Адаптированная основная общеобразовательная программа для детей с ОВЗ по учебному предмету «Математика»


Областное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида №3» г. Курска
Рассмотрено на заседании
МО учителей _________
протокол № ____
от ____________20__ г.
Руководитель МО
____________________ О. А. Кобцева Согласовано на заседании
Методического совета
протокол № ____
от ___________20___ г.
Председатель МС
_____________ М.В.Киргизова Утверждаю
Директор школы-интерната
_________________ М.В.Погребцов
Приказ № ______
от ______ 20___ г.
Адаптированная основная общеобразовательная программа для детей с ОВЗ
по учебному предмету
«Математика»

3 класс
Автор — составитель: Киреева Н. Б. учитель начальных классов

2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным базисным учебным планом специального коррекционного образовательного учреждения VIII вида Министерства образования РФ на основе авторской учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы» под редакцией В. В. Воронковой.- М.: Просвещение, 2009
Программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ.
Федеральный компонент стандарта образования в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах VIII вида.
Методическое письмо МО РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида», 26.12.2000 г.
Концепция специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009 г.
Примерный план действий о модернизации общего образования на 2011 – 2015 годы, утвержденный Правительством РФ от 07.09.2010 года № 1507-Р
Базисный учебный план специальных (коррекционных) школ VIII вида (приложение к приказу Министерства Образования Российской Федерации от 10.04.2002 года № 29/2065-п)
Учебный план ОКСКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида №3» г. Курска, рассчитанному на шестидневную рабочую неделю.
Устав ОКСКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида №3» г. Курска.
Положение о разработке, принятии и утверждении рабочих программ учебных предметов, курсов ОКСКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида №3» г. Курска.
Цель: преодоление недостатков познавательной деятельности и эмоциональной - волевой сферы у обучающихся с ОВЗ на уроках математики, развитие интереса к предмету, социальная адаптация в условиях современного общества и овладение доступными профессионально - трудовыми навыками. Основные задачи:
- способствовать коррекции недостатков и развитию познавательной деятельности обучающихся с ОВЗ на уроках математики;
- формировать у обучающихся способность к организации своей учебной деятельности посредством освоения личностных, познавательных, регулятивных, и коммуникативных УУД;
- способствовать духовно-нравственному развитию личности, предусматривающему принятие нравственных установок созидания, справедливости, добра, становление основ гражданской российской идентичности, любви и уважения к своему Отечеству;
- формировать умение планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль;
- формировать жизненную компетенцию обучающихся с ОВЗ через практическую направленность обучения математике и тесную связь с другими учебными предметами, жизнью;
- развивать устную речь, математический язык для формирования предметно – практической деятельности и действий с числами;
- способствовать овладению системой математических знаний, умений и навыков: познакомить с нумерацией чисел в пределах 100, умножением и делением в пределах 20; сложением и вычитанием с переходом через десяток в пределах 20;
- использовать здоровьесберегающие технологии для сохранения и укрепления психического и физического здоровья обучающихся с ОВЗ.
При подборе учебного материала использовался разноуровневый подход к учебным возможностям обучающихся, мотивация учения данного предмета, способствующая наилучшей социальной реабилитации обучающихся, учтены реалии сегодняшнего дня, прослежены межпредметные связи.
Данная программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития обучающихся, уровня их знаний и умений.
Диагностика: педагогическая дифференциация по В.В. Воронковой
Для первой группы овладение знаниями по программе коррекционной школы VIII вида не представляет трудности. Они быстро запоминают приемы вычислений, способы решения задач, редко нуждаются в предметной наглядности – обычно бывает достаточно словесных указаний на те наблюдения, те явления, которые им уже известны. Обучающимся доступна использование приобретенных знаний в сходных ситуаций. Можно отметить и относительную прочность знаний. Они поясняют свои действия, выдвигают способы выполнения заданий. Выполняют задания после первичной инструкции учителя без ошибок или с одной-двумя незначительной ошибкой.
