«Молодость и старость — прикосновение». Мастерская для школьников 6-го класса


муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Катромская основная общеобразовательная школа»

«Методическая разработка внеклассного мероприятия»

«Молодость и старость —
п р и к о с н о в е н и е»
Мастерская для школьников 6-го класса

Автор работы:
Курочкина Нина Васильевна
МБОУ «Катромская ООШ»
Учитель математики
стаж работы 32 года, 1 кв.категория контактная информация
(1732)31494 nina.kurochkina.1961@mail.ruБытует мнение, что детство и старость соприкасаются друг с другом гораздо теснее, глубже, значительнее, чем, например, детство и средний возраст или старость и зрелость. Начало и конец жизни «окликают» друг друга, поверяя открывшиеся тайны.
Поэтому и тема, выбранная для мастерской, не случайна. Xотелось погрузить шестиклассников в мир дум, забот, радостей и переживаний поколения бабушек, помочь ребятам глубже понять своих близких и, может быть, даже взглянуть на них «другими глазами». Данное внеклассное мероприятие учит школьников быть заботливыми, добросердечными к старшему поколению.
Тема занятия: «Молодость и старость – прикосновение»
Цели и задачи: воспитание уважительного отношения к людям старшего поколения, пробудить чувство ответственности, воспитание эстетического вкуса к произведениям искусства, привитие толерантности.
Тип занятия: мастерская
Оборудование:
композиция: подсвечник, вышитое полотенце, клубок ниток, пуховый платок, потрепанная книга сказок А.С. Пушкина;
приложения: тексты о бабушках-нянях, картины художника А.Шилова;
фотовыставка : наши односельчане
компьютер, запись песни группы «Любе» «Бабушки»; листы бумаги, краски, кисточки.
Предварительная работа:
Подготовка стихов
Подготовка фотовыставки «Наши бабушки»
Этапы мероприятия Деятельность учителя Деятельность детей
Введение в тему Деятельность 1.
В качестве эмоционального заряда, который создает установку на встречу с художественным текстом, задает тон всей мастерской, настраивает на творческую деятельность, включает эмоциональную сферу личности, ученикам была предложена композиция: подсвечник, вышитое полотенце, клубок ниток, пуховый платок, потрепанная книга сказок А.С. Пушкина. По этим старинным вещам ребятам предстояло определить «героя» сегодняшнего дня.
Деятельность 2.
Я вам предлагаю продолжить наше знакомство с бабушкой по стихотворению Евгения Евтушенко «Бабушки» ( читают подготовленные ребята). Ваша задача, внимательно прослушать стихотворение и выбрать из него строчки, которые могли бы быть эпиграфом к мастерской и объяснить свой выбор.
Деятельность1.
Догадавшись, что героиней мастерской является бабушка, ребята продолжают знакомиться с ней по стихотворению Е. Евтушенко «Бабушки», чтение которого подготовлено к уроку группой учащихся.
Деятельность 2.
Читают подготовленные ребята
Бабушки
Простим отцов усталую небрежность
и матерей припадочную нежность -
их просто не хватает на детей.
Россия наша держится на бабушках,
и вся Россия в бабушках, как в башенках
не выветренной совести своей.
О них обыкновенно не заботятся,
и все-таки они всегда в цене,
поскольку не бывает безработицы
у бабушек в таинственной стране.
С глазами вопрошающе печальными
они в домах ютятся по углам
машинами стиральными, качальными,
машинами, что плачут по ночам.
К любой из них во сне приходит девочка,
которая когда-то на заре
скакала, как ненайденная денежка,
ни на орле, ни решке - на ребре.
Но девочку - ее легонько сдунули,
как голоногий тоненький обман,
и денежку с усмешкой в старость сунули,
как будто в полный крошками карман.
И бабушки, стирая или стряпая,
когда тоска по детству их берет,
впадают в старость, словно реки странные,
которые текут наоборот.
Под их очками скрыты грады Китежи,
а взглянешь под особенным углом -
качается на пальце, как на витязе,
наперсток, будто крошечный шелом.
Жесток наш век, своих детей не балующий.
Мы в мягкости и то порой грубы,
но по земле на счастье ходят бабушки
так мягко, словно ходят по грибы.
Всемирных неразумностей свидетели
они среди пеленок и посуд,
как разума тишайшие светильники,
свои седые головы несут.
И - вечные Арины Родионовны -
с колясками по скверам семеня,
курносые надежды нашей Родины
они толкают впереди себя.
Быть бабушкой - нелегкая профессия.
Им грустно - впереди небытие,
но у России зубы вновь прорезываются
в руках у грустных бабушек ее…
2.Групповая работа со словесным и зрительными рядами Деятельность 1.
Перед началом работы звучит монолог учителя.
-В жизни каждого из нас большую роль играют ласковые, иногда ворчливые, но беззаветно любящие и балующие нас бабушки. Многие поэты и писатели были воспитаны именно бабушками и нянями.
