Урок по обществознанию на тему Антикоррупционный ликбез

Республиканский конкурс методических материалов по проблемам антикоррупционного воспитания детей и молодежи









«Антикоррупционный ликбез»

урок в 10 классе





Разработала Чеботарёва Людмила Александровна
учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ №6
Майкопского района
ст. Курджипской
ул. Подлесная, 41











2015

Урок по теме «Антикоррупционный ликбез»

Цель: воспитать ценностные установки и развивать способности, необходимые для формирования у молодых людей гражданской позиции относительно коррупции.
Задачи:
Дать общее представление о сущности коррупции, ее формах.
Научиться распознавать коррупцию.
Сформировать навыки адекватного анализа и личностной оценки данного социального явления с опорой на принцип историзма.
Сформировать комплекс знаний о коррупциогенных ситуациях для формирования стандартов поведения в соответствии с правовыми и морально-этическими нормами.
Ожидаемый результат - сформированная личность, которая наделена знаниями об опасности, которую представляет собой коррупция для благосостояния общества, которая не желает мириться с проявлениями коррупции. Личность, которая способна и желает устранить коррупцию.

Занятие может быть проведено как на уроке, так и в форме внеурочного мероприятия. В период подготовки желательно организовать конкурсы рисунков и плакатов на данную тему.

Ход урока
I. Организационный момент
II. Мотивационно - целевой этап.
« Да, если спросят, отчего не выстроена церковь при богоугодном заведении, на которую пять лет тому назад была ассигнована сумма, то не позабыть сказать, что она начала строиться, но сгорела. Я об этом и рапорт представлял. А то, пожалуй, кто-нибудь, позабывшись, сдуру скажет, что она и не начиналась!»
Вопросы к классу
- Из какого произведения данный отрывок? Кто автор произведения? (Гоголь «Ревизор»)
- О чем идет речь в отрывке? (растрате, злоупотребление должностными полномочиями, хищение госбюджета)
- Кто из героев произведения говорит эти слова? (Городничий)
- Законно ли городничий поступил? Почему?
План занятия:
1. Представление о сущности и формах коррупции.
2. Проявления коррупции.
3. Практическая работа по изучению социологических опросов граждан РФ.
III. Введение в новый материал
1. Учитель объявляет тему и задачи занятия.
Учащимся предлагается вспомнить, что они уже знают о коррупции и составить схему. Чем выше интерес к изучаемой теме, тем больше направлений будет названо для включения в неё. Это даст возможность оценить, насколько данная тема актуальна для учащихся.




Схема

отмывание денег


продажность
правонарушение


Коррупция


взяточничество

мздоимство

волокита


В Основных положениях проекта Федерального закона «Основы антикоррупционной политики»:  коррупция- подкуп (дача взятки или ее получение), а также любое незаконное использование лицом своего публичного статуса, сопряженное с получением выгоды (имущества, услуг или льгот, в том числе, неимущественного характера) как для себя, так и для своих близких вопреки законным интересам общества и государства. Вместе с тем, существуют и другие определения коррупции.
Учитель зачитывает определения классу и предлагает выделить общие алгоритмы.
Например, коррупция –
Это социальное явление, выражающееся в использовании лицом своих властных, организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций в целях получения материальных и иных благ.
Это злоупотребление властью лицами, выполняющими управленческие функции в государственных и не государственных организациях и учреждениях для получения выгод имущественного характера в интересах себя и своих близких, причинившее вред правам и законным интересам граждан и организаций, охраняемым законом интересам общества и государства.
Это злоупотребление (превышение) властных (служебных) полномочий в личных и корпоративных интересах.
Формы коррупции - это состояние публичной власти, при котором осуществление ею своих функций становиться возможным только на возмездной основе, и др.
На основе перечисленных выше типов коррупции выделяют следующие формы коррупции (каждая форма написана на отдельном лепестке в форме ромашки, учитель предлагает оторвать учащемуся лепесток прочитать и предложить соответствующий пример):
взяточничество за законное и незаконное предоставление благ и услуг;
протекционизм, проявляющийся в должностных продвижениях лиц по признакам родства, приятельских отношений или личной преданности;
сращивание работников органов управления с преступными элементами и сокрытие преступлений отдельных лиц и обеспечение их безнаказанности;
поддержка и лоббирование интересов теневой экономики в ответ на политическую поддержку или выдвижение на должности во властных структурах;
инвестирование частных предприятий и организаций за счет государственного или местного бюджета;
приватизация с незаконной передачей государственной собственности в частные руки, метко названная в народе «прихватизацией»;
предоставление льгот, секретной служебной информации заинтересованным лицам; предоставление права или возможностей заключать выгодные контракты;
содействие в заключении невыгодных для государства контрактов с иностранными фирмами.
В законодательстве РФ можно выделить три вида коррупционных правонарушений: гражданско-правовые, учебно-административные и уголовные. Особую опасность представляют уголовные коррупционные деяния. В УК РФ установлена уголовная ответственность за злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий, незаконное участие должностных лиц в предпринимательской деятельности, получение и дачу взятки, служебный подлог, присвоение или растрату имущества, вверенного виновному, с использованием служебного положения, а также злоупотребление полномочиями, их превышение и подкуп в коммерческих и иных организациях.
Веселая пауза. Отгадай сказку.
1. В какой сказке одна дама использует добрый поступок своего мужа для обогащения и продвижения по служебной лестнице, но впоследствии теряет все из-за безмерной тяги к стяжательству? («Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина).
2. Героиня, какой сказки, облаченная в дорогую, не имеющую государственного клейма шубу, явилась в гости, да так и не захотела уйти оттуда – очень уж ей понравилась архитектура строения? («Заячья избушка»).
3. В какой сказке две женщины, используя свое положение, производят подлог письма, с целью устранения соперницы и ее сына? («Сказка о царе Салтане» А.С. Пушкин).

