Научная статья Завуч-двигатель учебного процесса


Завуч – «двигатель» учебного процесса
С чего начинается школа? Конечно, с уроков, с кропотливой работы учителя и ученика. Уроки бывают интересные, яркие, удачные, и – скучные, серые, расплывчатые. Как сделать, чтобы первых было как можно больше, а вторых не было вовсе, как повысить качество обучения – эти вопросы волнуют, прежде всего, заместителя директора школы по учебной работе (обычно эту должность называют коротко – завуч). Именно он направляет, контролирует работу учителя, классного руководителя. Не случайно завуча называют главным технологом производства. Он, как диспетчер аэропорта, дающий разрешение на взлет и посадку, руководит учебным процессом, старясь не допускать срыва ни одного урока. Завучу надо быть виртуозом расписания. Не забудьте еще посещение и анализ уроков учителей, составление табеля на зарплату, тарификации, аттестации и многое-многое другое.
Ульяновская средняя общеобразовательная школа одна из больших школ нашего, Яшалтинского района. Наша школа всегда славилась сильными учителями, положительными результатами в учебной, внеурочной, творческой деятельности. Безусловно, большая заслуга во всех этих достижениях принадлежит педагогическому составу школы, в том числе и завучам.
День завуча, какой он?
Функции учителя и директора школы, в общем-то, понятны, а вот в чем заключаются основные цели и задачи деятельности завучей? Ответов на этот вопрос довольно много. Выделим лишь основные из них. Итак, среди основных целей и задач работы заместителей директора по учебно-воспитательной работе (УВР) – организация учебно-воспитательного процесса в школе, разработка Программы развития, формирование содержания образования в школе, внедрение предпрофильного и профильного обучения, освоение современных образовательных технологий и великое множество других дел.
В обязанности заместителя директора по УВР входит организация и контроль за ходом процесса обучения и воспитания школьников, их поведением и успеваемостью, выполнением учебных планов и программ, качеством преподавания и качеством знаний учащихся, руководство методической работой в школе.
Завучи – лучшие тайм менеджеры
Одно из самых главных качеств для завуча – умение организовать работу коллектива, организовать целостный педагогический процесс. Во главе учителей должен стоять человек, который в состоянии сплотить вокруг себя коллектив единомышленников, основанный на сотрудничестве и взаимопонимании. Завуч по учебной работе выполняет роль «двигателя», все усилия которого направлены на поддержание рабочего ритма в коллективе, создание положительного микроклимата, приятного и продуктивного взаимодействия сотрудников по школе.
Завучей не зря называют «учителями учителей» - ведь среди рабочего графика завучей большая доля времени отдана на общение с учителями и учащимися, повышение собственной педагогической квалификации, контроля за учебно-воспитательным процессом. Во всем этом многообразии дел завучи находят и время для своего профессионального роста.
Семь заповедей завуча
Каждый завуч соблюдает несколько негласных правил, с помощью которых работу с окружающими людьми выстроить гораздо легче, эффективнее и качественнее. Всего таких правил семь. «Будь таким руководителем, какому хотел бы подчиняться сам», «Управляя людьми, обходись по возможности, без приказов, проявляй деликатность, не оказывай явного давления, вызывающего желание противодействовать», «Руководи так, чтобы люди стремились к сотрудничеству и общению с тобой, не чувствовали, что ими управляют», «Владей педагогической техникой (умение управлять собой – умение управлять другими)», «Будь гуманистом. Ставь превыше всего интересы детей», «Радуйся каждому достижению, любому, даже незначительному». И самая, пожалуй, главная заповедь, пользоваться которой должен не только завуч, но и всякий человек: «Оставайся реалистом и оптимистом».