Вклад в методику русского языка Дмитрия Ивановича Тихомирова (1844 — 1915), Василия Порфирьевича Вахтерова (1853 — 1924), Николая Федоровича Бунакова (1837 — 1904).


Министерство образования и науки Российской Федерации
ГОУ ВО ИПИ им. П.П.Ершова (филиал) ТюмГУТема реферат:
Вклад в методику русского языка Дмитрия Ивановича Тихомирова (1844 - 1915), Василия Порфирьевича Вахтерова (1853 - 1924), Николая Федоровича Бунакова (1837 - 1904).
Работу выполнила:
студентка 3 курса, 332 группы,
педагогического факультета,
профиль Н.О+Ин.языкБриж.С.НРаботу проверила:
к.п.н, ст.преподаватель
Колесникова Т.М.
Ишим,2016
Содержание
1. Введение
2. Вклад в методику русского языка Дмитрия Ивановича Тихомирова (1844 - 1915)
3. Вклад в методику русского языка Василия Порфирьевича Вахтерова (1853 - 1924)
4. Вклад в методику русского языка Николая Федоровича Бунакова (1837 - 1904)
5. Заключение
6. Литературные источники
Введение
Методика русского языка, как и всякая частная методика, относится к разряду педагогических наук. Она имеет свой объект изучения, свое содержание, свою систему понятий и свои методы исследования, и способы доказательств.
Методика русского языка – особая и самостоятельная наука, поскольку она представляет собой систему знаний об определенной стороне реальной действительности, а именно о путях и условиях обучения русскому языку.Методика русского языка как наука насчитывает несколько более ста лет своего существования, если принять за начало ее возникновения факт выхода в свет в 1844 г. известного капитального труда Ф.И.Буслаева «О преподавании отечественного языка». В нем впервые в истории русской методической мысли и русской школы был обобщен предшествующий опыт преподавания русского языка, личный опыт выдающегося ученого и методиста, а также изложены идеи и принципы, исходя из которых, должно строиться, по мнению Ф.И.Буслаева, преподавание русского языка. Этот труд, прогрессивный по своему характеру для того времени, не потерял значения и в наши дни.Для развития русской методической мысли внесли свой вклад такие крупные ученые-методисты как И.И.Срезневский, В.П.Шереметьевский, Д.И.Тихомиров, В.П.Вахтеров, А.Д.Алферов, Н.М.Соколов, А.И.Томсон, А.П.Флеров, В.Житомирский, К.Д.Ушинский, А.В.Петров, Б.Т.Панов, Г.М.Блинов, М.Т.Баранов, А.В.Текучев и.д.р.Однако, говоря о ценности и необходимости для нас изучения трудов методистов прошлого, надо помнить, что современная методика русского языка во многом отличается от методики XX века.
2. Вклад в методику русского языка Дмитрия Ивановича Тихомирова (1844 - 1915)
Дмитрий Иванович Тихомиров родился 24 сентября 1844 года в бедной многодетной семье сельского священника в селе Рождествено Нерехтского уезда Костромской губернии. В 1854 году отец Иван отдал Дмитрия в костромское духовное училище, но содержать сына в городе ему стало трудно, а мальчик страстно жаждал науки. Как раз в это время открылись новые военные школы. Отец Иван отвез сына в Москву и отдал в военно-учебное заведение, где он блестяще окончил курс.
С 1866 года Дмитрий Иванович начинает педагогическую деятельность преподавателем образцовой школы при военно-учительской семинарии. Помимо занятий в образцовой школе он стал безвозмездно заниматься в вечерней фабричной школе, устроенной им на фабрике Ф.С.Михайлова, где применял на практике свои педагогические познания. Свою педагогическую деятельность Дмитрий Иванович совмещает с общественной, становясь в 1870 году действительным членом Московского комитета грамотности. С того же 1870 года начинается и литературная деятельность Дмитрия Ивановича Тихомирова. Он печатает ряд педагогических статей в журналах, выпускает первую свою книгу “Азбука правописания”. Но самый большой успех принес великому педагогу “Букварь”, написанный в 1873 году.
