Доклад на МО воспитателей «Игра – как средство развития природного потенциала личности неслышащего младшего школьника».


Российская федерация
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
Государственное казённое образовательное учреждение Ростовской области специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 1 вида
«Областной центр образования неслышащих учащихся» г. Ростов-на-Дону.
Доклад
«Игра – как средство развития природного потенциала личности неслышащего младшего школьника».
Воспитатель Петренко Л.И.
2015 – 2016 учебный год.
Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет высокие потенциальные возможности разностороннего развития ребёнка.
Несмотря на то, что игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте, значимость её не снижается и у детей младшего школьного возраста. Л.С.Выготский отмечал, что в школьном возрасте игра и занятия, игра и труд образуют два основных русла, по которым протекает деятельность школьника. Выготский Л.С. видел в игре неиссякаемый источник развития личности, сферу, определяющую «Зону ближайшего развития».
Игра – явление многогранное. Огромна её роль в развитии и воспитании ребёнка. Она является эффективным средством формирования личности, её морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. В.А.Сухомлинский подчёркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
Игра-это осмысленная деятельность, которая является выражением отношения личности к окружающей действительности. В игре важен не результат, а сам процесс.
Суть человеческой игры в способности, отображая, преображать действительность.
Игра мотивируется отношением к значимым для индивида целям.
Игра является деятельностью, в которой решается противоречие между быстрым ростом потребностей и запросов ребёнка, определяющим мотивацию его деятельности, и ограниченностью его оперативных возможностей. Игра это способ реализации потребностей и запросов воспитанника в пределах его возможностей.
В игре формируется способность к творческому замещению, преобразованию действительности.
Значение игры в развитии и воспитании личности уникально, так как игра позволяет каждому ребёнку ощутить себя субъектом, проявить и развить свою личность. Есть основание говорить о влиянии игры на жизненное самоопределение школьников, на становление коммуникативной неповторимости личности, эмоциональной стабильности, способности включаться в повышенный ролевой динамизм современного общества.
Игра – это метод познания действительности. Он направляется внутренними силами и позволяет ребёнку в короткие сроки овладеть первоначальными, но весьма обширными основами человеческой культуры.
При правильном руководстве взрослых игра становится важным средством нравственного, умственного и речевого развития неслышащего воспитанника.
Для детей с нарушенным слухом отношения людей, некоторые нормы поведения оказываются скрыты, а нередко понимаются ими не верно. Отрицательную роль тут играет недостаточность общения с детьми и взрослыми, что связано с пребыванием в круглосуточных образовательных учреждениях. Моделируя взаимоотношения людей и их поступки, перенося в игры нормы поведения, можно влиять на усвоение детьми простейших нравственных правил, что в других видах деятельности постигается через речь в более поздние сроки и с большим трудом.
Снижение слуха и связанная с ним задержка речевого развития , низкие потребности в общении отрицательно сказываются на становлении игровой деятельности. Несмотря на то, что глухие дети испытывают интерес к игре, их игры дольше, чем у слышащих, задерживаются на предметно-процессуальном уровне. Они значительно беднее по содержанию и отражают в большинстве своём преимущественно хорошо знакомые бытовые действия. Дети воспроизводят в играх второстепенные предметные детали, не постигая внутренние смысловые отношения. Наблюдается тенденция к повтору знакомых игр. Характерны для наших детей трудности с игровым замещением. Ребёнку трудно отвлечься от данного предмета, перенести слово в новую ситуацию.
Задача педагога - формирование игровых умений на базе имеющихся знаний и речевых навыков, обеспечивающих самостоятельную игру детей. Развивающий эффект творческих игр позволяет говорить о необходимости повышения их роли в процессе воспитания и обучения неслышащих школьников.
Подготовка к таким играм создаёт необыкновенный эмоциональный фон сотрудничества педагога, ребят, родителей. Именно на эмоциональном уровне наиболее глубоко идёт усвоение нравственных норм и качеств, знаний, появляется потребность в речевом общении, раскрывается творческий потенциал, ребёнок постигает нормы поведения в обществе.
