Доклад на тему: Различные техники и приемы игры на шестиструнной гитаре


Доклад на тему:
«Различные техники и приемы игры
на шестиструнной гитаре»
Техника игры на шестиструнной гитаре.
При игре на гитаре гитарист зажимает пальцами левой руки струны на грифе, а пальцами правой руки извлекает звук (или наоборот, если гитарист – левша) одним из нескольких способов. Гитара при этом находится перед гитаристом (горизонтально или почти горизонтально, со слегка приподнятым грифом) опираясь на колено либо висит на ремне, перекинутым через плечо. Гитаристы-левши переворачивают гитару грифом вправо и меняют функции рук-зажимают струны правой рукой, извлекают звук-левой. Далее названия рук приведены для гитариста-правши.
ЛЕВАЯ РУКА Левой рукой гитарист обхватывает гриф снизу, опираясь большим пальцем на его тыльную сторону. Остальные пальцы используются для зажимания струн на рабочей поверхности грифа. Пальцы обозначаются и нумеруются следующим образом: 1 – указательный, 2 – средний, 3 – безымянный, 4 – мизинец. Положение кисти руки относительно ладов называется «позиция» и обозначается римской цифрой. Например, если гитарист зажимает 2-ю струну 1-м пальцем на 4-м ладу, то говорят, что рука находится в IV позиции. Не зажатая струна называется «открытая».
ПРИЕМЫ ИГРЫ НА ГИТАРЕ Кроме описанной выше основной техники игры на гитаре существуют разнообразные приемы звукоизвлечения, широко применяемые гитаристами в разных стилях музыки. Рассмотрим некоторые из них. АРПЕДЖИО – поочередное исполнение нот, входящих в аккорд. Буквальный перевод этого слова означает «как на арфе». Арпеджио один из основных приемов игры на гитаре. Комбинации арпеджио многочисленны и разнообразны. Исполняется оно, как правило, нижним ударом, но встречаются случаи, когда нижний удар сочетается с верхним. Это происходит, когда нужно выделить среди звуков арпеджио мелодию.
БАРРЭ – один из основных технических приемов игры на гитаре, при котором первый палец левой руки прижимает одновременно несколько струн. Различают МАЛОЕ и БОЛЬШОЕ БАРРЭ. При МАЛОМ БАРРЭ первый палец прижимает от двух до четырех струн, при БОЛЬШОМ – пять или шесть. В нотах этот прием обозначается римской цифрой и пунктиром, указывающим на лад и продолжительность приема: V------------. Иногда пунктир отсутствует. Прием БАРРЭ сложен, отрабатывая его, обратите свое внимание на следующее: а) первый палец левой руки выпрямлен и плотно прижимает струны перпендикулярно грифу, ближе к ладу; б) при выполнении БОЛЬШОГО БАРРЭ на шести струнах, первый палец не должен выходить далеко за гриф: кончик пальца находится чуть выше края грифа. Первое время, выполняя упражнения на БАРРЭ, вы почувствуете, что ваша левая рука быстро устает. Не переутомляйтесь, давайте руке отдых, играйте упражнения по частям. Со временем вы сможете сыграть их полностью, соблюдая необходимые правила. ЛЕГАТО – связное исполнение звуков. На гитаре различают три вида ЛЕГАТО.1. Восходящее;2. Нисходящее;3. ЛЕГАТО на разных струнах. При ВОСХОДЯЩЕМ ЛЕГАТО правая рука извлекает первый звук, после чего один из пальцев левой руки, с силой опустившись на звучащую струну, извлекает второй звук. Приемом ВОСХОДЯЩЕЕ ЛЕГАТО может быть исполнено поочередно несколько звуков, причем правая рука извлекает только первый звук, остальные исполняются с помощью левой руки. При НИСХОДЯЩЕМ ЛЕГАТО правая рука извлекает звук, после чего палец левой руки, прижимающий звучащую струну, с силой снимается с этой струны в сторону и чуть вверх, в направлении кисти. Последующие звуки извлекаются только левой рукой. При исполнении упражнений на ВОСХОДЯЩЕЕ и НИСХОДЯЩЕЕ ЛЕГАТО следите за ровностью и ритмичностью исполняемых звуков. ЛЕГАТО НА РАЗНЫХ СТРУНАХ исполняется следующим образом. Правая рука извлекает звук на одной струне, после чего один из пальцев левой руки, с силой опустившись на другую струну, извлекает другой звук без участия правой руки. Прием ЛЕГАТО имеет первостепенное значение в гитарной технике. Он сложен и для его отработки следует приложить немало усилий. СТАККАТО – отрывистое, острое исполнение звуков. Обозначается СТАККАТО точкой над или под нотой, а исполняется двумя способами: 1) С помощью левой руки. После извлечения звука правой рукой пальцы левой руки тут же снимаются со струн. 2) С помощью правой руки. После извлечения звука пальцы правой руки тут же прикрывают одну или несколько звучащих струн.