Конспект урока по русскому языку Сочинение по картине А.А.Пластова Первый снег


Урок-конспект
Тема: Сочинение по картине А. А. Пластова "Первый снег"
Цель урока: написать сочинение по картине А. А. Пластова "Первый снег"
Задачи:
познакомить учащихся с жизнью и творчеством А. Пластова;
развивать навыки анализа картины;
способствовать эмоциональному восприятию произведений искусства;
развивать речь учащихся, умение логически излагать свои мысли;
развивать образное мышление;
обогатить словарный запас учащихся;
Планируемые результаты:
Учащиеся познакомятся с творчеством А.А. Пластова, научатся определять сюжет картины, выделять главное, правильно составлять план сочинения, писать по готовому плану, подбирать выразительные средства, научатся описывать картину, излагать текст.
Оборудование: Репродукции картины А.А.Пластова «Первый снег" у каждого ученика", ПК, проектор, презентация, синквейн. Большой Энциклопедический словарь - "РЕПРОДУКЦИЯ"
Межпредметные связи: литература, русский язык, ИЗОХод урока
Орг. Момент
Сегодня на уроке мы окунемся в мир искусства, живописи, а если быть точнее - познакомимся с творчеством А. А. Пластова и напишем сочинение по одной из его картин "Первый снег" (слайд 1)
Биография и творчество художника А.А. Пластова (слайд 2)
Пластов, Аркадий Александрович родился в 1893 году в селе Прислониха (ныне Ульяновской области) в крестьянской семье, его дед был иконописцем. Три года проучившись в сельской школе, в 1903 году Пластов поступил в Симбирское духовное училище. После училища он учился в Симбирском духовном семинарии, В 1917 году вернулся в родное село, где начал заниматься живописью, постоянно работая с натуры. С 1935 года выступал с жанровыми картинами, отмеченными знанием быта советской деревни, любовью к её людям, жизненностью образов, живописным мастерством. Откликаясь на события, волнующие советский народ, Пластов изображал, как преломляются они в колхозной жизни; в качестве действующих лиц в картинах Пластова выступают обычно его односельчане и природу родного края. А. Пластова часто называли "певцом крестьянства".
Этимологическая страничка (слайд 3)
Картина (от русского "карта") - произведение живописи в красках.
Репродукция (лат.) - воспроизведённый посредством печати рисунок или картина.
Труд живописца – это своего рода исторический документ, благодаря которому мы воссоздаем цепочку событий прошлых десятилетий, столетий, представляем уклад жизни тех лет, знакомимся с героями, вершившими историей, раскрываем великие тайны. Благодаря художникам-живописцам история всегда живет с нами, учит и волнует нас.
Творчество художника (слайд 4.5)
Знакомство с творчеством художника. Показ и обсуждение картин.
Работа с картиной (слайд 6)
На слайде – репродукция картины А. Пластова "Первый снег".
Вот по этой картине нам предстоит написать сочинение. Как вы думаете, с чего следует начать нашу работу? Скажите, соответствует ли она главной теме творчества художника? Почему вы так решили? Учащиеся делают выводы, что картина также передает красоту природы и главной темой является изображение деревенской жизни, простых людей, детей.
Анализ личных наблюдений учащихся
Учитель: Картина называется "Первый снег". Закройте на минуту глаза и вспомните тот день в году, когда вы видите за окном первый снег. Какие чувства вы испытываете?
Ответы учащихся (радость, изумление, удивление, восторг, грусть, восхищение)
2) Словарная работа
На доске – таблица, которая будет постепенно заполняться словами о данной картине. Таблица послужит опорным материалом при написании сочинения.
3) Беседа по содержанию картины
- Какое время года изображено на картине?
- Как вы определили, что это начало зимы?
- Какое время суток изображено на картине?
Вы знаете, что у каждой картины есть 2 плана: передний и задний. Что изображено на переднем плане? (девочка, мальчик, снег, крыльцо, береза). А на заднем фоне? (ворона, лошадь, дома, сани)
- Попробуйте к каждому слову подбирать описания. (Заполнение таблицы)
-Как можно начать наше сочинение?
