Факультативный курс По странам и по континентам

Пояснительная записка
Программа факультативного курса «По странам и по континентам» соответствует целям определения себя в профессии и обладает новизной для учащихся 7 класса. Она заключается в том, что данный курс не изучается в школьной программе. Современная экономика ведущих стран мира во многом зависит от развития международного туризма и услуг – один из видов, которых – знакомство с достопримечательностями. Открыты границы для посещения стран туристами и отдыхающими, перед ними открывается удивительный мир прекрасных творений рук человеческих и созданных природой. Поэтому очевидно, что данный курс в современной школе является актуальным и необходимым для изучения.
Еще одним приоритетом является то, что в данном курсе кроме путешествия по странам и по континентам мы уделим внимание и краеведению.
Одной из особенностей краеведения является реализация прочного усвоения и развитие знаний о своем родном крае.
Современный мир очень интересен и привлекателен тем, что встреча с ним – это знакомство с прекрасным и неизвестным. Каждый учащийся открывает что-то для себя и друзей. Путешествуя по странам через образные рассказы экскурсовода учителя или ученика и красочные видеофильмы. Учащихся заинтересуют уже знакомые образы – Венеции, Китая, Австралии, Мексики, удивительная природа Средиземноморья, страна бедуинов и кочевников, африканские племена, загадки острова Пасхи и Бермудского треугольника. А также окунемся в жизнь традиций и достопримечательностей разных стран, посетим местные достояния: музей, парк, памятник природы Каменное озеро организуем восточный базар и еще многое другое.
Содержание программы включает новые знания и новые образы. Программа построена на основе межпредметной интеграции с историей, биологией, искусством, психологией, архитектурой, краеведением.
Курс предназначен для учащихся 7-х классов, по КТП разбит на 34 часа, проводится 1 раз в неделю.
У учащихся данного возраста психологи отмечают усиление познавательного интереса к явлениям природы и к событиям общественной жизни, усиление способностей рассуждать на основе общих знаний, стремление к познанию, расширение области интересов.
Особенностью данного курса является то, что некоторые направления данного курса изучаются с использованием новейшей телекоммуникационной технологии. Живя в информационном обществе, дети должны иметь представление о различных информационных процессах, владеть основными элементами информационной культуры. Использование компьютерных технологий позволяет максимально учитывать индивидуальные особенности учащихся: задавать темп изучения материала, адаптировать учебные знания к возможностям ученика. Так же учащиеся получают удовлетворение познавательного интереса, возникает желание познавать мир и свой край.
Цель курса:
Расширить географический кругозор учащихся и через страноведческие знания сформировать взгляд на динамично развивающуюся картину мира; воспитывать патриотизм и формировать активную гражданскую позицию подрастающего поколения.
Общие задачи курса:
вызвать интерес к странам мира, культурному наследию через знакомство с культурными и природными достопримечательностями;
познакомиться с Программой ЮНЕСКО по охране Объектов Всемирного Наследия;
показать роль достопримечательностей в воспитании толерантности;
воспитывать уважение к людям другой нации, к особенностям их жизни;
расширить знания о столицах и крупнейших городах мира;
способствовать формированию, развитию практических и интеллектуальных навыков и умений;
развивать поисково-исследовательские качества личности, навыки экспедиционной работы;
соблюдать комплексность в краеведческой работе, которая развивает функциональную грамотность учащихся в различных аспектах: общеучебных умений и навыков, наблюдательности, воображения, научной любознательности, интеллекта, эрудиции и культурного уровня, литературной и предметной речи, полиязычия, навыках общения с представителями разных профессий, возрастов и поколений, психологической подготовки к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности, морально-нравственных качеств, патриотических чувств, любви к родному краю и к Родине.
Столицы и крупные города мира играют огромную роль в жизни страны. В них сосредоточена большая часть населения страны. Города – это экономические, культурные и туристические центры страны. Они выполняют различные функции. Одна из них – это встречи туристов и представление ценностей своей страны – достопримечательностей природных и созданных руками человека.
Краеведение является одним из важнейших источников расширения знаний о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданственности. Чтобы полюбить свой край, надо его узнать, изучить. Знание своей истории расширяет знания и обогащает, помогает любить свою Родину.
Данный курс обеспечен информационным материалом: есть набор видеофильмов о достопримечательностях мира. В кабинете есть доступ в интернет, интерактивная доска. Создан специальный банк презентаций по курсу, имеется валюта мира, которая будет раздаваться учащимся за их знания. Весь информационный материал лежит в основе изучения данного факультативного курса.
Курсы валют мира:
Курс валюты: 1 африканский франк = 2 тенге
Курс валюты: 1 египетский фунт = 22 тенге
Курс валюты: 1 австралийский доллар = 145 тенге
Курс валюты: 1 американский доллар = 152 тенге
Курс валюты: 1 бразильский реал = 81,5 тенге
Курс валюты: 1 мексиканский песо = 11,7 тенге
Курс валюты: 1 евро = 251 тенге
Курс валюты: 1 японская иена = 1,5 тенге
Курс валюты: 1 китайский юань = 25 тенге
Курс валюты: 1 саудовский риал = 40 тенге
В работе с данным содержанием возможны такие виды деятельности, как пресс-конференция, работа со статистическим материалом, заочные и очные экскурсии, походы. Содержание программы направлено на передачу географических знаний для подготовки учащихся к урокам.
Результатом успешного прохождения программы может служить участие в иллюстрированной викторине, экскурсия по достопримечательностям в роли гида.
Учащиеся должны знать (объяснять):
страны и столицы;
знаменитые и наиболее интересные достопримечательности.
Учащиеся должны уметь (называть, показывать):
работать с различными источниками информации;
ориентироваться по карте;
свободно рассказывать о достопримечательностях.
Ожидаемые результаты.
Учащиеся, прошедшие данный курс, получат необходимые знания, умения и навыки для понимания и познания мира и своего края, для построения индивидуального самоопределения. Постоянная работа с источниками информации, работа и общение в группах позволит сформировать ответственность и самостоятельность. Повысится интерес к предмету и желание познавать мир.
Учащиеся будут иметь представление:
о различных видах достопримечательностей;
о профессии гидов, экскурсоводов и других специальностях данной области;
об уровне жизни в различных государствах;
о традициях и обычаях населения стран мира;
о ценностях культуры данной страны;
о особенностях своего края.
Учащиеся должны знать:
формирование политической карты мира;
формы экономических отношений;
виды достопримечательностей;
примеры достопримечательностей под эгидой ЮНЕСКО.
Учащиеся должны уметь:
работать с различными источниками информации;
разбираться в вопросах определения достопримечательностей
работать на компьютере, интерактивной доске.
Учащиеся будут иметь опыт:
сотрудничества, взаимопомощи;
общения в процессе учебной деятельности.










