Урок по технологии для 10 класса Повар боевая профессия


Бопобаева Калия Кабиденовна
учитель технологии - первой категории
КГУ «Средняя школа имени Ауэзова»
село ТассайКокпектинский район
Восточно-Казахстанская область
Предмет: Технология Класс: 10 «б»
Тема: Повар боевая профессия
Цель:
расширить знания учащихся о профессии повара в годы Великой Отечественной войны, важности и значимости , а также о продовольственном ассортименте солдат Красной Армии и вермахта
сформировать представление девочек о продовольственном ассортименте солдат Красной Армии и вермахта;
получаемых из зерна, необходимости их ежедневного включения в рацион;
расширить представление детей о истории Великой Отечественной войны с целью подготовке к ЕНТ;
способствовать формированию уважения к участников тех военных лет.
Ход занятия:
Вхождение в урок.
ШаныракВыведение темы и цели занятия.
- Внимание на доску!
- Динара – зачитай пожалуйста тему нашего урока
Давайте определим цели занятия:
- Как вы думаете, что вы хотели бы УЗНАТЬ… на данном уроке ( о поварах ВОВ, чем они кормили солдат…)
- Что необходимо ПОВТОРИТЬ) …(виды блюд, блюда из круп…)- о чем нужно ПОМНИТЬ! (о важности повара в годы войны, о том что нужно бережно относиться к еде, о том какой ценой нам досталась Победа,помнить историю ВОВ )
Песня «Священная война»
Чем дальше от нас сороковые годы прошлого столетия, тем сложнее нам представить, как выживали люди и солдаты в то нелёгкое время. Давайте вспомнить о таком важном стратегическом объекте времён Второй мировой войны – военно-полевой кухне. Ведь приём пищи для солдат и для ветеранов нашего села был не просто утолением голода. Это были редкие минуты спокойствия и отдыха.
- Чем питались солдаты на фронте? -Как была устроена военно-полевая кухня?
- Какие блюда были в почёте у красноармейцев?
Продовольственное снабжение в годы Великой Отечественной войны играло чрезвычайно важную роль. Ведь порой, от каши или махорки зависел успех битвы. Неслучайно в войну было издано около ста приказов, которые касались питания военных.
Первые приказы советского правительства, касающиеся продовольственного снабжения, были отданы летом 1941 года. Но это были спешные, "сырые" распоряжения. По-настоящему проработанные нормы были изложены в постановлении Государственного комитета обороны от 12 сентября 1941 года "О нормах продовольственного снабжения Красной Армии".
– Солдатский рацион – вопрос первостепенный: голодный много не навоюет. Продовольственная проблема в армии решалась значительно лучше, чем в тылу, ведь вся страна работала в первую очередь для фронта.
А теперь давайте сравним, продовольственный ассортимент солдат Красной Армии и вермахта.
Работа групп
1-ая группа-
продовольственный ассортимент солдат Красной Армии
Продовольственный ассортимент был таков: хлеб из ржаной и обойной муки, мука пшеничная второго сорта, крупа разная, макароны – вермишель, мясо, рыба, масло растительное, сахар, чай, соль, овощи, махорка, спички, курительная бумага. У всего личного состава Красной Армии он был одинаков, различались только нормы выдачи. В наших военных частях обязательно горячая пища выдавалась утром до рассвета и вечером после заката. Любимыми блюдами, которые готовились на полевой кухне, были: кулеш – жидкая каша с мясом, борщ, щи, тушёный картофель, гречка с мясом. Причем, из мяса была преимущественно говядина, и употреблялась она в варёном или тушёном виде.
Выдавались продукты и трёхдневным сухим пайком.
2-ая группа –
продовольственный ассортимент солдат вермахта
У солдат вермахта рацион был более разнообразным, но нормы были меньше, чем у Красной армии. Причем, завтрак у немцев состоял всего лишь из куска хлеба и кружки кофе, на ужин к этому добавлялся кусок колбасы или сыра, масла, иногда яйца и сардин. Основная часть рациона готовилась на обед – мясной суп, картофель, мясное блюдо и немного овощей.
В общем, завтрак и ужин были скудными, а горячая пища в немецких частях была всего один раз в сутки.
- А теперь прочитайте этот текст каждая про себя и ответьте на вопрос.
ВОПРОС учащимся: Разнообразное ли было питание у солдат несмотря на военное время?
Еще немного информации Согласно документу, военнослужащие делились на несколько категорий, каждой из которых предусматривалась своя норма снабжения. Так, красноармеец на передовой должен был получать в день 800 грамм ржаного хлеба (с октября по март на 100 грамм больше), 500 грамм картофеля, 320 грамм капусты, моркови, свеклы, лука или других овощей, 170 грамм круп и макарон, 150 грамм мяса, 100 грамм рыбы, 50 грамм жиров и 35 грамм сахара. Дополнительно ряд категорий военнослужащих получали надбавки. Так, например, среднему и высшему начальствующему составу полагалось еще по 40 грамм сливочного масла или сала, 20 грамм печенья, 50 грамм рыбных консервов, 25 папирос или 25 грамм табака в сутки.
Суточное довольствие летно-технического состава ВВС также было повышенное, оно составляло 800 грамм хлеба, 190 грамм круп и макарон, 500 грамм картофеля, 385 грамм других овощей, 390 грамм мяса и птицы, 90 грамм рыбы, 80 грамм сахара, а также 200 грамм свежего и 20 грамм сгущенного молока, 20 грамм творога, 10 грамм сметаны, 0,5 яйца, 90 грамм сливочного, пять грамм растительного масла, 20 грамм сыра, фруктовый экстракт и сухофрукты.
ВОПРОС учащимся: Разнообразное ли было питание у солдат несмотря на военное время?
