Методические рекомендации по планированию деятельности ОО (из опыта работы МБОУ СОШ № 41)

Методические рекомендации по
планированию деятельности ОО
(из опыта работы МБОУ СОШ № 41)

Изучение основополагающих проблем
приобретает смысл тогда,
когда проблемы не транслируются,
а порождаются познающим сознанием
Е.В. Бондаревская

Функция планирования - одна из основных функций управления образовательным процессом в школе.
 
Ключевые слова: анализ, планирование, развитие, алгоритм планирования

Планирование – это процесс определения основных видов деятельности с четким указанием конкретных исполнителей и сроков исполнения структуры взаимодействия администрации, педагогов, обучающихся и их родителей в ходе образовательного процесса.

Современная школа нуждается в «новом» типе планирования, которое, на наш взгляд, получило принципиально новое содержание, поскольку оно выполняет не только оперативные задачи, но и задачи перспективного развития.
С чего начать? Сам процесс планирования мы начинаем с глубокого анализа настоящего и будущего состояния образовательной среды. Прежде всего изучается реальное состояние качества образования в школе. Затем выделяется то, что не соответствует нормативным требованиям и перспективам развития.
В основу планирования ложится проблемный анализ образовательной деятельности, который может включать:
изучение качества образования,
изучение образовательного процесса,
сравнение реальных результатов образовательного процесса с прогнозируемыми и нормативными требованиями,
анализ хода введения ФГОС НОО.

Анализ работы ОУ может состоять из двух основных частей.
1 часть может включать в себя анализ основных направлений деятельности школы. Анализ состояния образовательной деятельности школы позволяет отсекать несуществующие затруднения и вычленять наиболее значимые проблемы.
2 часть может включать в себя анализ работы структурных подразделений. На основе собранной информации можно выделить «болевые точки» и рассмотреть пути решения зафиксированных проблем.

На основе проблемно-ориентированного анализа школы ставятся цели, задачи, вырабатываются стратегии, распределяются и перераспределяются ресурсы, устанавливаются сроки исполнения, назначаются ответственные.
Поэтому, мы считаем что планирование – это способ достижения цели на основе сбалансированности и последовательности выполнения операций, это своего рода инструмент принятия управленческих решений.
Основная цель планирования состоит в том, чтобы, насколько возможно при данных условиях, найти оптимальный вариант решения задач, стоящих перед школой.

Каков же алгоритм планирования? Есть ли общепринятая модель? Нет. Планирование работы школы очень индивидуально. Кроме этого большую роль в составлении планирования играет специфика самой образовательной организации.
На наш взгляд весьма удобен следующий алгоритм планирования на учебный год:
Анализ реализации плана работы школы за прошлый год (организация, координация, коррекция, руководство, мотивация, контроль)
Систематизация и анализ информации (анализ результатов мониторинга, анализ посещенных занятий, анкетирования, решений педсоветов, совещаний)
Обобщение результатов анализа и выявление соответствия или несоответствия нормативным требованиям
Выявление приоритетных направлений деятельности.
Планирование образовательной деятельности с учетом выявленных проблем.
Разработка мер по реализации плана образовательной деятельности через организационные формы работы, системы ВСОКО и ВШК.

План работы школы может включать в себя следующую структуру:
 
Часть 1. План работы школы
Данная часть включает в себя планирование работы по основным направлениям деятельности образовательной организации, цель, задачи, контроль и мониторинг.

Приоритетные направления деятельности
Основная цель образовательной деятельности (может ставиться на год, а может на 3-5 лет)
Основные задачи работы (ставятся на учебный год)
План внутришкольного контроля
План внутренней системы оценки качества образования
Вопросы, выносимые на рассмотрение педагогического совета
Вопросы, выносимые на рассмотрение Управляющего Совета
Вопросы, выносимые на совещания при директоре
Организационно-педагогическое сопровождение
Организацонно-методическое обеспечение массовых мероприятий
Аналитическая деятельность. Формирование банка информации
Часть 2. Планы работы структурных подразделений
Вторая часть плана включает планы работы структурных подразделений образовательной организации. Все планы должны быть подчинены единой цели, направлены на решение поставленных задач.

План работы кафедры начальной школы
План работы кафедры словесности
План работы кафедры английского языка
План работы кафедры математики, информатики и экономики
План работы кафедры обществоведческих наук
План работы кафедры естественных наук
План кафедры здоровьесберегающих наук
Планирование развития ШВС
План работы Совета по профилактике правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних
План по профилактике правонарушений и работы с трудными учащимися
План работы кафедры классных руководителей
План работы совета родителей
План работы совета учащихся
План проведения общешкольных родительских собраний
План работы педагога-психолога
План работы библиотеки
План работы детского разновозрастного общественного объединения «Республика Мир»

Планирование должно охватывать все стороны образовательной деятельности образовательной организации и предполагать принятие конкретных решений о функционировании и развитии.
Планирование является одним из наиболее сложных видов умственной деятельности, доступных человеку, ведь при составлении планов нужно столь много предугадать, предвидеть, увязать воедино.




Требования к оформлению
Системность и регулярность самомониторинга (образовательная карта ОО).
Достоверность.
Объективность.
Нацеленность на перспективное развитие.
Структуризация материалов, логичность и лаконичность всех разделов.
Аккуратность и эстетичность оформления.
Целостность, тематическая завершенность представленных материалов.
Наглядность результатов работы.
Технологичность.
 

Подходы к планированию могут быть разнообразными, в зависимости от специфики образовательной организации. Важно, чтобы педагогический коллектив школы проанализировал свою работу, собственные успехи, обобщил и систематизировал достижения, объективно оценил свои возможности и увидел способы преодоления трудностей и достижения более высоких результатов.
 


















·