Обучающиеся второй группы испытывают на уроках математики некоторые затруднения. Они не могут представить те явления, события, предметы и факты, о которых им сообщается; способны осмыслить количественные отношения, изменения количества, величины только при непосредственном их наблюдении. Осуществляя предметно-практические действия, объединяя группы предметов, отделяя их часть обучающиеся осознают характер происходящих изменений и могут оформить их в арифметическими действиями. Поэтому они сознательно решают арифметическую задачу только тогда, когда она иллюстрирована с помощью реальных групп предметов. Словесно сформулированная задача не вызывает у них необходимых представлений. Они медленнее, чем обучающиеся 1 группы запоминают выводы, математические обобщения, овладевают приемами работы, например алгоритмами устных вычислений. Но достаточно быстро усваивают предметно-практические действия, способы выполнения иллюстраций к математическим заданиям.
Обучающиеся третьей группы испытывают значительные трудности при изучении математических вопросов. Организация предметно-практической деятельности, использование наглядных средств обучения не гарантируют формирования у них полноценных знаний. Наблюдая изменения предметных совокупностей, величин при выполнении материализованных действий, они полностью их не осознают. Связи, отношения, причинно-следственные зависимости ими не осмысляются. Их затрудняет оценка количественных изменений (больше-меньше), тем более перевод их на язык математики (запись арифметических действий). Безусловно, они удерживают в памяти отдельные факты, требования, рекомендации к выполнению заданий, но, так как запоминание происходит без должного мышления, они нарушают логику рассуждений, последовательность умственных и даже реальных действий, смешивают существенные и несущественные признаки математических фактов. Особенно трудно усваивают отвлеченные выводы, обобщенные сведения. Им очень сложно применять приобретенные знания в измененных условиях. С большим трудом и только с помощью учителя обучающиеся могут осуществлять перенос приобретенных знаний в сходную ситуацию, им почти недоступен обратный ход рассуждений. Забывание у них протекает интенсивно. При выполнении заданий обучающиеся действуют импульсивно, не составляют план предстоящей работы, не испытывают потребности в осуществлении приемов самоконтроля. За время обучения в школе они могут и не овладеть приемами отвлеченного счета, будут всегда нуждаться в материализации умственных действий. Обучение их может протекать успешно только в том случае, если учитель будет постоянно обучать их предметно-практическим действиям, сообщать (а не ждать от них) в доступной форме смысл, значение совершаемых реальных действий, происходящих изменений. Для них надо отводить значительное количество времени на закрепление приемов конкретизации изучаемых вопросов и на их объяснение в самых разнообразных условиях применения.
Четвертая группа. В каждом классе имеются обучающиеся, которые не могут быть отнесены к указанным выше группам. Они отстают в усвоении не только математических знаний, но и в знаниях по другим предметам. Их можно и нужно обучать, но по другой, более упрощенной программе.
Таким образом обучающиеся первой, второй, третьей групп, для усвоения математического материала по программе нуждаются:
1) в различном характере предъявления заданий (в одном случае достаточно актуализировать уже имеющиеся представления, в другом необходима организация материализованных действий обучающихся, а в третьем к материализованным действиям должны быть добавлены словесные комментарии учителя);
2) в различном количестве учебного времени, за которое будут усвоены изучаемые знания;
3) в допущении, что изучаемый вопрос будет усвоен обучающимися групп с неодинаковой глубиной, широтой применения, степенью обобщения и отвлечения;
4) в организации различной постоянной помощи.
В основу критериев и норм оценки учебной деятельности обучающихся положены объективность и единый подход. Для всех установлены следующие общедидактические критерии.
