Реферат Младший школьный возраст как наиболее благоприятный период для раскрытия личностного потенциала ребёнка


Реферат
Младший школьный возраст как наиболее благоприятный период для раскрытия личностного потенциала ребёнка
2016 год
Содержание
TOC \o "1-3" \h \z \u Введение PAGEREF _Toc466635850 \h 3Глава 1. Основные характеристики младшего школьного возраста PAGEREF _Toc466635851 \h 51.1 Развитие речи в младшем школьном возрасте PAGEREF _Toc466635852 \h 71.2 Развитие мышления в младшем школьном возрасте PAGEREF _Toc466635853 \h 71.3 Развитие памяти в младшем школьном возрасте PAGEREF _Toc466635854 \h 71.4 Развитие внимания в младшем школьном возрасте PAGEREF _Toc466635855 \h 81.5 Развитие восприятия в младшем школьном возрасте PAGEREF _Toc466635856 \h 81.6 Развитие воображения в младшем школьном возрасте PAGEREF _Toc466635857 \h 81.7 Развитие самосознаниф в младшем школьном возрасте PAGEREF _Toc466635858 \h 9Глава 2. Личностный потенциал младшего школьника PAGEREF _Toc466635859 \h 10Заключение PAGEREF _Toc466635860 \h 12Библиографический список PAGEREF _Toc466635861 \h 13
ВведениеМладший школьный возраст это от 7 до 11 лет возраста школьника.
В этот период в системе межличностных отношений младшего школьника с другими людьми возникает и развивается сложная гамма чувств, которые характеризуют его как уже социализированного человека
Это, прежде всего, самолюбие, выражающее стремление ребенка не только к самоутверждению, но и к соперничеству с другими людьми.
Чувство ответственности, которое представляет собой способность ребенка понимать ситуацию и соответствовать существующим в социальном пространстве нормативам.
Кроме того, позитивными качествами социального развития ребенка является его расположение к другим людям (взрослым и детям), которое при непосредственном общении выражается во внутреннем чувстве доверия к ним и проявляется в развивающейся у ребенка способности к сопереживанию. Сопереживание «успешного» ребенка «неуспешному» создает особую атмосферу солидарности между детьми: все участники этой ситуации становятся внимательнее друг к другу, доброжелательнее.
В тоже время младший школьный, также как и дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития творческих способностей, обусловлено это характерными особенностями возраста. Дети младшего школьного возраста чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Взрослые, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний — это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности./8, с.93/
Дети младшего школьного возраста очень любят заниматься художественным творчеством. Оно позволяет ребенку в наиболее полной свободной форме раскрыть свою личность.
Цель данной работы изучить младший школьный возраст как наиболее благоприятный период для раскрытия личностного потенциала ребёнка.
Исходя из данной цели, можно выявить следующие задачи:
1. Выявить основные характеристики младшего школьного возраста
2. Выявить личностный потенциал младшего школьника.
Глава 1. Основные характеристики младшего школьного возрастаМладший школьный возраст называют вершиной детства. В современной периодизации психического развития охватывает период от 6 до 11 лет.
В этом возрасте происходит смена образа и стиля жизни: новые требования, новая социальная роль ученика, принципиально новый вид деятельности - учебная деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняется восприятие своего места в системе отношений. Меняются интересы, ценности ребенка, весь его уклад жизни./6, с.165/
Ребенок оказывается на границе нового возрастного периода.
С физиологической точки зрения - это время физического роста, когда дети быстро тянутся вверх, наблюдается дисгармония в физическом развитии, оно опережает нервно-психическое развитие ребенка, что сказывается на временном ослаблении нервной системы. Проявляются повышенная утомляемость, беспокойство, повышенная потребность в движениях.
Социальная ситуация в младшем школьном возрасте:/8, с.85/
1. Учебная деятельность становится ведущей деятельностью.
2. Завершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению.
3. Отчетливо виден социальный смысл учения (отношение маленьких школьников к отметкам).
4. Мотивация достижения становится доминирующей.
5. Происходит смена референтной группы.
6. Происходит смена распорядка дня.
7. Укрепляется новая внутренняя позиция.
8. Изменяется система взаимоотношений ребенка с окружающими людьми.
Ведущая деятельность в младшем школьном возрасте - учебная деятельность. Ее характеристики: результативность, обязательность, произвольность.
Основы учебной деятельности закладываются именно в первые годы обучения. Учебная деятельность должна, с одной стороны, строиться с учетом возрастных возможностей детей, а с другой - должна обеспечить их необходимой для последующего развития суммой знаний.
Компоненты учебной деятельности (по Д.Б. Эльконину):/3, с.76/
1. Мотивация.
2. Учебная задача.
3. Учебные операции.
4. Контроль и оценка.
