Педагогический опыт на тему: «Портфолио ученика школы как метод оценивания личностного роста в рамках внедрения ФГОС».


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 130 Г. УФА
Педагогический опыт на тему:
«Портфолио ученика школы как метод оценивания личностного роста в рамках внедрения ФГОС».
Автор опыта:
Аминева Гузель Туктагуловна,
учитель начальных классов
МАОУ СОШ № 130
Октябрьского района г. Уфы
2014
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3, 4
РАЗДЕЛ 1. Роль портфолио в системе оценки результатов освоения
ООП НОО
1.1. Развитие самооценки в младшем школьном возрасте 4
1.2. Портфолио как средство развития самооценки младших школьников4,5
1.3. Портфолио в системе оценки результатов освоения ООП ООН 6 - 8
РАЗДЕЛ 2. Портфолио как инструмент фиксирования индивидуальных достижений младших школьников.
2.1. Проект портфолио младшего школьника 9 - 11
2.2. Методические рекомендации по организации деятельности младших школьников с портфолио 11, 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12
ЛИТЕРАТУРА 13
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Переход на ФГОС нового поколения сопровождается системными преобразованиями, связанными не только с изменениями содержания образовательных программ, но и с поиском наиболее эффективных технологий и методов обучения.
Целью образования в соответствии со стандартами нового поколения становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.
В настоящее время главная задача преподавателя – развитие компетентности обучающихся, их самостоятельности, способности к самообучению и способности к применению полученных знаний.
Эффективным методом , помогающим мне решать, поставленные задачи являются ведение портфолио обучающимися в процессе обучения, что и определило выбор темы «Портфолио ученика школы, как метод оценивания личностного роста ( в рамках внедрения ФГОС».
Одной из основных задач обучения и воспитания в начальной школе в рамках внедрения нового образовательного стандарта является выявление и развитие индивидуальных творческих способностей ребенка:
— создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;
— максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка;
— развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;
— формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;
— формирование положительных моральных и нравственных качеств личности;
— приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями ("я реальный", "я идеальный");
— формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию.
Для решения этих задач (по мнению многих специалистов) необходимо сместить акцент, сделав основной упор не на портфолио документов, а на портфолио творческих работ. Другими словами, раздел "ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ" должен стать основным и главным, раздел "Официальные документы" должен отойти на второй план и использоваться только в качестве приложения!
Портфолио вводится с целью объективного фиксирования индивидуальных достижений школьников. Портфолио – коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.
Индивидуальная накопительная оценка (портфолио) - комплект документов, оценка предметных, метапредметных и личностных результатов, индивидуальных достижений, являющаяся основой для определения образовательного рейтинга выпускника начальной школы.
Задачи:
поддерживать высокую учебную мотивацию учащихся;
поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;
формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.
повышение самооценки учащегося, создание ситуации «успеха»;
раскрытие личных способностей каждого школьника;
постановка правильных целей и задач, мотивация творческого и индивидуального развития.
развитие положительных нравственных качеств;
развитие умения анализировать и делать выводы в различных ситуациях;
мотивация стремления к самосовершенствованию.
Оценка тех или иных достижений (результатов), входящих в портфолио. а также всего портфолио в целом, либо за определенный период его формирования может быть как качественной, так и количественной.
Девизом работы с портфолио ученика начальной школы должна стать фраза: "Каждодневный творческий процесс ученика должен быть зафиксирован".
Раздел 1. Теоретические основы использования портфолио обучающимися начальных классов
Безусловная ценность использования портфолио заключается в том, что оно способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Поэтому крайне важно усвоить для себя и пояснить ребенку, что составление портфолио - это не гонка за дипломами и всевозможными грамотами! Важен сам процесс участия в учебной деятельности или творческой работе, а не его результат, ведь ведущей характеристикой творческой личности следует считать не "выдающиеся способности" (высокий интеллект, креативность и др.), а ее мотивацию (жизненные цели). Именно она рассматривается многими как решающий фактор реализации творческого потенциала личности.
Портфолио - это индивидуальный дневник, в котором ребёнок рассказывает о себе, о своих интересах и увлечениях, собирает, как в копилку, свои достижения и успехи в учебной и внеучебной деятельности, рассказывает об участии в жизни класса и школы, демонстрирует свой личностный рост.
«Портфолио» является достаточно важным проектом в школе, ведь во время его разработки ребенок осмысливает свои первые достижения, осознает свои возможности и формирует собственное отношение к получившимся результатам.
Портфолио школьника – это первый шаг на этапе формирования собственного Я ребенка: анализ побед, разочарований, открытий, переживаний. Это своеобразная «копилка» достижений в разных родах деятельности, возможность повторно пережить положительные эмоции.
Среди особенностей портфолио школьников можно выделить:
портфолио как способ накопления, фиксирования и оценки личных достижений ребенка в определенном временном промежутке;
портфолио как дополнение к традиционным способам контроля знаний и умений;
портфолио как способ учета результатов, полученных ребятами в разных сферах – социальной, учебной, творческой, коммуникативной. Это является одним из элементов практико-ориентированного подхода к образованию.
портфолио как форма представления личной направленности достижений в учебе конкретного ученика, которая отвечает задачам профильного обучения.
Идея создания портфолио или папки учебных достижений учащихся все больше и больше набирает популярность в современной России, но больше всего им пользуются преимущественно в школе или средней ступени образовательного пространства. Большое количество учебных заведений применяет его на практике. Помимо этого бытует мнение, что школа XXI-го века – это «школа портфолио», именно поэтому идея портфолио является одним из основополагающих элементов инновации в образовании.
