучающегосяВыполнение внеаудиторной самостоятельной работы 0-5
Составление словаря терминов и понятий
25 терминов-15 баллов
Общее количество баллов за 1 семестр 30-60 баллов
Дополнительные баллы Участие в предметной олимпиаде Участие – 5 баллов
Призовое место-10 баллов
Участие в конкурсе, конференции Заочное участие- 5 баллов;
Очное участие-10-15 баллов
Участие в работе предметного кружка (выполнение проекта, научно- исследовательской работы, публичное выступление, публикация) 10-15 баллов.
Дифференцированный зачет 0-40 баллов
Преподаватель ________________________________________/Сатарова Л.С./