Оценка устных ответов
Отметка «5»ставится ученику, если он: дает правильные, осознанные ответы на все поставленные вопросы, может подтвердить правильность ответа предметно-практическими действиями, знает и умеет самостоятельно оперировать изученными математическими представлениями; умеет самостоятельно, с минимальной помощью учителя, правильно решить задачу, объяснить ход решения; умеет производить и объяснять устные и письменные вычисления; правильно узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур по отношению друг к другу на плоскости и в пространстве; правильно выполняет работы по измерению и черчению с помощью измерительного и чертежного инструментов, умеет объяснить последовательность работы.
Отметка «4»ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5»,но: при ответе ученик допускает отдельные неточности, оговорки, нуждается в дополнительных вопросах, помогающих ему уточнить ответ; при вычислениях, в отдельных случаях, нуждается в дополнительных промежуточных записях, назывании промежуточных результатов вслух, опоре на образы реальных предметов; при решении задач нуждается в дополнительных вопросах учителя, помогающих анализу предложенной задачи, уточнению вопросов задачи, объяснению выбора действий; с незначительной помощью учителя правильно узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур на плоскости, в пространстве, по отношению друг к другу; выполняет работы по измерению и черчению недостаточно точно.
Все недочеты в работе ученик легко исправляет при незначительной помощи учителя,сосредотачивающего внимание ученика на существенных особенностях задания, приемах его выполнения, способах объяснения. Если ученик в ходе ответа замечает и самостоятельно исправляет допущенные ошибки, то ему может быть поставлена оценка»5».
Отметка «3» ставится ученику, если он: при незначительной помощи учителя или учащихся класса дает правильные ответы на поставленные вопросы, формулирует правила, может их применять; производит вычисления с опорой на различные виды счетного материала, но с соблюдением алгоритмов действий; понимает и записывает после обсуждения решение задачи под руководством учителя;
узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур на плоскости и в пространстве со значительной помощью учителя или обучающихся, или с использованием записей и чертежей в тетрадях, в учебниках, на таблицах, с помощью вопросов учителя; правильно выполняет измерение и черчение после предварительного обсуждения последовательности работы, демонстрации приемов ее выполнения.
Отметка «2» ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не может воспользоваться помощью учителя, других обучающихся.
Письменная проверка знаний и умений обучающихся
Учитель проверяет и оценивает все письменные работы обучающихся. При оценке письменных работ используются нормы оценок письменных контрольных работ. При этом учитывается уровень самостоятельности ученика, особенности его развития.
По своему содержанию письменные контрольные работы могут быть либо однородными (только задачи, только примеры, только построение геометрических фигур и т. д.), либо комбинированными. Это зависит от цели работы, класса и объема проверяемого материала.
Объем контрольной работы должен быть таким, чтобы на ее выполнение обучающимся требовалось 35-40мин. За указанное время обучающиеся должны не только выполнить работу, но и успеть ее проверить.
В комбинированную контрольную работу могут быть включены: 1-3 простые задачи, или 1-3 простые задачи и составная или 2 составные задачи, примеры в одно и несколько арифметических действий (в том числе и на порядок действий), математический диктант, сравнение чисел, математических выражений, вычислительные, измерительные задачи или другие геометрические задания.
При оценке письменных работ обучающихся по математике грубыми ошибками следует считать: неверное выполнение вычислений вследствие неточного применения правил, неправильное решение задачи (неправильный выбор, пропуск действий, выполнение ненужных действий, искажение смысла вопроса, привлечение посторонних или потеря необходимых числовых данных), неумение правильно выполнить измерение и построение геометрических фигур.
Негрубыми ошибками считаются ошибки, допущенные в процессе списывания числовых данных (искажение, замена), знаков арифметических действий, нарушение в формулировке вопроса (ответа) задачи, правильности расположения записей, чертежей, небольшая неточность в измерении и черчении.
Оценка не снижается за грамматические ошибки, допущенные в работе. Исключение составляют случаи написания тех слов и словосочетаний, которые широко используются на уроках математики (название компонентов и результатов действий ,величин и др.).