Букварей на свете много, но самый популярный и всеми любимый именно этот – а ведь ему уже больше ста лет! Молодой учитель Д.И.Тихомиров очень любил детей и старался учить их легко, весело и увлекательно. И все дети, да и взрослые так полюбили этот букварь, что его печатали 160 раз, и получилось 4 миллиона книжек. В 1888 году Д.И.Тихомирова наградили Большой золотой медалью Петербургского комитета грамотности за выдающийся вклад в просвещение и образование русского народа. Этот букварь самый лучший. А по секрету он еще и волшебный, потому что дети впервые смогут прочитать сами. С этим букварем дети и не замечают, как научатся читать. Ведь научились же бабушки наших бабушек, а дедушки даже самых стареньких дедушек.
Московский комитет грамотности начинает рекомендовать Дмитрия Ивановича в качестве руководителя на педагогические курсы в разные города, а попечители московских городских и подмосковных сельских и фабричных школ начинают приглашать его для наблюдения за их школами и для руководства учителей. Отдавшись всецело этому дорогому делу, Дмитрий Иванович в 1877 году оставил занятие в образцовой школе при учительской семинарии. Он вел свои первые педагогические курсы в Ромнах, затем в 1873 году последовательно руководил на курсах в Серпухове, Москве, Чернигове, Полтаве, Саратове, Курске, везде воодушевляя своих слушателей беззаветно служить великому делу народного образования. Педагогические курсы все время окрыляли дух Д.И.Тихомирова, он расширял и усиливал свои работы по составлению учебников и руководств. За тридцать лет их вышло до тридцати, выдержали они от 5-150 изданий и распространились по России в количестве до 5 миллионов журналов. Эти цифры говорят сами за себя о талантливости, плодовитости и трудолюбия Д.И.Тихомирова. Почти сорок лет Д.И.Тихомиров был лектором по методике русского языка и руководителем практических занятий слушательниц на педагогических курсах в Москве при обществе воспитательниц и учительниц.
В 1900 году он избран гласным членом Московской думы, где усердно работает в комиссиях по вопросам процветания и роста школ. Талантливость, опытность, глубокое знание народной школы выработали из Д.И.Тихомирова типичного педагога с простым, ясным, образным русским словом. Для своего Нерехтского края построил в селе Рождествено на свои средства школу, которая не сохранилась. А вот больничное – старинное двухэтажное здание из красного кирпича –сохранилось до сих пор. Каждую пожертвованную копейку он старался вложить так, чтобы она приносила наибольшую пользу учительству. Душою школы должен быть учитель или учительница, служащие делу по призванию, горячо любящие школу и глубоко верующие в ее просветительскую силу, обладающие общим и специальным образованием и стремящиеся к самостоятельному его расширению. Школьный наставник должен быть хорошо обеспечен и материально, и в гражданских правах. Всюду, где собирались народные учителя, создавались новые курсы, открывались (новые) педагогические и школьные съезды, бывал Дмитрий Иванович. Бросал все дела и ехал. Часто больной, он оставлял все личное, выгодное, колесил по России, не давал угаснуть доброму почину, успокаиваться, починая на лаврах. Этот молодой душой старик поражал своей мощью, непоколебимый энергией. Весь свой опыт, глубокое звание народной школы он отдавал делу воспитания и образования.
Скончался он 14 октября 1915 года в Крыму, в Алуште. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище. После смерти Дмитрия Ивановича Тихомирова осталось миллионное наследство, которое он завещал в пользу народных учителей. Часть имущества передал учительскому дому в Москве и женским педагогическим курсам имени Тихомирова. Честно, идейно и достойно совершил, и завершил он свое полувековое служение делу народного образования. На русской земле от первой азбуки до современного букваря было много авторов этих первых в жизни детей книг. Шли годы, менялись в азбуках и букварях рисунки и пикеты – жизнь не стоит на месте. Очень хочется верить в то, что в букварях и азбуках будущего дети с первых шагов на пути к грамотности помнили бы историю своей земли, традиции, верили в доброе, но были бы готовы и к трудностям.