СТАККАТО, исполняемое предельно отрывисто, называется СТАККАТИССИМО. Обозначается коротким вертикальным клинышком. НОГТЕВОЙ УДАР. Все изученные до сих пор технические приемы игры приобретают особую красочность и отчетливость с применением НОГТЕВОГО способа игры или НОГТЕВОГО УДАРА. Подавляющее большинство концертирующих гитаристов употребляют этот прием. На пальцах правой руки длина ногтей может быть разной: от 1,5 до 3-4 мм свободной ногтевой пластинки, в зависимости от строения подушечки пальца. Если ноготь близко прилегает к подушечке, то он делается короче. Если же ноготь далеко отстоит от подушечки – он делается более длинным. На разных пальцах ногти могут быть разной длины, в зависимости от строения пальцев. Обработка ногтей производится сначала обычным напильником, затем напильником с мелкой насечкой (бархатным), окончательную шлифовку ногтей можно сделать с помощью спичечного коробка (используются его стороны, оклеенные бумагой, но не зажигающие стороны). Форма ногтей обычно делается по форме подушечки. При НОГТЕВОМ УДАРЕ в извлечении звука участвуют и ноготь (в основном), и подушечка. Несколько сложнее будет привыкать к НОГТЕВОМУ УДАРУ большим пальцем правой руки. Чтобы ноготь большого пальца не цеплялся за струну, делайте его короче и тщательней обрабатывайте. Некоторые гитаристы не употребляют при игре НОГТЕВОЙ УДАР большим пальцем. Единого правила здесь нет. Все зависит от индивидуальных особенностей строения пальцев и ногтей. ФОРШЛАГ (предудар) бывает коротким и длинным. Короткий ФОРШЛАГ это один или несколько коротких звуков, исполняющихся перед основным звуком за счет предшествующей длительности. Короткий ФОРШЛАГ, состоящий из одного звука, обозначается мелкой нотой с перечеркнутым штилем. Короткий ФОРШЛАГ, состоящий из двух и более звуков, обозначается мелкими шестнадцатыми нотами, стоящими перед основной нотой. Обычно короткие ФОРШЛАГИ исполняются на одной струне приемом ЛЕГАТО, но иногда их можно исполнить очень эффектно на разных струнах. Бас, как правило, извлекается одновременно с первой нотой мелизма. Длинный ФОРШЛАГ это один звук, исполняющийся перед основным звуком, всегда за счет его длительности. Обозначается мелкой нотой с неперечеркнутым штилем. Если основной звук обозначен нотой без точки, длительность длинного ФОРШЛАГА будет равна половине ее длительности. Если основной звук обозначен нотой с точкой, длительность длинного ФОРШЛАГА будет равна двум трелям ее длительности. ТРЕЛЬ - это один из мелизмов, заключающийся в быстром чередовании основного и верхнего вспомогательного звуков. Длительность ТРЕЛИ равна длительности ноты, около которой она выставлена. В конце ТРЕЛИ часто вводится нижний вспомогательный звук. Правильной отработке ТРЕЛИ во многом способствует хорошо усвоенный прием ЛЕГАТО. АРПЕДЖИАТО – это быстрое исполнение нот, входящих в аккорд. Исполняется, как правило, за счет предшествующей длительности. Существует несколько способов исполнения АРПЕДЖИАТО. Основные из них следующие: 1) АРПЕДЖИАТО, исполняемое большим пальцем правой руки. Большой палец правой руки, направляемый кистью, быстрым и мягким движением от басовых струн к первым извлекает звуки. В нотах часто обозначается стрелкой вверх с указанием пальца p. 2) АРПЕДЖИАТО, исполняемое указательным пальцем правой руки. Указательный палец правой руки быстрым и легким движением от первых струн к басовым извлекает звуки. В нотах обозначается стрелкой вниз с указанием пальца i. 3) АРПЕДЖИАТО, исполняемое четырьмя пальцами. Большой палец правой руки верхним ударом быстро извлекает один, два или три звука на басовых струнах, затем пальцы i, m, a нижним ударом извлекают звуки на оставшихся трех струнах. 4) Сложное АРПЕДЖИАТО. Этот прием объединяет сразу два приема – 2) и 3) или 2) и 1). Возможны и другие варианты. Часто вместо указательного пальца в игре участвует безымянный. ГЛИССАНДО – прием, при котором один или несколько пальцев левой руки, прижимая струны, скользят по ладам грифа, как бы продолжая звучание инструмента без участия правой руки. В нотах ГЛИССАНДО обозначается прямой чертой. Исполняется за счет длительности той ноты, от которой начинается скольжение пальца. Различаются несколько видов ГЛИССАНДО. 1) ГЛИССАНДО без извлечения последующего звука правой рукой. В этом случае последующий звук образуется от нажима скользящего пальца на звучащую струну. Иногда такой прием обозначается дополнительной лигой над знаком ГЛИССАНДО. Этот вид ГЛИССАНДО очень распространен в пьесах подвижного характера, т.к. требует минимальной затраты движений. 2) ГЛИССАНДО с извлечением последующего звука правой руки. Этот вид ГЛИССАНДО распространен в пьесах спокойного характера. 3) ГЛИССАНДО с подменой пальцев. Во время исполнения ГЛИССАНДО один палец левой руки подменяется другим. Делается это для удобства аппликатуры. 4) ГЛИССАНДО с извлечением последующего звука на другой струне. Применяется для большей связности звуков, расположенных на разных струнах и в разных позициях. Применяя прием ГЛИССАНДО, старайтесь добиться как можно большей связности исполнения. Экономьте движения левой руки: максимально используйте предыдущую аппликатуру (т.е. пальцы, оставшиеся на струнах от уже использованной аппликатуры).