Формирование самооценки младшего школьника.


«Формирование
самооценки младших
школьников в условиях
внедрения ФГОС»
Учитель начальных классов:
Строгонова А. Е.
Я учитель начальных классов, а начальная школа работает по ФГОС, где все программы нацелены на достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты стоят на первом месте.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ориентирован на становление личностных характеристик выпускника.
Для формирования всесторонне развитой личности необходимо развитие у детей способности видеть и правильно оценивать свои поступки, отношения, качества, свою деятельность, что имеет определяющее значение для максимальной реализации их возможностей.
Задача учителя, прежде всего, состоит в повышении мотивации обучения и его результативности. Самооценка ученика помогает решить эту задачу достаточно эффективно. Трудность лишь в том, чтобы добиться адекватной самооценки у каждого учащегося. Для этой цели уже в 1-м классе необходимо начать формировать такую самооценку.
Доктор психологических наук А.И.Липкина обозначает самооценку как «отношение человека к своим способностям, возможностям, личностным качествам, а также к внешнему облику».
Существует несколько определений самооценки, я выбрала самую понятную и простую.
Самооценка - это необходимый компонент развития самосознания, т.е. осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим и самому себе.
Но в первую очередь формирование самооценки направлено на повышение уровня качественной успеваемости учащихся, и на становление сознания и личности ученика в целом.
Вопросы,  которые связаны с развитием самооценки, входят в круг центральных проблем педагогической и возрастной психологии. Умение оценить себя закладывается в самом раннем детстве, а развитие и совершенствование его происходит в течение всей жизни человека.
Наиболее благоприятным периодом развития самооценки является младший школьный возраст. Именно в этот период начинается организованное обучение. И во многом от учителя зависит , будет ли развитие самооценки активным. Ведь в этом возрасте самооценка ребенка продолжает формироваться, корректироваться и отшлифовываться под влиянием оценки учителя (словесной - похвала, порицание; и знаковой - отметка).Учитель должен демонстрировать положительное отношение к ученику, веру в его возможности, желание всеми способами помочь ему учиться.
Установлено, что одной из причин отставания учащихся в учении является слаборазвитое умение критически оценивать результаты своей учебной деятельности. Появилась необходимость поиска эффективных способов организации оценочной деятельности учителя и ученика, начиная с первого класса.
Необходимо приучение ребенка к мысли, что человек может и должен оценивать себя сам, эта оценка самая важная, так как она позволяет двигаться дальше самостоятельно, а не оглядываться на окружающих: а что они скажут, как оценят мои действия.
Важность самооценки не только в том, что она позволяет увидеть человеку сильные и слабые стороны своей работы, но и в том, что осмыслив свои результаты , он получает возможность выстроить собственную программу дальнейшей деятельности.Трудность лишь в том , чтобы добиться правильной самооценки.
Существует 3 типа самооценки.
Адекватная- соответствует действительным способностям и возможностям человека;
Завышенная - человек переоценивает себя
Заниженная- человек недооценивает себя
Я рассматривала умение адекватно оценивать результаты учебной деятельности и личности в целом.
В повседневной педагогической практике объектом контроля является конечный результат, поэтому для формирования адекватной самооценки младших школьников мною используются следующие формы:
1.«Светофор». 2. «Дерево успехов». 3. «Сравнение с эталоном». 4. «Карточка сомнений». 5. «Самопроверка». 6. «Самооценка».
При использовании любой из этих форм необходима инструкция по нормам оценки работы. По мере необходимости учитель корректирует оценку с помощью вопросов.
Алгоритм самооценки
-Какова была цель задания?
-Удалось получить результат (решение, ответ)?
-Правильно или с ошибкой?
-Самостоятельно или с чьей-то помощью?
Итоги дня можно подводить на «Дереве успехов». После уроков дети прикрепляют на дерево (интерактивной доске) плод, цветок или листок. Я использовала яблоки разного цвета.
Красное яблоко - все удалось.
Жёлтое яблоко- неплохо поработал, но что-то не совсем получилось.
Зелёное яблоко - сегодня не получилось, но я не отчаиваюсь .
Можно и нужно прослеживать уровень самооценки, проводя контрольное тестирование каждые полгода. Результаты будут более достоверными, если использовать при тестировании разные методики, а также, если исследования будут проводиться в различных условиях (успеха и неуспеха). Полученные данные можно сопоставлять и обобщать.
Мониторинг самооценки
Я использовала методику А.И. Липкиной "Три оценки". Было предложено ученикам выполнить любое письменное задание (тест). Работа оценивается тремя оценками: адекватной, завышенной и заниженной. Перед раздачей тетрадей с проставленными оценками ученикам сказала: "Я проверяла Ваши работы. Поставила три разные оценки. Обведи кружком ту оценку, с которой ты согласен". Затем проводила индивидуальную беседу с каждым ребенком, в ходе которой выяснила ответы на вопросы:
Уровень самооценки определяла по следующему noказателю: - совпадение или несовnaдение самооценки с оценкой учителя.
Работу выполняли 16 человек. У 10 учащихся самооценка совпала с оценкой учителя .У 6 учащихся самооценка не совпала с оценкой учителя. У двух из них самооценка заниженная ,у 4 завышенная.
Самооценка личности.
Формируясь в учебной деятельности и процессе общения, самооценка младшего школьника может стать устойчивым свойством личности и оказывать влияние на возникновение других особенностей личности. Устойчивая привычная самооценка накладывает отпечаток на все стороны жизни ребенка.
Уровень самооценки проявляется в поведении.
Детям с адекватной самооценкой присущи активность, жизнерадостность, общительность, оптимизм. Они охотно участвуют в играх, не обижаются, если оказываются проигравшими.
Пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость часто свойственны детям с заниженной самооценкой. Они не хотят участвовать в играх, потому чтo боятся оказаться хуже других, а если участвуют в них то часто обижаются. Иногда дети, которым дается негативная оценка в семье, стремятся компенсировать это в общении со сверстниками. Они хотят всегда и везде быть первыми и принимают близко к сердцу, если это им не удается. Ребенок с низкой самооценкой не уверен в своих способностях, возможностях.
Завышенная самооценка проявляется в том, что ребенок преувеличивает свои возможности и достоинства и обычно не обращает внимания на недостатки или вообще не признает их существования. При завышенной самооценке дeти во всем стремятся быть лучше других. Часто от такого ребенка можно услышать: "Я - самый лучший (сильный, красивый). Вы все должны меня слушать". Он часто бывает агрессивен с теми детьми, которые тоже хотят бытъ лидерами.
Для формирования адекватной самооценки необходимо научить ребенка анализировать свое состояние, какие поступки дают удовлетворение, а какие вызывают неприятные переживания, недовольство собой.
От самооценки человека зависит характер его общения, отношения с другими людьми, успешность его деятельности, дальнейшее развитие его личности. Адекватная самооценка дает человеку нравственное удовлетворение.
Для изменения самооценки требуется работа по самовоспитанию, которую ребенок должен выполнить сам, но с помощью взрослого
Представления о себе в младшем школьном возрасте формируются в процессе оценочной деятельности самого ребенка, в процессе его общения с другими людьми. Младшие школьники различают в себе больше качеств, чем дошкольники. Происходит обогащение психологического словаря, оценки и самооценки дифференцируются. Появляется способность анализировать и объяснять свое поведение, аргументировать оценку.
Методики определения самооценки.
Для определения формы самооценки у младших школьников мною было проведено диагностическое исследование. Оно проводилось в моем классе, то есть возраст детей 8-9 лет. В классе 18 учащихся.
1.Лесенка успеха.
2.Дерево успехов.
3.Исследование самооценки по методики Дембо-Рубинштейн.
4. Определение уровня самооценки методом набора слов, соответствующих "идеалу" и "антиидеалу".
Результаты исследования.
За время обучения были достигнуты положительные результаты работы по формированию адекватной самооценки младшего школьника:
- зная критерии учебной оценки более реально и осознанно оценивают результаты своей работы и воспринимают границы своих знаний;
- повысился уровень ответственности за учебную деятельность;
-получили навыки взаимооценки с аргументированием своего мнения.
Самооценка и самоконтроль постепенно переходят во внеучебную деятельность. Но на данном этапе воспитания преобладает завышенная самооценка личности, что свойственно младшему школьнику. Следует отметить, что в поступках детей уже чувствуется умение предвидеть результаты их деятельности, большинство умеют прогнозировать последствия, задумываются над вопросом «Какой я?».
Таким образом анализ результатов выявленных в ходе моей работы по формированию самооценки показал, что наблюдается положительная динамика по всем основным показателям учебной деятельности учащихся, и оказало положительное влияние на личностное развитие учащихся ,что соответствует планируемым результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Ребёнок с адекватной самооценкой и сформированными навыками самоконтроля сможет корректировать и совершенствовать свою учебно-познавательную деятельность в школе. И в дальнейшем сможет самореализоваться во взрослой жизни. А именно такая задача ставится перед современным образованием.
Рекомендации по работе с детьми с завышенным уровнем самооценки
В учебной деятельности учителю следует обратить внимание на группу детей с высоким уровнем самооценки и группу детей с низким уровнем самооценки.
При организации внеклассных мероприятий включать учащихся в групповую работу.
Учить слушать других.
3. Воспитывать чувство сопереживания.
4. Оценивая работы, показывать как положительные, так и отрицательные моменты.
5. Аргументировать оценки.
Рекомендации учителю по работе с детьми с низким уровнем самооценки
Не предъявлять к ребёнку завышенных требований.
Не использовать слова, унижающие достоинство человека, то есть оценивать результат деятельности, а не личность.
Вовлекать учащихся в коллективную работу.
При организации внеклассных мероприятий назначать учащихся на ответственные должности.
Предлагать в учебной деятельности задания творческого характера.
Так как учебная деятельность является важным фактором, влияющим на формирование самооценки, то учитель должен знать индивидуальные особенности самооценки и учитывать их в учебном процессе.
К процессу формирования адекватной самооценки и навыков самоконтроля необходимо привлечь родителей учеников, чтобы были единые требования в школе и дома. На родительских собраниях и на индивидуальных консультациях проводятся беседы о способах формирования и значении самооценки и самоконтроля. Родители, которые принимают участие в формировании у своего ребёнка адекватной самооценки и навыков самоконтроля, впоследствии реально оценивают возможности и учебную деятельность своих детей. Опыт показывает, что при совместной работе учителя и родителей результаты получаются более высокие и поставленные цели достигаются быстрее.
Список используемой литературы:
1. Виноградова Н.Ф. Контроль и оценка в начальной школе. Начальная школа, №15, 2006
2.Ларина А. Б. Формирование познавательной самооценки учащихся в начальной школе: методическое пособие. – Калининград: КОИРО, 2011.
3.Строганова Л.В. Поощрение и самооценка младшего школьника. М:, Педагогическое общество России, 2005
4.Строганова Л.В. Уроки практической психологии в начальной школе.  М:, Педагогическое общество России, 2005
5.Цукерман Г.А. Оценка без отметки. Москва – Рига: П "Эксперимент", 1999.
Приложение
1.Метод "Три оценки"

2 Метод «Лесенка успеха»

3.

4.Метод « идеал « и « антиидеал»