Интерактивная площадка с элементами игрового тренинга «Экстремизму и терроризму нет!»


Интерактивная площадка с элементами игрового тренинга
«Экстремизму и терроризму нет!»

Цель – повышение информационной компетентности подростков, пропаганда знаний социального и психологического характера в вопросах профилактики и противодействия экстремизму и терроризму.
Задачи:
1. Представить терминологические аспекты противодействия
проявлениям экстремизма и терроризма.
2. Организовать интерактивную деятельность в режиме активного общения по проблеме противодействия экстремизму и терроризму.
3. Способствовать формированию толерантных установок у подростков, взаимопониманию, взаимодействию в коллективе.

План проведения

Организационный момент. Знакомство с аудиторией подростков. Сообщение цели встречи.

2. Дискуссия «Фирменный поезд «Россия»»
Дискуссия «Фирменный поезд «Россия»» позволит обратить внимание подростков на существование предрассудков и стереотипов в отношении самых разных групп людей. С ее помощью можно также обсудить, где лежат истоки наших представлений о незнакомых нам людях, и каковы пределы нашей терпимости.
Проведение дискуссии
1. Каждому участнику выдается «Список пассажиров поезда».
2. Предлагаемая ситуация: «Фирменный поезд «Россия»» идет из Москвы во Владивосток семь дней. Представьте себе, что вы садитесь в вагон этого поезда во Владивостоке и через семь дней будете в Москве. В вашем купе должны ехать еще три человека. С кем из перечисленных пассажиров вы бы хотели ехать вместе? Выберите трех человек. С кем вы бы предпочли не ехать? Выберите еще троих. Подумайте над причинами своего выбора.
3. Ведущий просит каждого самостоятельно прочитать список.
4. Каждому участнику лично предлагается выбрать трех пассажиров, с которыми он хотел бы ехать в одном купе, и троих, с которыми он предпочел бы не ехать.
4. После того как выбор будет сделан, ведущий просит ребят разбиться на
группы по 4-5 человек и сделать следующее:
сравнить выбор каждого из участников, найти сходства и различия;
подумать над причинами, которые предопределили выбор разных людей;
совместно подготовить общий список трех наиболее желательных и
трех наиболее нежелательных попутчиков;
обратить внимание на персонажей, которые вызывают наибольшие
разногласия, и отметить их особо.
Если группа никак не может прийти к общему мнению, подготовить рассказ о персонажах, по поводу которых было наибольшее количество споров; запомнить доводы «за» и «против».
6. Каждая группа должна рассказать, какие из вариантов вызвали больше всего разногласий. Обратить внимание на предпочтения ребят, на тех, кто оказался в списке отвергаемых, а также на то, как ребята объясняют свой выбор. Делают ли ребята обобщения («они все такие, они все этакие»)? Используются ли распространенные мнения о представителях тех или иных групп или национальностей?

Список пассажиров «Фирменного поезда «Россия»»

1. Учительница средних лет из небольшого городка.
2. Солдат-контрактник, следующий из отпуска в Чечню.
3. Православный священник.
4. Молдаванин – рабочий, живущий в России нелегально.
5. Американский турист, который хочет посмотреть на Россию из окна
поезда.
6. Мусульманин-татарин.
7. Милиционер-сержант.
8. Католический священник – литовец.
9. Хозяйка палатки с вещевого рынка, следующая в Москву за товаром.
10. Молодой человек – футбольный болельщик с бритой наголо головой
и в шарфике цветов любимой команды.
11.Чиновник среднего ранга.
12. Девушка ультрасовременного вида, очень модно и нестандартно одетая
13. Бизнесмен средней руки.
14. Переселенец из Таджикистана, ищущий работу.
15. «Бизнес-леди» – женщина, очень уверенная в себе и своих способностях вести дела с мужчинами на равных.
16. Человек, одетый примерно так же, как вы.
17. Мужчина-чеченец, приехавший на заработки.
18. Инженер нефтедобывающей компании.
19. Священник-буддист.
20. Черноволосый, черноглазый, смуглый человек.
21. Китаец, студент педуниверситета.
22. Шахтер.

Обсуждение результатов работы:
Сравнение результатов работы разных групп – это хороший способ начать обсуждение. Группы поочередно отвечают на вопросы ведущего.
Вопросы для обсуждения (следует выбрать несколько наиболее интересных для вас вопросов, так как обсудить все не удастся из-за не достатка времени):
Какие основные факторы оказались решающими в вашем личном вы-
боре?
Если группа не пришла к единому мнению, то почему?
Что было труднее всего в обсуждении внутри группы?
Какие представления о разных группах людей стали определяющими в
подготовке списка желательных и нежелательных пассажиров? Всегда ли истинны, с вашей точки зрения, эти представления в отношении членов данных групп или часто являются лишь плодом нашего воображения?
Чем руководствовались при выборе попутчиков?
Что цените и что не важно в окружающих людях?
Оказывался ли кто-либо из присутствующих в ситуации, когда о нем
судили как о представителе некоей группы, а не как о самостоятельной личности?
Откуда исходят эти представления?
Что почувствовали бы вы, если бы никто не захотел ехать с вами в од-
ном купе?

