«Творческий подход мастера к организации практической деятельности обучающихся на уроке производственного обучения — залог успешной подготовки будущих специалистов»

JАЗАJСТАН РЕСПУБЛИКАСЫНЫR БІЛІМ Ж€НЕ BЫЛЫМ МИНИСТРЛІГІ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

JОСТАНАЙ АУЫЛШАРУАШЫЛЫJ КОЛЛЕДЖІ
КОСТАНАЙСКИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ












Б А Я Н Д А М А
Д О К Л А Д

ТаKырып
Тема: «Творческий подход мастера к организации практической деятельности обучающихся на уроке производственного обучения - залог успешной подготовки будущих специалистов».








ОрындаCан
Выполнил: мастер п/о Хасенов Д.К.













Затобол, 2016
Затобольск, 2016

«Жизнь - это система творчества, постоянного напряжения преодоления, постоянного комбинирования и создания новых форм поведения».

Выпускник профессионального учебного заведения, кроме профессиональных знаний, умений и навыков, предусмотренных требованиями Государственного стандарта по специальности, должен обладать и такими, как компетентность, профессиональная мобильность, владение навыками самообразования и повышения квалификации, инициативность, самодисциплина, способность к самоанализу и принятию ответственных решений. Но наряду с этим набором качеств немаловажную роль играет и профессиональное творческое мышление. Оно позволяет находить нестандартные решения, казалось бы, в обычных ситуациях. И эти решения, как правило, расширяют известные границы, принося в производство что-то новое. Именно благодаря хорошей профессиональной подготовке и творческому подходу возможно развитие производственной сферы, как в экономическом, так и в техническом плане.
   Одна из основных задач - помочь студентам  в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал. Успешная реализация этой задачи во многом зависит от использования методов и приёмов активизации творческой деятельности студентов. Они очень разнообразны и имеют широкое применение в учебном процессе.
       Методика развития   творческого мышления должна опираться на следующие принципы:
деятельности - любое развитие происходит в процессе какой-либо деятельности;
индивидуальности - необходимо учитывать, что индивидуальные особенности каждого ребёнка позволяют тренировать его способности лишь в определённых пределах;
последовательности - предлагать упражнения надо начиная с самых простых, постепенно усложняя их по мере овладения;
поэтапности - включать в учебную деятельность упражнения для развития способностей, приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий;
цикличности - включать развивающие упражнения  необходимо определёнными циклами, повторять эти циклы в течение учебного года целесообразно несколько раз;
психологической комфортности - ребёнок не должен чувствовать свои неудачи;
сотрудничества педагога с  психологической службой и родителями.
Для развития творческого мышления  необходимо выполнение следующих условий:
избегать в стиле преподавания традиционности, будничности, монотонности;
не допускать переутомления и учебных перегрузок;
использовать стимуляцию познавательных интересов;
стимулировать познавательные интересы многообразием приёмов (иллюстрациями, игрой, кроссвордами, задачами-шутками, занимательными упражнениями); 
специально обучать приёмам умственной деятельности и учебной работы, использовать проблемно-поисковые методы обучения.
Таким образом, у студентов необходимо формировать положительную мотивацию к учению, предполагающую проявление волевых усилий в процессе овладения знаниями, что и является, по сути, развитием познавательной активности ребёнка.
  Продуктивные технологии в производственном обучении.
На сегодняшний день задача формирования готовности студентов к развитию творческих способностей является актуальной для преподавателей и мастеров производственного обучения и осознается значимым компонентом их профессиональной компетентности. Приоритетным направлением работы преподавателей и мастеров производственного обучения является создание условий для саморазвития и самореализации студентов, раскрытия их творческого потенциала, обеспечивающего способность принимать нестандартные решения, созидательную деятельность, успешное продвижение в профессиональной и иной сфере деятельности.
Организация производственного обучения базируется на основных принципах обучения:
обучение на уровне требований передовой техники производства;
обучение на основе производительного труда;
наглядность обучения;
систематичность и последовательность в обучении;
доступность и посильность обучения, учет возрастных и индивидуальных особенностей обучаемых;
прочность усвоения знаний и навыков.
В условиях рыночной экономики производству необходимы специалисты, мобильно реагирующие на освоение новых технологий, быстро адаптирующиеся в условиях производства, способные проявлять инициативу. В связи с этим возрастает значение использования в производственном обучении форм и методов деятельности студентов, позволяющих формировать творческое, профессиональное мышление, возможность самостоятельного применения знаний. Перед каждым занятием производственного обучения предусматривается объёмная подготовительная работа, это объясняется приобретением опыта в работе со студентами, анализом преподавательской деятельности.