Методы организации и развития игры можно разделить на следующие группы.
Методы организации и руководства игровой деятельностью, направленные на развитие детского коллектива.
Постановка перед детьми цели увлекательной деятельности.
Выполнение воспитателем ведущей роли и показ в игровой ситуации как можно регулировать отношения.
Оказание помощи в воспроизведении норм и правил взаимоотношений при выполнении роли.
Упражнение детей в самостоятельной организации игры (разъяснение, одобрение, похвала, совет, беседа, положительная оценка, изготовление атрибутов)Приучение к самостоятельному распределению ролей с учётом возможностей и интересов каждого участника.
Объяснение понятий «хорошо» и «плохо», «добро» и «зло».
Установление игровых традиций.
Методы развития творческих игр и детских взаимоотношений на основе взаимосвязи обучения и игры.
Проведение встреч с людьми разных профессий.
Организация экскурсий (первичная, повторная, завершающая).
Знакомство с художественной литературой.
Беседа с использованием иллюстративного материала о труде, инструментах и материалах, необходимых для труда.
Составление рассказов по теме игры по серии картинок.
Индивидуальные беседы с детьми.
Дидактические и настольные игры.
Отгадывание загадок, разгадывание кроссвордов.
Методы развития содержания игры на основе взаимосвязи игры с трудом.
Обучение приёмам конструирования.
Оказание помощи.
Обучение приёмам коллективной деятельности.
Обучение навыкам изготовление поделок из различных материалов.
Приучение детей к самостоятельной деятельности.
Взаимодействие взрослого с детьми в творческих играх.
Задачи
формирования. Общая стратегия игрового взаимодействия с детьми. Структура сюжетов.
Формировать умение принимать и словесно обозначать игровую роль.
Реализация специфических игровых действий.
Развёртывать парное ролевое взаимодействие, элементарный ролевой диалог с партнёром-сверстником.
Втягивать детей в ролевое взаимодействие (ролевой диалог), сводя к минимуму предметные игровые действия, взяв на себя игровую роль;
подключаться к уже возникшей игре ребёнка, приняв на себя подходящую дополнительную роль и переводя в плоскость ролевого диалога эту игру;
широко использовать сюжетно-смысловую ситуацию разговора персонажей по телефону. Одно-, двухтемные сюжеты с взаимодополняющими ролями, где очевидна их смысловая и функциональная связь (доктор – больной, продавец-покупатель и т.п.)
Подходящая тактика. Неподходящая тактика.
Играя с детьми, всегда обозначать вербально принимаемую роль («Я продавец») и роль партнёра («А ты будешь покупателем»), стимулировать к обозначению принятых ролей («Ты кто, Катя, доктор?»). Переходя к новой роли, акцентировать этот момент («Я теперь не доктор, а шофёр такси»). Включаться в игру с детьми, не обозначив своей роли или не выяснив, какую роль взял на себя ребёнок; переходить к другой роли, не обозначив момент её смены; обращаться к партнёрам во время игры по имени, не используя ролевого обращения (типа «Вася, полечи меня», а не «Доктор, полечите меня»).
Выделять в игре с детьми специфику ролевых действий, направляя основное внимание партнёров на общий смысл роли и ролевое взаимодействие через активное использование ролевого диалога.
Использовать в игре преимущественно парные взаимодополняющие роли, смысл которых способствует непосредственному ролевому взаимодействию партнёров ( доктор-больной, продавец-покупатель,…).Постепенно увеличивать число ролей за счёт развёртывания сюжета в процессе самой игры, вводя ещё 1-2 персонажа, связанных по смыслу с предыдущими.
Делать основным предметом внимания детей детальные действия, присущие принятой роли ( до деталей копировать укол и другие профессиональные действия), учить точному воспроизведению профессиональных операций, соответствующих роли.
