Использование сетевых сервисов в работе учителя в условиях введения ФГОС


Использование возможностей сервисов Google на уроках информатики
Использование возможностей сервисов Google на уроках информатики. В настоящее время наблюдается лавинообразный процесс развития информатизации, который характеризуется в первую очередь широким внедрением современных информационных технологий в образовательный процесс. Согласно ФГОС нового поколения успешность современного человека определяет ориентированность на знания и использование новых технологий, в том числе активное использование сети Интернет. Одной из новых информационных технологий, с которой современным педагогам необходимо познакомиться и активно использовать в учебно-воспитательном процессе, является технология Web 2.0. Именно сервисы Web 2.0 в последнее время занимают лидирующие позиции в Интернет технологиях. Именно они позволяют сделать уроки более эффективными, привлекательными и запоминающимися для учащихся, а, следовательно, повысить интерес к обучению. С их помощью современные школьники могут гораздо эффективнее реализовать себя социально, работать индивидуально каждый в своем темпе, а учителя - применять творческие подходы к обучению. В своей статье я хочу поделиться опытом использования сетевых социальных сервисов на уроках информатике в сельской средней школе. Кабинет информатики оборудован рабочими местами для 10 учащихся, которые объединены в единую локальную сеть. Выход в Интернет один, но наличие локальной сети позволяет открыть к нему доступ с каждого компьютера ученика. На уроках информатики мной используются сервисы Google - один из вариантов сервисов Web 2.0, т.к. они просты в использовании и предоставляют широкий круг возможностей как для учащихся, так и для учителей. Данный сервис позволяет организовать совместную работу с документами (например, совместное создание презентаций), проводить опросы и тестирование, организовать электронный документооборот. С помощью Google-форм я организовываю сбор ответов на задания, что опять же позволяет мне проверять задания в удобное для меня время. Чаще всего прибегаю к следующим возможностям сервиса Google Docs: • Google Документ - используется для написания совместных текстовых работ, создание школьной газеты, для проведения проверочных работ. • Google Презентация – ученики готовят презентации для своего выступления; на уроке создаем коллективную презентацию по определенной теме, где каждый оформляет определенный слайд, отвечая на конкретный вопрос (находит его в учебной литературе или интернете). • Google Таблица – чаще всего используется для создания кроссвордов или для проведения исследования на уроке, а так же сводной ведомости результатов работы учеников. • Google Рисунок – выполнение проверочных заданий, изменение готовых рисунков в соответствии с заданием. • Google Форма – используется для создания тестов для проверки знаний, анкетирования. По программе в 9 и 11 классах начало учебного года начинается с изучения компьютерных сетей и работы в сети Интернет. При выполнение первых практических работ учащиеся самостоятельно регистрируют свой аккаунт на сайте www.gmail.com, далее создаются для каждого класса Google-группы. В форумах группы удобно размещать задания к уроку, рабочие материалы, что позволяет выполнять задания не только присутствующим на уроках, но и тем, кто по какой-либо причине отсутствует. При работе с данным сервисом мной предоставляется ученикам доступ к документу, с которым им предстоит работать. Тем самым они становятся редакторами документа и могут изменять его по своему усмотрению. Один из вариантов предоставления доступа для редактирования документов и заполнения форм – размещение ссылки на сайте образовательного учреждения в специальном разделе. Применение Google-документов на различных этапах урока информатики:  Пример использования Google-документа: Тема «Текстовый редактор». В режиме коллективного редактирования подобрать материал и создать газету. Пример задания с использованием Google-презентации: Коллективно или в малых группах (в режиме общего доступа) создать презентацию на тему «Безопасное использование Интернета» с помощью сервиса Web 2.0: Google-презентация. Учащиеся должны оформить тему своего отдельного слайда, подобрать цвет текста, использовать разные макеты слайдов, вставить гиперссылки, рисунки в соответствии с заданием. Например, задание на дом: отредактировать свой слайд на общей презентации «Геоинформационные системы». Каждому ученику отводится слайд, который он должен оформить в соответствии с вопросом. Материал он может найти сам или воспользоваться ссылкой, подготовленной учителем.  