2. Проявление коррупции. Учитель предлагает  рассмотреть ситуации и указать, ссылаясь на статьи ФЗ "О противодействии коррупции", в которых из них представлены случаи коррупции, а в которых нет.
1. В благодарность за то, что врач вылечил её тяжело больного ребёнка, Татьяна подарила врачу букет из цветов своего сада.
2. Бухгалтер Иванова С. использовала поддельные счета, которые содержат неверную информацию.
3. Кандидат в депутаты договорился фирмой о финансировании её выборов в органы государственной власти, взамен обещал помогать этой фирме получать хорошие заказы.
4. Государственное должностное лицо пользуется служебным автомобилем и топливом в личных целях.
5. Иван вынужден был отблагодарить чиновника, сознательно тянувшего время для решения его вопроса.
6. Должностное лицо правительства поздно приходит на работу, рано возвращается с работы и в рабочее время занимается личными делами.
3. Практическая работа по изучению социологических опросов граждан РФ. Класс по желанию делится на две группы. Ребята получают заранее распечатанные социологические опросы и, ознакомившись с ними, учащиеся задают вопросы друг другу.


Материал для I группы
Как Вы оцениваете важность проблемы коррупции?
Варианты ответов
Население %
Эксперты %

Жизненно важная
30,5
46

Очень важная
27,7
26,9

Важная
36,1
15,3

Средней важности
5,7
11,8

Маловажная



Материал для II группы

Меры борьбы с коррупцией, предложенные респондентами
Меры борьбы с коррупцией
Население %
Эксперты %

Усилить правовое воспитание граждан
47,2
76,9

Ужесточить коррупционную ответственность
36,1
23

Создать государственный координационный центр по предупреждению и борьбе с коррупцией
19,4
7,6

Провести административную реформу
8,3
46,1

Оградить чиновников в определенных общегражданских правах (свободе передвижения, распространении информации, экономической, политической деятельности)
19,4
23

Платить чиновникам большую зарплату
11,1
19,2

Платить чиновникам дифференцированную зарплату
8,3
19,2

Запретить чиновникам-контролерам доступ к «живым» деньгам

19,2

Там, где это возможно, чиновника должен заменить робот, компьютер
13,8
7,6

Передавать чиновнику часть заработанного им для государства

3,8

Создать специальные административные суды

11,5

Увеличить административные штрафы должностных лиц
13,8


Сокращать во всех сферах гражданского общества влияние и опеку государства
12,7
23






Интересные факты.
 Самая коррумпированная профессия в странах Европейского Союза - профессия политика. Так считает подавляющее большинство граждан 27 стран Евросоюза, опрошенных агентством "Евробарометр".
Наименее коррумпированными считают своих национальных политических деятелей представители Дании и Швеции. Болгары и греки – наихудшего мнения о своих политиках, поскольку убеждены, что подавляющее большинство из них - взяточники.
По мнению многих российских футболистов, главная сила, тормозящая развитие нашего футбола, это коррупция.

IV. Подведение итогов урока
Вывод: Коррупция - препятствие к экономическому росту и развитию, ставит под угрозу любые преобразования. Коррупции может быть подвержен любой человек, обладающий какой-либо властью: чиновники, судьи, администраторы, депутаты, экзаменаторы, врачи и т.д. Всеми ими движет один стимул - получить экономическую прибыль. Но при этом они испытывают риск разоблачения и наказания. Как необходимо бороться с мошенничеством, подкупом, вымогательством, взятками в современном обществе?
Прежде всего, нужно начать с самого себя и требовать устранения коррупционных проявлений от окружающих. Эффективность борьбы зависит от взаимодействия всех ветвей власти, их ответственности за процесс оздоровления общества. Необходимо быстро реагировать на все виды проявлений коррупционных правонарушений, справедливо давать наказания. Тогда в глазах окружающих возрастет авторитет, вера и уважение к структурам власти, общество осознает потребность в борьбе с коррупцией.

Завершить наш урок хочется стихотворением И. А. Крылова:

 Какой порядок не затей,
Но если он в руках бессовестных людей,
Они всегда найдут уловку,
Чтоб сделать там, где им захочется, сноровку.
15