Задавать детям предварительный план игры с конкретными предписаниями действий, жёсткой ролевой структурой.
Требовать в процессе игры соблюдения этого плана.
Предоставлять детям возможность свободно включаться в игру, менять её сценарий по ходу игры (сообразно смыслу развёртываемого сюжета или желанию). Требовать от детей соблюдения взятой на себя роли на протяжении всей игры.
Перемещаться от одной пары или подгруппы детей к другой, включаясь в их игру: остальным детям предоставить возможность действовать самостоятельно, по желанию (имея выбор – продолжать начатую со взрослым игру или нет).
Пытаться организовать всю группу детей для игры по единому сюжету, управлять ею, контролируя действия участников так, что все дети оказываются занятыми, но никто из них не свободен в своих действиях.
Использовать очень лаконичную атрибутику, не мешающую детям в ходе развёртывания сюжета переходить к другой роли, необходимой по смыслу сюжетных событий (сумка или шапочка врача, каска пожарного и т.д.).
Использовать слишком громоздкую ролевую атрибутику, жёстко закрепляющую за участником игровую роль и мешающую сменить её на другую в соответствии с ходом развёртывающихся событий.
Активно использовать в качестве основы для игры мотивы сказочных сюжетов, структура которых способствует непосредственному ролевому взаимодействию участников. Ограничиваться в игре только семейной тематикой или профессиональными ролями, которые заданы программой.
Сюжетно-ролевая игра «У врача».
Цель: формировать умение связно передавать в игре деятельность окружающих,
действуя в соответствии со взятой на себя ролью.
Игра проводится в IY этапа. На разных её этапах решаются конкретные задачи:
Расширять знания воспитанников по данной теме, дать представления о функциональном назначении и использовании предметов.
Учить отображать в игре труд и взаимоотношения людей.
Развивать словесное общение детей, расширять и активизировать словарь. Развивать специфический словарь, связанный с сюжетом игры.
Развивать активность, самостоятельность, логическое мышление, воображение, формировать познавательные интересы.
На фоне положительного психоэмоционального состояния воспитанников воспитывать дружеские взаимоотношения, умение считаться с интересами товарищей. Чувства сочувствия и сопереживания.
Игровой материал: халаты, косынка, шапочка, мыло, полотенце, вата, бинты, фонендоскоп, шпатель, пинцет, мензурки, градусник, шприцы, баночки, «мазь», «капли», «йод», «спирт», «зелёнка», пипетка, зеркало, таблица для проверки зрения, указка, истории болезней, бланки рецептов, ручка, стол, стулья, кушетка.I этап - воспитатель содействует развитию игры, формирует умение связно передавать в игре деятельность окружающих, развивает воображение, способствует развитию замысла, формирует умение ставить цель, выбирать роли, придумывать несложный сюжет.
Содержание игры.
На первых порах воспитатель берёт на себя роль врача. Далее помогает затрудняющимся детям, организовывает игру. Затем можно взять на себя роль м/с, пациента.
Поликлиника: врач принимает больных, спрашивает что болит, прослушивает, назначает лечение. Вместе с врачом работает м/с. Она делает уколы, перевязывает, ставит градусник, заботится о больных. Врач и м/с заботливы, вежливы.
Обогащение развивающей среды: фонендоскоп, бинты, халаты, шапочки.
Словарь: врач, м/с, халат, шапочка, бинт, градусник.
Примерные фразы, используемые в игре:
Можно войти? Здравствуйте!
Входите, пожалуйста. Здравствуйте!
Что у вас болит?
У меня болит ухо (горло, голова, рука, нога, живот, …)Садитесь, пожалуйста. Когда заболели?
Вчера ( в субботу, недавно).
Уже были у врача?
Температуру мерили?
Вас прослушали?
Какая температура?
Покажите, где болит.
Вот тут (в этом месте, тут больно).