Пример задания с Google-таблицей: Создать таблицу известных каналов связи, их состава и характеристик. Учитель составляет исходную таблицу и предоставляет права доступа к таблице учащимся. Учащиеся могут работать персонально или в малых группах: искать информацию в сети Интернет и заполнять таблицу.  В качестве домашнего задания можно предложить дополнить полученную таблицу иллюстрациями соответствующих каналов связи. С помощью Google формы можно проводить различные опросы, викторины, создавать анкеты, тесты. При создании формы автоматически создается таблица Google, в которой автоматически накапливаются результаты заполнения формы. Пример задания. Ответить на вопросы итогового теста по теме «Информационные процессы» и получить доступ к зачету. Отвечать можно с домашнего компьютера, получив доступ к форме, или перейдя по ссылке, которую учитель разместил на сайте школы. Пример: Проведение анкетирования «Я и социальные сети» для использования результатов в исследовательской работе «Влияние социальных сетей на коммуникабельность подростков». И последнее, учитель, создавая Google-документ и предоставляя к нему доступ учащихся, может проследить дату входа на ресурс любого ученика, увидеть изменения, которые он сделал, проанализировать активность учащихся. При использовании мной в образовательном процессе возможностей Google-документ, я обнаружила очень много преимуществ: Прежде всего, это возможность организации совместной продуктивной деятельности школьников. Теперь мы имеем возможность создавать коллективные документы, карты, сайты. И сегодня увлечены СОТВОРЧЕСТВОМ... И учителя, и учащиеся... Во-вторых, именно сервисы Google составляют инструментальную основу инновационных педагогических технологий деятельностного типа. В-третьих, обучение становится личностноориентированным. Работа с коллективными документами позволяет включить в деятельность каждого ученика, сделать его вклад весомым, что, естественно, влияет на самооценку школьника, служит мотивом для саморазвития. В-четвертых, значительно возрастает мотивация участников образовательного процесса. Это связано с активным включением учащегося в деятельность, их любовь к социальным сетям. В-пятых, родители начинают радоваться, что домашний компьютер используется для обучения и развития ребенка, а не только и не столько для общения в социальных сетях. Web-серфинг в сети Интернет в превращается в web-навигацию, определяя для учащегося образовательные цели и ориентиры, при этом предоставляя ему право выбора образовательного маршрута. В заключении хочется отметить, что использование сервисов Google позволяет создать уникальную информационно-образовательную среду, соответствующую требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) нового поколения, организовать учебный процесс, направленный на формирование у школьников не только предметных результатов, но и универсальных учебных действий. И последнее: воспользовавшись нижеприведенной ссылкой, вы сможете скачать инструкции по созданию Google-документов. https://docs.google.com/document/d/1We7Q7RHbtedaTiRR6iOLXbBa19BWPPs-AdcE0gkU4rM/pub Литература: • Горбатова А. Облачные технологии накроют мир [электронный ресурс] – режим доступа: http://strf.ru/material.aspx?CatalogId=223&d_no=31856 – дата доступа 24.06.2010. • Заславская О.Ю. Возможности сервисов Google для организации учебно-познавательной деятельности школьников и студентов. // Научно-методический журнал. / Информатика и образование.– М., 2012, №1 (230). – С. 45-50. • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. [Электронный ресурс] / - режим доступа: http://standart.edu.ru/ • Черногорская Н.Н. Использование ресурсов сети интернет на уроках информатики. - Материалы всероссийской с международным участием научно-практической конференции «Интернет-технологии в образовании». В 3 частях: Часть 1, Чебоксары, 25 апреля- 1 мая 2011 г. - Чебоксары, 2011. – С. 229 - 231