Урока на тему Кто такие насекомые?


Тема: Кто такие насекомые?
Цель: познакомить с признаками насекомых и показать многообразие и красоту; выявить важнейший признак насекомых.
Планируемые результаты: обучающиеся научатся называть основной признак насекомых; узнавать насекомых с помощью атласа- определителя.  Оборудование: картинки с изображением насекомых; у обучающихся – цветные карандаши.
        Ход урока.I.   Организационный момент (1-2 мин.).«Долгожданный дан звонок-Начинается урок!»                                        II. Актуализация знаний.
- Муравьишка спешит с вами встретиться. У него уже готова загадка. Отгадайте её.
Есть у ребят
Зеленый друг,
Веселый друг, Хороший.
Он им протянет
Сотни рук
И тысячи ладошек.
- О каком зеленом друге говорится в загадке? (О лесе.)
- О каких ладошках здесь говорится? (О листьях.)
Можно использовать КИМы ( тест 7, с. 12-13).
                                             
III. Самоопределение к деятельности.                                - Положите голову на стол, закройте глазки и представьте, что сейчас лето. Светит яркое солнце. И мы с вами оказались на зелёной лужайке. Именно сюда пригласил нас Муравьишка Вопросик. Здесь живут его друзья. Но кто же они догадайтесь! (Ответы детей).
В эту пору на лугу очень весело: множество пчёл носится вокруг цветущих трав, над цветами летают бабочки, гудят шмели, жуки, а в траве стрекочут кузнечики. - А теперь снова сели красиво. Кто может назвать друзей Муравьишки Вопросика?
( Пчелы, бабочка, шмели, жуки, кузнечика, стрекозы.)
(Пока дети называют друзей Муравьишки, учитель вывешивает на доске соответствующие картинки.)
- А как назвать их всех одним словом?  (насекомые)
                                 - О чём же мы будем говорить на уроке? (о насекомых).
- Как по- другому мы можем назвать Муравьишку? (Насекомое)
- Почему всех их называют насекомыми?
(Обучающиеся затрудняются ответить на вопрос.)
- Как вы догадались, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? (О насекомых).
- Прочитайте тему урока на с. 32 учебника. (Кто такие насекомые?)
-Прочитайте учебную задачу урока.
Сегодня мы научимся узнавать, какое животное называется насекомым.                              -Давайте рассмотрим жука и найдём его части тела.(Дети находят у жука голову, брюшко, усики, глаза, крылья, ноги.) Работа с учебником (5-8 мин.) стр. 20.-Какие друзья прилетели  к жуку? Назовите.- Дети называют: бабочка, стрекоза, божья коровка.- Рассмотрим, какие части тела есть у этих животных?- Как мы их назовём?- Так скажите, в чём же отличие насекомых от других животных?                          - Давайте сосчитаем количество ног у следующих насекомых…                                                                                                 - Так как же узнать, какое животное насекомое, а какое нет?  (нужно сосчитать его ножки)                                - А теперь посмотрите на рисунок в учебнике (с. 21).Сколько туфелек принёс Муравьишка бабочке? Почему? (Бабочка - насекомое. У неё шесть ног.)Работа с атласом-определителем (2-3 мин.)                              - Посмотрите на картинку. Назовите животных, которые не являются насекомыми. Почему? (сороконожка, паук, рак)- Кто знает, как называется это насекомое? ( Учитель показывает изображение богомола)                            - А чем же интересно это насекомое? Давайте прочитаем.                             
IV.      Физкультминутка.                                 Утром стрекоза проснулась,                                 Потянулась, улыбнулась.                                 Раз - росой она умылась,                                 Два – изящно покружилась,                                 Три – нагнулась и присела.                                 У реки остановилась,                                 Над водою закружилась.
V.Продолжение работы по теме урока:
1. Игра «Узнай насекомое»
- Муравьишка загадывает загадки о своих братья- насекомых. Попробуйте их узнать.
Не зверь, не птица,
Нос, как спица,
Летит – пищит;
Сядет – молчит.
Кто его убьет –
Свою кровь прольет. (Комар.)
Кто над нами
Вверх ногами
Ходит – не страшится,
Упасть не боится? (Муха.)
Светки на тропинку,
С травки н былинку
Прыгает пружинка –
Зеленая спинка. (Кузнечик.)
Где сладко, там она кружит,
Как пчела.
И попадается в компот,
Как пчела.
Вот только меду не дает,
Как пчела. (Оса.)
Необычный я усатик.
Я отважный клоп-…(Солдатик.)
Не жужжу, когда сижу
Не жужжу, когда хожу. Если в воздухе кружусь, Вот тогда я нажужжусь. (жук)
2. Выполнение заданий в рабочей тетради
№1 (с.22).
- Рассмотрите рисунок. Каких насекомых вы узнали?
-Выполните задание.
-Какой цвет нужно выбрать для кузнечика? (Зеленый.)
- А для шмеля? (Желтый, коричневый, черный)
- Почему кузнечик зеленый, а шмель пестрый?
Кузнечику зеленая окраска помогает спрятаться от врагов. Ему очень трудно себя защищать, поэтому он вынужден прятаться. А шмель имеет жало, поэтому он не боится врагов. Своей пестрой окраской он старается предупредить о том , чтобы к нему не прикасались, иначе он может пустить в ход жало.
№2 (с.22-23).
- Рассмотрите рисунок. Каких насекомых вы видите? (Жуков).
- Сколько ног у жуков? (Шесть).
- Сколько больших жуков на этой странице? (Шесть).
Жуки на цветных рисунках увеличены, их настоящие размеры показаны рядом.
-Выполните задание.
(Проверка)
-Название каких жуков вы смогли узнать с помощью атласа- определителя?VI. Рефлексия
(Обучающиеся отвечают на вопросы учебника (с.33, в рамке).)- Оцените свои достижения на уроке.
(Обучающиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)
VII. Подведение итогов урока
-Расскажите Мудрой Черепахе, что главное вы запомнили сегодня на уроке. (Насекомые - это животные, у которых шесть ног.)
-Все ли учебные задачи мы выполнили? (Да).
Рекомендации для занятий дома
Попросить взрослых рассказать о других насекомых, подготовить небольшое сообщение об одном из них.