Проект школьной олимпиады по музыкальной литературе, посвящённое творчеству А.П. Бородина для учащихся 5-7 классов ДМШ и ДШИ


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей детская музыкальная школа города Кирово-Чепецка
Кировской области
Работа участника олимпиады №______
I. Немного истории.Жизненный и творческий путь великого русского композитора Александра Порфирьевича Бородина пришелся на вторую половину XIX века – время расцвета русской культуры и искусства. Середина столетия ознаменовалась рядом событий, благотворно повлиявших на развитие музыкального образования и просвещения в России. К некоторым из этих событий А.П. Бородин имел непосредственное отношение.
1. Соедини стрелочкой событие и дату.
Открытие Консерватории в Москве
(директор __________________________) 1862

Открытие Бесплатной музыкальной
школы в Петербурге
(руководитель _______________________) 1862
Образование Русского музыкального
общества (РМО) в Петербурге
(руководитель _______________________) 1866
Открытие Консерватории в Петербурге
(директор __________________________) 1859

2.В это же время в Петербурге образовалось творческое объединение «Новая русская школа». Как ещё называли это содружество музыкантов?
________________________________________________
3. Назови композиторов-участников вышеуказанного содружества.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Современниками А.П. Бородина были выдающиеся деятели русской культуры – музыканты, литераторы, художники. Назови их специальности:
И.С. Тургенев - _______________________________
Н.А. Некрасов - _______________________________
И.Е. Репин - _______________________________
В.И. Суриков - ________________________________
В.Г. Перов - ________________________________
В.М. Васнецов - _______________________________
П.И. Чайковский- ______________________________
А.Н. Серов - _______________________________
5. А.П. Бородин в шутку называл своих друзей-музыкантов и соратников-учёных «музикусами» и «химикусами». Составь 2 списка:
М.А. Балакирев, А.К. Лядов, Н.Н. Зинин, А.М. Бутлеров, Н.А. Римский-Корсаков,
Д.И. Менделеев, В.В. Стасов, И.М. Сеченов, Юнге, М.П. Мусоргский.
«музикусы» «химикусы»
II Жизненный и творческий путь Александра Порфирьевича Бородина.
6. В предложенном тексте заполни пробелы, допиши недостающую информацию.
1). А.П. Бородин осчастливил мир своим появлением на свет _________________________________________________________________
(где, когда)
2). Родители :
Отец - _____________________________________________________________
Мать - _____________________________________________________________
3). Бородин рано проявил разностороннюю одарённость:
в детстве и юности освоил _______ иностранных языка
(сколько)
_______________________________________________________________________
(перечисли, какие именно)
В 8 лет брал уроки игры на ____________________ у музыканта военного оркестра.
В ____________ лет сочинил польку «______________________»
В 13 лет стал автором небольшого концерта для __________________
Со своим другом детства ___________________________________ играл в 4 руки на фортепиано.
Занимаясь в домашней лаборатории химическими опытами, научился делать акварельные краски и ___________________________________
4). В _____ году поступил вольнослушателем в _____________________________________________________________________.
5). Научная командировка молодого химика, доктора медицины за границу продлилась с ___________ по ____________ год.
6). В Германии, в городе________________________ произошло знакомство А.П. Бородина с московской пианисткой _________________________________, познакомившей его с музыкой знаменитых европейских композиторов-романтиков (перечисли) _________________________________________________ , и ставшей женой и «музой» композитора.
7). В 1862 году произошла судьбоносная для Бородина – композитора встреча с ____________________________ - талантливым профессиональным музыкантом: композитором, пианистом, будущим главой содружества русских композиторов «_______________________________», вдохновившая Бородина на создание 1 симфонии.
8). Последующие годы – годы свершений и расцвета гения Бородина-учёного и Бородина-композитора, начало мировой славы Бородина-композитора. В 1869 году композитор приступил к сочинению Второй симфонии и оперы «Князь Игорь». В 1876 году была завершена и исполнена Вторая симфония. Когда композитор завершил и поставил оперу «Князь Игорь»?___________________________________________________________
9). 1877 год – поездка в Европу, знакомство с выдающимся венгерским композитором ________________________________, который высоко оценил музыку Бородина, способствовал её распространению на Западе.
10)._______________ год – Бородин скоропостижно скончался. Его незаконченные, а вернее – незаписанные произведения были завершены друзьями композитора _________________________________________________________________________.
11). Назови композиторов 20-го века, в творчестве которых нашли свое продолжение традиции Александра .Порфирьевича Бородина____________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Кому из современников принадлежат следующие высказывания о Бородине (подпиши портрет, поставь № цитаты):