Однако, не стоит думать, что портфолио изобретение современных ученых-методистов. Еще в 19 веке итальянское слово «Портфолио» обозначало альбом с фотографиями. В эпоху Возрождения архитекторы и художники привозили с собой «портфолио», когда претендовали на место в строительном проекте или Академии художеств. С помощью собранных документов можно было составить впечатление о себе для будущего работодателя.
Раздел 2.
Исследование эффективности применения портфолио в процессе оценивания личностного роста у младших школьников.
Объект исследования: применение портфолио в целях повышения качества обучения.
Предмет исследования: портфолио
Гипотеза: портфолио является для обучающегося инструментом раскрытия личных способностей каждого школьника ,позволяющая поддерживать высокую учебную мотивацию школьников, планировать и организовывать собственную учебную деятельность
Методы исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической литературы; научно-методической литературы; материалов научных исследований; учебных планов и программ; изучение педагогического опыта; прямое и косвенное наблюдение за деятельностью учащихся, практическое применение данного метода на своих уроках, обобщение собственного опыта.
Применение портфолио позволяет учителю создать для каждого ученика индивидуальную ситуацию «переживания успеха».
Портфолио ребенка рассматривается как личные достижения во всех видах деятельности, собираемые на протяжении всего времени пребывания ученика в школе. Введение портфолио позволяет учителю с самого начала поступления ребенка в учебное заведение собирать и систематизировать информацию о школьнике, фиксировать уникальные особенности ребенка.
У школьника портфолио – это собственноручно написанная книга, которую он создавал самостоятельно при помощи учителей и родителей, в ней можно найти его интересы, мечты и желания.
Для школьника немаловажную роль играет внешнее оформление портфолио. Оно должно заинтересовывать, привлекать: сухой текст в нем желательно «разбавить» тематическими картинками.
технология создания портфолио лежит в основе образовательной технологии, которая обеспечивает личностно-ориентированный подход в образовании.
положительным моментом в инновационном методе «портфолио» является то, что он направлен непосредственно на взаимное сотрудничество: школьника и учителя, учителей и родителей. Он представляет собой одновременно процесс организации, форму и технологию работы.
этот метод позволяет непрерывно оценивать достижения учащегося, совершенствуя процесс образования.
Очень часто портфолио выглядит как обыкновенная папка с файлами, поэтому в нее очень легко вносить коррективы.
Существует несколько возможных вариантов оформления портфолио:
электронное портфолио. Данный вид оформления является сравнительно новым. Портфолио в электронном варианте – это прекрасно оформленные документы, украшенные дополнительными эффектами, которое можно брать всюду с собой.
традиционное портфолио в виде папки документов.
Главное условие при создании портфолио – это добровольность. Только сделанная по собственному желанию папка документов пойдет на пользу ученику и студенту. Портфолио не должно иметь формальный характер, в противном случае оно будет только в тягость и учителю, и обучащемуся. Создатель должен быть лично заинтересован в его оформлении. Даже отбор необходимого материала у школьников и должен происходить самостоятельно. В случае, если обучающийся не считает нужным размещать в папке ту или иную информацию, давить на него не стоит, в противном случае портфолио перестанет быть индивидуальным.
Также стоит четко понимать цель накопления информации, создания непосредственно такого документа как портфолио. Данные могут собирать для выявления результатов деятельности по определенному направлению.
Второй целью является накопление информации за определенный временной промежуток. Проанализировав данные, можно выявить тенденции развития школьника или студента.
Могут составляться и тематические портфолио в зависимости от того, какой результат предполагается достичь. Тематика рубрик, разделов, а также их количество определяется индивидуально для каждого учащегося.
Еще одним условием создания портфолио является удобство хранения: полученный материал необходимо систематизировать таким образом, чтобы при использовании не возникло никаких трудностей. Не стоит забывать о систематическом пополнении информацией, в противном случае портфолио перестанет быть актуальным.
Чтобы правильно подобрать материалы для портфолио, разрешается использовать самые разные критерии. Подобные рекомендации должны на примере способствовать организации учебного процесса школьников . Примером подобных критериев являются:
Работы, которые показывают достижения учащегося;
Несколько работ, ставших поводом для гордости;
Произведения, которые, по мнению обучающегося, достойны того, чтобы их оценили (друзья, учителя, родители).
Только после этого учащийся сможет правильно определиться с будущей специальностью и выбрать правильный путь. в жизни.
Так как работы, объединенные в портфолио, очень часто обладают уровнем, годным для предъявления, кроме того, оформление портфолио достаточно эстетически привлекательно и находится в открытом доступе для обзора извне, портфолио годится для демонстрации третьим лицам. Показать собственные достижения можно в определенный день, к примеру, на родительском собрании Вышеуказанная процедура защиты или предъявления портфолио может являться поводом для демонстрации индивидуального роста достижений школьников и во время работы. Презентацию портфолио можно объединить с более или менее подготовленным отчетом учащегося о процессе собственной работы и учебных усилиях. Также можно презентовать портфолио и во время экзамена, можно рассказать и о процессе работы, и о её результатах.
Ценность портфолио заключается в том, что с его помощью можно выстроить учебный процесс, позволяющий формировать и развивать когнитивно-личностные особенности, выдвигаемые образовательными стандартами, как необходимые для участия в жизни демократического общества.
Применение портфолио обеспечивает построение планов роста в процессе обучения, стимулирует обучающихся участвовать в конкурсах. Оно полностью отвечает интересам школьников .
Обобщение опыта использования и структура портфолио:
Как выглядит портфолио ученика начальной школы?
Жестких требований (государственного образца) на данный момент не существует. Ведь работа над портфолио - хорошая возможность проявить себя, подойти творчески к этой задаче, придумать что-то свое, оригинальное. Единственное, чего стоит опасаться, так это того, чтобы портфолио ученика начальной школы не назывался "Портфель моих достижений" ("Мои достижения" и т.п.) и чтобы не выводился на передний план раздел, документально подтверждающий эти достижения (всевозможные грамоты и сертификаты).
В состав портфолио могут включаться результаты, достигнутые учеником не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, коммуникативной, физкультурно- оздоровительной, трудовой деятельности.
Примерная структура портфолио для ученика 1 класса
•Титульный лист.

