Рабочая программа и тематическое планирование по предмету Чтение и развитие речи 1 класс школа 8 вида


Пояснительная записка по предмету «чтение и развитие речи»
1 класс
Рабочая программа составлена на основе учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы» Москва «Просвещение», 2006(1990) г.
Программа рассчитана на 136 часов( 4 урока в неделю). Программа образования носит в основном элементарно-практический характер, при этом ведущим коррекционным принципом, объединяющим и организующим все разделы программы, является развитие речи.
Язык как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Практическая и коррекционная направленность обучения языку обусловливает его специфику. Часть букварного периода переносится на 2 год обучения, так как состав детей имеет различную подготовку, в том числе и речевую.
Цель обучения: - плавное послоговое чтение у учащихся 1 группы к концу 1 года обучения.
Задачи обучения:   -   научить школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст;   -   выработать элементарные навыки грамотного письма;   -   повысить уровень общего и речевого развития учащихся;   -   научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной форме;     - формировать нравственные качества.      Программа состоит из двух разделов, соответствующих добукварному и букварному периодам.
Учебно-методический комплекс.Учебники:1.В.В.Воронкова, И.В.Коломыткина Букварь для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида. Москва «Просвещение»,2010
Методические пособия:— картотека дидактических игр и упражнений по чтению для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста;— картинная азбука; — карточки для индивидуальной работы; — слоговые таблицы; — индивидуальные кассы с набором букв и слогов; — таблицы, плакаты; -слайд-шоу на каждую изучаемую букву.
Контроль текущий на основе индивидуального и фронтального опроса; проверка техники чтения в конце учебного года у учащихся 1 группы.
Основные требования к ЗУН учащихся:
1 группа 2 группа
Обучающиеся должны уметь:
— дифференцировать цвета, правильно называть их
— выкладывать изображения предметов из геометрических фигур по образцу;
— различать звуки на слух и в собственном произношении;
-анализировать слова по звуковому составу, -составлять слова из букв разрезной азбуки;
— плавно читать по слогам слова, предложения и короткие тексты;
— отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к тексту;
Обучающиеся должны знать:
— наизусть 3 – 4 коротких стихотворения или четверостишия, разученных с голоса учителя. Обучающиеся должны уметь:
— дифференцировать основные цвета, правильно называть их;
— выкладывать простейшие изображения предметов из геометрических фигур по образцу;
— различать звуки на слух и в собственном произношении, -
знать буквы, читать по слогам отдельные слова, соотносить их с предметными картинками;
— слушать небольшую сказку, рассказ, с помощью учителя отвечать на вопросы по содержанию, опираясь на наглядные средства.
Обучающиеся должны знать:
— наизусть 1 – 2 коротких стихотворения или четверостишия, разученных с голоса учителя.
Тематическое планирование.
№ Содержательные линии. Кол-во часов. Коррекционно-развивающие задачи. Педагогические средства, технологии. Проблемы, возникающие при изучении темы. 1 Пропедевтический период. 18 Формирование общеречевых навыков, развитие слухового, зрительного восприятия, преднамеренного запоминания. Развитие связной устной речи. Объяснительно-иллюстрированные технологии обучения (Я.А. Каменский) Речевые нарушения, недостаточное развитие фонематического слуха. 2 Букварный период (звуки и буквы) 112 Формирование звукобуквенного анализа и синтеза. Технология уравнений дифференциации обучения на основе обязательных результатов (В.В Фирсов) Трудности в осмыслении понятий звук и буква. 3 Повторение. 6 Развитие долговременной памяти, произвольного внимания. Обогащение словаря, развитие зрительного и слухового восприятия. Технология совершенствования общеучебных умений. Затруднения в слиянии звуков в слоги. Календарно- тематическое планирование по предмету «Чтение и развитие речи»
1 четверть-32 часа
№ П\П Тема урока кол-во часов Учебная задача
1. Первый день в школе 1 2. Классная комната 1 Учить отвечать на поставленные вопросы.Знать свой класс, учителя.