Можно помазать палец? (забинтовать руку, выпить таблетку).
Можно. Пожалуйста.
Нельзя, потому что …
Куда мне идти?
II этап – воспитатель развивает и обогащает сюжет игры, формирует умение объединяться в игре, распределять роли; помогает робким и застенчивым детям входить в игру. Воспитывает дружеские взаимоотношения, умение считаться с интересами товарищей, помогать им.
Содержание игры.
Воспитатель берёт на себя роль врача (пациента). Создаёт игровую ситуацию, разворачивает сюжет.
Врач работает в кабинете с м/с: принимает по- одному, спрашивает что болит, осматривает, назначает лечение. М/с измеряет температуру, выписывает рецепт.
Аптека готовит лекарство, выдаёт по рецепту.
«Скорая помощь»: выезд по звонку, оказание помощи больному.
После посещения врача больной покупает лекарство, укладывается в постель, лечится.
Обогащение развивающей среды атрибутами игры: рецепты, сумка м/с, истории болезни, знак «скорая помощь».
Словарь: аптека, рецепт, история болезни, «скорая помощь».
Примерные фразы, используемые в игре:
На что жалуетесь?
Что болит?
Вы сами больны или ваш зайчик?
Что положили в сумку?
Что ещё пригодится для выезда?
Я выпишу рецепт, в аптеке купите таблетки.
Дайте, пожалуйста таблетки. Вот мой рецепт.
Вы отправите меня в больницу?
Да, отправлю. (нет, не отправлю).
Покажите язык (ногу, руку, палец).
Откройте рот.
Ложитесь, пожалуйста, на кушетку.
Вам надо лежать. Принимайте лекарство три раза в день перед (после) едой.
III этап – воспитатель руководит коллективом играющих, помогает наладить сотрудничество, совместно обдумывать содержание игры, распределять роли. Следит, чтобы активные дети не подавляли инициативу товарищей. Воспитывает умение действовать согласно взятой на себя ролью.
Содержание игры.
Воспитатель – главный врач. Он проверяет работу всей поликлиники.
Воспитатель – заведующий аптекой, врач-рентгенолог.
Воспитатель даёт советы и уходит в ходе игры.
Поликлиника. Глазное отделение: врач проверяет зрение с помощью таблицы. М/с выписывает рецепт на очки.
Терапевт прослушивает, измеряет температуру, давление, осматривает больного. М/с делает уколы, перевязывает, прогревает.
В аптеке готовят лекарство по рецепту.
В больницу привозят больных, оказывают помощь.
Врач-рентгенолог просматривает карточку, делает снимок, назначает лечение.
Обогащение развивающей среды дидактическим материалом для проверки зрения; истории болезни, аппарат для измерения давления.
Словарь: рентген, окулист, очки, капли, мазь.
Примерные фразы, используемые в игре:
Какие жалобы?
Вам очки нужны?
Если что-то болит, надо идти к врачу.
Что сказал врач?
Чтобы сделать рентген, нужна плёнка.
Какие лекарства принимаете?
Кто лежит в больнице?
Там никого нет.
Как здоровье … ?Он чувствует себя лучше.
Спасибо. Хорошо.
Какая температура?
Немного повышенная (нормальная, высокая).
Можно зайти в изолятор?
Можно (нельзя).
Вход в изолятор воспрещён.
Можно навестить … ?Можно.
Нельзя, потому что… .Когда можно навестить …?
В воскресенье (через два дня).
Нельзя навещать, потому что … .Что можно принести больному?
Фрукты, сок.
Пока ничего нельзя.
Можно передать записку?
Да. Можно.
Нельзя. Потому что … .IY этап – используется игра для воспитания моральных качеств, развития познавательных интересов и способностей детей, воображения; учит самостоятельно разрешать споры и конфликты.Содержание игры.
Воспитатель учит детей самостоятельно строить план игры. вводится кабинет лорврача. Процедурный.
