Урок физики в 7 классе «Условия плавания тел»


Урок физики в 7 классе
Тема урока :Условия плавания тел
Подготовил :
Учитель физики и математики
МКОУ «Орловская СОШ»
Дикарев Виктор Иванович
Тип урока: Урок изучения нового материала и первичного закрепления.
Дидактическая цель урока: создание условий для осознанного изучения нового материала и включение знаний учащихся в процесс познания.
Цель урока:
Образовательная
Добиться усвоения учащимися условий плавания тел на основе изученного понятия об архимедовой силе. Развивать умения учащихся делать выводы по результатам экспериментальных заданий. Показать использование условий плавания тел в технике. Выяснить, как будет зависеть глубина погружения от плотности жидкости.Осмыслить практическую значимость, полезность приобретаемых умений, знаний.
Интересными формами урока способствовать усвоению основного материала, правильного образного мышления,
Отработать навыки работы с физическими приборами, умение ставить опыты.
Развивающая
создать условия для развития творческих и исследовательских навыков,
формировать умения выделять главное, сопоставлять, делать выводы;
решать тренировочные задачи;
развивать навыки исследовательской деятельности, навыки самоконтроля, самоанализа.
Воспитательная
способствовать привитию культуры умственного труда, создать условия для повышения интереса к изучаемому материалу.-
Приобретаемые навыки детей:
учащиеся учатся работать в группах, сопоставлять, обобщать,проводить исследования;
развивают логическое мышление ,речь, память , пространственное воображение;
повышается уровень восприятия, осмысления и запоминания;
воспитание очень внимательного отношения к окружающим, учебной дисциплине.
Умение подводить итоги своей работы, анализировать свою деятельность.
Формы организации работы детей: групповая.
Формы организации работы учителя:
используется словесно- иллюстративный, репродуктивный, практический, проблемный методы, беседа-сообщение, проверка ранее изученного материала, организация восприятия новой информации
постановка цели занятия перед учащимися;
обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, сосуды с водой, маслом, набор тел разной плотности, деревянный и пенопластовый кубики одинаковых размеров, клубень картофеля, пробирка с поваренной солью, пластилин ,пробирки с песком, параллелепипед из пенопласта, динамометр, измерительный цилиндр, гири.
План урока
Повторение темы: «Архимедова сила».
Изучение и закрепление нового материала.
Сравнение плотностей жидкости и вещества тела, погруженного в жидкость, в случаях, когда тело плавает на поверхности или тонет.
Сравнение архимедовой силы и силы тяжести в случаях , когда тело плавает на поверхности или тонет.
Условие плавания тел внутри жидкости.
Условия плавания тел(общий вывод)
Задание на дом.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Подготовка к восприятию нового материала:
Учитель: Сегодня мы организуем работу так, чтобы каждый проявил свои способности, приобрел навыки работы в коллективе. Покажем умения и навыки при изучении темы: «Условие плавания тел».
3. Актуализация знаний учащихся
. Проводим фронтальный опрос.
ВОПРОСЫ:
1.Какая сила возникает при погружении тела в жидкость?
2.Как направлена эта сила?
3.От чего зависит архимедова сила?.
4.А если тело погружено в жидкостьнеполностью, то как определяется архимедова сила?
5.Какими способами на опыте можно определить архимедову силу?
6.Как вы понимаете понятие уровень?
ответы
.На экране появляется кадр с правильными ответами:
Учащиеся проверяют правильность ответов.
Изучение нового материала
Учитель. Итак, мы знаем, что на всякое тело, погруженное в жидкость действует архимедова сила. Но одни тела плавают в жидкости, другие тонут, а третьи всплывают на поверхность. Почему? Сегодня мы выясним это. Запишите в тетрадях тему урока-« Условия плавания тел »
Попробуем все сведения об условии плавания тел получить из опыта. Сегодня каждая группа получит свое задание. После выполнения заданий мы обсудим полученные результаты и выясним условие плавания тел. Внимательно прочитайте свои задания. Все результаты записывайте в тетрадь. Учащиеся получили карточки с заданиями и оборудование для их выполнения (5 вариантов).
