Статья ОБЛАЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОБУЧЕНИЕМ

Облачные технологии как инновационная система управления обучением

С.Л. Чернышова
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Ленская средняя общеобразовательная школа»
Пермский край

Информатизация образования в настоящее время является необходимым условием поступательного развития общества. Совершенствование информационных технологий занимает важное место среди многочисленных новых направлений развития образования. Оно нацелено на развитие школьной инфраструктуры, а именно информационной среды образовательного учреждения, что предполагает внедрение и эффективное использование новых информационных сервисов.
Важная роль новых информационных технологий в образовании состоит в том, что они не только выполняют функции инструментария, используемого для решения отдельных педагогических задач, но и придают качественно новые возможности обучению, способствуют созданию новых форм обучения и образования. С развитием компьютерных средств и внедрением их в образовательный процесс у его участников появляются новые возможности, реализуются новые подходы.
Облачные технологии - это технология обработки данных, которая обеспечивает предоставление пользователю серверных ресурсов и мощностей как интернет-услугу.
Внедрение облачных технологий в процесс обучения обеспечивает:
- качественно иной уровень получения современных знаний - учащиеся получают возможность находиться в процессе обучения в любое время и в любом месте, где есть Интернет;
- более эффективный интерактивный обучающий процесс;
- возможность быстро создавать, адаптировать и тиражировать образовательные сервисы в ходе учебного процесса;
- возможность для учащихся осуществлять обратную связь с учителем путем оценки и комментирования предлагаемых им образовательных сервисов;
- централизованное администрирование программных и информационных ресурсов, используемых в учебном процессе.
Актуальность применения новых информационных технологий продиктована, прежде всего, педагогическими потребностями в повышении эффективности развивающегося обучения, в частности, потребностью формирования навыков самостоятельной учебной деятельности, формирования критического мышления.
Приведу пример использования облачных технологий:
- электронные дневники и журналы;
- тематические форумы, где ученики осуществляют обмен информацией;
- поиск информации, где ученики решают определенные учебные задачи. Для этого использую:
электронные учебники
тренажеры диагностические
тестовые и обучающие системы
системы на базе мультимедиа-технологии
телекоммуникационные системы
электронные библиотеки.
Пример учебного задания для учащихся. В режиме коллективного редактирования подобрать материал и создать газетный листок. Необходимо придумать название темы или газеты, указать номер и дату выпуска, имена и адреса авторов. Тексты снабдить названиями, рисунками, цитатами. Задание выполняется по группам. Подобная работа позволяет обсуждать в группах возникающие идеи, осуществлять совместное редактирование, рецензировать работы и публиковать свои произведения.
Пример сетевого урока по информатике для учащихся 9 класса по теме: «Что такое электронная таблица» созданного на платформе Google Docs.

Дидактические возможности облачных технологий:

· возможность организации совместной работы большого коллектива учителей и учащихся;

· возможность как для учителей, так и для учеников совместно использовать
и публиковать документы различных видов и назначения;

· быстрое включение создаваемых продуктов в образовательный процесс из-
за отсутствия территориальной привязки пользователя сервиса к месту его
предоставления;

· организация интерактивных занятий и коллективного преподавания;

· выполнение учащимися самостоятельных работ, в том числе коллективных
проектов;

· взаимодействие и проведение совместной работы в кругу сверстников независимо от их местонахождения;

· создание web-ориентированных лабораторий в конкретных предметных областях;

· организация разных форм контроля;

· перемещение в облако используемых учреждениями систем управления обучением;

· новые возможности для исследователей по организации доступа, разработке и распространению прикладных моделей.
Таким образом, главным дидактическим преимуществом использования облачных технологий в образовательном процессе является организация совместной работы учащихся и учителя.
Облачные технологии это альтернатива традиционным формам организации учебного процесса, возможность для персонального обучения, интерактивных занятий и коллективного преподавания. Внедрение облачных технологий не только снижает затраты на приобретение необходимого программного обеспечения, повышает качество и эффективность образовательного процесса, но и готовит школьника к жизни в современном информационном обществе.
15