Самоанализ педагогической деятельности учителя


Лист самооценки педагогической деятельности учителя
Смирнова Нина Юрьевна (ФИО)
МБОУ СОШ № 4_____________________________________________________
учитель музыки.____________(образовательное учреждение, преподаваемый предмет)
высшая (имеющаяся квалификационная категория)
высшая (категория, на которую Вы претендуете)
Уважаемый учитель!
Ваша профессиональная деятельность одна из самых важных и сложных. Для того чтобы больше узнать о том, какие приемы и способы Вы используете в своей работе, предлагаем Вам заполнить лист самооценки. Надеемся, что, предлагаемая методика будет содействовать Вашему профессиональному развитию. Вы сможете по достоинству оценить собственные сильные стороны, выявить резервы для дальнейшего профессионального роста.
Вам предлагается оценить ряд утверждений, которые отражают отдельные действия и качества, необходимые для профессиональной педагогической деятельности, используя 5-ти балльную шкалу:
5 – Вы абсолютно согласны с утверждением
4 – Вы скорее согласны с утверждением
3 – Вы выбираете нечто среднее, ваше мнение зависит от ситуации, обстоятельств, дополнительных факторов
2 – Вы скорее не согласны с утверждением
1 – Вы абсолютно не согласны с утверждением
Отмечайте Ваш ответ баллом в соответствующей колонке.
Заранее благодарим за сотрудничество!
№ Утверждения (параметры оценивания) Балл Комментарий
Я безразличен(-на) к критике в свой адрес 2 Справедливую критику принимаю и делаю соответствующие выводы.
Я поощряю даже самые маленькие успехи обучающихся 4 Оценивая работу на уроке, обращаю внимание на всех учащихся. Учеников нужно поощрять за настойчивость, даже если их успехи скромны. Важно время от времени давать им посильные задания, с которыми они наверняка справятся. Оцениваю усилия детей в получении знаний отметками, оценками и благодарностью.
Я хорошо знаю основные нормативные документы, отражающие требования к содержанию и результатам обучения по своему предмету 4 Регулярно изучаю основные нормативные документы, отражающие требования к содержанию и результатам учебной деятельности по химии и биологии. Учебники и УМК по преподаваемым предметам, допущенные или рекомендованные.
Я умею устанавливать отношения сотрудничества с обучающимися 4 Считаю устанавливать отношения сотрудничества с обучающимися, необходимо для достижения результата. Мнение детей важно для меня. Свои отношения строю с обучающимися по схеме: учитель - ученик, т.е ученик для меня не объект деятельности, а субъект.
Окружающие не прислушиваются к моим предложениям 2 Окружающие прислушиваются к моему мнению.
Считаю важным различать цель и тему урока 5 В понятии «тема» отражена содержательная сторона урока. Цель - это предполагаемый, заранее планируемый (мысленно или вербально) результат деятельности по преобразованию какого - либо объекта. В педагогической деятельности объектом преобразования является деятельность обучающегося, а результатом - уровень обученности, развитости и воспитанности учащегося.
На моих уроках отсутствуют условия для формирования устойчивой позитивной мотивации обучающихся 1 С первых уроков создаю условия для устойчивой позитивной мотивации к своему предмету – объясняю, где пригодятся знания, которые обучающиеся смогут получить на моих уроках. Использую элементы игровой технологии, ИКТ, интересные задания и т.д.
О положительной мотивации свидетельствуют участие обучающихся в конкурсах, проектах разного уровня (от мероприятий, проводимых внутри класса, школы, до районных и краевых).
Мое знание внутрипредметных и межпредметных связей требует серьезного улучшения 2 На уроках систематически осуществляю межпредметные связи, показываю связь музыки и литературы, музыки и изобразительного искусства, музыки и истории и др., Провожу интегрированные уроки.
Новаторство – кредо каждого хорошего учителя 4 На вооружении современного учителя остаются фундаментальные технологии. Однако требования времени предполагают включение в работу новых образовательных технологий.
Активно внедряю новые технологии в свою деятельность.
На моих уроках обучающиеся делают все по алгоритму, они не рассуждают самостоятельно 2 На моих занятиях учащиеся рассуждают самостоятельно, проявляя мыслительную активность, сравнивают, анализируют, делают выводы. Это один из принципов деятельности.