Художник А. Пластов очень любил деревню, сельскую жизнь и простых людей, и именно этому он посвятил многие свои работы. Одной из них является хорошо знакомая многим картина «Первый снег»
4) (Слайд 7) Работа по отдельным частям картины (синквейн - схема написания предложений)
Описываем каждый элемент устно
Снег – пушистый, укрыл землю, робкий, нарядил деревья, запорошил. А как художник передает белизну снега? (синими, голубыми оттенками) Он хочет передать, что это лишь начало праздника, начало зимы.
Береза: Изображена только часть березы, потому что главное в картине – дети и их восторг. Припорошена снегом, укуталась, нежная, большая, с раскидистыми ветвями. Берёза рада снегу – это долгожданное событие встречает с широко раскинутыми ветвями. Почему нарисована часть берёзы? берёза – часть зимнего пейзажа
Дети: какие чувства и эмоции испытывают герои картины? удивлены, девочка запрокинула голову к небу, на ее лице восторг. Мальчик рад, видимо думает о том, что теперь можно будет вдоволь накататься на санках или слепить большого снеговика. дети одевались второпях - мальчик в пальто, девочка без верхней одежды, набросила платок ,у неё валенки не по размеру. головы подняты вверх, любуются хлопьями снега. Радостные, довольные, веселые, счастливые выбежали, смотрят, нравится, любуются падающим снегом.
Ворона: удивлена такой разительной перемене, что-то ищет в снегу, хочет его попробовать. Ворона обрадовалась первому снегу, шагает важно, высоко подняв голову - кажется, что она хочет его попробовать .Мальчик на лошади. Вдали уже виднеются сани
Снег покрывает деревья, крыши домов. Даже старая невзрачная деревянная изба кажется краше и уютнее под ним.
Неприкрытая снегом земля
Каждый ученик составляет свои предложения по отдельному сюжету.
5) Какое Настроение картины? Выберем нужные слова - Радость, Восторг, Волнение, Удивление, Восхищение, Беспокойство ,Испуг, Грусть ,Интерес
(По ходу беседы идет заполнение таблицы. Попросите учащихся не повторяться в выборе слов, искать новые сравнения, эпитеты, составлять словосочетания и предложения.) 6) Анализ художественных приемов
Учитель: Посмотрите внимательно. Какие краски использовал художник? (белый, коричневый, черный, синий, голубой).
• Художник использует яркие цвета или оттенки? (оттенки: лиловый, серо-голубой, серовато-розовый, светло-коричневый).
• Почему А. Пластов выбрал не яркие тона, а мягкие, пастельные? (Чтобы передать хрупкость, подчеркнуть свежеть и чистоту первого снега, теплое отношение к изображаемому.)
7) Как можно закончить сочинение?
Глядя на это полотно, невозможно не проникнуться той радостью, что овладела детьми. Еще бы: ведь зима – это чудесная пора, когда можно кататься с гор и на коньках, лепить снеговиков и играть в снежки! Каждый смотрящий на эту картину невольно вспомнит свое собственное детство и позабытые впечатления от этого маленького чуда – первого снега. Глядя на картину, мы ощущаем прелесть первого снега.
(Слайд 8) Работа над планом.
- О чём надо написать во вступлении?
- О чём мы должны написать в основной части?
- Каким может быть заключение?
VI. Составление устного рассказа по картине
Учащиеся составляют рассказ по картине устно.
Рекомендации: Стараться задействовать весь класс. Каждый ученик может составлять лишь часть рассказа.
VII. Написание сочинений
Учащиеся пишут сочинения. Самопроверка сочинений. Переписывают набело.
VIII. Чтение и анализ сочиненийСочинение:
Начало: Художник А. Пластов очень любил деревню, сельскую жизнь и простых людей, и именно этому он посвятил многие свои работы. Одной из них является хорошо знакомая многим картина «Первый снег».
Первый день зимы.
О картине(описание):
- снега
- детей
-птица
- береза
- дорога
-крыши домов
-мальчик на лошади
3. Изобразительные средства картины.( цвета)
4. Мое отношение.
Конец: Глядя на это полотно, невозможно не проникнуться той радостью, что овладела детьми. Еще бы: ведь зима – это чудесная пора, когда можно кататься с гор и на коньках, лепить снеговиков и играть в снежки! Каждый смотрящий на эту картину невольно вспомнит свое собственное детство и позабытые впечатления от этого маленького чуда – первого снега. Глядя на картину, мы ощущаем прелесть первого снега.