Лорврач проверяет ухо, горло, нос. Назначает лечение.
Терапевт осматривает больного, назначает лечение, направляет на рентген, к окулисту.
Медсестра выписывает рецепты, направления, делает процедуры (уколы, перевязки, мажет мазью. Закапывает нос, ухо). Берёт кровь на анализ.
Словарь: лорврач (отоларинголог).
Примерные фразы, используемые в игре:
Как вы себя чувствуете?
Как вы себя чувствуете после процедур?
Когда почувствовали температуру?
Сегодня утром (вчера вечером).
Что ели сегодня (вчера)?
Суп, котлеты, пил компот.
Ничего, потому что ….
Когда я буду здоров?
Скоро.
Через несколько дней.
Нескоро.
Можно мне встать?
Можно.
Нельзя, потому что…
Что мне можно есть?
Кашу, суп, хлеб, чай.
Когда можно в школу?
Скоро. Завтра. В понедельник.
Через несколько дней.
Какая у меня болезнь?
Ангина (грипп, т.д.).
… , почему тебя долго не было в школе?
Я болела.
Что у тебя болело?
У меня болело горло. Был кашель.
Ты ходила к врачу?
Да, я ходила к врачу. Врач выписал лекарство.
Как ты себя чувствуешь сейчас?
Я чувствую себя хорошо. У меня ничего не болит.
… , ты здорова?
Я здорова.
60089112482300Я здоров (а)
600891589600 не здоров (а)

Ты заболел (а) ?Выпей (попроси) лекарство.
66620614214900Я выпила (а)
6662068853700666206-290300 пил (а)
не хочу пить
Врач добрый, внимательный, много знает.
Чтобы не болеть надо делать зарядку, быть чистым, аккуратным, прветривать класс, спальню.
Врач хочет, чтобы все были здоровы.
Если кто-нибудь заболел –врач лечит.
Работа врача важная.
3252651219982003252651102416006662062199820066620610241600Я помажу йодом Я сделаю укол
60089111411900 туго забинтую измерю температуру
дам лекарство
Предварительная работа по подготовке к сюжетно-ролевой игре
«У врача».
Чтение книг.
А.Барто «Мишка», «Мы с Тамарой – санитары». А. Кардашов «Наш доктор».
Занятия по книгам.
К.Чуковский «Айболит», В.Маяковский «Кем быть?».
Разгадывание загадок.
Беседа «О труде наших мам».
Игра «Найди картинку».
Рассказ по серии картинок с последовательно развивающимся сюжетом.
Разгадывание кроссворда.
Дидактические игры («Мама с дочкой пришли в больницу», «Врач приехал к больной Марине», «Я с мамой на приёме у врача»).
Рекомендуемая литература.
Выготский Л.С. Игра и её роль в психологическом развитии ребёнка. // Вопросы психологии. №6. 1962.
Игра – дело серьёзное. // Бюллетень №2 департамента образования Ростовской области и областного методического Центра по работе с детьми и подростковыми объединениями. Ростов н/Д, 1992.
Колтуненко И.В. развитие речи глухих школьников. М.: Просвещение, 1980.
Колтунова А.А., Копытина М.Г. Как научить детей играть. Ростов н/Д: Изд-во РО ИПК и ПРО, 2000.
Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1981.
Менджерицкая Д.В. воспитателю о детской игре. /Под редакцией Т.А.Марковой. М.: Просвещение, 1982.
Речитская Е.Г. Развитие глухих школьников в процессе внеклассной работы. // Современные коррекционные технологии в работе воспитателя с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Аналитический научно-методически центр «Развитие и коррекция» М., 2002.
Приложение.
А. Кардашов «Наш доктор».
Стихотворение можно использовать для первого ознакомления с профессией врача.
Вот так погода,
Ну и погода!
Ветер сбивает с ног пешехода.
Но пешеход
С чемоданчиком чёрным
Ветру навстречу
Шагает упорно.