Любопытный факт - некурящим женщинам-военнослужащим выдавали дополнительно по 200 грамм шоколада или 300 грамм конфет в месяц.
Отдельно стоит упомянуть о легендарных "наркомовских 100 граммах". Так неофициально называлась норма выдачи алкоголя военнослужащим, которая была введена секретным приказом № 0320 от 25 августа 1941 года "О выдаче военнослужащим передовой линии действующей армии водки по 100 грамм в день".
Обеспечение питанием солдат занимались повара.
В военное время работа повара была очень уважаемой на вес золота. За четыре года военных действий случалось разное: и перебои в поставках продуктов на фронт, и атака с воздуха... А кухня должна была в любых условиях кормить солдат. Однако у поваров никогда не было недостатка в помощниках. Как правило, солдаты стремились находиться поближе к кухне. Наряды на кухню, обычно нежелательные в мирное время, порой становились пределом мечтаний для военнослужащих тыловых частей.
Однако повара успевали не только готовить вкусную пищу, но и совершать вот такие подвиги:
«Герой Советского Союза повар – Середа Иван Павлович отличился в августе 1941 года под городом Двинском (Даугавпилс, Латвия). Он готовил в лесу обед, когда услышал гул мотора фашистского танка. Вооружившись винтовкой и топором, он подкрался к остановившемуся гитлеровскому танку, прыгнул на броню и со всей силы рубанул топором по стволу пулемёта. Вслед за этим бросил на смотровую щель кусок брезента и забарабанил обухом по броне, громко приказывая мнимым бойцам приготовить гранаты к бою. Когда на подмогу прибежали бойцы стрелкового подразделения. На земле уже стояли, сдавшиеся в плен, четыре вражеских танкиста».
«Как кормили солдат» - сообщение Кыдырхановой АсылжанЕсли окопы находились под практически постоянным обстрелом противника, то горячее питание доставлялось в термосах, чаще всего, один раз и ночью. Чуть дальше от передовой или во время затишья в боях всегда стремились организовать двух- или трехразовое горячее питание. Сытность или, наоборот, скудность реального рациона питания во многом зависела от условий места.
«Посуда солдат» - сообщение Кудайбергеновой АсылжанУ каждого солдата в то время была за голенищем сапога ложка, как ее называли, «шанцевый инструмент» - алюминиевая штамповка. Но нужно сказать, что она выполняла роль не только столового прибора, но и была своего рода «визитной карточкой». Объяснение этому такое: существовало поверье, что если ты носишь в брючном кармане-пистоне солдатский медальон: маленький черный пластмассовый пенал, в котором должна лежать записка с данными (фамилия, имя, отчество, год рождения, откуда призван), - то тебя обязательно убьют. Поэтому большинство бойцов просто не заполняли этот листок, а некоторые даже выбрасывали сам медальон. Зато все свои данные выцарапывали на ложке. И поэтому даже сейчас, когда поисковики находят останки солдат, погибших во время Великой Отечественной войны, их фамилии устанавливают именно по ложкам. А во время ВОВ эти ложки были столовыми атрибутами для употребления борщей, различных каш.
ЛОЖКИ – слайд
А сейчас мы поработаем над кроссвордом и узнаем какая любимая каша была у солдат в годы ВОВ .
Решение кроссворда
- Название какой каши ?
- Гречневая
- Какие каши вам ещё известны?
- Назовите каши которые человек ест уже 9 тысяч лет.
Назовите каши которые человек ест уже 5 тысяч лет.
Назовите кашу которые человек ест уже 4 тысяч лет.
Назовите каши которые можно варить на воде и без сахара (перловая, рисовая, гороховая). Любую кашу можно сварить на воде
Любимая каша ПетраI?
-А сейчас Асылжан нам расскажет историю Суворовской каши
Слайды
Суворовская каша.
-Кто из вас знает, кто такой Александр Васильевич Суворов? (Фельдмаршал, великий полководец)
- Сколько сражений провёл великий полководец и ни разу не потерпел поражения ?- 60 сражений провёл великий полководец и ни разу не потерпел поражения.
- После одного из тяжёлых сражений, перехода Альпы - высочайшие и красивейшие горы Италии, у солдат его войска не оставалось сил и в довершении ко всему закончилось пропитание и старик командующий - а Суворову тогда исполнилось 70 лет - всю ночь не сомкнул глаз и принял решение: отобрать у солдат их собственные запасы, сложить все продукты в котлы и сварить кашу, какой чудной она бы не показалась. Каша получилась на удивление вкусной, и в народе её прозвали Суворовской.
Рецепт Суворовской каши:
лук репчатый - 6 шт.
морковь - 2 шт.
пшено - 4 ст. ложки
перловая крупа - 4 ст. ложки
горох - 4 ст. ложки
растительное масло - 2 ст. ложки
вода - 2 стакана
соль - по вкусу
Часто во время короткого затишья после боев наши солдаты складывали собственные запасы из рюкзаков и готовили кашу, не зная о существовании этого рецепта, т.е. Суворовскую кашу.
Долгие четыре военные года благодаря простым поварам наши солдаты в жару и холод были по возможности обеспечены питанием. Особо какой вкусной была каша в День Победы – в 1945 году!!!
Сегодня наши девочки приготовили любимую гречневую кашу солдат ВОВ. И в завершение нашего урока давайте обведаем ее, и почувствуем вкус Великой Победы!!!
Но перед угощением подведем итог урока:
Кто желает высказаться по уроку? Продолжите мысль:
1."Я поняла, что…
"Я узнала, что…
"Мне было интересно
"Теперь я буду …
Угощение под песню «Вальс»
Урок окончен. Спасибо за внимание!