При оценке комбинированных работ:
Отметка «5» ставится, если вся работа выполнена без ошибок.
Отметка «4» ставится, если в работе имеются 2-3 негрубые ошибки.
Отметка «3» ставится, если решены простые задачи, но не решена составная или решена одна из двух составных задач, хотя и с негрубыми ошибками, правильно выполнена большая часть других заданий.
Отметка «2» ставится, если не решены задачи, но сделаны попытки их решить и выполнено менее половины других заданий.
При оценке работ, состоящих из примеров и других заданий, в которых не предусматривается решение задач:
Отметка «5» ставится, если все задания выполнены правильно.
Отметка «4 » ставится, если допущены 1-2 негрубые ошибки.
Отметка «3» ставится, если допущены 1-2 грубые ошибки или 3-4 негрубые.
Отметка «2» ставится, если допущены 3-4 грубые ошибки и ряд негрубых.
Итоговая отметка знаний и умений обучающихся
1. За учебную четверть и за год знания и умения учащихся оцениваются одним баллом.
2. При выставлении итоговой отметки учитывается как уровень знаний ученика, так и овладение им практическими умениями.
3.Основанием для выставления итоговой отметки служат: результаты наблюдений учителя за повседневной работой ученика, устного опроса, текущих и итоговых контрольных работ. Годовая отметка выставляется как среднеарифметическое отметок по четвертям с учетом динамики индивидуальных учебных достижений обучающихся на конец года.
Изменения, внесенные в авторскую программу
Базисный учебный план по программе составляет 6 часов в неделю, а в год – 204 часа. Однако, в связи с праздничными днями, составляет 203 ч. Итого рабочая программа рассчитана на 203ч.
Срок реализации программы: 2015-2016 учебный год
Учебно – методический комплект
Рабочая программа по математике составлена на основе программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы» под редакцией В. В. Воронковой, -М.: Просвещение, 2009
Учебники Методическое обеспечение Дидактическое обеспечение
В. В. Эк Математика Учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Москва Просвещение 2002
В. В. Эк Обучение математике учащихся младших классов с (к) о учреждений VIII вида Пособие для учителя Москва «Просвещение» 2005
В. В. Эк Дидактический материал по математике для учащихся 3 класса вспомогательной школы Москва «Просвещение» 1992
Общая характеристика предмета «Математика»
Программа определяет оптимальный объем знаний и умений по математике, который, как показывает опыт, доступен большинству школьников и те упрощения, которые могут быть сделаны, чтобы облегчить усвоение основного программного материала.
За период обучения в 3 классе обучающиеся получат математические знания: о числах в пределах 100, о геометрических фигурах и телах, о построении геометрических фигур с помощью чертежных инструментов. Познакомятся с основными величинами длины, стоимости, массы, времен, единицами измерения величин и их соотношениями. Научатся производить четыре арифметических действия с числами; решать простые и составные (в 2действия) арифметические задачи.
Обучение математике носит предметно – практическую направленность, тесно связано с жизнью и профессионально – трудовой подготовкой обучающихся, другими учебными предметами. Знания по математике имеют важное значение в повседневной жизни: при покупке продуктов питания, одежды, предметов обихода, быта и др. Кроме того, математические знания необходимы при усвоении других учебных дисциплин, таких, как трудовое обучение, изобразительное искусство.
Математика направлена на коррекцию высших психических функций: аналитического мышления (сравнение, обобщение, классификация и др.), произвольного запоминания и внимания. Реализация математических знаний требует сформированность лексико-семантической стороны речи, что особенно важно при усвоении и осмыслении содержания задач, их анализе.
Основные направления коррекционной работы:
развитие зрительного восприятия и узнавания;
развитие пространственных представлений и ориентации;
развитие основных мыслительных операций;
развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
коррекция нарушений  эмоционально-личностной сферы;
обогащение словаря;
коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Формы организации деятельности
Основной формой организации процесса обучения математики является урок. Типы уроков: комбинированный урок, урок повторения предметных результатов, урок обобщения и систематизации предметных результатов, контрольный урок, коррекционный урок (работа над ошибками), урок-экскурсия. Ведущей формой работы учителя с обучающимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода.
Мониторинг уровня обученности и качества знаний
Формами контроля на уроках математики в начальной школе выступают три вида: предварительный (входная контрольная работа в начале учебного года), текущий (домашняя работа, самостоятельная работа, устный опрос, контрольные работы по изучению разделов программы), итоговый (контрольные работы по текстам администрации в конце 1 полугодия и года).
При работе с детьми с ОВЗ применяются особые коррекционно-развивающие технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании. Для обеспечения образовательных потребностей каждого обучающегося в соответствии с его индивидуальными особенностями, развития познавательной активности, школьной мотивации используются
традиционные педагогические технологии:
технологии коррекционного обучения (умение слушать инструкцию и точно ее выполнять, умение действовать по образцу, умение воспроизводить информацию, отвечать на поставленные вопросы);
технологии развивающегося обучения (умение сравнивать, умение выделять существенные объекты, выполнять классификацию по заданному признаку, умение выявлять причинно-следственные связи и объяснять);
игровые технологии (вовлеченность в игру, принятие правил игры, проявление инициативы, склонность к интерпретациям, адекватное отношение к проигрышу и победе);
коррекционно – развивающие технологии (положительная динамика, результативность обучения);
инновационные педагогические технологии:
элементы информационных технологий (индивидуализация учебного процесса, активизация самостоятельной работы обучающихся развитие навыков самоконтроля, развитие познавательной деятельности, особенно процессов мышления);
личностно – ориентированные технологии (формирование адаптивных, социально – активных черт обучающихся, чувства взаимопонимания, уверенности в себе);
здоровьесберегающие технологии.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Предмет «Математика» входит в образовательную область курса «Математика» учебного плана ОКСКОУ «С (к) о школа-интернат VIII вида №3» г. Курска
№ Количество учебных недель Количество часов
в неделю в год
1 35 6 203
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения образовательной программы по предмету «Математика»
У всех обучающихся продолжать формировать основы учиться, развивать интерес к математике, планировать свою деятельность, самостоятельно выполнять задания, осуществлять самоконтроль, учить овладевать элементами классификации объектов, анализом и синтезом, под руководством учителя устанавливать причинно-следственные связи, обосновывать выбор действия при решении задач, использовать знаково-символическую деятельность. Обучать элементам коммуникативных УУД: продолжать учиться
следовать инструкциям педагога, использовать необходимые математические термины, комментировать предметно-практическую деятельность и действия с числами. В классе можно выделить несколько групп обучающихся с различными возможностями усвоения математических знаний.
Обучающиеся должны уметь:
1-2 уровень 3 уровень
Получать, называть, сравнивать, записывать круглые десятки;
считать круглыми десятками в пределах 100 в прямой и обратной последовательности;
получать двузначные числа из десятков и единиц; раскладывать двузначные числа на десятки и единицы;
называть, записывать, откладывать на счётах двузначные числа;
считать в прямой и обратной последовательности по единице и равными числовыми группами по 2, по 5, по 3, по 4 в пределах 100;
различать однозначные и двузначные, чётные и нечётные числа;
сравнивать числа в пределах 100;
увеличивать и уменьшать количество и число в несколько раз;
пользоваться единицами измерения стоимости (рубль, копейка), длины (метр), массы (килограмм), времени (минута, час, сутки, месяц, год), ёмкости (литр); соотносить изученные меры;получать числа при измерении длины, массы, ёмкости, времени одной единицей и записывать их;
различать числа, полученные при счёте и измерении;
определять порядок месяцев в году;
пользоваться различными табель-календарями, отрывными календарями;