Что ему холод,
Что ему ветер,
Если распухло
Горло у Пети!
Что ему слякоть,
Что ему лужи,
Если Андрюше становится хуже!
Зной или стужа,День или ночь –
Доктор торопится
Детям помочь.
Всегда внимательно, с любовью
Наш доктор лечит вас, ребят.
Когда поправит вам здоровье,Он больше всех бывает рад.
А сколько есть ещё врачей,Которые готовы
Не отдыхать, не спать ночей,Чтоб были вы здоровы!
Зной или стужа,
День или ночь –
Доктор торопится
Детям помочь!
К.Чуковский «Айболит».
Цель: учить детей отвечать на вопросы по содержанию произведения, называть
понравившиеся отрывки.
Задачи: познакомить с новым произведением, расширять и активизировать словарь.
Развивать диалогическую речь. Воспитывать уважение к врачу, понимание
важности этой профессии. Учить оценивать поступки и человеческие качества.
Предварительная работа: за 2-3 дня до занятия рассмотреть иллюстрации, отметить особенности внешнего вида животных, назвать их.
Ход занятия.
I часть: Воспитатель читает сказку, спрашивает понравилась ли сказка про Айболита, какая это книжка (весёлая, смешная, интересная, добрая).
- А какой в этой книжке доктор Айболит?
- Правильно, он добрый. Он вылечил всех зверей. И даже бегемотиков, у которых очень-очень болели животики.
Физминутка.
- А теперь разойдитесь по классу и изобразите бегемотиков, которые схватились за животики. Покажите как им больно.
II часть:
- Сейчас я прочитаю отрывок из сказки, а вы подумайте, мог бы погибнуть Айболит?
И упал Айболит, и лежит на снегу:
Я дальше идти не могу!
Затем воспитатель читает начало 5 и 6 глав, повторяет вопрос, обобщает ответы детей.
- Почему Айболит твердил слово «Лимпопо! Лимпопо! Лимпопо!» ? Выслушав ответы детей, воспитатель обобщает:
- Это добрая книга о добром человеке. Она начинается словом «добрый» и заканчивается словами «Слава добрым докторам!».
Педагог предлагает детям прочитать отрывки, которые понравились им больше всего, а в свободное время сделать к ним рисунки.
В.Маяковский «Кем быть?».
Цель: пополнить знания детей о профессиях.
Задачи: учить при ответах на вопросы правильно строить предложения, активизи –
ровать словарь. Познакомить с новым литературным произведением.
Помочь запомнить отрывки из него.
Ход занятия.
I часть: Воспитатель читает начальные строки произведения. Предлагает детям назвать знакомые профессии. Спрашивает какая профессия самая важная, самая интересная, кем они хотят стать, когда станут взрослыми, что они знают об этой профессии.
II часть: Чтение отрывка произведения. Заучивание отрывка с помощью педагога.
Вам бы очень хорошо
(адресует слова одному ребёнку)
Проглотить порошок
и микстуру ложечкой
(обращается к другому ребёнку)
пить понемножечку.
Вам - в постельку лечь
поспать бы.
(адресуется к третьему ребёнку)
Вам – компрессик на живот,
(четвёртому)
И тогда у вас
до свадьбы
Всё, конечно, заживёт!
( отрывок повторяется несколько раз).
Разгадывание загадок.
Кто в дни болезней
Всех полезней
И лечит нас от всех болезней? (Врач).
Кто у постели больного сидит
И как лечиться он всем говорит.?Кто болен – он капли предложит принять,
Тому, кто здоров, разрешит погулять. (Врач).
Беседа «О труде наших мам».
Цель: познакомить с профессиями мам.
Задачи: закреплять умение читать соблюдая ударения и знаки орфоэпии.
Развивать речевое дыхание. Подвести детей к пониманию важности любого
труда, взаимосвязи и взаимопомощи людей разных профессий.
Воспитывать уважение к труду, желание работать во благо других.