•Я о себе.

•Моя семья.

•Моя родословная. Родословное древо.

•Моя малая родина. Мой адрес.

•Я и мои друзья.

•Безопасный маршрут «Дом – школа».

•Предметные результаты. Стартовая диагностика.

•Личностные результаты.

•Выборки детских работ - формальные и творческие:
-материалы стартовой диагностики;
-промежуточные и итоговые стандартизированные работы по отдельным предметам;
-остальные работы должны быть подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающую успешность, объём и глубину знаний, достижения более высоких уровней формирования учебных действий.
Например, по русскому языку, литературному чтению, иностранному языку, математике, окружающему миру - диктанты, изложения, сочинения, «дневники читателя», математические диктанты, мини - исследования, мини - проекты, творческие работы, аудиозаписи;
по технологии - фото- и видео - изображения продуктов исполнительской деятельности;
по физической культуре - самостоятельно составленный режим дня, комплексы физических упражнений.
• Систематизированные материалы и наблюдения:
- оценочные листы;
- материалы и листы наблюдений за процессом овладения универсальными учебными действиями.
• Материалы, характеризующие достижения учащихся:
во внеучебной ( школьной и внешкольной) и досуговой деятельности.
• Грамоты, лучшие рисунки, фотографии выступлений на концертах и конкурсах.
Анализ и оценка
Анализ и оценка отдельных составляющих портфолио и портфолио в целом ведётся с позиций достижения планируемых результатов с учётом основных результатов начального образования, устанавливаемых требованиями стандарта Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором ведётся достижение опорного уровня и его превышение, что позволяет поощрять продвижение учащихся, выстраивать индивидуальные траектории с учётом зоны ближайшего развития.
Как и чем наполнить портфолио ученика начальной школы?
ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ
Содержит основную информацию (фамилия имя и отчество; учебное заведение, класс), контактную информацию и фото ученика.
РАЗДЕЛ "МОЙ МИР"
Здесь можно поместить любую информацию, которая интересна и важна для ребенка. Возможные заголовки листов:
"Мое имя" - информация о том, что означает имя, можно написать о знаменитых людях, носивших и носящих это имя. Если у ребенка редкая или интересная фамилия, можно найти информацию о том, что она означает.
"Моя семья" - здесь можно рассказать о каждом члене семьи или составить небольшой рассказ о своей семье.
"Мой город" - рассказ о родном городе (селе, деревне), о его интересных местах. Здесь же можно разместить нарисованную вместе с ребенком схему маршрута от дома до школы Важно чтобы на ней были отмечены опасные места (пересечения дорог, светофоры).
"Мои друз;ья" - фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях.
"Мои увлечения" - небольшой рассказ о том, чем увлекается ребенок. Здесь же можно написать о занятиях в спортивной секции, учебе в музыкальной школе или других учебных заведениях дополнительного образования.
"Моя школа" - рассказ о школе и о педагогах.
"Мои любимые школьные предметы" - небольшие заметки о любимых школьных предметах, построенные по принципу "мне нравится..., потому что...".
РАЗДЕЛ "МОЯ УЧЁБА"
В этом разделе заголовки листов посвящены конкретному школьному предмету. Ученик наполняет этот раздел удачно написанными контрольными работами, интересными проектами, отзывами о прочитанных книгах, графиками роста скорости чтения, творческими работами.
РАЗДЕЛ "МОЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ РАБОТА"
