Упражнения по составлению структуры управления

ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

Дисциплина “ Менеджмент “.
Курс________ группа_______ дата__________.
Тема: “Упражнение по составлению структуры управления».
Вид занятия: Практическая работа.
Задачи: научиться составлять организационные структуры управления предприятий, совершенствовать знания о достоинствах и недостатках различных форм структур управления, выбирать ту структуру предприятия, которая лучше всего отвечает целям организации.
Развивать: склонность и желание руководить, умение наиболее результативно взаимодействовать с внешней средой, желание активно содействовать изменениям, которые продиктованы новыми экономическими условиями.
Воспитывать: чувство ответственности за принятые решения, дух творчества, возможность чувствовать удовлетворение от результатов собственного труда.
Студент должен:
знать: виды организационных структур, преимущества и недостатки организационных структур управления, их сравнительную характеристику, необходимость совершенствования организационных форм управления;
уметь: составлять организационные структуры управления, анализировать их, оптимизировать сложившиеся структуры;
иметь представление: о матрично – штабных оргструктурах, методах организационного моделирования и методах проектирования организационных структур.
Оборудование: Инструкционная карта, линейка, карандаш.
Литература: Лукашевич В.В. Основы менеджмента в торговле, М.: «Экономика», 1996, стр. 73-80. Максимцов М.М. Менеджмент, М.: ЮНИТИ, 1998, стр. 117-142.
ХОД ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
Методические указания по выполнению практической работы.
Практическая работа состоит из 4 заданий. На выполнение каждого задания отводится 20 минут рабочего времени. Ответьте на вопросы для самоконтроля (устно) в течение 7 минут, и сформулируйте свое мнение о преимуществах и недостатках разных видов организационных структур, выполняются карандашом.
2. Выполнение практической работы:
2.1.Актуализация знаний:
ответьте на вопросы для самоконтроля в течение 7 минут (устно).
Что понимается под структурой организации?
Назовите типы организационных структур и дайте им краткую характеристику.
Преимущества и недостатки
функциональной структуры;
линейной структуры;
комбинированной структуры;
матричной структуры.
2.2. Выполнение практической работы.
изучите задание;
ответьте на вопросы письменно;
в задании номер 2 обратите внимание на горизонтальные связи и соподчиненность менеджеров (менеджер по персоналу;
в задании номер 5 укажите причины организационных изменений в свете современной российской экономики.

Задание 1.
Составьте организационную структуру ЛТЭТ и охарактеризуйте ее: директор, зам. директора по учебной работе, зам. директора по воспитательной работе, зам. директора по научно – методической работе, зам. директора по практике, зам. директора по заочному отделению, три председателя цикловых комиссий, три цикловых комиссии, бухгалтерия, библиотека, хозяйственная часть, буфет.

Задание 2.
Составьте организационную структуру предприятия. Назовите ее тип.

Генеральный директор
менеджер по персоналу
менеджер по производству
менеджер по продажам
менеджер по финансам
отдел закупок
производственный отдел
литейный цех
инструментальный цех
сборочный цех
Задание 3.
В последние годы в мировой практике менеджмента (в российской, в частности) особое внимание уделяется совершенствованию организационных структур управления предприятием. Это естественно, поскольку имеет большое значение при организации менеджмента. Как известно, имеются различные типы организационных структур управления: линейная, линейно – штабная, функциональная, дивизионная, матричная, множественная.
Линейная структура включает два блока: один занят производством, другой реализацией товара. В ее рамках определяются права и обязанности всех участников. Она используется в небольших фирмах с однородной и не сложной технологией. Управление осуществляется по схеме: начальник (директор) управляющий производством, мастер производства, исполнители (рабочие).
Линейно – штабная структура образуется путем создания специализированных служб (штабов) при каждом линейном руководители. Например, при управляющем по производству создаются службы (штабы): снабжения, сборки, упаковки, транспортировки и т.д.
Функциональная структура представляет собой модификацию линейно – штабной структуры. Разница заключается в том, что персонал штабов функциональной структуры наделен не совещательно – исполнительными правами, а правом руководства и принятия ответственных решений.
Дивизионная структура строится не по функциональному признаку, а по продуктам, рынкам или по группам обслуживаемых потребителей. Каждое подразделение рассматривается как «центр реализации», «центр инвестиций», «центр прибыли». Администрации фирмы подчиняются только общие отделы (финансовый, юридический и др.).
Матричная структура состоит из постоянных управленческих групп (центральная служба фирмы, службы функциональных менеджеров) и формирующихся групп конкретных новых продуктов или проектов. Она используется фирмами, продукция которых имеет относительно короткий жизненный цикл и часто меняется. Для решения проблемы в такие группы из функциональных отделов направляются сотрудники и необходимые ресурсы. После решения задач сотрудники возвращаются в свои отделы.
Множественная структура использует одновременно различные организационные структуры управления. Это делается в крупных и многопрофильных фирмах.

Вопросы.
Какая организационная структура, по вашему мнению, является наиболее современной и эффективной?
Какие организационные структуры больше подходят к современным экономическим условиям работы в России?
Если бы Вы были назначены главным менеджером, в какую либо фирму, какое организационное построение Вы бы предпочли и почему?

Задание 4.
Сложилось мнение, что новые организационные структуры компаний многое изменяют в работе ее менеджеров. К таким изменениям относятся:
Решение проблем не может быть полностью предоставлено другим специалистам. Представители руководства должны стать лидерами в реализации стратегических проектов, обеспечивать интегрированное управление нововведениями, преобразованиями во всех подсистемах, включая развитие человеческих ресурсов.
Так как в процессе разработки стратегии приходится учитывать множество факторов со сложными взаимосвязями, менеджеры высшего уровня обязаны уделять больше внимания оценке совместимости, непротиворечивости отдельных решений, регулировать связи между фазами реализации и постановки (уточнения) целей.
В связи с тем, что ожидаемые результаты процесса разработки стратегических решений часто меняются, руководителям не следует жестко фиксировать конкретные цели и нормы на определенный период, а следует предлагать сценарии, возможные направления развития и рекомендации для менеджеров других уровней.
Приходится существенно перестраивать взаимосвязи между представителями высшего руководства, менеджерами и специалистами, работающих в различных подразделениях фирмы.

Вопросы.
Какие еще, кроме приведенных ранее, изменения в деятельности менеджеров характерны для последнего времени?
Считаете ли Вы, что подобные изменения органично связаны с современными достижениями в экономике, науке, технике, управлении, или это вызвано какими-то другими причинами (указать какими)?

3.Контроль: подготовить тетрадь с письменными ответами для сдачи на проверку.
4.Задание на дом:
Приведите примеры конкретных предприятий с разными организационными структурами, для ответа используйте материалы СМИ.

15