Мой общий кругозор достаточно ограничен 2 Я считаю, что мой кругозор достаточно развит, всё время стараюсь его расширить, используя новинки литературы, Интернет-технологии, СМИ.
Все мои обучающиеся принимают участие в постановке целей и задач урока 4 Все учащиеся принимают участие в постановке целей урока в той или иной мере. Сильные учащиеся могут сформулировать цели и задачи урока, слабые школьники не всегда могут сформулировать задачи урока, но основную цель осознают и выделяют.
Я не считаю нужным анализировать уровень усвоения предлагаемого материала и развития учащихся 1 Контроль уровня усвоения содержания образования является неотъемлемой составной частью процесса обучения. Для продолжения учебного процесса учителю необходима информация о новом состоянии ученика.
Провожу диагностику усвоения детьми учебного материала, развития их способностей для того, чтобы корректировать дальнейшее обучение.
У меня достаточно поверхностное представление о возрастных особенностях обучающихся 2 Знаю и учитываю в работе индивидуальные и возрастные особенности обучающихся.
Разрабатываю разноуровневые задания, считаю необходимым дифференцированный подход в обучении.
Я не считаю необходимым демонстрировать успехи обучающихся их родителям (другим взрослым) 1 Учащиеся, их родители и учителя – участники образовательного процесса. Ребёнок - это главное и для родителей, и для учителя, поэтому все успехи и неудачи ребёнка родители должны знать.
Знакомлю родителей с творчеством детей: учащиеся рисуют, поют, танцуют.
Я не применяю на уроках новые информационно-коммуникативные технологии 2 Современная жизнь предполагает использование информационно-коммуникативных технологий во всех ее областях, в том числе и в образовании. Поэтому учитель просто обязан владеть информационно-коммуникативными технологиями. Современные требования ориентированы на то, чтобы ученик распознавал признаки, определял характерные черты явлений, процессов независимо от источника информации. Учащиеся должны воспринимать информацию, представленную в разных знаковых системах - работать со схемами, таблицами, материалами СМИ, Интернета.
Я затрудняюсь в обосновании достоинств и ограничений выбранной мною образовательной программы 2 Могу обосновать достоинства и ограничения выбранной мною образовательной программы.
Я умею разрешать конфликты оптимальным способом 4 Стараюсь быть предусмотрительной и корректной, чтобы не доводить ситуацию до конфликта.
Для меня характерно «держать себя в руках» 4 Стараюсь находить обоснованное объяснение поведения ребенка или взрослого человека, анализирую конкретный случай, оцениваю ситуацию, а не личность.
У меня есть большой опыт участия в работе групп по разработке программ, дидактических и методических материалов 4 Самостоятельно разрабатываю рабочие программы по своему предмету. Применяю в практике своей работы собственные методические разработки уроков, дидактический материал.
Я уделяю много внимания формированию навыков учебной деятельности у обучающихся 4 При переходе учащихся в «среднее» звено уделяю много внимания формированию навыков учебной деятельности опираясь на уже сформированные в начальной школе.
Я отдаю предпочтение обучающимся, которые тщательно и точно выполняют требования учителя 3 Такие учащиеся нравятся, безусловно, всем, но необходимо работать со всеми детьми.
Используемый мною набор дидактических и методических материалов для различных категорий обучающихся достаточно ограничен 2 Имею набор разнообразных дидактических и методических материалов для различных категорий обучающихся. Всё систематизировано и помогает в работе.
При принятии решения в проблемной ситуации отдаленные последствия не важны 1 В проблемной ситуации решения принимать необходимо взвешенно, чтобы избежать негативных последствий и не усугубить проблему. Нужно всё тщательно продумывать и прогнозировать последствия для дальнейшего положительного развития событий.
Считаю, что учитель не обязан комментировать обучающимся выставляемые им оценки 1 Оценка оказывает большое влияние на взаимоотношение между учителем и учеником. Чтобы избежать разного рода непонимания, обиды даю соответствующие пояснения, доношу свои положительные ожидания до каждого ученика.
Я обращаю внимание на плохое настроение своих коллег 5 Нельзя строить отношения с окружающими, не учитывая их психологического и физического состояния.
При постановке целей урока должны доминировать нормативные требования, а не индивидуальные особенности обучающихся 3 В основу должны быть заложены нормативные требования с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка в отдельности и класса в целом.