Личностно-ориентированное обучение призвано обеспечить необходимые условия для развития индивидуальных способностей обучаемого. Личностно ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъектный опыт студентов.
В технологиях, основанных на коллективном способе обучения, обучение осуществляется путем общения в динамических или статических парах, динамических или вариационных группах, когда каждый учит каждого, особое внимание обращается на варианты организации рабочих мест студентов и используемые при этом средства обучения. Преимущества такой технологии заключаются в следующем:
развиваются навыки мыследеятельности, включается работа памяти;
актуализируются полученные опыт и знания;
каждый студент имеет возможность работать в индивидуальном темпе;
повышается ответственность за результат коллективной работы;
совершенствуются навыки логического мышления, последовательного изложения материала.
Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые позволяют активизировать познавательную деятельность студентов.
При планировании игры дидактическая цель превращается в игровую задачу, производственное обучение подчиняется правилам игры, учебный материал используется как средство для игры.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность студентов– индивидуальную, парную, групповую, которую студенты выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве, проблемным и исследовательским методом обучения. Для расширения кругозора знаний по профессии, я предлагаю студентам работу над проектами: «Сварные конструкции: вчера, сегодня, завтра», «Профессия «сварщик» - плюсы и минусы». Работа над проектом побуждает студента к глубокому изучению какой-либо темы курса и освоению новых программ и программных продуктов, использованию новейших информационных и коммуникационных технологий. Несомненно, что здесь решаются многие задачи личностно-ориентированного обучения.
Информационные технологии являются средством активизации познавательной деятельности и творческого потенциала студентов. Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс производственного обучения на качественно новый уровень.
Технология обучения в сотрудничестве в значительной мере может быть реализована при групповой работе с использованием компьютера и других технических средств. Обучающие программы и компьютерные модели, виртуальные лабораторные работы, создание мультимедийных презентаций как нельзя лучше подходят для совместной работы пар или групп студентов. При этом участники работы могут выполнять как однотипные задания, взаимно контролируя или заменяя друг друга, так и отдельные этапы общей работы.
 Технология развивающего обучения обеспечивает кроме знаний, умений и навыков, способы самостоятельного постижения знаний на уроках производственного обучения. Только тогда эти знания помогают развитию способностей в процессе осуществления самостоятельной познавательной деятельности, а также обеспечению эмоционально-ценностного отношения к содержанию и процессу образования, формированию гуманистической направленности личности. Такой подход культивирует творческое отношение к деятельности, формирует общеучебные умения, способствует овладению средствами и способами мышления, развивает воображение, внимание, память, волю, формирует культуру общения.
Применяю такие методические приёмы реализации  развития творческого мышления, как постановка творческих задач; решение развивающих задач; решение проблем творческого характера; выполнение комплексных заданий; использование наглядных пособий; обращение к жизненному опыту учащихся; постановка  вопросов и поиск ответов на уроках.
Описанные приемы позволяет мастеру п/о помочь студентам стать более самостоятельными, мыслить критически, ответственно и творчески относиться к учебе. Они дают реальную возможность создать в группе атмосферу партнерства. Мастер п/о, получающий в руки технологию, а не готовые рецепты хороших уроков, обучается работать в режиме творческого соавторства, в готовности к обоснованным изменениям, принятию нестандартных и ответственных решений.
Предложенные методы и приёмы обучения позволяют формировать у студентов творческие способности, а значит развивать личность, индивидуальность каждого студента, которая востребуется обществом в их будущей деятельности.
 
 
Список используемой литературы
Аронов М.Ф., Молчан Л.Л. Современный урок. Минск, 1994.
Аронов М.Ф. Формирование основ профессионального мастерства. Минск,  1994.
Атутов Н.В. Технология и современное образование. – М.; Педагогика.1996.№2
Рудик Г.А. Игровые ситуации на уроках специальных предметов. Методические рекомендации. – М.: Издательский центр АПО, 2000.
Махмутов М.И. Современный урок. – М.; Педагогика, 1985.
Соловянчик А.А. Современный урок и методика его анализа. Минск, 2004.
Соловянчик А.А., Савянок П.И. Урок производственного обучения и методика его анализа. (методические рекомендации), Мозырь, 1994.
 Бабышев С.Я. Производственная педагогика М.: Высшая школа. 1999 г.
Сейтешев А.Г. Пути профессионального становления учащийся молодежи М.: Высшая школа, 1998 г.
ЗанковЛ.В. Развитие учащихся в процессе обучения М.: Высшая школа. 1988 г.