Статья Эффективное использование потенциала школьного музея для воспитания учащихся в духе патриотизма и гражданского самосознания


Эффективное использование потенциала школьного музея для воспитания
учащихся в духе патриотизма гражданского самосознания

Ситникова Татьяна Александровна,
заместитель директора по ВР ГБОУ №181
Санкт-Петербурга,
председатель Совета музея школы.
Ни для кого не секрет, что приоритеты современного общества расставлены, увы, не в пользу духовно-нравственных ценностей. Но какие бы сложные процессы не проходили в обществе, патриотическое воспитание молодежи всегда остается актуальной задачей. В связи этим школа, выполняя социальный заказ общества все большее внимание должна уделять именно воспитательному аспекту современного образовательного процесса. Воспитать гражданина и патриота – вот основная задача школы. Несомненно, что одно из главных мест в воспитании граждан принадлежит музеям. Без святого отношения к прошлому нельзя сформировать в подрастающем поколении любовь к своей Родине. Школьный музей является одной из форм дополнительного образования, развивающей сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность.Музей является центром военно-патриотического, гражданского, этнокультурного воспитания подрастающего поколения, центром жизни школы.
Цель музейной деятельности – формирование чувства ответственности за сохранение памяти о выпускниках, прославивших своими достижениями наш город, нашу страну, гордости за свое Отечество, сопричастности к прошлому и настоящему нашей школы. Музей осуществляет связь времен. Он дает нам уникальную возможность сделать своими союзниками в организации учебно-воспитательного процесса поколения тех, кто жил до нас, воспользоваться их опытом в области науки, культуры, образования. Прошлое не исчезает бесследно, оно пробивается в настоящее. Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы. Эффективное использование этого потенциала для воспитания учащихся в духе патриотизма, гражданского самосознания, высокой нравственности является одной из важнейших задач школьного музея. Музейная деятельность влияет не только на качество исторических знаний школьников, но и на их общее интеллектуальное развитие. Наш школьный музей способствует активизации интереса учащихся к самостоятельным исследованиям и общественно-полезной деятельности, овладению практическими навыками поисковой исследовательской работы.
Основные направления деятельности Музея истории школы:
Направления деятельности школьного музея:
Поисково-собирательское.
Это направление даёт возможность учащимся проявить себя в исследовательской работе, проявить свои исследовательские умения. В рамках исследования можно разрабатывать любую тему, интересующую школьников.
Экскурсионное.
Коллективный осмотр музея под руководством ответственного по заранее намеченной теме и специальному маршруту в сочетании показа и рассказа об истории экспонатов.
Экспозиционное (оформительское)
Создание экспозиции – сложный процесс, проходящий несколько этапов:
-Разработка концепции будущей экспозиции ; -Разработка архитектурно-художественного решения экспозиции
4. Культурно-массовые мероприятия, дела:
проведение экскурсий и уроков по экспозиции, встреч с участниками Великой Отечественной войны, выдающимися деятелями науки, культуры и искусства, работа с местным населением.
1. Поисково-исследовательское: выполнение учащимися поисково-исследовательских работ по материалам музейных фондов и библиотек, посвящённых выдающимся выпускникам, учащимся, и педагогам школы, с последующим написанием итоговых рефератов, или же созданию на базе собранных материалов электронных презентаций по той или иной персоналии.
2. Экскурсионно-массовое: подготовка экскурсоводов, проведение экскурсий для учащихся (по специальному графику) в том числе и виртуальных, а также проведение экскурсий для гостей школы; проведение мероприятий, посвященных памятным датам в истории страны, города, юбилеям школы; организация конкурсов, игр, викторин по тематике школьного музея; проведение встреч с ветеранами войны, блокадниками, учителями и выпускниками разных лет. - проведение экскурсий силми учащихся – как обзорных по постоянной экспозиции, так и по временным выставкам.