Учить создавать коллективную композицию, упражнять в вырезании фигуры
человека из бумаги, сложенной вдвое. Развивать фантазию.
Словарь: - Как зовут маму?
- Сколько лет маме?
- Где работает твоя мама?
- Что нужно маме для труда?
- Кем бы вы хотели стать, когда вырастите?
- Что тебе нужно для работы?
- Чем нравиться эта профессия?
- Что надо уметь для этого?
Игровой материал: плакат «Наши мамы», лото «Наши мамы», книга С.Михалкова «А что у вас?», ножницы, бумага, клей, салфетки, рисунок «У врача», который дети дополнят аппликацией. Ход беседы.
I часть: воспитатель просит рассказать о своей маме, обобщает ответы детей: «Важен труд каждого человека». Чтение отрывка из стихотворения С.Михалкова «А что у вас?». «Люди трудятся для того, чтобы всё было», - делает вывод воспитатель.
II часть: дидактическая игра «Кому что нужно для труда». Используется лото «Наши мамы». К большой картинке с изображением мамы-учительницы дети подбирают маленькие карточки – мел, указка, тетради и т.д. «Это мама – учительница. Для труда ей нужны … .» (мама – повар, врач, библиотекарь).
III часть: дети дополняют рисунок «У врача» аппликацией с фигурами людей ( врач, пациент, …), вырезанных из бумаги, сложенной вдвое.
Игра «Найди картинку».
Цель: уточнить знания детей о труде взрослых, инструментах и материалах, которые используются в разных профессий.
Задачи: закреплять и активизировать словарь, учить обращаться с вопросом и отвечать на него, воспитывать уважение и интерес к труду людей.
Словарь: что это? Кому нужно для труда? Таблетки, микстура, халат, шапочка, градусник, фонендоскоп. Врач лечит людей. Учитель учит детей… .Игровой материал: настольная игра «Наши мамы», фишки.
Ход игры.
Воспитатель раздаёт детям малые карточки, уточняет, что на них изображено. На доске размещают большие карты. Дети называют людей разных профессий, подбирают малые карты с изображением материалов и инструментов, необходимых для труда людей данной профессии. За правильный ответ играющий получает фишку. Выигрывает набравший большее количество фишек.
(Примерный ответ: - «Это врач. У меня есть халат. Он нужен врачу для работы».)Рассказ по серии картинок, с последовательно развивающимся действием.
Цель: учить составлять интересные и последовательные рассказы по картинкам, представляющим сюжет в развитии.
Игровой материал: наборы картинок.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций.
Ход занятия.
Воспитатель даёт инструкцию: «Мы будем рассказывать по картинкам. Нельзя пропускать картинки, менять их местами».
- Как можно назвать рассказ?
На доску вывешивается словарь: заболел, осмотрел, голова, горло, измерить температуру, высокая температура, лекарство, вызвать врача. Поправиться.
- Что произошло потом?
- Что случилось?
Примерные рассказы учащихся таковы:
«Ира нездорова».
Ира нездорова. У Иры насморк, кашель. У неё болят голова и горло. Ира чувствует себя очень плохо. Она будет пить лекарство, полоскать горло и скоро поправится.
«Женя заболел».
Женя заболел. Он чувствует себя плохо. У него болит живот. Мама дала Жене лекарство. Женя выпил лекарство. Скоро он будет здоров.
Разгадывание кроссворда.
Цель: закрепить словарь по теме «У врача».
Примерные фразы:
- Что нужно врачу для работы?
- Чем перевязывают раны?
- Чем закапывают капли?
- Лекарство, которое закапывают?
- Что даёт пить врач?
- Чем смазывают рану?
- Как назвать одним словом таблетки, капли, йод?
- Вы любите разгадывать кроссворды?
Л Е К А РС Т В О
А
Б И Н Т
Л
Е
Т
К А ПЛ И
А И
ПЕ
Т
К
А