Мотивы учения:
• познавательные (направленные на овладение знаниями, способами получения знаний, приемами самостоятельной работы, приобретение дополнительных знаний, программы самосовершенствования);
• социальные (ответственность, понимание социальной значимости учения, стремление занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение);
• узколичные - получить хорошую отметку, заслужить похвалу (по Е.Е. Сапоговой)./4, с.143/
Школьное обучение отличается не только особой социальной значимостью деятельности ребенка, но и опосредованностью отношений со взрослыми образцами и оценками, следованием правил, общих для всех, приобретением научных понятий.
В результате учебной деятельности возникают психические новообразования: произвольность психических процессов, рефлексия (личностная, интеллектуальная), внутренний план действий (планирование в уме, умение анализировать).
1.1 Развитие речи в младшем школьном возрастеУвеличивается словарный запас до 7 тыс. слов. Проявляет собственную активную позицию к языку. При научении легко овладевает звуковым анализом слов. Ребенок прислушивается к звучанию слова. Потребность в общении младших школьников определяет развитие речи. Контекстная речь - мпоказатель уровня развития ребенка./5, с.142/
В письменной речи различают правильность орфографическую (правильное написание слов), грамматическую (построение предложений, образования морфологических форм) и пунктуационную (расстановка знаков препинания)./7, с.198/
1.2 Развитие мышления в младшем школьном возрастеМышление в младшем школьном возрасте становится доминирующей функцией, завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению./3, с.75/
К концу младшего школьного возраста проявляются индивидуальные различия в мышлении (теоретики, мыслители, художники).
В процессе обучения формируются научные понятия (основы теоретического мышления).
1.3 Развитие памяти в младшем школьном возрастеПамять развивается в двух направлениях - произвольности и осмысленности.
В учебной деятельности развиваются все виды памяти: долговременная, кратковременная и оперативная.
Развитие памяти связано с необходимостью заучивать учебный материал. Активно формируется произвольное запоминание.
1.4 Развитие внимания в младшем школьном возрастеДети способны концентрировать внимание, но у них еще преобладает непроизвольное внимание.
Произвольность познавательных процессов возникает на пике волевого усилия (специально организует себя под воздействием требований). Внимание активизируется, но еще не стабильно. Удержание внимания возможно благодаря волевым усилиям и высокой мотивации./5, с.112/
1.5 Развитие восприятия в младшем школьном возрастеВосприятие также характеризуется непроизвольностью, хотя элементы произвольного восприятия встречаются уже в дошкольном возрасте.
Восприятие отличается слабойдифференцированностью (путают предметы, их свойства).
В младшем школьном возрасте нарастает ориентация на сенсорные эталоны формы, цвета, времени.
1.6 Развитие воображения в младшем школьном возрастеВоображение в своем развитии проходит две стадии: на первой - воссоздающее (репродуктивное), на второй - продуктивное. В первом классе воображение опирается на конкретные предметы, но с возрастом на первое место выступает слово, дающее простор фантазии./9, с.212/
7-8 лет -сензитивный период для усвоения моральных норм (ребенок психологически готов к пониманию смысла норм и правил к их повседневному выполнению).
1.7 Развитие самосознания в младшем школьном возрастеИнтенсивно развивается самосознание. Становление самооценки младшего школьника зависит от успеваемости и особенностей общения учителя с классом. Большое значение имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности. У отличников и некоторых хорошо успевающих детей складывается завышенная самооценка. У неуспевающих и крайне слабых учеников систематические неудачи и низкие отметки снижают уверенность в себе, в своих возможностях. У них возникает компенсаторная мотивация. Дети начинают утверждаться в другой области - в занятиях спортом, музыкой.
Ценностные ориентации на имя становятся нормой жизни. Важно, чтобы ребенок принимал и другой тип обращения к нему - по фамилии. Это обеспечивает ребенку чувство собственного достоинства, уверенность в себе.\4, с.72\
Потребность в самоутверждении. Большое значение имеет авторитет взрослых. Существенное значение имеет место, которое занимает ребенок в семье.
Глава 2. Личностный потенциал младшего школьникаЛичностный потенциал, личностный рост, раскрытие потенциала - эти словосочетания сейчас можно услышать часто. Все к этому стремятся, некоторые ходят на тренинги, рассуждают, что им мешает этот потенциал раскрыть, а что помогает… но много ли людей при этом задумывается, что же за зверь этот “личностный потенциал”?
Для такого чтоб как разрешено ранее обнаружить у малыша отличия в развитии, принципиально никак не лишь обладать понятие о их факторах, однако и ведать главные закономерности обычного психомоторного становления.
