Методические рекомендации по планированию и организации работы учебного кабинета


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по планированию и организации работы учебного кабинета
Автор: Богачёва Алла Викторовна, учитель биологии и химии МАОУ СОШ№1
г. Лабытнанг ЯНАО
Эффективность работы учителя зависит от многих составляющих: от его мастерства, методов и форм обучения, содержания программ, способов управления учебным процессом. Немаловажную долю в этом процессе играет умения работать в современных условиях, обеспеченность работы на уроках техническими средствами обучения, наличие учебного оборудования, наглядности, дидактического и раздаточного материала и т.д.
Исходя из вышесказанного, каждый учитель должен уделять большое внимание планированию и организации работы учебного кабинета. Настоящие рекомендации выполняют функцию ориентира в создании эффективной обучающей среды, необходимой для реализации требований к уровню подготовки выпускников на каждой ступени обучения, установленных стандартом. Они исходят из задач комплексного использования материально-технических средств обучения, перехода от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным, творческим видам работы, переноса акцента на формирование коммуникативной культуры учащихся и развитие умений работы с различными типами информации и ее источников.
Настоящие рекомендации могут быть уточнены и дополнены применительно к специфике конкретного учебного кабинета, уровню финансирования в текущем учебном году, а также исходя из последовательной разработки и накопления собственной базы материально-технических средств обучения (в том числе в виде мультимедийных продуктов, интерактивного оборудования, создаваемых учителем и учащимися, видеотеки и т. п.).
Цель планирования работы учебного кабинета:
создание оптимальных условий для успешного выполнения образовательной программы школы;
безусловное выполнение учителями и учащимися требований ФГОС и ФК ГОС;
активное внедрение методик образовательной системы развивающего обучения;
дифференциация обучения.
Определение задач при планировании работы кабинета
Задачи на текущий учебный год определяются исходя из анализа работы учебного кабинета за предыдущий учебный год, который позволяет оценить состояние учебно-материальной и учебно-методической базы кабинета, готовность учебного кабинета обеспечивать выполнение стандартов образования; определить новые направления в работе; привести учебный кабинет в соответствие с требованиями учебно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса.
При планировании работы кабинета необходимо учитывать:
укомплектованность кабинета
учебным оборудованием;
учебно – методическим комплексом (ФГОС НОО или ФК ГОС; примерная программа, авторская программа, рабочая программа; учебники и учебные пособия);
комплектом средств обучения, необходимых для выполнения образовательной программы и программы развития школы (объемные пособия (модели, коллекции, приборы, аппараты и т.п.); печатные пособия (картины, плакаты, графики, таблицы, учебники и т. п.); проекционный материал (кинофильмы, видеофильмы, слайды); комплектом дидактических материалов (раздаточный материал, типовые задания, примеры эссе, примеры сочинений, примеры научно-исследовательских работ обучающихся.), материалов для диагностики качества обучения и образовательного процесса, типовые задания, тесты, тексты тематических контрольных работ, примеры эссе, примеры сочинений и др.);
средствами обучения для обеспечения вариативной программы (например, программы дополнительного образования в рамках профиля функционирования кабинета);
соответствие учебно-методического комплекса и средств обучения требованиям стандарта образования, при необходимости – его обновление;
предоставление методической помощи учителям, работающим в учебном кабинете, или при осуществлении замены уроков (например, размещение и систематизация необходимых для работы материалов на рабочем столе компьютера);
создание условий для использования учителем современных педагогических средств обучения;
создание условий для организация внеурочной деятельности.
Учёт вышеуказанных параметров будет способствовать обеспечению высокого уровня преподавания учебных дисциплин, повышению эффективности труда учителя – предметника и привитию интереса учащихся к данному предмету.
Весь имеющийся материал в учебном кабинете должен быть систематизирован и упорядочен с целью научной организации труда учителя. Дидактический и раздаточный материал помогает создавать широкие возможности для самостоятельной работы учащихся на уроках. Папки с алгоритмами ответов помогают учащимся быстро и без лишних затруднений усваивать новый материал, развивает память. Иллюстративный материал, собранный в кабинете, развивает абстрактное мышление учащихся, их устойчивую зрительную память. Если эта работа не осуществлена, то её выполнение должно быть отражено в перспективном планировании работы учебного кабинета.
Для системной и слаженной работы кабинета существует планирование: перспективное и календарное. В перспективном и календарном планировании определяются цели и задачи функционирования данного кабинета, проводимая работа заведующим кабинетом, работающими в кабинете учителями, обучающимися школы. План составляется учителем-предметником, назначенным заведующим учебным приказом директора на текущий учебный год в соответствие с его профилем и функциональным назначением.
Перспективный план работы кабинета на три года.
 № п/пЧто   планируется Сроки Ответственный Результат
         
        Разделы плана работы кабинета
Учебно – методическая работа
Планирование учебно-методической работы предполагает следующие виды деятельности: оснащение техническими программными средствами обучения; составление диктантов, тестов; подбор методических статей, разработок уроков; пополнение учебной, методической и дополнительной литературой; разработка тематических контрольных работ; подбор материалов для стендов, плакатов; работа по систематизации имеющихся материалов.
Усовершенствование материально – технической базы кабинета.
Планирование деятельности по усовершенствованию материально-технической базы кабинета предполагает следующие виды деятельности: заказ и приобретение новейших технических средств, ремонт имеющихся ТСО, оформление стендов, демонстрационных моделей, таблиц, плакатов, диаграмм и т.д.). Внеурочная деятельность с обучающимися.
Планирование внеурочной деятельности с обучающимися предполагает следующие виды деятельности: проведение консультаций и дополнительных занятий с одарёнными обучающимися и обучающимися, имеющих пробелы в знаниях; организация кружковой работы; организация факультативных занятий; планирование и проведение экскурсий; проведение олимпиад, конкурсов, викторин, КВН; выпуск стенгазет, буклетов, памяток, информационных листков; проведение предметных недель).Библиографическая работа.
Планирование библиографической работы в учебном кабинете предполагает следующие виды деятельности: систематизация имеющихся средств обучения и дидактических материалов; пополнение картотеки кабинета.
Организационная работа.
Планирование организационных мероприятий предполагает следующие виды деятельности: закрепление учащихся за рабочими местами в кабинете, проведение инструктажей по технике безопасности, проведение разъяснительной работы по расписанию работы кабинета, оформление и ведение всей необходимой документации по паспортизации учебного кабинета.
Воспитательная работа.
При планировании организации воспитательной среды учебного кабинета следует учесть национально-региональный компонент. В связи с этим, особое место в учебном кабинете должно быть отведено экспозиции. Собранный материал помогает привлечь обучающихся к знакомству, сбору, научному описанию того этнографического, краеведческого материала, который может воспитывать на лучших традициях народов, проживающих в данной местности.
Единые требования к экспозиции учебного кабинета:
Направленность экспозиции: этнографическая, хронологическая, тематическая, краеведческая и другие.
Цель экспозиции: образовательная, развивающая, воспитательная. Экспозиция должна соответствовать принципам научности и связи с жизнью.
Обязательное отражение содержания экспозиции учебного кабинета (ЭУК) в календарно-тематическом планировании предмета.
Гармоничность в оформлении ЭУК и самого кабинета.