3. Вклад в методику русского языка Василия Порфирьевича Вахтерова (1853 - 1924)
Василий Порфирьевич Вахтеровянваря 1853, Арзамас — 3 апреля 1924, Москва) — известный российский педагог, ученый, методист начальной школы, деятель народного образования. Родился в семье промыслового рабочего. Учился в Арзамасском духовном училище, затем в Нижегородской духовной семинарии. В 1874 году он оканчивает курсы при Московском учительском институте и получает назначение учителем в одно из училищ Смоленской губернии.
Большой популярностью пользовались его работы в области методики начального обучения. Он стал активным участником общественных организаций, занимавшихся разработкой вопросов всеобщего обучения, программ и методов работы народной школы, был лектором учительских курсов и преподавателем курсов для рабочих, составлял учебные и методические пособия для начальной школы.
«Русский букварь» Вахтерова к 1917г выдержал 117 изданий. К этому букварю Вахтеров составил методическое руководство «На первой ступени обучения». Обучение грамоте им было поставлено по звуковому аналитико-синтетическому методу. Обучение письму шло одновременно с обучением чтению. Методика Вахтерова обеспечивало обучение правильному чтению и орфографическим навыкам, учитывала интересы детей. Книги Вахтерова воспевают труд, братство и равенство всех людей, они проникнуты любовью к детям.
Вахтеров составил на основе принципов Ушинского методическое руководство по наглядному преподаванию в начальной школе под названием «Предметный метод обучения».
Законы общественного развития Вахтеров понимал идеалистически. Он верил, что основной путь к созданию нового общества – просвещение. С одной стороны, он был противником крепостничества и самодержавия, резко критиковал царизм, видел в нем врага просвещения трудящихся, а с другой – отвергал революционный путь свержения гнета и насилия.
Он был сторонником демократической системы народного образования, предлагал ввести единую школу. Он был защитником совместного обучения мальчиков и девочек, считал, что оно создает возможность воспитать детей в духе равенства.
Вахтеров, следую Ушинскому, считал, что педагогика как наука должна развиваться, учитывая законы, открытые физиологией и психологией.
Широко применял Вахтеров педагогический эксперимент, проверяя в естественных школьных условиях эффективность различных методов и приемов обучения. Настаивая на введении наглядного обучения, он рекомендовал вместе с тем, чтобы на уроках уделялось большое внимание развитию мыслительных способностей детей путем активной переработки в из сознании приобретенных знаний, считал необходимым пользоваться сравнением, применять анализ и синтез, вести детей к выводам и умозаключениям.
4. Вклад в методику русского языка Николая Федоровича Бунакова (1837 - 1904)
Николай Федорович Бунаков родился 26 ноября 1837 года в Вологде, в семье чиновника. Его отец был правителем канцелярии вологодского губернатора. В 1854 году Николай Бунаков окончил Вологодскую губернскую гимназию, после этого работал учителем уездных училищ в Тотьме (1854-1857) и Кадникове (1857-1859).
В это время он начал свою литературно-публицистическую деятельность. Первое произведение Бунакова увидело свет в 1855 году в журнале «Москвитянин». Это был критико-биографический очерк о скончавшемся в том году в Вологде поэте К. Н. Батюшкове.
В 1859 году Бунаков был переведен по службе в Вологду, где также преподавал в уездном училище, а в 1862-1864 годах - в младших классах вологодской мужской гимназии и в перворазрядном женском училище. Одновременно в 1859-1862 годах он служил делопроизводителем Вологодского губернского статистического комитета, занимался подготовкой статистических отчетов и составлением «Памятных книжек» Вологодской губернии. В числе многочисленных публикаций Бунакова в «Вологодских губернских ведомостях» были статьи по экономике и этнографии Вологодской губернии, о театре в Вологде и, в особенности, о народном образовании. В Вологде Бунаков выступил и как беллетрист, написав несколько повестей и рассказов.