Психическое формирование исполняется перед воздействием био и соц причин в их неразрывном согласье. Соответствие данных причин в формировании разных функций разносторонне. Развитие таковых жизненно принципиальных функций, как регуляция дыхания, душевно-сосудистой деловитости, пищеварения, в главном предопределяется био причинами (генетической програмкой становления). Создание ведь многофункциональных систем, связанных с высочайшей сердитой деловитостью, в значимой ступени обусловлено чертами общественного окружения, изучения и обучения.
Л. С. Выготским было выдвинуто состояние о водящей роли изучения и обучения в психическом развитии малыша. Он акцентировал внимание, будто высочайшие психические функции (случайное интерес, функциональное запечатление, мышление и стиль) проходят долгий путь собственного формирования и в большей степени находятся в зависимости от находящейся вокруг общественной среды. При данном среда выступает никак не лишь как ограничение, однако и как родник становления.
Индивидуальности психического становления в норме и патологии в значимой ступени соединены с закономерностями созревания мозга, которое еще обусловлено взаимодействием генетических и средовых причин
Ежели у малыша наличествует двигательная либо сенсорная недостаточность, то у него до этого только нарушено создание восприятия вещей находящегося вокруг решетка. Несформированность предметных деяний удерживает развитие предметного восприятия. Понятно, будто предметные деяния развиваются сообразно мерке улучшения единой моторики перед контролированием зрения. Этак, малыш затевает деятельно манипулировать с вещами, ежели он отлично владеет голову, стабильно посиживает и как скоро у него сохранно визуальное воспринятие. Лишь в данных критериях развертывается описанное больше визуально-моторное манипулятивное поведение. Сообразно мерке деяния с вещами у малыша развертывается функциональное ощущение, возникает вероятность узнавания предмета на ощупь. Данная функция — стереогноз — владеет принципиальное смысл для становления познавательной деловитости. У деток с отклонениями в развитии, в особенности при наличии двигательных и визуальных нарушений, неожиданное формирование данной функции нарушено, и нужны особые коррекционные занятия сообразно ее формированию.
На любом возрастном шаге та либо другая чокнутая либо моторная функция владеет водящее (преобладающее) смысл в едином поступательном нраве психомоторного становления. У малыша первых месяцев жизни таковой функцией считается визуальное воспринятие. К 3 месяцам ведомую роль в психическом развитии малыша затевает играться слуховое воспринятие.
Реакция на голосовой возбудитель с вероятностью локализации звука в месте возникает у здорового малыша в возрасте 7-8 недель, наиболее четко — в 10-12 недель, как скоро малыш затевает повертывать голову в сторону звукового раздражителя. Спустя некое время таковая ведь реакция появляется на звучащую игрушку. В возрасте 8-10 недель малыш поворачивается к роднику звука, расположенному над башкой, а к 3 месяцам он скоро локализует звук хоть какого направленности никак не лишь в расположении покоясь, однако и в вертикальном расположении на руках у зрелого.
К 3 месяцам слуховые реакции начинают получать доминантный нрав: ежели заговорить с двигательно возбужденным и вопящим чадом либо погрохотать звучащей игрушкой, он замирает и прекращает орать. Ежели в эпизод выхода в свет звукового раздражителя малыш был безмятежен либо дремал, он вздрагивает.
Неимение слуховых реакций, их непропорциональность или излишняя продолжительность латентного периода имеют все шансы ориентировать на нарушения слуха. Таковой малыш безотлагательно имеет необходимость в особом обследовании — электрокорковой аудиометрии. При данном надлежит обладать в виду, будто неимение либо бессилие реакций на звуковые раздражители почаще только обусловлены понижением слуха, в то время как неритмичность реакций на звуки, находящиеся с различных сторон, имеет возможность существовать обусловлена и чертами поведения зрелых. Этак, ежели зрелый идет к кровати малыша постоянно с одной стороны, то и разворот на звук в данную сторону станет обнаруживаться наиболее отчетливо. Ежели в данных вариантах отдать распоряжение опекунам о надобности речевого контакта с чадом с иной стороны, то скоро разрешено подметить одноприродность слуховых реакций.
При оценке слуховой функции у малыша 3-6 месяцев надлежит направить интерес на дееспособность ограничить звук в месте, избирательность и дифференцированность реакции. Этак, малыш в возрасте 3 месяцев скоро и буквально поворачивает голову к роднику звука. Малыш ведь в возрасте 5-6 месяцев скоро поворачивает голову к роднику звука лишь тогда, как скоро его интерес никак не отвлечено иными, наиболее сильными раздражителями, т. е. ежели он в данный эпизод никак не занимается с игрушкой, никак не разговаривает со зрелым и т. п. В неприятном ведь случае малыш имеет возможность вообщем никак не выразить реакции на звук или отозваться на него опосля долгого латентного периода. Наверное говорит никак не о понижении значения звукового восприятия, а о развитии функции функционального интереса.