Варианты заданий неодинаковы по уровню трудности. Они даются соответственно уровню подготовки учащихся.
Первый вариант: пронаблюдать, какиеиз предложенных тел тонут и какие плавают в воде; найти в таблице учебника плотности этих веществ и сравнить с плотностью воды. Результаты оформить в виде таблицы.
Плотность жидкости Плотность вещества Тонет или нет
Второй вариант: сравнить глубину погружения в воде деревянного и пенопластового кубиков одинакового размера; выяснить, отличается ли глубина погружения деревянного кубика в жидкости разной плотности. Результат опыта представить на рисунке.
Третий вариант: сравнить архимедову силу, действующую на каждую из пробирок, с силой тяжести каждой пробирки; сделать вывод на основании результатов опыта.
Четвертый вариант: заставить картофелину плавать в воде. Объяснить результаты опыта.
Пятый вариант: добиться, чтобы кусок пластилина плавал в воде. Пояснить результаты опыта.
Пока учащиеся выполняют задания, учитель наблюдает за их работой, оказывает посильную помощь.
После выполнения работы переходим к обсуждению результатов.
Выводы записываются на доске и в тетрадях.
Fa=ρgV1.Еслиρвещества >ρжидкости, то1.Если Fт>Fa, то тело тонет.
тела тонут.
2.Если ρвещества <ρжидкости, то2.Если Fт<Fa, то тело всплывает.
тело всплывает на поверхность
жидкости.
3.Еслиρвещества =ρжидкости, то3.Если Fт=Fa, то тело плавает
тело плавает внутри жидкости.внутри жидкости.
Глубина погружения тела зависит от ρжидкости и ρвещества.
Учитель. Значит, условия плавания тел можно сформулировать двумя способами: сравнивая архимедову силу и силу тяжести или сравнивая плотности жидкости и находящегося в ней вещества. Где в технике учитываются эти условия? Ученик. При постройке кораблей. Раньше делали деревянные корабли и лодки. Плотность дерева меньше плотности воды, и корабли плавали в воде. Учитель. Металлические корабли тоже плавают, а ведь куски стали тонут в воде. Ученик. С ними поступают так, как мы поступили с пластилином: увеличивают объем, архимедова сила становится больше, и они плавают. Еще делают понтоны и подводные лодки. Учитель. Итак в судостроении используется тот факт, что путем изменения объема можно придать плавучесть практически любому телу. А учитывается ли как-нибудь связь условий плавания тел с изменением плотности жидкости? Ученик. Да при переходе из моря в реку меняется глубина осадки судов. Учитель. Приведите примеры использования условий плавания тел в технике? Ученик. Для речных переправ применяют понтоны. В морях и океанах плавают подводные лодки. Для подводного плавания часть их емкости заполняют водой, а для надводного-воду выкачивают.
Далее учитель демонстрирует слайды кораблей, подводных лодок и понтонных мостов.
Закрепление изученного материала: Фронтальный опрос.
1.Что вы сегодня узнали на уроке?
2.Тело находится в равновесии внутри жидкости. Каково соотношение между силой тяжести и архимедовой силой?
3.Чему равна масса воды, вытесняемой подводной частьюа судна?
4.Каково направление архимедовой силы, действующей на подводную лодку, плывущую горизонтально под водой? 5.Вопросы на странице 125 учебника.
Решение задач: Упражнение 26 № 1,2
9.Домашнее задание к следующему уроку.
§ 50,51. Упр.26 №3, задание 15.
УЧИТЕЛЬ ПОДВОДИТ ИТОГИ УРОКА , СТАВИТ ОЦЕНКИ ЗА РАБОТУ НА УРОКЕ.
Литература:
Перышкин А.В. Учебник физики 7 класс.
Кабардин О.Ф. . С.И. Кабардина. В.А. Орлов. Задания для контроля знаний.
Марон А.Е., Е.А Марон Дидактический материал 7 класс.
Марон А.Е., Е.А Марон Сборник качественных задач по физике. 7-9 класс.
Лукашик В.И. Сборник задач по физике 7-9 класс.
Приложения: