Рабочая программа элективного учебного предмета «Избранные вопросы математики» (8 класс)

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Бродовская средняя общеобразовательная школа



Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании учителей гуманитарного цикла
Протокол №1
От « 27» 08. 2015 год
Утверждено педагогическим советом школы
Протокол № 2
от 31.08.2015 год
«Утверждаю»
_____________
А.А. Косинков
Приказ № 60
От «31» 08. 2015 год


«Программа рекомендована
к использованию»
Протокол заседания НМС № 1
от
Председатель НМС

____________Хабарова С.Б











Рабочая программа
элективного учебного предмета
«Избранные вопросы математики»
8 класс
на 2015-2016 учебный год



Составитель: учитель математики
Бутко Владимир Евгеньевич







с. Бродовое 2015г.
Пояснительная записка
Программа элективного курса предназначена для учащихся 8 класса, и рассчитана на 18 часов (0,5 час в неделю).
Итоговая аттестация за курс основной школы проходит по новой форме. Экзаменационная работа по алгебре состоит из двух частей. Часть 1 направлена на проверку достижений уровня базовой подготовки учащихся по алгебре. Часть 2 предназначена для дифференцированной проверки повышенного уровня алгебраической подготовки учащихся.
Данный курс предназначен для дополнительной подготовки учащихся 8-го класса к итоговой аттестации по алгебре и включает в себя темы, необходимые для успешной сдачи второй части экзамена, а также на коррекцию знаний учащихся за курс 7 и 8 классов, повышение уровня математической подготовки через решение линейных или квадратных уравнений. Изучение материала данного курса обеспечивает успешность обучения школьников 7-8 классов для качественной подготовки к ОГЭ.

Цель курса – обеспечение прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений в начале курса изучение алгебры 7-9.
Обоснование выбора программы
Программа данного курса является развитием системы ранее приобретенных программных знаний, его цель - создать целостное представление о теме и значительно расширить спектр задач, посильных для учащихся. Все свойства, входящие в элективный курс, и их доказательства не вызовут трудности у учащихся, т.к. не содержат громоздких выкладок, а каждое предыдущее готовит последующее. При направляющей роли учителя школьники могут самостоятельно сформулировать новые для них свойства и даже доказать их. Программа данного курса располагает к самостоятельному поиску и повышать интерес к изучению предмета.
Образовательные задачи программы:
Научить школьников выполнять тождественные преобразования выражений;
Научить учащихся решать линейные уравнения;
Научить учащихся решать квадратные уравнения;
Научить строить графики линейных;
Помочь овладеть умениями на уровне свободного их использования;
Помочь ученики оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.

Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Министерства образования Российской Федерации № 1312 от 09.03.2004 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 241 от 20.08.2008 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации № 1312 от 09.03.2004 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 889 от 30.08.2010 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации № 1312 от 09.03.2004 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
Постановление Правительства Российской Федерации от 07.02.2011 №61 (ред. от 03.04.2014 г.) «О Федеральной целевой программе развития образования на 2011 - 2015 годы»;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 189 от 29.12.2010 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
Приказ Минобрнауки России от «08» июня 2015 г. № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253».
Приказ департамента образования, науки и молодёжной политики от 30.08.2013 года № 840 О внесении изменения в приказ департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 27.07.2012 № 760 «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образовании.
Устав школы;
Образовательная программа на 2015-2019 учебный год;
Программа развития на 2015-2019 учебный год.

Сведения о программе
Программа по элективному курсу по математике составлена в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике. Определяет последовательность изучения материала в рамках стандарта для основной школы и пути формирования системы знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования, а также развития учащихся. Составлена в соответствии с требованиями, предъявляемыми к базовому уровню обучения.
Формы организации образовательного процесса.
Формы организации учебного процесса: индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, парные, коллективные, фронтальные.
Формирование знаний: лекция, конференция
Формирование умений и навыков: практикум
Проверка знаний: зачет
Типы уроков:
урок закрепления изученного                   
урок применения знаний и умений                     
урок обобщения и систематизации знаний        
урок проверки и коррекции знаний и умений   
комбинированный урок    
урок – зачет
Ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, частично-поисковый, проектно-исследовательский.


Технологии обучения.
Используются элементы следующих технологий: личностно-ориентированное обучение, обучение с применением опорных схем, информационно-коммуникационных технологий, деятельностных технологий.
При организации учебного процесса будет обеспечена последовательность изучения учебного материала: новые знания опираются на недавно пройденный материал; обеспечено поэтапное раскрытие тем с последующей реализацией.
Механизмы формирования ключевых компетенций учащихся
Программа предполагает, что успех формирования компетенций определяется рядом условий:
настроенностью уч-ся на необходимость определенных действий
четкостью и доступностью изложения цели и задач, которые уч-ся должны решать в ходе учебной деятельности
полнотой и ясностью представления о структуре формируемого умения, показом учителем способов выполнения той или иной работы
организацией деятельности учащихся по овладению отдельными действиями или их совокупностью с использованием системы задач
применение деятельностного подхода обучения














Содержание курса
1. Программа 7 класса по учебнику Ю.Н. Макарычев.
Дроби и проценты. Сравнение дробей. Вычисления с рациональными числами. Степень с натуральным показателем. Задачи на проценты.
Прямая и обратная пропорциональность. Зависимость и формулы. Прямая пропорциональность. Обратная пропорциональность. Пропорции. Решение задач с помощью пропорции. Пропорциональное деление. Задачи на «сложные» пропорции.
Введение в алгебру. Буквенная запись свойств действий над числами. Преобразование буквенных выражений. Раскрытие скобок. Приведение подобных слагаемых.
Уравнения. Алгебраический способ решение задач. Корни уравнения. Решение уравнения. Решение задач с помощью уравнений. Некоторые неалгебраические способы решения уравнений.
Координаты и графики. Множества точек на координатной прямой. Расстояние между точками координатной прямой. Множества точек на координатной плоскости. Графики.
Свойства степени с натуральным показателем. Произведение и частное степеней. Степень степени. Произведения и дроби.
Многочлены. Одночлены и многочлены. Сложение и вычитание многочленов. Умножение одночлена на многочлен. Умножение многочлена на многочлен. Формулы квадрата суммы и квадрата разности. Решение задач с помощью уравнений.
Разложения многочленов на множители. Вынесение общего множителя за скобки. Способ группировки. Формула разности квадратов. Формула разности и суммы кубов. Разложение на множители с применением нескольких способов. Решение уравнений с помощью разложения на множители.
2. Программа 8 класса по учебнику Ю.Н. Макарычев.
Алгебраические дроби. Что такое алгебраическая дробь. Основное свойство дроби. Сложение и вычитание алгебраических дробей. Умножение и деление алгебраических дробей. Степень с целым показателем. Свойства степени с целым показателем. Решение уравнений и задач.
Квадратные корни. Задача о нахождении стороны квадрата. Иррациональные числа. Теорема Пифагора. Квадратный корень (алгебраический подход). Преобразование выражений, содержащих квадратные корни.
Кубический корень.
Квадратные уравнения. Какие уравнения называются квадратными. Формула корней квадратного уравнения. Теорема Виета. Разложение квадратного трехчлена на множители.
Требование к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения курса ученик должен
знать/понимать:
как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
уметь:
выполнять арифметические действия с рациональными числами, сравнивать рациональные и действительные числа; находить в несложных случаях значение степеней с целыми показателями и корней; находить значения числовых выражений;
решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением и с пропорциональность величин, дробями и процентами;
составлять буквенные выражения и формулы по условию задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные системы;
решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы;






III. Учебно-тематический план

п/п
Наименование разделов
Всего часов
План

Факт

Форма
контроля

1.Повторение курса 7 класса (4 часа)

1
Дроби и проценты. Прямая и обратная пропорциональность
1
7.09

Практикум Тестирование

2
Решение уравнений
1
14.09



3
Многочлены. Действия с многочленами. Формулы сокращенного умножения.
1
21.09



4
Разложения многочленов на множители (вынесение общего множителя за скобки, способ группировки, формулы сокращенного умножения)
1
28.09



2.Алгебраические дроби (3 часа)

5
Основное свойство дроби. Сложение и вычитание алгебраических дробей
1
5.10

Практикум Тестирование

6
Умножение и деление алгебраических дробей
1
12.10



7
Свойства степени с целым показателем
1
19.10



3. Квадратные корни (7 часа)

8
Нахождение стороны квадрата. Иррациональные числа
1
26.10

Практикум Тестирование

9
Теорема Пифагора
1
9.11



10
Теорема Пифагора.
1
16.11



11
Квадратный корень (алгебраический подход)
1
23.11



12
Преобразование выражений, содержащих квадратные корни
1
30.11



13
Преобразование выражений, содержащих квадратные корни
1
7.12



14
Кубический корень
1
14.12



4. Квадратные уравнения (4 часа)

15
Формулы корней квадратного уравнения. Неполные квадратные уравнения
1
21.12

Практикум Тестирование

16
Теорема Виета
1
28.12



17
Разложение квадратного трехчлена на множители
1




18
Разложение квадратного трехчлена на множители
1





Итого:
18














V. Методическое обеспечение

1. Алгебра: учебник для 7,8 класса общеобразовательных учреждений. Под ред. Ю.Н. Макарычева. М.: Просвещение, 2013.
2. Математика: алгебра. Функции, анализ данных: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. Под ред. Ю.Н. Макарычева. М.: Просвещение, 2010.
3. Алгебра 8. Тематические тесты. ГИА. Л.В. Кузнецова, С.С.Минаева, Т.А.Корешкова, В.В.Мирошин, В.В. Кочагин, М.Н.Кочагина.


15