У деток с отклонениями в развитии реакции на звук имеют все шансы недоставать, существовать неярко воплощенными, фрагментарными либо патологическими. Неимение реакций имеется при глухоте либо тяжкой тугоухости, а еще при глубочайшей умственной отсталости и время от времени при ранешном ребяческом аутизме. Отрывочность реакции, как скоро малыш принимает голосовой возбудитель, однако никак не поворачивается к нему, имеет возможность существовать обусловлена двигательными либо визуальными недостатками. Понижение реакции имеет место быть в облике удлинения латентного периода, ее скорого угасания. Наверное владеет пространство у остановленных и флегматичных деток, а еще при ранешном ребяческом аутизме. В различие от тугоухих деток, которые обращают внимание лишь на наиболее звучные звуки, для вызывания реакции у данных деток нередко нужна повторная активизация.
Давайте и мы подумаем.Что-то такое, кажется, понятное и близкое, но так трудно поддающееся определению… Просто мы чувствуем это интуитивно - такое окрыляющее, вдохновляющее чувство, когда ты знаешь, на что способен, ощущаешь свою силу, свою мощную энергию. А что же, когда потенциал не раскрывается? Тогда мы чувствуем раздражение, напряжение, разочарование, возникает ощущение, что мы живем неполной жизнью. Выходит, раскрытие личностного потенциала позволяет нам чувствовать полноту своей жизни, считать ее наполненной смыслом, гармоничной - и радоваться!\5, с.176\
Но все это кажется каким-то уж совсем взрослым, далеким от детского беззаботного мира. Так почему же мы говорим о личностном потенциале когда обсуждаем детей младшего школьного возраста.
Безусловно, дети не задумываются ни о смысле жизни, ни о своем предназначении, ни о своем вкладе в этот мир. Им просто некогда об этом задумываться! Но, так же, как и взрослые, дети чувствуют, испытывают эмоции - взаимодействуют с миром на эмоциональном уровне. Они учатся ощущать свои потребности, а впоследствии – понимать себя. И эти навыки служат фундаментом их дальнейшей жизни. Именно в детстве ребёнок узнаёт как:/7, с.87/
- заявлять о своих нуждах или молчать о них;
- принимать их в расчет или игнорировать;
- быть активным, творцом, или принимать то, как жизнь с ним “случается”.
Уже в младшем школьном возрасте ребенок, на основе опыта общения со значимыми взрослыми, учится просто быть собой или стремиться к одобрению. И все это вкладывает огромную лепту в то, реализует ли он свой потенциал, будет ли в гармонии с самим собой.
Само слово “потенциал” указывает на то, что это нечто, заложенное в человеке изначально. Значит, его не нужно создавать, прилаживать извне – оно уже есть. Однако же для того, чтобы это нечто могло воплотиться, необходимы определенные условия… и большая часть этих условий зависит от взрослых, от того, насколько чутко и с пониманием они отнесутся к тому, что заложено в их ребенке, насколько с уважением они отнесутся к его личности.
По сути, раскрытие потенциала – это и есть смысл жизни человека. Это возможность быть равным самому себе. Иногда нам кажется, что возможность быть счастливым зависит от достатка, здоровья, любящего окружения, таланта, политической обстановки, места рождения… и все это действительно может очень сильно повлиять на нашу возможность быть счастливым.
ЗаключениеТаким образом, этот период в жизни ребенка даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.
Небольшое количество людей в обществе с высоким творческим потенциалом объясняется тем, что в детстве лишь очень немногие оказались в условиях, благоприятствующих развитию их творческих способностей.
Библиографический список1. Бурменская Т. В. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков/ Т. В. Бурменская, Е. Г. Захарова, О. А. Карабанова. - М.: Академия, 2012. - 372 с.
2. Волков Б. С. Психология младшего школьника. Учебное пособие для вузов. 2011. - 382 с.
3. Гамезо М. В. Возрастная и педагогическая психология. Учебное пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов./ М. В. Гамезо – М.: Педагогическое общество России, 2010.- 190 с .
4. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. - М., 2013. - 412 с.
5. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения./ В. В. Давыдов. - М.,2011.- 361 с.
6. Дружинин В. Н. Психология общих способностей./ В. Н. Дружинин. -Спб.: Питер, 2012.- 289 с.
7. Дубровина И. В. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия./ И. В. Дубровина. – М: Академия, 2011.- 271 с.
8. Становление личности в условиях развивающей среды инновационной школы: коллективная монография; под ред. Н. М. Швалевой, Д. В. Тырсикова. Пятигорск: Издательство ПГЛУ, 2013.- 385 с.
9. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды./ Д. Б. Эльконин. - М., 2010.- 362 с.