Доклад: Новые подходы к обучению русскому языку в МКШ через RWCT







Новые подходы к обучению русскому языку в малокомлектной школе через RWCT







Учитель : Ешимишева К.С
















Ангарская основная школа

В настоящее время для современной школы Казахстана все более характерной становится малокомплектность.
Малокомплектная школа отличается малым контингентом учащихся, совмещенными класс - комплектами, многопердметностью, наличием разновозрастных объединений учащихся, особой формой организации учебных занятий.
В чем же особенность МКШ, каковы ее преимущества, трудности и пути ее решения? Наглядно особенность обучения в МКШ можно рассмотреть в виде кластера.

















Особую сложность работы учитель испытывает в совмещенных классах. Организация урока в совмещенных классах требует чередования деятельности учеников под руководством учителя и самостоятельной работы.
По проекту RWCT я работаю более десяти лет. Знакомство со стратегиями, апробация их на практике, заставили меня по-другому отнестись к урокам, сделать их более интересными не только для меня, но и для учеников.
Мой многолетний опыт работы показывает, что учителю легче вести урок с двумя классами по одному и том уже предмету, чем по двум разным предметам, где есть возможность широко исползовать самостоятельные виды работ учащихся.
Готовясь к открытому уроку, я долго думала, как лучше её преподнести детям. Методика критического мышления очень приемлема для получения конечного результата в работе МКШ.
До ознакомления с проектом RWCT наиболее актуальные проблемы, выделяемые ими, были следующие:

1
Как сформировать у учащихся умения грамотно писать, вдумчиво читать?
Как добиться высокой техники и культуры чтения?
Как активизировать учащихся на уроке?
Как повысить интерес у детей к учебе, научить их мыслить критически, рассуждать, доказывать, сравнивать, делать обобщения и выводы?
Программа RWCT дала возможность найти ответы на эти вопросы.
На открытом уроке по русскому языку в совмещенных классах на этапе побуждения я использовала в 7 классе стратегию «мозговой штурм» и работу по таблице , а в 8 классе – самостоятельную работу, а также «синтаксический штурм» в форме диаграммы Венны.
На этапе осмысления, мною был использован в 7 классе метод направленного чтения Жигсо – ІІ. Ребята работали в группе. Учащиеся получают задание по новой теме «Причастный оборот». Затем чтение и изучение материала по учебнику.
а) обсуждение материала в группе
б) изложение материала в оригинальной форме (кластера, синквейна, любая другая схема). Работают вместе, изложение – спикера.
Слушание текста переплеталось с чтением, письмом, обсуждением, устным рисованием.
В 8 классе на этапе осмысления ребята работали в паре и индивидуально. Работа проводилось в тетрадях и у доски.
Третий этап рефлексия была переплетена с реализацией.
Презентация прошла в форме кластера, вопросы в лоб, эссе, Авторский стул.
Оценивание работ (маршрутный оценочный лист ).
Завершением этапа рефлексии стало написание эссе на темы:
а) Чему учит искусство?
б) «Красота спасет мир» ( Ф.М. Достоевский)
(Эти темы были предложены в связи с тем, что материалы предыдущих уроков в 7-8 классах по русскому языку были связаны с тематикой «Искусство и жизнь»)
Критическое мышление, как говорил президент нашей страны Н.А.Назарбаев, дает импульс к самосовершенству через развитие творчества.
Важное «открытие» я сделала для себя. Оказывается, проект RWCT может быть «рядом» с учеником от 1 класса до самой последней ступени обучения. Мало какая современная технология может этим «похвастаться».
Используя стратегии проекта RWCT на уроках в совмешенных классах, основным девизом моего преподавания постепенно становились слова У.А. Уорда: «Посредственный учитель – излагает, хороший учитель –объясняет, выдающийся учитель – показывает, а великий учитель – вдохновляет». К такому же мнению пришли учителя нашей школы, которые 2
работают в микрогруппе по проекту RWCT, (эту группу возглавляю я) используют элементы этого курса.
«Программа RWCT увлекла меня и моих учеников. Особенно мне хочется отметить то, что методика критического мышления побуждает интерес к уроку даже у самого слабого учащегося, способствует раскрыть талант каждого ребенка, повышает качество знания учащихся».

ГулбануНурханова, учитель химии и биологии Ангарской средней школы



2. «Программа RWCT способствует повышению качества знания учащихся, учит творчески думать, вдумчиво читать, анализировать, сопоставлять и делать выводы, слушать мнения других и доказывать свое ».


Ермаганбетов
Ербол , учитель казахского языка и литературы

3. «Я работаю малокомплектной школе, веду уроки биологии, географии в совмещенных класс-комплектах. Стратегии RWCT дают возможность работать самостоятельно и коллективно. Уроки проходят в быстром темпе. Возрос интерес к обучению. Мои ученики пишут интересные творческие работы».

Досмаганбетов Гайдар, директор Ангарской средней школы



4. «Мне скоро будет пятьдесят, скоро на пенсию. После знакомства с проектом RWCT я себя чувствую молодой, мне хочется работать, творить. Я с настроением иду на работу. Мне еще сильнее любят дети. Вот что дала мне программа RWCT, несмотря на совмешенные классы – комплекты».

Нуржанова Мархабат учитель казахского языка и литературы




3


Таким образом, применение стратегии критического мышления на уроках МКШ способствует тому, что ученики были активны, творчески настроены, ответственны, свободно высказывают свою точку зрения, глубоко усваивают новый материал, в своих Эссе предлагают интересные идеи. Отсюда следует, что организация класс - комплектов, где одновременно обучаются учащиеся с разным уровнем подготовки, требует от учителя продуманной организаций занятий, которые будут
побуждать интерес к уроку
повысят качество знаний учащихся
учить творчески думать, вдумчиво читать, анализировать, сопоставлять и делать выводы, слушать мнение других и доказывать свое.
помогут ввести детей в поисковую деятельность, активизировать мышление учащихся, вовлекать их ненавязчиво в учебный процесс.



Список использованной литературы:

Методические рекомендатции в помощь учителям малокомплектных школ Раиса Ищанова, методист УМО по подговотке учителей для малокомплектных школ, доцент Костанайского государственного университета имени А.Байтурсына г.Костанай ст.1-3
Профессиональное развитие: из опыта учителей. Под редакцией С.Мирсеитовой, А.Иргебаевой Издат Маркет Алматы 2004 ст.184-186
3.Журналы «Голос и видение» за номерами 1-6 с 2002 по 2009 годы











4

























Новые подходы к обучению в малокомплектной школе через RWCT








Самоанализ


урока русского языка в 7-8 совмещенных классах с казахским языком обучения через RWST


(Развитие критического мышления через чтение и письмо)







Учитель: Ешимишева К.С.
















Ангарская основная школа
г. Аркалык
преимущества

МКШ

ТРУДНОСТИ

Пути решения



15