Друг детства


«….Зимою я могу писать музыку, только когда болен настолько, что не читаю лекций, не хожу в лабораторию, но всё-таки могу кое-чем заниматься. На этом основании мои музыкальные товарищи, вопреки общепринятым обычаям, желают мне постоянно не здоровья, а болезни».
«Бородин принес бы еще более пользы науке, если бы музыка не отвлекала его слишком много от химии». 
«Мы не упускали никакого случая поиграть трио или квартет где бы то ни было и с кем бы то ни было. Ни непогода, ни дождь, ни слякоть – ничто нас не удерживало, и я со скрипкой под мышкой, а Бородин с виолончелью в байковом мешке на спине делали иногда громадные концы пешком, например, с Выборгской стороны в Коломну, т.к. денег у нас не было ни гроша»
«Талант Бородина равно могуч и поразителен как в симфонии, так и в опере и в романсе. Главные качества его – великанская сила и ширина, колоссальный размах, стремительность и порывистость»
III. По страницам музыки Бородина.
8. Сопоставь фрагмент фортепианной партии романса и описание. Напиши название романса.
1). Картина бушующего моря. Мелодическая фигура в средних голосах изображает набегание волны.
2). Картина спокойной морской глади, колышущиеся красочные аккорды.


9. Бородин часто посвящал свои музыкальные произведения друзьям, близким и дорогим ему людям. В каком году были написаны следующие сочинения и кому посвящены?
Правильные ответы
Возможные ответы
Романс «Спящая княжна» 1881 Н.А.Римский Корсаков
2-ой струнный квартет 1867 М.И.Глинка
Романс «Для берегов отчизны дальной» 1882(исполнение) Е.С.ПротопоповаОпера «Князь Игорь» 1869(начало) М.П.Мусоргский
IV.Хорошо ли ты знаешь оперу «Князь Игорь»?10. По определению автора, «Князь Игорь» - «русская эпическая опера». Сам Бородин сопоставлял её с «Русланом и Людмилой». Выбери те определения, что соответствуют эпической драматургии оперы «Князь Игорь»:
Конфликтная драматургия, много острых столкновений
Драматургия сосредоточена на сильных душевных переживаниях героев
Драматургия построена не столько на конфликтах, сколько на контрастах
Отсутствуют непосредственные конфликтные столкновения.
Быстрое стремительное развитие сюжета и событий.
Неспешное развитие событий
Масштабная монументальная симметричная композиция, округлые законченные формы оперных номеров.
Тяготение к сквозному развитию.
Преобладание песенного кантиленного стиля над речитативным.
Преобладание речитативного стиля и декламации.
11. Бородин продолжил традиции «Руслана и Людмилы» Глинки не только в области эпической драматургии, но и в сопоставлении русских и восточных образов. Бородин привнёс в трактовку востока новое. Его восток и томный, и дикий, и мягкий, и суровый, и женственный, и воинственный. Приведи примеры восточных сцен в опере.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________
12. Напиши полное имя князя Игоря______________________________________________________________________
13. Где в опере звучит хор со словами «Слава» и кого прославляет:_________________________________________________________________
14. Слова для какой арии Бородин взял целиком из «Слова о полку Игореве» ___________________________________________________
15. В арии какого персонажа (персонажей) звучит эта тема_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
16. Есть ли в опере комические персонажи и кто они (подчеркни):
ВарлаамСкула
Бобыль
ЕрошкаМисаил18. На каком инструменте играют гудошники (отметь фото):



19. Из списка персонажей выбери тех, которые взяты из оперы Бородина «Князь Игорь»: в первой пустой колонке таблицы укажи их голоса (бас, тенор, сопрано и т.д.).
Если ты знаешь голоса персонажей и из других опер (название оперы, фамилия композитора, голос) - за это получишь дополнительные баллы (эти сведения впиши во вторую колонку)
Персонажи Опера «Князь Игорь» Оперы других русских композиторов
Ярославна
Галицкий
КончакГзакВаня
Игорь
Скула
ЕрошкаНаташа
20. Исправь путаницу, помоги героям найти свой текст:

«Только б мне дождаться чести,
на Путивле князем сести….» «Погибло всё: и честь моя, и слава. Позором стал я земли родной….»
Хан КончакКнязь Галицкий

«Ох ты, солнце, солнце красно,
в небе ясном ярко светишь….»
Кончаковна
«Ночь, спускайся скорей, тьмой окутай меня….»«Я храбр, я смел, страха я не знаю, все боятся меня….»
Ярославна
Князь Игорь
21. Когда и где состоялась премьера оперы «Князь Игорь»
в России__________________________,
за рубежом______________________________.
22. Автор картины «После побоища Игоря Святославовича с половцами»,1880 год (а также картин «Витязь на распутье», «Алёнушка») – художник-передвижник _________________________________________________.

Спасибо за участие в олимпиаде!