Работа с понятиями.
Информация для ведущего
Ксенофобия (от греч. xenos – чужой + phobos – страх, боязнь) – нетерпимость к кому-либо или чему-либо чужому, незнакомому, непривычному. Воздвигнутая в ранг мировоззрения, она может стать причиной вражды по принципу национального, религиозного или социального деления. Ксенофобия зачастую зарождается в условиях взаимной информационной изоляции сообществ среди не знающих чужих обычаев людей. Предпочитаемые объекты ксенофобии могут быть различными: евреи, гастарбайтеры, сексуальные меньшинства, болельщики другого спортивного клуба, представители иной субкультуры и пр.
Педагоги и психологи, изучающие это явление, обращают внимание на участившуюся в последнее время практику намеренной ее культивации как достаточно эффективного способа управления группой подростков или молодых людей на основе объединения общей идеей (например, создание «образа врага», разжигание ненависти по отношению к кому-либо) ради достижения собственных целей.
Экстремизм (от фр. extremisme, от лат. extremus – крайний), – это при-
верженность крайним взглядам и в особенности мерам (обычно в политике). Среди таких мер можно отметить провокацию беспорядков, гражданское неповиновение, террористические акции, методы партизанской войны. В качестве теоретико-идеологического обоснования экстремизма выступает комплекс
радикальных идейных установок и воззрений, оправдывающих применение насилия в различной форме для достижения преимущественно политических целей.
Экстремистская организация – общественное или религиозное объединение либо иная организация, в отношении которых судом принято решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением ими экстремистской деятельности.
Экстремистские материалы – предназначенные для обнародования документы либо информация, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.
4. Просмотр видеоролика о молодежном экстремизме.
Работа в малых группах по определению понятия «экстремистская деятельность» (по содержанию видеоролика)
Каждая группа, для того чтобы дать определение, сначала выделит признаки экстремистской деятельности, а затем включит их в свое определение. После этого мы проведем рейтинг определений и сравним его с существующими.
Подростки создают свои собственные определения понятия экстремистской деятельности.
Возможные варианты определения, предложенные подростками:
Экстремистская деятельность – это деятельность, противоречащая за-
кону; носящая насильственные признаки; противоречащая моральным нормам общества; противозаконное объединение; направленная против законных интересов отдельных граждан и разнообразных меньшинств;
Экстремистская деятельность – это деятельность, направленная против
безопасности государства; по пропаганде запрещенных идеологий; использующая насилие и террористические взгляды ущемление прав отдельных групп населения; противозаконная деятельность.
Экстремистская деятельность – это деятельность, направленная против
государства, депутатов, чиновников; вандализм и надругательство над государственными символами; терроризм; использование фашистской символики; нарушение прав и свобод граждан.
Экстремистская деятельность – это деятельность, направленная на свержение государственной власти; на нарушение этических норм; противоправность
и насилие; террор; пропаганда запрещенных идеологий.
Экстремистская деятельность – это использование оружия и средств
массового поражения; деятельность, направленная на глобальное уничтожение; противоправные действия; насилие и терроризм; ущемление прав и свобод граждан и групп граждан; распространение идей расизма.
Выступления участников групп, которые делятся результатами своей работы, дают определение экстремистской деятельности. Обсуждение определений экстремистской деятельности.
В Российской Федерации принят закон «О противодействии экстремистской деятельности» от 25 июля 2002 года № 114, в редакции от 27 июля 2006 года № 148 определение экстремистской деятельности.
Информация для ведущего (выдержки из закона):
8 июля 2006 года Госдума приняла в третьем чтении законопроект, уточняющий понятие «экстремистская деятельность». Экстремистская деятельность (экстремизм) согласно ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» от 25 июля 2002 года № 114, в редакции от 27 июля 2006 года № 148 с последующими изменениями, это:
а) деятельность общественных и религиозных объединений, либо иных организаций, либо редакций средств массовой информации, либо физических лиц по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;
подрыв безопасности Российской Федераций; захват или присвоение властных полномочий;
создание незаконных вооруженных формирований;
осуществление террористической деятельности либо публичное оправдание терроризма, возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию, унижение национального достоинства;
осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы; пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности; воспрепятствование законной деятельности органов государственной власти, избирательных комиссий, а также законной деятельности должностных лиц указанных органов, комиссий, соединенное с насилием или угрозой его применения;
публичную клевету в отношении лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением, соединенную с обвинением указанного лица в совершении деяний, указанных в настоящей статье, при условии, что факт клеветы установлен в судебном порядке;
применение насилия в отношении представителя государственной власти либо на угрозу применения насилия в отношении представителя государственной власти или его близких в связи с исполнением им своих должностных обязанностей;
посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность; нарушение прав и свобод человека и гражданина, причинение вреда здоровью и имуществу граждан в связи с их убеждениями, расовой или национальной принадлежностью, вероисповеданием, социальной принадлежностью или социальным происхождением; создание и (или) распространение печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных материалов (произведений), предназначенных для публичного использования и содержащих хотя бы один из признаков, предусмотренных настоящей статьей;
б) пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;
в) публичные призывы к осуществлению указанной деятельности, а так же публичные призывы и выступления, побуждающие к осуществлению указанной деятельности, обосновывающие либо оправдывающие совершение деяний, указанных в настоящей статье;
г) финансирование указанной деятельности либо иное содействие в планировании, организации, подготовке и совершении указанных действий, в том числе путем предоставления для осуществления указанной деятельности финансовых средств, недвижимости, учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной, факсимильной и иных видов связи, информационных услуг, иных материально-технических средств.
5. «Сила России в единстве народов» Исторические аспекты формирования населения России.
Россия – многонациональное государство. Оно включает в себя более 100 различных народов. Россия находится на стыке Востока и Запада. На протяжении своей многовековой истории, Россия служила одним из важнейших мостов между западной и восточной цивилизациями. Русский народ, в современном своем виде, формировался на протяжении нескольких столетий на базе славянских племен, занимавших в древности огромную территорию Восточной Европы.
Так, рано возникшая и существовавшая у славян территориальная община, определила восприимчивость славянских народов к внешнему влиянию (когда представители иных племен, «чужаки», могли спокойно селиться в славянских общинах). В то же время славяне, чисто внешне принимая «чужие» обычаи и порядки, внутренне сохраняли своеобразие и со временем перерабатывали все чужеземное на свой лад, делая все это славянским.
В формировании русского народа приняло участие большое количество
различных, в том числе и неславянских народов. Все это свидетельствует о поражающей жизнеспособности, которая и определила своеобразие славянского мировоззрения.
Таким образом, получается, что многонациональность нашей страны определялась уже в самом начале её зарождения.
Вопрос: как вы думаете, как относятся люди разных национальностей друг к другу? Почему?
Вывод: Каждая этническая община оригинальна, имеет особенности, отличающие её от другой, но именно это отличие и вызывает у одних людей интерес, а у других – неприязнь, создает четкое, порой, очень твердо зафиксированное мышление: «Они не такие как мы. Значит, они живут неправильно». Такое убеждение часто перетекает в НАЦИОНАЛИЗМ - идеология и политика, исходящая из идей национального превосходства и противопоставления своей нации другим.
Противоположное по значению национализму и нетерпению к непохожести других является ТОЛЕРАНТНОСТЬ.
ТОЛЕРАНТНОСТЬ означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Примером толерантности можно считать принятие волеизъявления крымчан о присоединении к Российской Федерации 16 марта 2014 года.