Обращаемся к строчке из стихотворения Е. Евтушенко «Курносые надежды нашей Родины они толкают впереди себя». Именно бабушки и няни вырастили, поставили на ноги А. Пушкина и М. Лермонтова, М. Горького и М. Цветаеву, В. Астафьева и многих других замечательных людей нашей страны. Именно бабушки всегда ждали приезда своих воспитанников, которые часто делились с ними самым сокровенным. У многих писателей и поэтов есть произведения, проникнутые чувством благодарности к воспитавшим их бабушкам и няням: стихотворения «Няне», «Зимний вечер» А. Пушкина, повесть «Последний поклон» В. Астафьева, трилогия «Детство. Отрочество. Юность» М. Горького.
Сегодня мы познакомимся с этими, такими разными женщинами, сходными в одном - они были любящими бабушками для своих, ставших великими внуков.
Деятельность 2.
Следует обратить внимание учеников на то, как глубоко сумела М. Цветаева «прочитать» портрет своей бабушки, которую не знала, и отразить свои чувства в стихотворении «Бабушке».
Бабушке
Продолговатый и твердый овал,
Черного платья раструбы…
Юная бабушка! Кто целовал
Ваши надменные губы?
Руки, которые в залах дворца
Вальсы Шопена играли…
По сторонам ледяного лица
Локоны, в виде спирали.
Темный, прямой и взыскательный взгляд,
Взгляд, к обороне готовый.
Юные женщины так не глядят.
Юная бабушка, кто вы?
Сколько возможностей вы унесли,
И невозможностей - сколько? -
В ненасытимую прорву земли,
Двадцатилетняя полька!
День был невинен, и ветер был свеж.
Темные звезды погасли.
- Бабушка! - Этот жестокий мятеж
В сердце моем - не от вас ли?..
Деятельность1.
Класс делится на пять групп, каждая из которых знакомится с небольшим текстом (приложение 1) об одной из бабушек писателя или поэта. После этого группа выписывает в таблицу слова и словосочетания, передающие душевные качества, присущие этой женщине, отмечает ее роль в судьбе внука или внучки.
Вначале каждый шестиклассник работает самостоятельно. Затем участники группы по очереди читают друг другу найденные слова и дополняют свои записи.
Деятельность 2.
После того как работа закончена, заслушиваются выступления от каждой группы. Итогом этого этапа мастерской становится заполненная таблица из пяти столбцов с чертами характера, внешности, душевного мира каждой бабушки (няни)
Деятельность3.
Каждая группа получает репродукцию портретов А. Шилова (приложение 2) и вопрос, на который предстоит совместно найти ответ.
3.Духовное единение Деятельность 1.
Я хочу рассказать вам древнюю китайскую притчу «Ладная семья»
Жила-была на свете семья. Не простая семья, более 100 человек насчитывалось в ней. Мало ли таких семей? Да, не мало. Но эта семья была особая. Ни ссор, ни ругани, ни драк, ни раздоров. Дошёл слух об этой семье до самого владыки. И решил он проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его порадовалась: кругом чистота и порядок, красота и
мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Решил владыка узнать. Как добилась всего этого семья. Пришёл он к старейшине, попросил:
- Расскажи.
Долго писал что-то на бумаге старейшина. А, когда написал, протянул владыке. Всего 3 слова были написаны на бумаге: «ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ». А в конце листа: «Сто раз ЛЮБОВЬ. Сто раз ПРОЩЕНИЕ. Сто раз ТЕРПЕНИЕ.»- И всё?
- Да, - ответил старик,- это и есть основа всякой хорошей семьи.
И подумав, добавил:
- И мира тоже.
Задание командам.
Согласны ли вы с тем, что написал на листе бумаги глава семьи?
Деятельность 2.
Мы – все односельчане. Можем мы стать вот такой дружной семьёй?
Как Вы думаете(обращение к главе поселения)?
( Слово предоставляем Главе Слободского поселения)
Глава рассказывает , что жители нашего поселения живут очень
дружно, стараются содержать свои дома в полном порядке, в огородах выращивают много прекрасных цветов. Село наше становится чистым, уютным ,замечательным! А самое главное то, что выручают друг друга в трудную минуту.)Деятельность 3.
Пожалуйста, вглядитесь в счастливые лица
односельчан…
Деятельность 4.
Задание:
1.Нарисуйте «Цветок молодости» 
Ответьте, пожалуйста, на вопрос:
- Какими словами можно охарактеризовать молодость, какие черты свойства присущи ей? ( беззаботность, веселье, радость, надежды, мечты, сила, открытие жизни, бодрость, красота, здоровье, энергичность, легкомыслие … эти качества записываются на лепестках нарисованного «цветка молодости»)
2.Поразмышляйте на тему и выполните соответствующий рисунок- Какие образы помогают выразить сущность преклонных лет, отразить качества, присущие этому периоду жизни?
Деятельность 1.
Идёт обсуждение проблемы, высказывания команд
Деятельность 2.
Ученица 6 класса читает стихотворение о родном селе.
Мы встретились сегодня,
Чтоб быть всегда друзьями!
Чтоб вместе двигать время
И управлять судьбой ! Мы разные, но вместе-
Мы – односельчане!
Мы знаем все друг друга
И каждый нам родной!
Мы все возьмёмся за руки,
В глаза друг другу глянем,
Без долгих разговоров,
Кто свой. а кто чужой.
Мы разные, но вместе-
Мы просто россияне,
И наше поселенье –
Часть страны большой!
Деятельность 3.
Рассматривают фотовыставку на которой наши односельчане (бабушки) (приложение 3)
Деятельность 4.
1.Под музыку «ЛЮБЭ» «Бабушки»
(приложение 4) выполняют рисунок.