- Виртуальная экскурсия «Пушкин в Соляном городке и вокруг него», проводящаяся на базе электронной презентации и завершаемая конкурсом-викториной, проводится в Актовом зале школы с 2011 года каждый январь в День памяти А. С. Пушкина;
- временные выставки: - к 90-летию писателя и историка Д.Н.Альшица,; - выставка, посвященная учащимся предвоенного 6б класса и их классной руководительнице А. П. Цапко; - «Война. Блокада. Ленинград» – к 100-летию В. Ф. Шпиллер, блокадницы, учащейся школы 1920-х годов; - к 150-летию В. Г. Дружинина, историка, археографа и коллекционера, выпускника Третьей гимназии 1879 года; - к 140-летию П.А.Дементьева, предпринимателя и журналиста, основателя города Санкт-Петербурга в штате Флорида, в США; - к 85-летию писателя Д. М. Балашова; - к 100-летию А. М. Гуревича, советского разведчика-нелегала, работавшего в Западной Европе в канун и во время 2-й мировой войны;
3. Образовательное: проведение музейных занятий для учащихся разных возрастных категорий, использование материалов музея на уроках истории, литературы, физики, географии, истории и культуры Санкт-Петербурга;
проведение школьной научно-практической конференции «Корабль науки», посвященной бывшему учащемуся школы, ученому-океанологу К.Н. Федорову (2009 год);
проведение школьной научно-практической конференции «Наука и жизнь», посвященной 80-летию бывшего учащегося школы, ученого-гидробиолога А.Ф. Алимова (2013 год).
4. Издательская деятельность, публикации: выпуск силами учащихся ежемесячной школьной печатной газеты «Солянка», имеющей страницу; выпуск юбилейных сборников к 180-й и 185-й годовщинам основания школы;
публикация статьи З. В. Ладыгиной в сборнике РАН «Памяти В. Г. Дружинина»;
публикации в альманахе «Виват тебе, великий град Петров!»: статья З. В.Ладыгиной «История школы №181», авторская экскурсия учащихся 9а класса М. Скориной и О. Шишмаковой «Пушкин в Соляном городке и вокруг него».
Социальные связи музея истории школы: информационный обмен с РГПУ им. А. И. Герцена, с Библиотекой РАН; сотрудничество с Санкт-Петербургским филиалом Архива РАН, с Генеалогическим обществом Санкт-Петербурга; взаимодействие с местным Муниципальным округом «Литейный»; АППО.
В деятельности школьного музея можно проследить большое разнообразие форм и методов работы с использованием музейных материалов в учебном процессе, обогащение содержания работы новыми формами, подсказанными современностью. Появились музейные проекты, интерактивные музейные площадки, новые формы учебного взаимодействия в школе. Одно из условий успешной организации и деятельности школьного музея – преемственность в работе его актива. Она обеспечивается тем, что в его состав включаются учащиеся различных возрастных групп. Ученики сообща, совместно участвуют в выполнении различных заданий по поиску и сбору музейных материалов, их учету и хранению, оформлению выставок, экспозиций, подготовке и проведению экскурсий.
В канун 190-летнего юбилея школы была проведена первая игра–конкурс( в два этапа) «Знатоки истории школы», – сначала среди учащихся 6-х и 7-х, а затем 8-х и 9-х классов. Игре-конкурсу предшествовало предварительное самостоятельное изучение ребятами экспозиции школьного музея по специально разработанной для этого рабочей тетради.Параллельно был устроен конкурс на лучший значок-эмблему команды. Устные вопросы к учащимся дублировались с помощью электронной презентации на экране над сценой . Кроме собственно вопросов на экране появлялись «опорные сигналы» в виде изображений, без подписей, встречающиеся на стендах и витринах экспозиции школьного музея. В дальнейшем игра–конкурс «Знатоки истории школы» стала ежегодной и традиционной.
На школьном сайте создана страница, где размещаются материалы о работе, планах и перспективах развития школьного музея. Реализована работа по созданию мультимедийных презентаций по тематике разделов экспозиции музея, а также исследовательских проектов различной тематики. Проводятся внеклассные мероприятия на базе школьного музея, направленные на историко-краеведческое и патриотическое воспитание. Только в том случае, когда ведется большая исследовательская работа по изучению истории школы, когда собранные учащимися материалы для музея широко используются на уроках и на внеклассных мероприятиях, только тогда учащиеся свою работу по созданию музея будут считать важной и необходимой. «Родина – место, где мы родились, Отечество – Родина, мною осознанная», - эти слова М. М. Пришвина стали одним из принципов исследовательской работы актива школьного музея.
Участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиции, проведении экскурсий, вечеров, конференций способствует заполнению их досуга. В процессе исследовательской деятельности учащиеся овладевают различными приемами и навыками краеведческой и музейной профессиональной деятельности, а в ходе краеведческих изысканий – основами многих научных дисциплин, не предусмотренных школьной программой. Кроме того, учащиеся постигают азы исследовательской деятельности, получают навыки поисковой и экскурсионной работы, организации и проведении коллективно-творческих дел, развивают интерес к изучению истории своей школы, своей страны.
В музее работает актив и совет и группа экскурсоводов. Учащиеся и учителя проводят свои мероприятия согласно плану работы музея. Школьный музей стал учебно-материальной базой в преподавании уроков истории, литературы, элективных курсов, проведения внеклассных мероприятий. В практике учителей истории и литературы музейные уроки, посвященные краеведческим темам. Обстановка музея, просмотр мультимедийных презентаций по тематике разделов экспозиции музея делают такие уроки запоминающими, необычными, интересными. В системе патриотического воспитания важное место занимает экскурсионно-массовая работа.
С 2009 года учащимся всех классов средней и старшей школы ежегодно выдавались задания по поисково-исследовательской работе и написанию рефератов, посвящённых бывшим учащимся и учителям школы. В период с 2009 по 2014 год было написано более 35 рефератов. Лучшие из них отобраны и помещены в экспозицию, дополняя её, и одновременно являясь доступными посетителям музея для ознакомления. С 2010 года в работе этого направления осваиваются новые технологии, и в дополнении к традиционной реферативной форме представления поисковых работ учащимися выполняются также и электронные презентации.
С 2010 по 2014 год учениками 10 классов выполнены 52 презентации, посвящённые замечательным личностям бывших учащихся и учителей школы. 16 лучших из них записаны на цифровые диски и включены в цифровую дискотеку музейного фонда. Вот некоторые из них:
«Николай Иванович Заремба – музыкальный деятель, педагог, теоретик музыки, директор Санкт-Петербургской консерватории»;
«Стоюнин Владимир Яковлевич – выдающийся русский педагог и методист-словесник. Выпускник 3-й СПб гимназии 1846 г.»;
«Фаминцын Андрей Сергеевич – выдающийся физиолог растений, академик РАН. Выпускник СПб 3-й гимназии 1853 г.»;
«Фёдоров Владимир Григорьевич – основоположник отечественного автомати-ческого оружия, генерал-лейтенант инженерно-технической службы, Герой Труда. Выпускник 3-й СПб гимназии 1892 г.»;
«Куракин Иван Анатольевичи – русский политический деятель, депутат III-й Государственной Думы. Выпускник 3-й СПб гимназии 1893 г.»;
«Толстой Иван Иванович – юрист, археолог, нумизмат. Министр народного просвещения. Выпускник 3-й СПб гимназии 1876 г.»;
«Дмитрий Сергеевич Мережковский – русский поэт, писатель, философ, историк. Выпускник 3-й СПб гимназии 1883 г.»
«Туберовский Михаил Дмитриевич – драматург, детский писатель, очер-кист. Выпускник 3-й СПб гимназии 1917 г.»
«Воробьёв Всеволод Иванович – арктический гидрограф, Почётный полярник. Впускник 3-й СПб гимназии 1916 г.»
«Гуревич Анатолий Маркович – легендарный советский разведчик-нелегал периода II мировой войны. Учащийся 13-й единой трудовой школы 1920-х гг.»
Таким образом, как мы видим, роль школьного музея в развитии патриотического воспитания учащихся играет огромную роль. В школьном музее ребенок является не только объектом, воспринимающим определенный объем информации, но и соучастником исторического поиска и исследования. У ребят формируется потребность в развитии своих творческих способностей, познавательного интереса через практическую созидательную деятельность. Ведь, как поется в отрывке из известной нами любимой песни «С чего начинается Родина? С картинки твоем букваре…», также учащиеся в первую очередь, должны знать и помнить историю своей школы, затем по цепочке – историю района, города и в целом историю России – нашей многонациональной Родины.
Школьный музей несет огромный потенциал в воспитании учащихся, помогает формировать любовь к Родине, бережно относиться ко всему, что досталось от предшествующих поколений. Это позволяет растить гражданина на подлинном материале, на истории своей школы и ее знаменитых выпускниках.
Ситникова Татьяна Александровна,
заместитель директора по ВР ГБОУ №181, председатель Совета музея школы.