«Сопровождение и поддержка индивидуально-личностного развития каждого учащегося средствами ИКТ» (описание технологии)


Тема: «Сопровождение и поддержка индивидуально-личностного развития каждого учащегося средствами ИКТ» (описание технологии)
Карлаш И.В.
МБОУ СОШ № 20
г.Шахты Ростовской обл.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что в соответствии с Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа» «…главными задачами современной школы является раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.
Цель разработки: создание программно-технологических условий для построения индивидуальной траектории каждого учащегося, способствующих развитию самостоятельной индивидуальной познавательной учебной деятельности обучающихся.
Ожидаемый результат:
- овладение навыками познавательной рефлексии;
- овладение потребностью в реализации своего индивидуально-личностного потенциала;
- овладение способностью к индивидуальному саморазвитию.
Сфера применения: урочная деятельность, самостоятельная домашняя подготовка.
Описание технологии реализации: ученик получает в пользование электронный программный модуль – учебно-методический пакет для проведения занятий по информатике. УМП - это систематизированный набор программ по всем аспектам и направлениям предметной деятельности, где реализуются принципы систематичности, наглядности, доступности и посильности, активности и самостоятельности, максимально учитываются индивидуальные особенности обучающихся. Используя навигацию УМП, обучающийся может мгновенно перейти от одного вида деятельности к другому. В опыте работы с электронными носителями используется специальные эффективные настройки и приемы использования компьютерной сети, позволяющие обучающемуся и учителю вести непосредственно друг с другом интерактивный диалог, не нарушая целостности хода урока и не отвлекая внимание всего класса. УМП имеет интерактивный комплексный пакет электронных ресурсов для изложения нового материала с разноуровневой базой усвоения новых знаний. Для организации рефлексии УМП содержит необходимые ссылки на разноуровневые справочные материалы с ограниченным доступом, который может быть предоставлен учителем с использованием удаленного доступа. Разрабатываемый УМП для проведения занятий по информатике позволяет учителю и ученику самим моделировать урок, наполнять его необходимым содержанием и выстраивать индивидуальные траектории познавательной деятельности. Для построения системы обеспечения высокого качества организации образовательного процесса учащихся с разным уровнем усвоения учебного материала были определены следующие проблемы и противоречия: между одинаковым минимальным объемом знаний, умений и навыков обучающихся, требуемым базовым уровнем учебной программы, и индивидуально-психологическим уровнем развития каждого школьника; между необходимостью и технологичностью реализации дифференцированного и индивидуального подхода. Исходя из вышеперечисленных проблем, определились следующие задачи, разрешение которых позволит выйти на качественно новый уровень преподавания предмета:
- совершенствование содержания и использования ИКТ-обучения с целью индивидуализации учебного процесса- формирование у учащихся мотивированных потребностей к учебной деятельности с учетом индивидуальных способностей;
- расширение возможностей использования в образовательном процессе современных информационных технологий.
Решение вышеперечисленных задач трудновыполнимо без эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационных, для оптимизации урока, рациональной его организации, продуктивной индивидуальной деятельности, повышения интереса учащихся к предмету.
Эффективное использование информационно - коммуникационных технологий возможно лишь при обеспечении нескольких составляющих:
- ресурсная;
- программно-технологичекая;
- учебно – методическая.
Благодаря активному участию в разработке и реализации основных направлений Программы развития школы, учебный кабинет оснащен всем необходимым оборудованием: 10 компьютеров, объединенные в локальную сеть под управлением сервера учителя, подключенных к сети Интернет, проектор, web-камеры, наушники, звуковые колонки, принтер, , Bluetooth для доступа к беспроводным устройствам. Видео-Webкамеры позволяют визуализировать устные ответы учащихся. Записи лучших ответов используются в качестве образцов ответов в следующих классах. Это акцентирует внимание обучающихся, вызывает живой отклик, мотивирует к активной деятельности на уроке. Сохраненные на сервере видеозаписи могут быть просмотрены и подвергнуты анализу на предмет наличия или отсутствия ошибок. Индивидуальные наушники и микрофоны служат для записи и воспроизведения аудио и видеофайлов различных мультимедийных приложений. В своей работе я использую электронный программно-методический пакет, охватывающий все направления предметной деятельности на уроках информатики. ПМК состоит из нескольких структурированных по классам, темам и разделам блоков, представленных в форматах: jpeg, tiff, doc, html, pdf, djvu, mtf, ppt, xls, mp3, Smart Notebook File, wmf и др. В нем я стремилюсь реализовать принципы научности, системности, наглядности, доступности и посильности, активности и самостоятельности, учесть индивидуальные особенности своих учеников. Для создания тестов привлекался ученический ресурс. Но создание тестов - процедура трудоемкая, и ее освоение было доступно только продвинутым пользователям компьютера. Поиски нового решения привели меня к программе MyTest. Это система программ: редактор тестов и журнал результатов - для создания и проведения компьютерного тестирования, сбора и анализа результатов, выставления оценки по указанной в тесте шкале. Программа легка и удобна в использовании. Все учащиеся быстро и легко освоили ее. Программа имеет удобный редактор тестов с дружественным интерфейсом. Любой учащийся, даже владеющий компьютером на начальном уровне, легко составляет свои тесты для их последующего использования на уроках. Лицензионное соглашение позволяет использовать ее как в школе, так и на домашних компьютерах учащихся. Наличие компьютерной сети в кабинете позволяет организовать централизованный сбор и обработку результатов тестирования, используя модуль журнала MyTest. Результаты выполнения заданий выводятся учащемуся и отправляются учителю. Учитель и ученик могут оценить или проанализировать их в любое удобное для него время. В настройках теста предусмотрено ограничение времени выполнения как всего теста, так и любого ответа на задание, что эффективно реализует принцип доступности, индивидуальности обучения. Программа MyTest работает с семью типами заданий:
а) одиночный выбор,
б) множественный выбор,
в) установление порядка следования,
г) установление соответствия,
д) ручной ввод числа,
е) ручной ввод текста, жрешение задач на программирование.