Качества записываются на лепестках нарисованного «цветка молодости»
2.Защита рисунка( Многие ребята нарисовали «солнышко», потому что бабушки , как и солнышко дарят тепло и ласку другим ; Указываются качества, присущие старости: : ласка, доброта, надежда, мудрость, опыт, воспоминания, забота, любовь)
3.Рефлексия Перед началом рефлексии звучит монолог учителя.
- Молодость должна быть снисходительна к старости. Пожилые люди ждут от молодых понимания, теплого взгляда, искренней радости встречи. Надо успеть сказать своим бабушкам доброе слово.
М.Ю. Лермонтов всю жизнь писал бабушке письма, полные благодарности и нежной любви. Почти всегда они начинались словами «милая бабушка» и заканчивались одинаково «Прощайте, милая бабушка, целую ваши ручки, прошу вашего благословения и остаюсь покорный внук. М. Лермонтов».
Попробуем написать сердечные письма своим бабушкам, которые можно отправить им по почте или подарить при встрече.
Жанр письма имеет свои особенности.
1. Обращение. Вспомните, как ласково вы называете свою бабушку или придумайте нежное обращение к ней сейчас.
2. Содержание письма. Напишите, что вы хотите сказать своей бабушке (поблагодарить, попросить прощения, рассказать о чем-то важном).
3. Подпись. Пусть она будет поэтичной, нежной, красивой.
4. Дата написания письма.
Как правило «сердечные» письма к бабушкам получаются удивительно нежными и трогательными.
Выполняют письменную творческую работу
(письмо бабушке)
Приложение 1.
Текст 1.
-749300381000Арина Родионовна Яковлева - няня Александра Сергеевича Пушкина
Арина Родионовна вынянчила маленького Пушкина. Она пела ему русские песни и рассказывала сказки. Саша очень любил свою умную, добрую, ласковую няню и часто находил у нее прибежище от материнского гнета. Соединение добродушия и ворчливости, нежного расположения к молодости с притворной строгостью оставили в сердце Пушкина неизгладимые воспоминания.
Ее простые речи, и советы,
И полные любови укоризны
Усталое мне сердце ободряли
Отрадой тихой…
Арина Родионовна была верной «подругой дней суровых» михайловского ссыльного. Долгие зимние вечера Пушкин проводил в беседах с няней, нежно называя ее «голубка дряхлая моя». Он посвящал почтенную старушку во все тайны своего гения:
Но я плоды своих мечтаний
И гармонических затей
Читаю только старой няне,
Подруге юности моей.
Она была хранительницей народной мудрости и олицетворением русской души. До последнего вздоха она самоотверженно любила своего питомца.
-80581529019500Текст 2.
Елизавета Алексеевна Арсеньева - бабушка Михаила Юрьевича Лермонтова
Лермонтову было всего два года, когда умерла его мать и он остался на попечении бабушки Елизаветы Алексеевны Арсеньевой.
Рано овдовевшая, потерявшая единственную дочь, она все свое внимание, всю свою любовь сосредоточила на внуке. Елизавета Алексеевна баловала его как только могла, ничего для него не жалела, ни в чем ему не отказывала. В бабушке Лермонтова удивительно уживались две противоположные личности: деспотичная помещица с решительным и непреклонным характером и беззаветно любящая женщина, посвятившая внуку всю свою жизнь.
Юный Лермонтов с самого раннего детства ощущал искренность, нежность, теплоту заботливой бабушки и очень любил ее. С самого рождения и до 1835 года они вообще не расставались: не могли друг без друга да и не хотели. Строгий и повелительный вид Елизаветы Алексеевны не мешал именовать ее «бабушкой» обширному кругу родственников. В мелких треволнениях и заботах о внуке она была счастлива.
На протяжении всей недолгой жизни Лермонтова Елизавета Алексеевна была его заступницей и хранительницей, говорившей: «Он один свет моих очей, все мое блаженство в нем». Когда пришла весть о гибели Михаила, жизнь потеряла для нее смысл. Ее разбил паралич, и через четыре года она умерла.
Текст 3.
Акулина Ивановна Каширина - бабушка Максима Горького
Первой «учительницей жизни» для Алеши Пешкова была его бабушка Акулина Ивановна. Ему необычайно повезло, что самой влиятельной силой, лепившей его детскую отзывчивую душу, стала эта пожилая русская женщина. Бабушка умела быть «неустанно-доброй». Уже через много лет после смерти Акулины Ивановны Горький скажет о ней: «…Какая она была сердечно-умная, мать всем людям». Бабушка Алеши была от природы жизнерадостной, искренне дружелюбной, умеющей собирать людей вокруг себя. «До нее, - вспоминает Алеша, - как будто спал я, спрятанный в темноте, но появилась она, разбудила, вывела на свет, стала на всю жизнь другом, самым близким сердцу, самым понятным и дорогим человеком. Это ее бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытила крепкой силой для трудной жизни».
Акулина Ивановна не искала и не знала тишины и покоя. Ее мир - это мир неустанного, не прекращающегося ни на минуту труда.
Бабушкина нравственная закалка - добротой, правдой, состраданием - оказалась той «средой», которая надежно защитила Алешину душу от холодности, очерствения.
Текст 4.

