Конспект урока по профессионально-трудовому обучению (столярное дело) по теме «Изготовление дверного блока» (10 класс)


Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 17»
Конспект урока
по профессионально-трудовому обучению
(столярное дело)
по теме «ИЗГОТОВЛЕНИЕ ДВЕРНОГО БЛОКА»
10 класс
Учитель: Хорошун Сергей Иванович
г. Светлоград.
Тема для повторения: Выполнение разметки на плоскости.
Практическая часть: практические навыки обучающихся выполнения углов соединений с фальцем
Цели:
- ознакомление учащихся с выполнением разметки на плоскостях;
-осуществлять индивидуально-дифференцированный подход в ходе теоретической и практической части урока;
-способствовать осознанию существенных признаков, понятий технологических процессов;
-способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся;
-способствовать воспитанию правильного отношения к общечеловеческим ценностям;
- приступить к измерению заготовки на плоскости;
-соблюдать технику безопасности при работе со столярным инструментом.
Наглядно-методический комплекс:
-инструменты (угольник, линейка, рейсмус, отбивочный шнур, карандаш, стерка):
- приспособления (верстак);
- раздаточный материал ( );
- оборудование (компьютер, проектор, плакат);
-наглядное пособие (образцы контрольно-измерительных инструментов)
-таблица: «Изготовление дверного блока»;
-натуральные образцы.
Оборудование:
1 оборудование мастерской;
2 пиломатериал (1500× 200× 50);
3 измерительные инструменты;
4 ручной электрический инструмент;
5 ножовки для смешанного пиления, стамески;
6 учебники и рабочие тетради.
Тип урока: закрепление пройденного материала.
Объект изучения: учить обучающихся изготавливать дверной блок.
Ход урока
I. Организационный момент.(2-3 мин)
1. Приветствие (Здравствуйте ребята! Присаживайтесь).
2. Проверка присутствующих.
3. Выяснение причин отсутствия.
4. Проверка готовности учащихся к уроку.
5. Назначение дежурных
6. Сообщение темы и цели урока.
МИКРОВЫВОД
II. Проверка знаний по пройденному материалу. (3-5 мин)
«Требования к качеству разметки».
Разметка – это процесс нанесения на заготовку (древесину)контурных линий. Разметку наносят так, чтобы она была точной и аккуратной: ошибка в разметке влечет за собой брак детали или вызывает кропотливую доработку ее при сборке изделия (ПРИМЕР)(нечеткие линии разметки, прерывистая линия, нет разметки…)
Точность разметки в большей степени зависит от подготовленности к работе разметочного инструмента. Повреждение кромки столярного угольника, затупленные концы ножек циркуля или разметочного шила, вмятины на кромках линейки или на примере шаблона – все это отражается накачестве разметки.
Качественная разметка требует правильных приемов работы: разметочным инструментом. Острием шила или карандаша следует проводить риску (линию разметки) у самой кромки линейки, применяемой при разметки. Ножку циркуля необходима устанавливать острием строго в центре.
1.Что называют разметкой?
2.Что влечет за собой неправильность нанесения разметки?
3. Что необходимо соблюдать при разметке?
МИКРОВЫВОД
III. Изложение нового материала (10-15 мин)
«Выполнение разметки на плоскости»
Цель: познакомить обучающихся с технологией изготовления дверного блока.
- Дверные блоки, как правило, изготавливают на деревообрабатывающих предприятиях. На строительство они поступают с навешенными полотнами ,
остекленными и окрашенными.

- Однако иногда приходится изготавливать дверные блоки в мастерских или
цехах строительных организаций.
Изучив чертежи, составляют спецификацию деталей с размерами в чистоте и заготовке. Затем по размерам, приведённым в чертежах, выпиливают заготовки для деталей дверной коробки с учётом припусков на обработку. После распиливания бруски строгают рубанком, фуганком , электрорубанком, на фуговальных, рейсмусовых или комбинированных станках. Затем проверяют треугольность и качество обработки брусков и приступают к их разметке.
Разметка. Размечают бруски с помощью метра, рейсмуса, ярунка, малки, угольника на разметочном столе.
С помощью рейсмуса наносят на брусок риски или карандашные линии. От последней карандашной линии наносят следующий припуск на торцовку 17мм (суммарный припуск на оба конца 35мм). Затем от линий торцовки отмеряют размер, равный толщине шипов (в данном случае 50мм), а также проводят риски. Вначале выбирают четверть размером 9×28мм, а затем дополнительно снимают скос и доводят размер четверти до требуемого.
Выбирают четверть ручными инструментами или на фрезерном станке. После выборки четверти бруски торцуют на нужный размер в чистоте.
Выпиловка шипов и проушин. При выпиловке шипов и проушин выполняют в строгой последовательности следующие операции: размечают шипы и проушины, запиливают их, выпиливают заплечики и выдалбливают проушины.
-Работа в рабочих тетрадях.
-Составление плана работы с помощью технологической карты.
-Объяснение учителя правил разметки и выбора фальца.
МИКРОВЫВОД:
- Что такое _________________?
- На какие виды делятся _______________________________________?
2)___________________________________
МИКРОВЫВОД:
- Что называю пиломатериалом?
- Назовите несколько видов пиломатериалов.
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.(3-5мин)
Цель: способствовать развитию мышления и памяти обучающихся.
-Ребята , я предлагаю вам рассказать об этапах выполненной работы.
V. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ УРОКА.(30-35мин)
Вводный инструктаж.
Техника безопасности при пилении, сверлении и поведение в мастерской.
Цель: учить обучающихся изготавливать дверной блок.
-Ребята , приступаем к практической работе.
1) Налаживание инструмента (особое внимание обратить на соблюдение обучающимися правил безопасной работы).
2)Выбор фальца.
3)Обработка заготовок шлифмашинкой ( обратить внимание на соблюдение обучающимися правил безопасной работы).
Оказание помощи обучающимся и исправление их ошибок по мере необходимости .
4)Разметка шипа и проушины.
Оказание помощи обучающимся и исправление их ошибок по мере необходимости .
5)Запиливание шипа и выдалбливание проушины.
6)Подгонка деталей.
Уборка рабочих мест.
Правила техники безопасности
-Перед пилением заготовки следует правильно установить и закрепить ее на верстаке.
-Работать пилой или ножовкой надо без рывков и наклонов.
-Нельзя проверять остроту зубьев пальцем.
-В целях исключения отколов и ровности линии пропила, используйте деревянные бруски.
-Стружки со столярного верстака убирайте щеткой сметкой.
Целевые обходы.
Текущий инструктаж (по итогам)
VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ИНСТРУКТАЖ.(10мин)
1.Подведение итогов урока.
- отметить учащихся, хорошо работавших на уроке;
- оценить качество работы;
2. Уборка рабочих мест.
-уборка рабочих мест;
-уборка мастерской дежурными.
3.Выход на перемену.