Технологии дифференцированного обучения как средство повышения качества образования.


Технологии дифференцированного обучения как средство повышения качества образования
Одним из ресурсов повышения качества образования является являются различные виды заданий, развивающие умения анализировать, ставить задачи, планировать, организовывать и корректировать свою деятельность. Создать условия для каждого ученика в соответствии с зоной ближайшего развития позволяют технологии дифференцированного обучения.
В модели «Уровневой дифференциации на основе обязательных результатов» В.В. Фирсова предлагается введение двух стандартов. Первый предполагает уровень, который должен достичь каждый ученик. Второй уровень обеспечивается интересующемуся, способному и трудолюбивому ученику. Пространство между уровнями обязательной и повышенной подготовки заполнено этапами деятельности, соответствующими уровням обученности: определять существенное и несущественное, воспроизводить материал, устанавливать причинно-следственные связи, применять на практике и в новых ситуациях. Добровольное прохождение по «лестнице» деятельности от обязательного к повышенному уровню способно обеспечить школьнику постоянное пребывание в зоне ближайшего развития.
Автор модели «Внутрипредметной дифференциации» Н.П. Гузик предлагает три типа дифференцированных программ, обеспечивающих овладение знаниями, умениями и навыками от репродуктивного до творческого уровня. Должна быть строгая преемственность. В каждой теме должен быть представлен обязательный минимум, который позволяет обеспечить логику изложения и создать цельную картину представлений.
Обобщая модели дифференцированного обучения, можно сделать следующие выводы:
Педагогу необходимо работать над содержанием учебного материала, определить его роль в учебном курсе, выделить особенное и единичное и обозначить значение данного знания в быту и в науке.
Создать типы заданий в соответствии с уровнями усвоения учебной информации. Определять уровни обученности:
Различение (Выдели, подчеркни, разнеси, найди, определи)
Запоминание (сформулируй, дай определение, перескажи)
Понимание (Установи зависимость, причину и следствие, определи соответствие)
Умение (выполни по образцу)
Перенос (Смоделируй, составь, найди ошибку)
Применять методики определения зоны ближайшего развития. Сначала формируется зона актуального развития в процессе первичного обучения, когда срабатывает память, внимание и мышление. Когда зона активного мышления достигнута, то подключается интеллект, формируется зона ближайшего развития. Если ученик устанавливает причинно-следственные связи, выполняет задание по образцу, можно говорить о понимании учебного материала. Когда возникают затруднения и подключается интеллект, то тогда обозначается зона ближайшего развития. (Предлагаются задания: повтори, напиши то, что ты услышал, установи зависимость или причинно-следственную связь, выполни задание по образцу).
Реализуя принципы технологии дифференцированного обучения, следует не забывать правила гуманистической педагогики: нельзя сравнивать успехи учеников друг с другом, необходимо проводить сравнение только с прошлыми успехами; создавать на уроках положительный эмоциональный фон, давать установку на успех; развивать то, что поможет ученикам реализоваться и ориентироваться в общественной жизни и учить учиться.
Литература:
1.Гроот Р. Дифференциация в образовании// Директор. 1994. №5
2.Грузик Н.П. Учить учиться. М., 1981
3.Фирсов В.В. Дифференциация обучения на основе образовательных стандартов. М., 1994.