Екатерина Петровна - бабушка Виктора Петровича Астафьева
Виктора Астафьева воспитывала бабушка, которая преподала ему первые нравственные уроки - уроки доброты. Екатерина Петровна обладала житейской мудростью, любовью к красоте и неудержимым стремлением к справедливости. Она была знатоком и ценителем обычаев и традиций русского народа. Все это богатство Екатерина Петровна стремилась вложить во внука. Именно она научила Витю любить дом, в котором он рос, суровую, но кормящую их сибирскую природу, родную землю… Через семейные праздники и будни Виктор Астафьев впитывал в себя богатые народные традиции.
Радость для бабушки заключалась в привычной крестьянской работе, традиционном укладе деревенской жизни. Она от природы была наделена решительностью, выносливостью, а также мягкостью и добросердечием. Екатерина Петровна всегда старалась всем помочь, разделить чужое горе. Как бы ни был ограничен уровень ее возможностей, она чувствовала свою ответственность за все, что происходило вокруг. Ее можно назвать вечной хлопотуньей, в которой каждое желание шло от чистого сердца.
Текст 5.
Мария Лукинична Бернацкая - бабушка Марины Цветаевой
Марина Цветаева никогда не видела своей бабушки. Мария Лукинична - полька по происхождению, великолепная музыкантша - умерла молодой, оставив сиротой полумесячную дочку, мать Марины Цветаевой. Поэтому неслучайно в стихотворении «Бабушке» Марина назовет ее «юная бабушка».
В память о 27-летней Марии Лукиничне остался лишь портрет, который висел в спальне Марининых родителей. С него смотрело темноокое, с тяжелыми веками печальное лицо с правильными, милыми чертами и добрым, горечью подернутым ртом.
Приложение 2.
1-я группа - А. Шилов «Моя бабушка».
Вопрос: «Как раскрывается в портрете судьба этой женщины?»

2-я группа - А. Шилов «Зацвел багульник».
Вопросы: «В чем красота этой женщины? Как раскрывает художник в этой картине тему «вечера жизни» и «утра природы»?»

3-я группа - А. Шилов «Ожидание».
Вопрос: «Какие беды, испытания выпали на долю поколения наших бабушек?»

4-я группа - А. Шилов «Не пишут».
Вопрос: «Чем страшна для человека старость?»

5-я группа - А.Шилов «Ждёт сына»
Вопрос: «Как художник раскрывает в картине смысл женской судьбы?»

Приложение 3