Я так организую урок, чтобы обучающиеся рассуждали, дискутировали, выполняли нестандартные задания 4 Считаю, что это лучшая из форм проведения занятий. Стараюсь задать такие вопросы, чтобы ученик начинал рассуждать, сравнивать, анализировать, систематизировать информацию.
Моя рабочая программа не предполагает решение воспитательных задач 1 Моя рабочая программа предполагает решение воспитательных задач. Уроки музыки способствуют нравственно-эстетическому воспитанию учащихся, формируют у них устойчивую жизненную позицию, учат быть толерантными.
У меня легко получается решать несколько задач одновременно 4 Если говорить конкретно об уроке, то на каждый урок постоянно планирую образовательные, развивающие и воспитательные задачи.
Я не трачу время на то, чтобы обучающиеся формулировали цель их деятельности на уроке 2 Обязательно уделяю, на это время. Цель определяет содержание и ход урока. Учащиеся должны формулировать цель с тем, чтобы знать и понимать, чем им надо овладеть на уроке, что узнать, чему научиться.
Лишь некоторые обучающиеся с большой заинтересованностью работают на моих уроках 2 Большинство обучающихся проявляют активность во время работы на уроке и во внеурочное время.
При подготовке к урокам, помимо основного материала, я использую дополнительные материалы по предмету 4 Дополнительная литература, Интернет – обязательно используются мною при подготовке к урокам. Делаю творческие задания.
У меня нет дидактических и методических материалов, разработанных самостоятельно 2 Мною разработаны мультимедийные презентации, опорные схемы, нестандартные уроки, тесты, викторины, разноуровневые карточки.
Мне приходится часто слышать, что обучающиеся не поняли изложенный мною материал 2 Бывает, что отдельные учащиеся не сразу понимают материал. Это устраняю в индивидуальной работе с учеником.
Моя осведомленность об актуальных событиях социальной жизни достаточно ограничена 2 Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя, поэтому все наиболее актуальные события и болезненные проблемы мне достаточно хорошо известны.
Все мои обучающиеся хорошо осознают причины своих успехов и неудач 4 Все мои обучающиеся хорошо осознают причины своих успехов и неудач. Этому способствует комментирование мною полученных обучающимися оценок, озвучивание даже небольших их достижений, индивидуальная беседа.
Побуждаю обучающихся самостоятельно ставить и решать задачи с высокой степенью свободы и ответственности (например, подготовить задание со слабым обучающимся; придумать задания для самостоятельной работы и т. п.) 4вание мною оуровневые карточки, Побуждаю детей подходить к выполнению работ творчески, решать проблемные задания, даю возможность использовать самоконтроль и взаимоконтроль по вопросам, предложенным мною и составленным самостоятельно.
Я использую в педагогических целях даже «внештатные» ситуации, казалось бы, не имеющие отношения к изучаемому предмету 4 Включаю «внештатные» ситуации в содержание урока, осуществляя связь с жизнью.
Я умею сохранять спокойствие в самых непредвиденных ситуациях 4 Считаю это необходимое условие при работе с людьми.
Обучающимся не обязательно знать критерии оценивания их работы 1 Обучающиеся должны знать критерии оценивания их работ, поэтому всегда знакомлю обучающихся с критериями оценки устных ответов и творческих заданий. Объяснение критериев позволяет устранить возможное непонимание.
Мне очень трудно управлять ходом беседы или переговоров 2 Я могу управлять ходом беседы или переговоров.
Я постоянно предлагаю обучающимся самостоятельно осуществлять контроль за достигнутыми результатами 4 Большинство учащихся могут осуществлять контроль за достигнутыми результатами, слабым учащимся помогаю это делать.
Я не умею дозировать задачи так, чтобы обучающиеся почувствовали свой успех 2 Учебный материал организовываю таким образом, чтобы ученик имел возможность выбора при выполнении заданий; применяю дифференцированный подход.
Я всегда готовлю разные варианты проведения уроков для обучающихся разного уровня одной параллели 4 Ставлю разные цели и задачи урока, подбираю соответствующую учебную нагрузку.
Моя рабочая программа недостаточно обоснована 1 Рабочие программы по предмету (музыка) составляю с учетом нормативных требований.