Программа легко адаптируется под задания предметных компетенций. В связи с этим программа полностью эмулирует тестовые задания ЕГЭ. При правильном отборе контрольного материала содержание теста может быть использовано не только для контроля, но и для обучения. Сервисы программы позволяют испытуемому самостоятельно обнаруживать пробелы в структуре своих знаний и принимать меры для их ликвидации. При включении обучающего режима учащийся получает информацию о своих ошибках и верных ответах. В таких случаях можно говорить о значительном обучающем потенциале тестовых заданий, использование которого становится одним из эффективных направлений практической реализации принципа единства и взаимосвязи обучения и контроля. Используя настройки программы, можно максимально учесть индивидуальные возможности учащихся. В блоке «Успеваемость» каждый обучающийся может найти многофакторные сведения о текущей успеваемости по предмету, результаты прохождения тестов, контрольных работ, просмотреть результаты текущей успеваемости на данный момент и в предыдущие временные отрезки в абсолютных значениях до сотых долей балла, а также относительные данные, отображаемые в виде графиков. Эти данные обновляются на каждом уроке и используются на уроках учащимися, чтобы определить текущий средний балл, проанализировать динамику успеваемости, сравнить свой уровень знаний относительно одноклассников. Для организации самостоятельной работы обучающихся в домашних условиях востребованные материалы УМП доступны на сайте http://injazopit.narod.ru по ссылке авторские ЭОР и в приложении Яндекс.Диск (сервис облачных технологий). Эффективное овладение ИКТ было, есть и всегда будет актуальным и востребованным в современном мире. Если раньше функция учителя сводилась к тому, что он выступал как источник информации, то сегодня образовательные технологии ведут к развитию новой модели обучения, где учитель направляет и корректирует учебный процесс, оптимизирует использование образовательных ресурсов, руководит деятельностью обучаемых, направляет и корректирует ее, в результате чего сам ученик контролирует и оценивает результаты. Реализация ИК - технологий как совокупности приемов и методов, применяемых в процессе обучения, было бы трудновыполнимым без необходимых технологических решений. Передо мной как перед учителем стоит множество задач по созданию мотивированной среды для ролевого взаимодействия: обмена информацией, организации совместных действий, позволяющих организовать качественное неформальное общение. В этих целях на всех компьютерах установлены, настроены и определенным образом адаптированы телекоммуникационные программы и приложения. Они дают возможность общаться в режиме текстового, голосового и видеочата с другими пользователями не только через Интернет, но и, что особенно важно, с использованием ресурсов локальной сети. Такими программами, используемыми нами, являются NetMeeting и Radmin, Skype. Настроив программу на использование в локальной сети, прописав данные пользователя и сетевое имя компьютера, осуществляется вызов собеседника. В зависимости от задач урока осуществляются различные виды коммуникативной деятельности: общение, переписка. Так запустив опцию «разговор», обучаемые обмениваются между собой и с преподавателем короткими письменными сообщениями. Для организации фронтальной работы учитель отправляет на компьютер всем собеседникам (обучающимся) одновременно или при необходимости отдельным учащимся индивидуально заранее подготовленные и размещенные на сервере задания и вопросы, руководствуясь задачами урока и индивидуальными особенностями обучающихся. При формировании навыков диалогической речи умения учащихся отрабатываются в беседе учитель – ученик, затем закрепляются в парной беседе ученик – ученик с использованием голосового чата. Контроль же осуществляется фронтально. Учащиеся запускают подготовленные учителем звуковые файлы, причем они самостоятельно могут задать темп опроса, останавливая проигрыватель. Это дает возможность гибко сочетать фронтальную и индивидуальную работу, дифференцируя задания по степени сложности и в зависимости от уровня подготовленности обучаемого.
Отличительной особенностью телекоммуникационной программы NetMeeting является то, что пользователи сети могут получить изображение с монитора одного из компьютеров на свои дисплеи в режиме реального времени. Соединение может быть парным: учитель – класс при фронтальных видах деятельности, или ученик-ученик, или, что очень важно, учитель – ученик, так как не отвлекается внимание всего класса и ученик не комплексует, опасаясь допустить ошибку.
Деятельность учащихся с использованием информационно-коммуникационных технологий с применением компьютера по представлению учебной информации заметно изменило приемы получения и сохранения знаний, позволило лучшему и более глубокому пониманию и усвоению учебного материала, являясь эффективным способом индивидуально-личностного сопровождения обучающегося.