Статья на тему Формирование самооценки младшего школьника

Формирование самооценки младшего школьника на уроках и во внеурочной деятельности.

Красикова А.Н.
МКОУ «Дракинская СОШ»

Одной из главных задач образования на современном этапе является формирование социально активной, нравственной, реализующей свои способности личности.
Личностью ребёнок становится с рождения. Однако развитие ребёнка представляет собой длительный процесс изменений, обусловленных различными видами деятельности.
В каждом возрасте по-разному проявляется интерес ребёнка к своему «я» - к своим возможностям.
Самооценка – это оценка человеком самого себя: своих качеств, возможностей, способностей, особенностей своей деятельности.
Она формируется в единстве двух составляющих ее факторов:
рационального и эмоционального.
Самооценка имеет ряд измерений: она может быть адекватной или неадекватной, относительно высокой или низкой, устойчивой или неустойчивой.
В зависимости от уровня самооценка может стимулировать или, наоборот, подавлять активность человека.
Человек, чья самооценка высока, создаёт вокруг себя атмосферу честности, ответственности, сострадания, любви. Такой человек чувствует себя важным и нужным, он ощущает, что мир стал лучше от того, что он в нём существует. Только ощущая свою собственную высокую ценность, человек способен видеть, принимать и уважать высокую ценность других людей.
Неадекватная низкая самооценка способствует развитию неуверенности в собственных возможностях, ограничивает жизненные перспективы и может сопровождаться тяжёлыми эмоциональными срывами, внутренним конфликтом и т.д. Решающее влияние на формирование самооценки оказывают два фактора: отношение окружающих и осознание самим ребенком особенностей своей деятельности, ее хода и результатов. И это осознание не появится автоматически: родителям и педагогам надо учить ребенка видеть и понимать себя, учить координировать свои действия с действиями других людей, согласовывать свои желания с желаниями и потребностями окружающих. В каждом возрастном периоде на формирование самооценки преимущественно влияет та деятельность, которая в этом возрасте является ведущей.
В младшем школьном возрасте ведущей является учебная деятельность; именно от ее хода и зависит в решающей степени формирование самооценки ребенка, она прямо связана с его успеваемостью, успехами в учении. Причем психологические исследования показывают, что самооценка младших школьников еще далеко не самостоятельна, над ней довлеют оценки окружающих, прежде всего оценки учителя.
У слабых учеников постепенно начинает развиваться неуверенность в себе, тревожность, робость, они плохо чувствуют себя среди одноклассников, настороженно относятся к взрослым.
Иной комплекс личностных качеств начинает складываться, в связи с высокой самооценкой, у сильных учеников. Их отличает уверенность в себе, нередко переходящая в чрезмерную самоуверенность, привычка быть первыми, образцовыми.
И недооценка, и переоценка своих сил и возможностей – явление далеко не безобидное для школьника.
Можно ли все-таки помочь ребенку в формировании адекватной самооценки?
На этот вопрос следует ответить утвердительно, хотя сделать это не всегда бывает просто.
Какие же условия необходимы для формирования адекватной самооценки?
В первую очередь, конечно, надо всемерно учить ребёнка умению учиться – умению видеть подлинные учебные задачи и находить оптимальные способы их решения. Это важно не только непосредственно в процессе учебы, но и в любой другой деятельности. Самооценка младших школьников зачастую складывается лишь по результатам; сам процесс деятельности и предшествующие этапы планирования и прогнозирования не находят в ней отражения. Значит, надо учить ребенка в любой момент контролировать свои действия, правильно их оценивать, быть внимательным к каждому этапу своей работы, к любым ее промежуточным результатам. Это не замедлит сказаться на учебных успехах, что объективно создаст не очень уверенному в себе школьнику новые основы самооценки.
Положительные результаты в формировании самооценки достигаются в том случае, когда педагоги идут путём развития возможностей детей и создают ситуацию успеха.
Важно помочь ребенку проявить себя – осуществить свои возможности в той области, в которой у него наметились особые успехи. Психологи утверждают, что неспособных детей нет, каждый к чему-то имеет особые склонности. Один хорошо рисует, другой мастерит, у третьего дома живой уголок. Родители могут содействовать тому, чтобы их ребенок открылся товарищам своими лучшими сторонами. Младшие школьники, особенно те из них, кто испытывает затруднения в учении, очень чувствительны к внешним оценкам, чутко улавливают отношение окружающих. Поэтому, любая поддержка со стороны, похвала особенно важны для них. Формирование интереса к содержанию учебной деятельности, приобретению знаний связано с переживанием школьникам чувства удовлетворения от своих достижений. А подкрепляется это чувство одобрением, которое подчёркивает каждый, даже самый маленький успех, самое маленькое продвижение вперёд. Ребенок, уверенный в себе, не боится трудностей, не пасует перед ними, находит в себе силы для их преодоления.

Каждый ребенок хочет ощущать уважение и признание товарищей. Это желание является важнейшим фактором формирования личности. Какими бы различными ни были наши дети, ни один из них не может оставаться равнодушным к тому, как его оценивают другие. Работа в направлении изменения отношений со сверстниками является сложной и длительной, требует большого педагогического такта, гибкости, изобретательности, постепенности и должна осуществляться в разные режимные моменты в разных видах деятельности.
Но помощь, поддержка, похвала – это одна сторона нашего отношения к ребенку. Уже в младшем школьном возрасте необходимо формировать также и самокритичность. Особенно это важно для более сильных в учебе учеников – с высокой, подчас завышенной оценкой. Только в этом случае они научатся ставить перед собой возрастающие по трудности задачи и искать их решения.
Также для формирования самооценки ребёнка большое значение играет предоставление ему возможности выбора (выбора задания для выполнения, выбора задания для самооценки и т.д.) выбор помогает детям
-почувствовать себя принимаемым и понимаемым;
- развить положительное отношение к себе;
- учиться выражать свой выбор;
- понять важность умения слушать и говорить.
Чтобы яснее увидеть, что же стоит за тем или иным мнением ребёнка о себе, надо учить детей обосновывать, доказывать свои оценки и самооценки. При этом важно, чтобы учащиеся могли дать обоснование не только оценке хорошо выполненной работе, но и учились выделять возникающие в ней трудности, те моменты, которые ещё плохо усвоены, или реально представляли себе, почему то или иное задание выполнен о плохо, или вообще не выполнено.
Ощущение самоценности может формироваться только в атмосфере такого коллектива, где принимаются любые индивидуальные различия, где общение откровенно и доверительно, а правила поведения не превращаются в застывшие догмы.
Работа педагога по формированию адекватной самооценки строится на двух принципах: принцип меры и принцип системности.
Такая работа требует от учителя знания психологических особенностей своих учеников, уважения к ним, тактичности в словах и поступках.
Главное же, что должно определять отношение учителя к каждому ученику независимо от уровня его знаний и индивидуальных психологических особенностей, - это глубокая вера в растущего человека, в его возможности.


15