3. Семья. члены семьи 1 Знать членов семьи
4. Игрушки. понятие «слово» 1 Знать названия игрушек.. Уметь слушать учителя и школьных товарищей
5. Школьные вещи 1 Знать школьных принадлежностей. Уметь слушать учителя и школьных товарище
6-7. Предложение. Составление и анализ предложения из 2 слов. 2 Понятие «Предложение»
8-9. Беседа « Утро школьника». Составление и анализ предложений. 2 Составление предложений
10. Беседа на тему «Сад». Фрукты. 1 Знать названия фруктов. Учить работать с иллюстрацией
11. Беседа на тему «Огород».Овощи. Деление слов на слоги 1 Знать названия овощей. Учить делить слова на слоги
12-13. Понятие «звук». Выделение звука А2 Учить определять части слова, подбирать слова начинающихся со звука [ а]
14. Выделение звука У1 Учить определять части слова, подбирать слова начинающихся со звука [ у]
15. Выделение звука М 1 Учить определять части слова, подбирать слова начинающихся со звука [ м]
16. Выделение звуков А, У,М в начале слова 1 Уметь определять части слова, подбирать слова начинающихся со звука [ а, у,м]
17. Работа над содержанием и рассказывание сказки «Колобок» 1 Учить следить за последовательностью изложения, отвечать на вопросы по содержанию прослушанного и по иллюстрациям к тексту.
18. Работа над содержанием и рассказывание сказки «Репка» 1 ***
19. Звук и буква А, а 1 Учить правильно и отчетливо произносить изучаемый звук, различать его в начале и конце слова 20. Чтение буквы а, А 1 Знать звук и букву «А».
21. Звук и буква У, у 1 Учить правильно и отчетливо произносить изучаемый звук, различать его в начале и конце слова
22. Чтение буквы у,У1 Знать звук и букву «У».
23. Слово ау. Звуко- буквенный анализ слова 1 Знать звук и букву «У». Уметь различать буквы А-У при чтении и звуки [а] [у] на слух, выделять звуки и буквы А-У в начале и на конце слова.
24. Слово уа. Звуко- буквенный анализ слова 1 ***
25-26. Чтение слов ау-уа2 Знать звуки и буквы «А», «У», .Уметь выделять звук в речи
27. Звук и буква М, м 1 Учить правильно и отчетливо произносить изучаемый звук, различать его в начале и конце слова
28. Обратный слог ам чтение 1 Анализ и чтение слогов
29. Обратный слог ум. чтение. 1 ***
30. Составление и чтение слога ма. 1 Составление, чтение слогов
31. Составление и чтение слога му. 1 ***
32. Чтение слогов ам-ма, ум-му1 ***
    
2 четверть-32 часа
№ П\П Тема урока кол-во часов Учебная задача
1-4. Повторение пройденного4 Составление и чтение слогов
5. Звук и буква О,о1 . Учить соотносить звуки с соответствующими буквами, определять местонахождение их в слогах и словах, составлять и читать слоги и слова из усвоенных слоговых структур.
6. Составление и чтение слогов ам, ум,ом1 ***
7-8. Чтение слогов с изучением буквами 1 ***
9. Звук и буква С,с1 ***
10. Составление и чтение слогов ас-са, ус-су,ос-со 1 Знать понятие «слог».Уметь выделять звук и букву С [ с ] в начале и в конце слова, правильно и отчетливо произносить изучаемый звук.
11-12. Составление и чтение слов ма-ма, са-ма,му-му, о-са. 2 Знать понятие «слово». Учить читать слоги, составлять предложения по сюжетной картинке.
13. Звук и буква Х.х1 Учить выделять новый звук и букву в различных позициях, составлять рассказ по сюжетной картинке
14-15. Составление и чтение прямых и обратных слогов с буквой «Х» 2 Учить составлять из букв разрезной азбуки слоги и слова с голоса учителя.
