Проект «Организация учебного процесса на уроках химии с учетом социотипа учащегося»

Проект «Организация учебного процесса на уроках химии с учетом социотипа учащегося»

Актуальность темы.
Главной целью образования признается создание условий для самореализации личности учащегося. Поэтому необходимо организовать учебный процесс таким образом, чтобы происходило развитие психических качеств и интеллектуальных способностей учащихся через усвоение содержания конкретной дисциплины. Необходимым условием полноценного развития учащихся в процессе обучения является учет их индивидуальных различий.
Цель исследования: организация учебного процесса на уроках химии с учетом индивидуально-типологических особенностей учащихся.
Объект исследования: социотип учащихся 8-10 классов.
Предмет исследования: связь соционического типа учащихся с системой обучения на уроках химии.
Гипотеза: организация учебного процесса на уроках химии с учетом соционического типа в условиях гетерогенного состава класса позволяет достичь результативности при обучении, приводит к повышению качества знаний.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи:
1. определить значение учета социотипа учащихся
2.исследовать индивидуально-типологические особенности учащихся 8-10 классов.
3.разработать дидактические основы организации урока химии с учетом индивидуально-типологических особенностей школьников.
Методы исследования:
анализ литературы по психологии, посещенных уроков;
беседы и анкетирование учащихся;
тестирование школьников с помощью теста И. Вайсбанда, цифровой тест В. Мегеля и А. Овчарова;
моделирование системы обучения учащихся с учетом социотипа в гетерогенном классе.
Значимость работы: знание типологического типа учащихся дает возможность организации процесса саморазвития учащихся.



Введение
Химия - фундаментальная наука, тесно связанная с материальным миром и в силу этого несущая большой мировоззренческий и воспитательный потенциал в развитие подрастающего поколения. Поэтому одной из главных задач при обучении химии является привитие устойчивого интереса к предмету. Для повышения мотивации учащихся к химии необходимо учитывать индивидуально-типологический тип школьников, учет особенностей их познавательной сферы. Изучение и учет социотипов позволяет направить деятельность ученика на возможность проявить себя оптимальным образом.
Каждому социотипу отвечает особый стиль обучения. Учителю необходимо знать, какие из каналов восприятия и запоминания информации характерны для учащихся класса: речевой, визуальный, аудиальный или кинестетический и использовать их на уроках химии: при фронтальной работе учитывать наиболее распространенный социотип, при групповой работе сочетать различные типы для повышения эффективности обучения.




Таблица 1
Соответствие соционического типа
с ведущим каналом восприятия информации
Аудиальный канал
Рационалы-интроверты:
Инспектор, Аналитик, Хранитель, Гуманист

Визуальный канал
Иррационалы-экстраверты:
Советчик, Искатель
Интроверты: Критик, Лирик

Кинестетический канал
( вовлечение в практическую деятельность)
Иррационалы-экстраверты:
Маршал, Политик
Интроверты:Мастер, Посредник

Речевой канал
Рационалы-экстраверты:
Наставник, Предприниматель, Администратор, Энтузиаст



Каждый социотип может быть отнесен к одному из типов темперамента

Таблица 2
экстраверсия

холерики
сангвиники

Наставник ( ГАЛ)
Администратор (ТИР)
Предприниматель (ЛОН)
Энтузиаст (ВИК)
Искатель (ДОН)
Маршал (КОР)
Политик (ЛЕО)
Советчик (ГЕК)

Рациональность
Иррациональность

Аналитик (РОБ)
Инспектор (МАК)
Хранитель (ТЕД)
Гуманист (ДОС)
Посредник (ДЮМ)
Лирик (ЕСН)
Критик (БАЛ)
Мастер (ГБН)

Флегматики
Меланхолики

Интроверсия



2. Экспериментальная работа.
« Определение соционического типа учащихся»

2.1 На первом этапе был выполнен тест на самоопределение типа И. Вайсбанда.
Методика представляет собой четырехшаговый алгоритм выбора одного, предпочитаемого из двух возможных способов действия.
На первом шаге испытуемые делятся на группы рационалов ( приоритет разума) и иррационалов ( приоритет чувств). Затем внутри этих групп проводится деление на «логиков» и «этиков». На третьем шаге внутри полученных четырех групп проводится следующее деление на экстравертов и интровертов. Экстраверт ориентирован на познание объектов, а интроверт - на отношения между ними. На заключительном этапе каждая из групп делится на сенсориков и интуитов. Получаем 16 социотипов, каждому присваивается своя символика и свой условный портрет. Каждая соционической шкале социотипы отождествляются с яркой исторической личностью и литературным персонажем, в другой шкале социотипы ассоциируются с конкретной профессиональной деятельностью.
( Приложение №1)

2.2 На втором этапе использовался цифровой тест В. Мегеля и А. Овчарова.
( Приложение №2)

3.Результаты исследования
Экспериментальное исследование проводилось на базе ГУ « Кызылжарская средняя школа». Для проведения исследования было привлечено 16 учащихся 8-10 классов с русским языком обучения. Были получены следующие результаты:

8 класс
№ ученика
Тест И. Вайсбанда
Тест В.Мегеля и А. Овчарова

1
ВИК
1468

2
ТИР
2458

3
ДОС
1357

4
ДЮМ
2468

5
ТИР
1457

6
КОР
1457

7
ТИР
1368

8
ДЮМ
2368


9 класс

№ ученика
Тест И. Вайсбанда
Тест В.Мегеля и А. Овчарова

1
ВИК
1458

2
ДОН
2467

3
ДОН
2468

4
ТИР
2458



10 класс
№ ученика
Тест И. Вайсбанда
Тест В.Мегеля и А. Овчарова

1
ЛЕО
2458

2
ЛЕО
2468

3
ТЕД
2368

4
ВИК
2468


Из 16 учащихся: ТИР-4 1468 наставник – 1
ВИК-3 2458 Политик – 3
ДЮМ – 2 1357 Инспектор – 1
ДОН – 2 2468 Советчик - 4
ЛЕО -2 1457 Хранитель - 2
КОР -1 1368 Предприниматель -1
ТЕД -1 2368 Искатель – 2
ДОС- 1 1458 Энтузиаст -1
2467 Лирик- 1




Социотипы, определенные по двум тестам, не всегда совпадают, но сравнение обоих полученных результатов показывает, что различия между выбранными типами незначительны, а сходство высоко.
( Приложение №3)

Из 16 человек преобладают экстраверты ( 12 человек), а интровертов только 4 человека, « этики» (9) и «логики» (7) сбалансированы, «сенсорики» (13) преобладают над «интуитами» (3).
Распределение по каналам восприятия информации следующий:
аудиальный канал – 2 человека
визуальный – 2 человека
кинестетический канал – 3 человека
речевой канал – 7 человек.

Так, в 8 классе из 8 учащихся к аудиальному каналу восприятия информации относится 1 человек, к речевому – 4, к кинестетическому -3.
В 9 классе из 4 учащихся к речевому каналу относится 2 учащихся, к визуальному -2, в 10 классе из 4 человек к кинестетическому-2, к речевому-1 и к аудиальному-1 человек.
Канал восприятия информации
8 класс
9 класс
10 класс

Речевой
4
2
1

Аудиальный
1

1

Визуальный

2


Кинестетичекий
3

2


Знание социотипа учащихся позволяет оптимально определять направление и эффективность педагогической поддержки каждого ученика, помочь тем кто не может быстро воспринимать объяснение темы, кому необходимо использование учебника и тем, кто медленно выполняет практическую или лабораторную работу. Организуя учебную деятельность с учетом особенностей социотипа можно добиться от учащихся положительного результата. На занятиях необходимо использовать разнообразные виды деятельности: подготовка докладов, подготовка вопросов, оформительская, экспериментальная и другие. Ситуация успеха будет наблюдаться при использовании таких форм работы, как работа в группах переменного состава, уроки-соревнования, деловые игры. Учащийся выбирает тот вид деятельности, которая в большей степени отвечает его соционическому типу. Занятия в группах, где присутствуют все социотипы, проводятся в разных формах: наглядные пособия, схемы, рисунки, рассказ и т.д.

Фрагмент из урока в 8 классе на тему « Вода – растворитель. Виды смесей»

Используемые методические приемы: ( в классе речевики и кинестетики)
- проблемный эксперимент
- фронтальная беседа
- лабораторный эксперимент в парах
- наглядно-иллюстративный метод
- метод самостоятельной работы
- самоконтроль и взаимопроверка





Ход урока

1 ученик делает сообщение о физических свойствах воды.
2 ученик проводит демонстрационный эксперимент – образование смесей: сахарный песок + вода, речной песок + вода, спирт +вода, бензин +вода.
Ученики проводят классификацию смесей на растворы и взвеси.
Используя схему на доске, записывают в тетрадь новые понятия
Беседа с учащимися о новых понятиях темы
Выполнение в парах лабораторный эксперимент- растворить в воде предложенные вещества и указать вид смеси. Результаты заносят в таблицу.
Ответы учащихся обсуждаются фронтально.
Беседа с учащимися: ответы, рассуждения по весеннему пейзажу ( три состояния воды)
Работа по карточкам ( взаимопроверка)


Фрагмент урока в 9 классе на тему « Взаимодействие кислот с простыми веществами»
Ход урока

Обобщение знаний о химических свойствах растворов кислот в виде индивидуального и фронтального опросов. (диалог учителя с учащимися)
Выполнение лабораторного опыта «Взаимодействие некоторых металлов с растворами кислот».
Самостоятельная работа с текстом учебника
Обсуждение текста
Закрепление пройденного материала
а) выполнение упражнений из учебника
б) беседа с учащимися
б) дифференцированная проверочная работа

На таких уроках реализуется индивидуально-личностный подход к обучению на основе знания типологических особенностей учащихся.







Заключение
Смена парадигмы образования затрагивает все стороны педагогической деятельности и диктует необходимость поиска новых технологий, средств, форм организации. Важными становятся не только усвоенные знания, но и способы усвоения и переработки информации, развития познавательных сил и творческого потенциала учащихся, происходит ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию.
Организация учебного процесса с учетом индивидуально-типологических особенностей учащихся предполагает развитие и саморазвитие личности ребенка, представляет возможность каждому ученику, опираясь на его способности и индивидуальные особенности, возможность реализовать себя в познании. Таким образом, соционический подход позволяет достичь максимальной результативности при обучении, усиливает мотивацию деятельности учащихся.



Список литературы:
Химия: Методика преподавания в школе// №1, 2002 г
Химия: Методика преподавания в школе // № 8, 2003 г
Химия: Методика преподавания в школе// №7, 2003 г
Перелыгина Ю.Н, Индивидуализация обучения как основа осуществления личностно – ориентированного образования // 1999г
Акимова М.К. ,Козлова В.Т. Индивидуальность учащихся и индивидуальный подход.- М.: Просвещение, 1984 г.





15