5. Игровая площадка «Эстафета толерантности»
«Электрическая цепь». Инвентарь: воздушные шары. Команда строится в колонну по одному, между участниками в область лопаток и груди кладется воздушный шарик. По команде «Марш!» команда начинает движение до поворотной стойки, обходит её и возвращается обратно. Задача каждой команды не уронить воздушные шары.
«Дерево толерантности» Инвентарь: ватман, листочки бумаги в форме листа дерева. Учащиеся каждой команды на листочках бумаги в форме листа какого-либо дерева пишут, что надо сделать, чтобы учебное заведение стало «Пространством толерантности», листочки наклеиваются на символический рисунок дерева без листьев.
«Дополни»: «Быть толерантным - это значит...» (все ответы записываются на листе бумаги). Ведущий: Мы видим, что есть два пути развития личности – толерантный и интолерантный. Интолерантный путь характеризуется представлением о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, преобладанием чувства дискомфортности существования в окружающей действительности, желанием власти, материального достатка любой ценой, непринятием противоположных взглядов, традиций и обычаев, низким уровнем понимания чувств другого человека. Другой путь - это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям, с высоким уровнем понимания чувств другого человека..
«Собери пословицу».
Человек, мир, добрый, несет. (Добрый человек мир несет).
Красоты, доброты, а, ищи. (Не ищи красоты, а ищи доброты).
Добрые, жизнь, на, дела, дана. (Жизнь дана на добрые дела).
5. «Фото на память». Общая фотография участников площадки «Экстремизму, экстремизму».
6. Рефлексия.
Сегодня мы постарались разобраться в очень сложной и серьезной проблеме экстремизма и терроризма. Она касается всех вместе и каждого в отдельности. Мы имеем разные национальности и исповедуем разную религию, но при всем этом, живем в одном многонациональном государстве, и отношения между его жителями зависят от каждого из нас.








13PAGE 15


13PAGE 14115




15