16-20. Составление и чтение слов из изученных букв 5 ***
21. Звук и буква Ш,ш1 Учить выделять новый звук и букву в различных позициях, составлять рассказ по сюжетной картинке
22-23. Составление и чтение прямых и обратных слогов с буквой «Ш» 2 Учить составлять из букв разрезной азбуки слоги и слова с голоса учителя
24-27 Составление и чтение слов из изученных букв 5 ***
28. Звук и буква Л,л1 Учить выделять новый звук и букву в различных позициях, составлять рассказ по сюжетной картинке
29-30. Составление и чтение прямых и обратных слогов с буквой «Л» 2 ***
31-32 Повторение пройденного2 3 четверть-36часов № П\П Тема урока кол-во часов Учебная задача
1-2. Повторение пройденных букв 2 Составление и чтение слогов и слов
3. Звук и буква ы 1 Учить выделять новый звук и букву в различных позициях
4-5. Слоги и слова со звуком и буквой ы. Чтение коротких предложений 2 Учить составлять и читать слова и короткие предложения с этими словами
6. Звук и буква Н, н 1 Учить выделять новый звук и букву в различных позициях
7-9. Слоги и слова со звуком и буквой Н, н. Чтение коротких предложений 3 Учить составлять и читать слова и короткие предложения с этими словами
10. Звук и буква Р,р1 Учить выделять новый звук и букву в различных позициях
11-13. Слоги и слова со звуком и буквой Р,р. Чтение коротких предложений 3 Учить составлять и читать слова и короткие предложения с этими словами
14-15. Дифференциация р-л. Упражнение в чтении слогов и слов. 2 Учить различать звуки на слух, произношение и при чтении
16-17. Составление и чтение слов из изученных букв 2 Составление и чтение слогов и слов, составлять рассказ по сюжетной картинке
18. Звук и буква К, к 1 Учить выделять новый звук и букву в различных позициях
19-21. Слоги и слова со звуком и буквой К, к. Чтение предложений с данными словами 3 Учить составлять и читать слова и короткие предложения с этими словами
22. Звук и буква П, п 1 Учить выделять новый звук и букву в различных позициях
23-25. Слоги и слова со звуком и буквой П, п. Чтение предложений с данными словами 3 Учить составлять и читать слова и короткие предложения с этими словами
26-28. Составление и чтение слов из изученных букв. Повторение 3 Составление и чтение слогов и слов, коротких предложений
29. Звук и буква Т, т 1 Учить выделять новый звук и букву в различных позициях
30-32. Слоги и слова со звуком и буквой Т,т. Чтение предложений с данными словами 3 Учить составлять и читать слова и короткие предложения с этими словами
33-36. Составление и чтение слов из изученных букв. Повторение 4 Составление и чтение слогов и слов, коротких предложений
4 четверть-36 часов
№ П\П Тема урока кол-во часов Учебная задача
1-2. Повторение пройденного2 Составление и чтение слогов и слов, коротких предложений
3. Звук и буква И,и1 Учить выделять новый звук и букву в различных позициях
4-5. Слоги и слова со звуком и буквой И,и, в которых и составляет отдельный слог, входит в состав слога. 2 Учить составлять и читать слова и короткие предложения с этими словами
6. И как отдельное слово. Чтение предложений со словом и 1 Знакомить с буквой как отдельным словом, использование его в предложении
7-8. . И как показатель мягкости согласных. Составление и чтение слов и предложений 2 Сравнительный звуко-буквенный анализ слов с твёрдыми и мягкими согласными, чтение их
9. Звук и буква З, з 1 Учить выделять новый звук и букву в различных позициях
10-11. Слоги и слова со звуком и буквой З, з. Чтение предложений с данными словами 2 Учить составлять и читать слова и короткие предложения с этими словами
12-13. Дифференциация з-с. Упражнение в чтении слогов и слов. чтение предложений и текста 2 Учить различать звуки на слух, произношение и при чтении
14. Звук и буква В, в 1 Учить выделять новый звук и букву в различных позициях
15-16. Слоги и слова со звуком и буквой В,в. Чтение предложений и текста с данными словами 2 Учить составлять и читать слова и короткие предложения с этими словами, чтение текста, связанного темой
17. Звук и буква Ж, ж 1 Учить выделять новый звук и букву в различных позициях
18-19. Слоги и слова со звуком и буквой Ж,ж. Чтение предложений и текста с данными словами 2 Учить составлять и читать слова и короткие предложения с этими словами, чтение текста, связанного темой
20-21. Дифференциация ж-ш. Упражнение в чтении слогов и слов. чтение предложений и текста 2 Учить различать звуки на слух, произношение и при чтении
22. Слоги жи-ши. Различие и чтение 1 Сравнительный звуко-буквенный анализ слогов, чтение слов с ними
23. Звук и буква Б,б1 Учить выделять новый звук и букву в различных позициях
24-25. Слоги и слова со звуком и буквой Б,б. Чтение предложений и текста с данными словами 2 Учить составлять и читать слова и короткие предложения с этими словами, чтение текста, связанного темой
26-27. Дифференциация б-п. Упражнение в чтении слогов и слов. чтение предложений и текста 2 Учить различать звуки на слух, произношение и при чтении
28. Звук и буква Г,г1 Учить выделять новый звук и букву в различных позициях
29-30. Слоги и слова со звуком и буквой Г,г. Чтение предложений и текста с данными словами 2 Учить составлять и читать слова и короткие предложения с этими словами, чтение текста, связанного темой
31-32. Дифференциация г-к. Упражнение в чтении слогов и слов. чтение предложений и текста 2 Учить различать звуки на слух, произношение и при чтении
33-36. Составление и чтение слов из изученных букв. Повторение 4 Чтение слов, предложений, коротких рассказов