Формирование познавательных универсальных учебных действий как требование ФГОС

Богданова Светлана Анатольевна
учитель начальных классов
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучением отдельных предметов
№56 г. Курска»

Формирование познавательных универсальных учебных действий
Как требование ФГОС

Изменения, происходящие в современной социальной жизни, вызвали необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания.
Современные дети изменились по сравнению с тем временем, когда создавалась ранее действующая система образования. Вполне естественно, что возникли определенные проблемы в обучении и воспитании нынешнего молодого поколения.
Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью в жизни человека.
Развитие СМИ и сети Интернет приводит к тому, что школа перестает быть единственным источником знаний и информации для школьника. В чем же теперь заключается задача школы?
В общественном сознании происходит переход от понимания предназначения школы как задачи простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику к новому пониманию функций школы. Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться (учит СЕБЯ). Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.
Современная система образования должна быть направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира. Образование в начальной школе является фундаментом всего последующего образования.
Успешное обучение в начальной школе невозможно без формирования у младших школьников учебных умений, которые вносят существенный вклад в развитие познавательной деятельности ученика, так как являются общеучебными, т.е. не зависят от конкретного содержания предмета. При этом каждый учебный предмет в соответствии со спецификой содержания занимает в этом процессе свое место.
Познавательные действия включают в себя действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования, моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач. Данные виды УУД формируются в процессе изучения различных учебных дисциплин.
Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.
Развитие системы УУД в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих становление психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно- возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных УУД – уровень их сформированности, соответствующей нормативной стадии развития и релевантный «высокой норме» развития, и свойства.
К.Д. Ушинский писал: «Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая заранее: на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть, сделать шаг дальше и заставить сделать этот шаг весь класс». Поэтому основная педагогическая задача – это организация условий, инициирующих учебную деятельность.
В свою очередь, учебная деятельность – это самостоятельная деятельность ученика по усвоению знаний, умений и навыков, в которой он изменяется и эти изменения осознает. А самостоятельной она станет лишь в том случае, если ученик овладеет системой универсальных учебных действий.