У меня есть значительный опыт совместной работы по подготовке и реализации различных мероприятий, проектов, программ и др. 4 Имею опыт совместной работы по подготовке и реализации внеклассных мероприятий, концертов, классных часов.
На моем рабочем месте всегда порядок
4 Да. Учитель должен быть примером во всём.
На моих уроках обучающиеся не могут ответить на вопрос "Что должно быть достигнуто в результате занятия?" 2 Обучаю умению целеполагания, поэтому считаю, что мои обучающиеся могут ответить на данный вопрос.
Мотивация обучающихся – это ответственность учителя 5 Согласна. Условия мотивации создает учитель с помощью различных приемов и методов.
Мне нужна дополнительная подготовка, чтобы преподавать свой предмет студентам вуза 3шних знаний не бывает.вка ником физической культуры. В зависимости от специальности.
Считаю, что можно успешно изложить новый материал без учета ранее освоенных знаний и умений 2 Опора на ранее усвоенный материал и знания обязательна, только тогда будет сформирована прочная система знаний.
Я легко поддерживаю разговоры на отвлеченные или связанные с другими предметами темы 4 Умею поддержать разговор на любые темы.
Никто из обучающихся на моих уроках не принимает участие в постановке целей и задач 2 Совместная постановка целей урока – это мотивация на дальнейшее обучение.
Я преподаю такой предмет, который не может заинтересовать обучающихся 1 Музыка – это предмет, который не может быть не интересным для обучающихся. Знания, умения и навыки полученные на данном предмете, необходимы и актуальны в современной жизни.
Мнение и реакция других участников образовательного процесса неважны при принятии педагогических решений 2 При принятии педагогических решений важно учитывать мнение и реакцию других участников образовательного процесса.
На моих уроках часто используются приемы взаимооценки и самооценки обучающихся 4 Применяю взаимопроверку, самооценку, развиваю умение анализировать свою деятельность.
Мне всегда интересно, какие чувства вызывают у других людей мои слова и поступки 4 Если это адекватная реакция, непредвзятое отношение, то интересно.
Обычно я озвучиваю цель урока несколько раз в течение занятия 3 На тех этапах урока, где считаю это необходимым.
Мои обучающиеся смело берутся за трудные задачи 4 Большую часть обучающихся можно мотивировать на решение более сложных задач.
Я владею ограниченным набором современных методов преподавания 2 Постоянно совершенствую методику.
Я создаю рабочую атмосферу и поддерживаю дисциплину на уроке не директивными методами 4 Поддерживаю дисциплину на уроке не директивными методами. Стараюсь найти подход к каждому ребёнку.
В плане урока я всегда пошагово прописываю этапы достижения цели 4 Каждый этап урока должен мотивировать учащихся на достижение той или иной цели.
Негативное отношение к учебе – это следствие ошибок в педагогической деятельности 3 Зависит от разных факторов.
Нет "каверзных" вопросов от обучающихся, а есть незнание учителя 4 Учитель обязан хорошо знать свой предмет и быть эрудирован и в других областях.
Мои методические и дидактические разработки никогда не приносили мне победу в профессиональных конкурсах 2 Я принимала участие в интернет конкурсах, результаты есть.
Гуманизм учителя не является важным критерием оценки его работы 1 Гуманизм – один из важнейших критериев оценки профессиональной деятельности учителя.
Я часто затрудняюсь сделать цели урока личностно значимыми для обучающихся 2 Обычно таких затруднений не испытываю.
Бывает, что я ставлю обучающемуся высокую оценку не за правильный, а за творческий ответ 4 Поощряю развитие творческой инициативы и для создания ситуации успеха иногда могу поставить оценку за творческий, нестандартный подход к ответу.
Я хорошо ориентируюсь в социальной ситуации класса, знаю и учитываю взаимоотношения обучающихся в педагогических целях 4 Знание и учет социальной ситуации класса необходимо для учителя. Учитываю взаимоотношения обучающихся в педагогических целях.
Я легко меняю принятое решение под влиянием новой информации 3 Прежде чем изменить решение, необходимо проверить достоверность информации.
Формирование навыков самооценки у обучающихся не относится к задачам учителя 1 Формирование навыков самооценки у обучающихся, одна из первостепенных задач учителя.
Подпись ______________________ (Смирнова Н.Ю.)
Дата « » 2014 г.