Все мероприятия, которые проводятся вне рамок учебной деятельности можно отнести к общественной работе (поручениям). Может быть, ребенок играл роль в школьном спектакле, или читал стихи на торжественной линейке, или оформил стенгазету к празднику или выступал на утреннике… Вариантов очень много. Оформлять этот раздел желательно с использованием фотографий и кратких сообщений на тему.
РАЗДЕЛ "МОЁ ТВОРЧЕСТВО"
В этот раздел ребенок помещает свои творческие работы: рисунки, сказки, стихи. Если выполнена объемная работа (поделка), нужно поместить ее фотографию. Родителям необходимо предоставить полную свободу ребенку при наполнении этого раздела!
Важно! Если работа принимала участие в выставке или участвовала в конкурсе, также необходимо дать информацию об этом мероприятии: название, когда, где и кем проводилось.
Хорошо бы дополнить это сообщение фотографией. Если событие освещалось в СМИ или Интернете - надо найти эту информацию. Если проводилось Интернет-порталом, сделать распечатку тематической странички
РАЗДЕЛ "МОИ ВПЕЧАТЛЕНИЯ"
В начальной школе дети принимают активное участие в экскурсионно-познавательных программах, ходят в театр, на выставки, посещают музеи. Необходимо в завершение экскурсии или похода предложить ребенку творческое домашнее задание, выполняя которое, он не только вспомнит содержание экскурсии, но и получит возможность выразить свои впечатления. Если в школе это не практикуется, родителям имеет смысл прийти на помощь учителю и разработать и размножить типовой бланк "Творческого задания". В конце учебного года возможно проведение презентации творческих заданий с обязательным награждением лучших работ в нескольких номинациях.
РАЗДЕЛ "МОИ ДОСТИЖЕНИЯ"
Здесь размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма, а также итоговые аттестационные ведомости. Причем в начальной школе не следует разделять по важности успехи в m1;чебе (похвальный лист) и успехи, например, в спорте (диплом). Лучше выбрать расположение не в порядке значимости, а, например, в хронологическом порядке.

РАЗДЕЛ "РАБОТЫ, КОТОРЫМИ Я ГОРЖУСЬ"
В начале нового учебного года
необходимо внимательно изучить портфолио, проанализировать собранный в нем материал. При переходе в старший класс содержимое всех разделов надо полностью обновить.
Менее значимые работы и документы извлекаются (можно поместить в отдельную папку), а то, что представляет большую ценность, размещается в специальном разделе.
Заключение
В заключении следует отметить, что российское образование сейчас находится в состоянии серьезных изменений. Подтверждением тому является принятый летом 2012 года Федеральный государственный образовательный стандарт, одной из главных тенденций которого является модернизация образования на основе новых инновационных технологий. А метод портфолио и является одной из таких технологий, направленной на раскрытие индивидуальных способностей каждого ребёнка..
Важно помнить: первом классе, когда ребенок только начинает работать над составлением портфолио, без помощи родителей и учителя ему не обойтись. Но по мере того, как он взрослеет, эту помощь надо сводить к минимуму. Старайтесь с самого начала построить работу ребенка таким образом, чтобы он сам прикладывал определенные усилия к формированию портфолио. В процессе работы неизбежно происходит процесс осмысления своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей
Литература:
Загвоздкин, В.К. Портфель индивидуальных учебных достижений – нечто большее, чем просто альтернативный способ оценки//Школьные технологии. – 2006. - №3. – С.32-36.
Новикова, Т.Г. Портфолио как форма оценивания индивидуальных достижений учащихся//Профильная школа. – 2006. - №2. – С.48-56.
Фатеева, И.А. Метод «Портфолио» в образовании//Инновации в образовании. – 2011. – №1. - С.134-136.
Электронный ресурс// URL: http://sibac.info/index.php/2009-07-01-10-21-16/1603-2012-03-21-17-03-05 (дата обращения 27.11.2012).