Календарно-тематическое планирование

п/п
Тема занятия
Форма занятий, виды работ
Мультимедийное сопровождение, ТСО, наглядные средства
Дата

1.
Введение. О странах и континентах
Беседа



2.
Самое-самое на Земле
Виртуальная экскурсия
Презентация, интерактивная доска


Африка

3.
Великая пустыня
Сообщение
Презентация


4.
Догоны – жители Республики Мали
Работа с источниками
Презентация о жителях стран


5.
Нил – могучая река
Виртуальная экскурсия
Презентация


6.
По следам лемуров
Интеллектуальная игра
Презентация


Австралия и Океания

7.
Австралийский союз
Создание визитной карточки страны
Карточки с заданиями


8.
Как живут папуасы
Слайд-шоу
Презентация


9.
Загадка острова Пасхи
Беседа, сочинение, фотоотчет
Фотоальбом, слайды


Антарктида и Арктика

10.
Антарктида – земля пингвинов
Экскурсия по материку
Слайд-шоу


11.
За границей полюсов
Виртуальная экскурсия
Презентация


12.
Южнее экватора
Игра
Презентация


Южная и Северная Америка

13.
В джунглях Амазонии
Интернет-экскурсия
Слайды


14.
Бразильские карнавалы
Выступление в роли гида
Слайды


15.
Достопримечательности двух континентов
Знакомство с памятниками по фотографиям
Презентация


16.
Бермудский треугольник
Дебаты
Фотографии, карты, фотоотчет


17.
Мексика – страна гор и вулканов
Интернет-экскурсия
Иллюстрации


18.
Эскимосы
Доклад
Слайды


19.
Американские новости
Игра
Презентация


Европа

20.
Самые большие города
Доклады
Фотографии, слайды


21.
Венеция – город на воде
Экскурсия по стране
Фотографии, презентация


22.
Природа Средиземноморья
Выступление в роли гида
Компьютер, презентация


23.
Страны-карлики
Игра «Счастливый случай»
Презентация


Азия

24.
Япония – страна наоборот
Конференция
Журналы, фотографии


25.
Китай
Заочная экскурсия
Фотографии


26.
Саудовская Аравия –страна бедуинов-кочевников
Выступление в роли гида
Фотографии, презентация


27.
Кухня разных стран
Беседа, работа в группах
Фотографии, карточки с рецептами, блюда


28.
В мире Евразии
Игра
Презентация


Страничка КрАеВеДеНиЯ

29.
Какая она – наша Тарановка?
Выступление в роли гида
Фотографии, презентация


30.
Экскурсия по селу
Беседа, обмен мнениями
фотоотчет


31.
Достопримечательности музея
беседа
Наглядный материал


32.
Поездка на Каменное озеро
экскурсия
фотоотчет


Обобщение

33.
Восточный базар
Купи – продай
Материал для оформления, валюта стран мира


34.
Викторина «По странам и по континентам»
Итоговая зачетная работа, обмен мнениями
Презентация, интерактивная доска


Поход летом


Список литературы, использованной для составления  факультативного курса «По странам и по континентам»
Весь мир: Страны. Флаги. Гербы. – Мн.: Харвест, 1999. (энциклопедический словарь)
Кузнецов А.П. Хрестоматия по экономической географии зарубежных стран. 2004.
Максаковский В.П. Географическая картина мира.-Ярославль.: Верхняя Волга, 1998.
Душина И.В. Необходимы ли в структуре школьной географии страноведческие курсы. География в школе. № 2. , 2002.
Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира.-  М.: Просвещение, 2001.
Максаковский В.П. Развитие и география международного туризма. / География в школе.
Родин И.О., Пименова Т.М. Все страны мира. – М.: Вече, 2003.
Я познаю мир. Страны и народы. – Москва, 2005.
Родин И.О., Пименова Т.М. Все страны мира. – М.: Вече, 2003.
Пяткова Л.В. страноведческий курс «Как прекрасен этот мир». – Усть-Илимск, 2005.
Журналы:
Вокруг Света
Гео
География в школе
National geographic
Путешествие по свету
Коллекция видеофильмов
Глобус
National geographic

15