Сценарий урока О, Русь малиновое поле

Сценарий открытого урока

Тема: О, Русь малиновое поле и синь, упавшая в реку.
Цель: Приобщение учащихся к русской танцевальной культуре через танцевальную деятельность.
Задачи:
1. Мотивировать учащихся на занятия русским танцевальным фольклором.
2. Включить в ситуацию восприятия русского народного танца.
3. Разучить фигуры хоровода.
4. Развить музыкальные способности (мелодичность, чувство темпа, чувство ритма).
5. Воспитать патриотизм, желание стать носителем русской танцевальной культуры.
I. Организационный момент.
1.Слово учителя
2. Разучивание поклона – приветствия
Дети выстраиваются у станка в линию. Звучит мелодия русской народной песни «Утушка луговая». Учитель в русском народном костюме исполняет танцевальную композицию. На фоне музыки демонстрируются слайды: слайд № 1 русская природа, слайд № 2фотография хоровода на лоне природы, слайд № 3, 4,5, 6, 7 фото хороводов ансамбля «Берёзка».
Учитель: О Русь – малиновое поле и синь, упавшая в реку. Я благодарна вам, избравшим этот замечательный путь постижения народной культуры, народного танца.
Я знаю, вы ещё не умеете исполнить то, что я вам предлагаю. Но каждый человек сумеет совершить поклон, если его приветствие идёт от души, от самого сердца. В древности на Руси приветствовали друг друга поклонами. Девушки исполняли поклон с низким глубоким наклоном.
Учитель демонстрирует поклон.
Учитель: Мужской поклон исполняется более сдержанно.
Учитель демонстрирует поклон.
Учитель: Прошу вас построится в шахматном порядке. Поприветствуем друг друга русским поклоном.
II. Постановочная часть.
1. Работа над терминами, образами, ассоциациями.
2.Прослушивание музыкального материала.
3.Разучивание фигур хоровода.
Учитель: Зарождение танцев на Руси относится к глубокой древности. Точно установить появление плясок очень трудно. Старинное изображение пляшущих людей – литые серебряные фигурки найдены на Киевщине. Их датируют 6 веком нашей эры. Из седой древности к нам пришли традиции и обычаи старинных народных праздников и обрядов. Народ выходил на гуляния, пел песни, водил хороводы. Основной фигурой хоровода считается круг. Станем в круг ребята.
Дети становятся в круг, взявшись за руки, идут простым шагом по кругу.
Учитель: По- старинному говорили «ходить по солонь» т.е. «ходить по солнцу». Водили хороводы на открытом воздухе на полянке. А светлое место Русью звалось, там, где солнышко. На Руси всё светлое так звали. Русый парень, русая девушка. Русая рожь – спелая. У слова Русь много значений, как много притоков у великой реки. Русь. Русские. Россия. Россияне. Слова эти родственные словам:
Русалка – сказочная обитательница рек и озёр с прекрасным лицом и рыбьим хвостом. Русло, то есть русло реки, по которому она течёт.
Роса – росяница лежащая поутру на траве и деревьях.
Иными словами «Русь» - это страна, где много рек и озёр, а русский это человек, живущий у воды.
Русь – светлое место!
Русь – страна света!
И в русской народной пляске особое очарование, мелодичность, певучесть. Как много существует фигур хороводных. Каждая имеет своё название. Проецируются слайды фигур хоровода (слайд № 8).
Учитель: Услышав название фигуры, поделитесь какие образы, ассоциации возникли в вашем воображении.
Дети отвечают.
Учитель заводит фигуру (слайд № 9).
Учитель: В московской области называли «уж». Она имеет развитие в два круга (слайд №10, 11).
Учитель определяет второго ведущего.
Слайд №12 – фигура колонна – построение рядами. Пройдём вперёд, выстраиваясь в две линии, лицом друг к другу, затем «улица на улицу» (слайд № 13). Фигура «гребень» исполняется с проходом в интервал, сохраняя чёткость линий (слайд № 14). Образуем фигуру «ворота», держась за руки, подняв их вверх (слайд № 15). И исполним фигуру круг. В Смоленской области называли «коло», а в Архангельской «шина».
Степенные хороводы сменялись быстрой, живой пляской. Пляска как пламя, разгорается всё жарче, всё ярче. Она зажигает и втягивает в свой круг.
А. М. Горький позволил нам увидеть замечательное действо, пляску бабушки Алёши Пешкова, из трилогии «Детство», «В людях», «Мои университеты»:
«Она идёт тихонько, задумавшись, покачиваясь, поглядывая вокруг из-под руки. Остановилась, вдруг испугавшись чего-то, лицо дрогнуло, нахмурилось и тотчас засияло доброй, приветливой улыбкой.
Вдруг её сорвало с места, закружило вихрем, вся она стала стройней и выше ростом, и уже нельзя было глаз отвести от неё – так красива и мила становилась она в эти минуты чудесного возвращения к юности!»
Как перекликаются произведения: трилогия А.М. Горького картины Малявина «Вихрь», А.Артемьева древнерусский танец «Тимоня».
Проецируются слайды картин Малявина, Артемьева.
Учитель: Любили на Руси каблучками постучать, дробушки побить. Я уверена, что среди нас никто не сможет устоять перед могуществом музыки и ритма. Я приглашаю вас в круг.
Дети идут по кругу, повторяя за учителем русские дроби и проходки.
Разучивание движений к пляске.
Музыка микшируется.
Учитель: Народный танец на своём языке на языке движений и пластики, может рассказать о радости и горе, о мечтах и деяниях русского народа. Нужно только обратить внимание на то, как выражал он свою жизнь в танце.
Я предлагаю исполнить танцевальную композицию.
Исполнение хоровода под фонозапись.
Учитель: Я благодарна вам за искренность выражения своих чувств через движение, пластику, жест, выражение лиц. Вы талантливы, и в каждом из вас вспыхнула искорка, из которой, я уверена, разгорится пламя русского народного танца.
Поклон – прощание.


15