Бунаков быстро оказался в центре общественной жизни города, оживившейся в пору либерального подъема, который наметился в преддверии реформ нового царствования. Его популярности способствовали заметки в столичной прессе о вологодской жизни, задевавшие самолюбие чинов местной администрации.
В 1864 году Бунаков уехал из Вологды, слушал лекции в Петербургском университете. В 1866—1878 годах Николай Федорович был учителем русского языка Воронежской военной гимназии. В 1867 году он основал в Воронеже элементарную школу, которая существовала до 1884 года.
В 1872 году Бунаков выступил на Всероссийском съезде народных учителей, именно тогда к нему пришла широкая известность. В 1873—1883, а затем в 1896—1901 годах он руководил многочисленными земскими летними учительскими съездам и курсами, проводившимися в разных губерниях России, читал на них лекции, пропагандировал и популяризировал свой передовой педагогический опыт.
Бунаков отстаивал идею всеобщего обязательного и бесплатного обучения, требовал повышения общеобразовательного уровня народной школы и приближения ее к потребностям жизни. Николай Федорович разрабатывал методы обучения детей родному языку, которые основывались на сознательном усвоении учащимися знаний и ставили своей целью развитие у детей логического мышления.
В 1884 году Николай Федорович поселился в селе Петино Воронежской губернии, построил там на свои средства народную школу и работал в ней до 1902 года. В этом же селе он открыл школу для взрослых и народную библиотеку, устраивал чтения с проекционным фонарем, был организатором и руководителем первого в России крестьянского самодеятельного театра.
Бунаков систематически сотрудничал в педагогических журналах. Он опубликовал множество книг, в числе которых были популярные, вышедшие многими изданиями учебники: «Азбука и уроки чтения», «Обучение грамоте по звуковому способу», «Концентрический учебник русской грамматики», «Хрестоматия для изучения образцов русской словесности», «Книжка первинка», «Живое слово», книга для чтения «В школе и дома» и другие. Лекции по методике преподавания русского языка, прочитанные Бунаковым в Москве, были в 1872 году изданы отдельной книгой «Родной язык как предмет обучения в народной школе с трехгодичным курсом».
Посмертно вышли книги «Как я стал и как перестал быть учителем учителей» (СПб., 1905); «Моя жизнь в связи с общерусской жизнью, преимущественно провинциальной» (СПб., 1909).
В 1902 году Петинская школа и другие просветительные учреждения, созданные Бунаковым, были закрыты, а сам он был лишен права заниматься педагогической и общественной деятельностью, выслан и отдан под надзор полиции с запрещением всякой общественной деятельности.
Н. Ф. Бунаков умер 8 декабря 1904 года в Петербурге.
Заключение:
Из сказанного видно, что последователи К. Д. Ушинского стремились разрабатывать методику развития умственных способностей детей в процессе обучения в начальных классах. Многое в их трудах достойно внимания учителя и сегодня. Вполне современно и актуально, например, требование К. Д. Ушинского, чтобы дети по возможности трудились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным трудом и давал для него материал. Именно сегодня перед нашей школой стоит задача превратить каждый урок в серьезный труд, полный мысли.
Литературные источники:
История педагогики/ Под ред. Н.А. Константинова, Е.Н. Медынского, М.Ф. Шабаевой. - М.: Просвещение, 1982.
Автор статьи: А. М. Дедюхин, г. Свердловск, журнал «Начальная школа», 1975 год
Вопросы истории образования/ Гришин В.А., Зятева Л.А., Петрова И.Л., Прядехо А.А., Сосин И.Я. - Б.: Издательство БГПУ, 1999.
Электронные источники:
книга с сайта http://admrogd.ru/http://www.booksite.ru/lichnosty/index.php?action=getwork&sub=about&pid=165http://studopedia.ru/11_140882_vp-vahterov--.htmlhttp://www.muldyr.ru/a/a/vahterov_vasiliy_porfirevich