определять время с точностью до получаса, до четверти часа, до 5 минут (двумя способами);
употреблять в речи названия компонентов действий сложения и вычитания;
складывать и вычитать числа с переходом через десяток в пределах 20;
складывать и вычитать числа в пределах 100 без перехода через десяток, пользуясь приёмами устных вычислений;
называть арифметические действия умножения и деления (на равные части);
пользоваться таблицами умножения и деления в пределах 20; использовать переместительное свойство умножения, связь действий умножения и деления, их взаимообратность при выполнении действий;
решать примеры на порядок действий и со скобками;
решать простые арифметические задачи на нахождение произведения, на деление на равные части, на увеличение и уменьшение числа в несколько раз, на нахождение стоимости по цене и количеству и составные задачи в два арифметических действия, составление из ранее решаемых простых задач;
находить точку пересечения линий (отрезков);
называть, показывать окружность, круг, дугу, центр, радиус;
чертить окружность разных радиусов;
называть, показывать многоугольник и его элементы;
чертить многоугольник по заданным точкам (вершинам);
измерять стороны многоугольника;
называть и показывать противоположные стороны прямоугольника (квадрата);
называть свойства сторон и углов прямоугольника (квадрата). Называть, записывать круглые десятки, считать круглыми десятками в пределах 100 в прямой и обратной последовательности;
Получать двузначные числа из десятков и единиц; называть, откладывать их на счётах; раскладывать двузначные числа на десятки и единицы (возможна помощь учителя);
Считать в прямой и обратной последовательности единицами (с помощью учителя);
Сравнивать числа в пределах 100;
*пользоваться единицами измерения стоимости (рубль, копейка), длины (метр), массы (килограмм), времени (минута, час, сутки, месяц, год), ёмкости (литр) и соотношением известных мер (возможна помощь учителя и использование таблицы соотношения единиц измерения величин);*определять время по часам с точностью до получаса;
*пользоваться календарём для установления количества суток в месяце, месяцев в году;
*решать примеры на сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через десяток;
*складывать и вычитать числа в пределах 100 без перехода через разряд ( с опорой на дидактический материал);
*пользоваться таблицами умножения и деления чисел на 2. 3, 4, 5 в пределах 20 для решения примеров на соответствующие действия;
*решать простые арифметические задачи на нахождение произведения, на деление на равные части, на увеличение и уменьшение числа в несколько раз, на вычисление стоимости по цене и количеству ( с опорой на наглядность);
*показывать окружность, круг, дугу, центр, радиус, называть их (можно с помощью учителя);
*чертить окружность заданного радиуса;
*чертить многоугольник по точкам (вершинам); измерять стороны многоугольника.
Обучающиеся должны знать:
сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через десяток;
числовой ряд 1-100 в прямом и обратном порядке;
смысл арифметических действий умножения и деления (на равные части и по содержанию), различие двух видов деления на уровне практических действий, способа чтения и записи каждого вида деления;
таблицы умножения и деления чисел в пределах 20, переместительное свойство произведения, связь таблиц умножения и деления;
порядок действий в примерах в 2-3 арифметических действия;
единицы (меры) измерения стоимости, длины, массы, времени, ёмкости; соотношения изученных мер;порядок месяцев в году, номера месяцев от начала года.
Примечания.
Решать примеры на сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через десяток с подробной записью.
Обязательно знание только таблицы умножения числа 2, получение частных от деления на 2 путём использования таблицы умножения.
Достаточно умения определять время по часам только одним способом, пользоваться календарём для установления порядка месяцев в году, количества суток в месяцах, месяцев в году.
Исключаются арифметические задачи в два действия, одно из которых – умножение или деление.
