Урок познание мира во 2 классе. Тема: Растения — живой организм. Лекарственные растения


Северо-Казахстанская обл.
Тайыншинский р-н.
«КГУ» Леонидовская С.Ш.
Учитель начальных классов
Кулинка Вера Григорьевна.

Урок познания мира во втором классе.
Тема урока: «Растение – живой организм .Лекарственные растения.»Цель урока: - углубление знаний учащихся о растениях.
Задачи:
- сформировать прочные знания о растениях;
- учить классифицировать их на группы по определеннымпризнакам;
- расширять знания учащихся о лекарственных растениях;
- воспитывать трепетное отношение к окружающей красоте;
- учить соблюдать правила поведения на природе.
Предполагаемые личностные результаты:
-овладение навыками сравнения по результатам наблюдения;
- уметь излагать свое мнение, аргументировать свою точку зрения;
- развитие сотрудничества;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Форма проведения: работа в парах, группах, фронтальная работа,
индивидуальная работа.
Положительная мотивация к учению.
-Ребята, в классе вам тепло?
-Всем уютно и светло?
-Прозвенел уже звонок?
-Что, закончился урок?
-Значит, начался урок?
-Тихо за парты садитесь тогда.
2. Актуализация знаний.
Давайте разгадаем кроссворд и определим тему
нашего разговора.
Кроссворд «Растения,»1. Не огонь, а жжется. (крапива)
2. Красненькая матрешка, беленькое сердечко. (малина)
3. Что за дерево стоит - ветра нет,
а лист дрожит? (осина)
4.Последняя улыбка осени.
Звезда на клумбе. (астра)
5. Клейкие почки, зеленые листочки,
с белой корой, растет под горой.
(береза)
6. Ветка в грозди разодета
фиалкового цвета.
Это в летний жаркий день расцвела в саду ,,,
(сирень)
7. С моего цветка берет
пчелка самый вкусный мед.
(липа)
8. Платье потеряла,
пуговки остались.
(рябина)

Итак, о чем пойдет речь на нашем уроке? ( О живой природе – о растениях.)
3. Игра: Верю – не верю.»Стратегия критического мышления.
Ученики отвечают на вопросы учителя, оценивают работу стратегией «Смайлик.»_Верите ли вы, все, что нас окружает – это «окружающий мир?»
-Ветире ли вы, что природа делится на живую и неживую?
-Верите ли вы, что река, облако, камень –живые объекты природы?
-Верите ли вы, что синица, дерево, пескарь –неживые объекты природы?
-Верите ли вы, что осень, зима, весна, лето –это времена года?
- Верите ли вы, что после осени придет лето?
-Верите ли вы, что растения надо защищать?
4. Составление кластера: «Условия для жизни растений.»
-вода
-свет
-воздух
- тепло
- почва, питательные вещества
5. Проблемный вопрос.
« Почему растение – живой организм ?»
Дети ищут истину. Обосновывают свои ответы и
отвечают на вопрос, составляют схему.
Растение - питается, дышит, растет, размножается, умирает.
6. Работа в группах
1 группа.
Составление синквейна: Растения,
1. Растения.
2.Прекрасные. Чистые.
3. Очаровывают. Лечат. Украшают.
4. Растения – необыкновенные создания природы.
5. Жизнь.
2 группа.
Работа по схеме «Рыбья кость»
«Голова рыбы»- Какие бывают растения?
« Верхние косточки» - 3 группы растений.
« Нижние косточки» - Отличительные признаки,
названия растений.

Дополнительный материал.
«Верхние косточки.»-У деревьев есть один большой ствол, покрытый корой, от которого отходят ветки:
Сосна. Береза. Клен. Саксаул. Ель. Кедр. Береза и т.д.
-У кустарников: много стволов. Постоянно образуются новые:
Малина. Вишня. Смородина. Крыжовник и т.д.
-Травы имеют мягкие зеленые стебли, живут меньше, чем деревья и кусты:
Подорожник, ковыль, душица, мелисса и др.
« Хвост рыбы» - вывод.
«Растения + человек = неразделимы!»
7.Игра: «Распредели по группам .»
Детям раздаются иллюстрации растений. Они распределяют на три группы
По какому – либо признаку. Обосновывают свое решение.
8. Релаксация. « Вальс цветов Чайковского.» Учитель: « Ребята, вы все здоровы. Какое у вас настроение?»
Послушайте стихотворения о каких- то удивительных растениях, а потом ответите на мой вопрос: Почему эти растения интересуют каждого человека?»

Рассмотри и запомни эти цветы,
В них столько тепла и земной красоты.
Все, человек, что тебя окружает,
Любит и лечит тебя, охраняет,
Листок подорожника, ты, не топчи,
Ссадину, рану ты им залечи.
Ты заболел, а аптека закрыта.
Банка с малиной мамой открыта.
Это варенье, оно же лекарство.
Быстро уходит болезни коварство.
Мята поможет в зимние дни,
Летом ее насуши, сохрани.
В зимнюю стужу чай завари,
Выпей его и спи до зари.
Вот зверобой и ромашка с ним рядом.
Смотрят цветы на тебя нежным взглядом.
Ты, человек, их понимай,
Пользуйся ими, не обижай.
Н.Д.Коваленко.

9. Творческая работа : «Чудесная аптека.»-Учитель: «Почему эти растения называются лекарственными ?»
Этюд – рассказ.
Ученики защищают свое лекарственное растение, выступая от «имени» этого растения.
Слово учителя: «Замечательное богатство природы – лекарственные растения. Люди их собирают, сушат, сдают в аптеку.
Нельзя срывать растения для букетов.
Помни, что красота и богатство земли в наших руках –руках человека.»
Учитель кратко рассказывает 7 легенд о сон- траве
10. Рефлексия.
- На уроке было интересно?
-Что было трудно?
- Что особенно запомнилось?
Подсчет «Смайликов»
Оценивание.
11. Домашнее задание.
Собрать информацию о двух растениях, занесенных в Красную книгу Казахстана.
Начать работу над «книжкой – малышкой.»