Содержание тем учебного курса
№ Наименование раздела, темы Коли
чество часов Краткое содержание раздела (темы) Из них (количество часов)
Практические работы Экскурсии Мониторинг уровня обученности1 Нумерация. Повторение 21 Числовой ряд 1-20, однозначные и двузначные числа 2 Сложение и вычитание без перехода через десяток. Повторение 17 Сложение и вычитание разрядных единиц в пределах 20, название компонентов сложения и вычитания, углы, многоугольники, составная задача 2
3 Сложение и вычитание чисел в пределах 20 с переходом через десяток 30 Замена второго слагаемого суммой чисел, прибавление чисел 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, мера емкости – 1 л, мера массы – 1 кг, вычитание чисел 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, построение прямого угла, счет равными числовыми группам 1
4 Умножение и деление 27 Знак умножения, название чисел при умножении, замена сложения умножением, умножение и деление чисел 2, 3, 4, 5, 6, 1
5 Сотня. Нумерация 19 Счет круглыми десятками, сложение и вычитание круглых десятков, сложение вида 69+1, 69+10, вычитание вида 40-1, 100-1, 24-10 1
6 Сложение и вычитание без перехода через десяток 29 Примеры со скобками, сложение и вычитание вида 60+4, 64-60, 64-4, 64+3, 3+64, 57+40, 57-40, 42+25, 58-27, 48-38, 48-45 1
7 Числа, полученные при счёте и при измерении 10 Числа, полученные при счёте и при измерении стоимости, длины, времени 1
8 Деление на равные части. Деление по содержанию 12 Деление на 2, 3, 4, 5, по 2,3,4,5 1
9 Взаимное положение фигур на плоскости 8 Окружность, круг, взаимное положение окружности и линий на плоскости 10 Порядок арифметических действий 3 Действие 1 и 2 ступеней 1
11 Повторение 27 1
Итого: 203 ч 10
Календарно – тематическое планирование
№ Тема урока Кол.
час. Дата Элементы содержания Требования к уровню подготовки обучающихсяФорма контроля Дом.
задание
план факт Нумерация. Повторение 1. Повторение. Числовой ряд 1-20. Однозначные и двузначные числа 1 Однозначные, двузначные Знать счёт в пределах 20 по единице Уметь различать однозначные и двузначные числа 2. Повторение. Следующее число, предыдущее число 1 Следующее, предыдущее Знать способы получения сле-дующего и преды-дущего чисел Уметь получать следующее и предыдущее числа Стр. 5, № 14(3), 15(3)
3. Повторение. Образование чисел второго десятка 1 Единицы, десятки Знать образование чисел второго десятка Уметь получать числа второго десятка Стр.8, №28(б)
4. Повторение. Сравнение чисел 1 Больше, меньше, равно Уметь сравнивать числа Стр.4,
№ 8
Сложение и вычитание без перехода через десяток. Повторение 5. Повторение. Сложение и вычитание разрядных единиц в пределах 20 1 Десяток, единицы Уметь складывать и вычитать раз-рядные единицы в пределах 20 6. Повторение. Число 0 как компонент сложения и вычитания 1 Знать, что нуль – слагаемое, сумма, вычитаемое, разн. Уметь решать примеры с нулём Стр. 8,
№ 30
7. Повторение. Название компонентов сложения и вычитания 1 Слагаемое, сумма, уменьшаемое, вычитаемое, разность Знать названия компонентов сложения и вычитания Уметь решать примеры на сложение и вычитание Стр.15, №13(1, 2, 3), стр.16, № 14(1, 2, 3)
8. Входная контрольная работа № 1 по теме «Сложение и вычитание без перехода через десяток» 1 Проверить знания обучающихся9. Работа над ошибками 1 Уметь находить и исправлять ошибкСтр.14, № 9
10. Повторение. Меры времени – час, сутки 1 Знать, что час, сутки – меры времени Уметь различать меры времени час и сутки Стр.19, № 29(1)
11. Повторение. Действия с числами, полученными при измерении времени 1 Уметь выполнять действия с числами 12. Повторение. Определение времени по часам 1 Час, сутки Знать меры времени час, сутки Уметь определять время по часам Стр. 19, № 30 (2)
13. Повторение. Меры стоимости: 1к., 1р. 1 Копейка, рубль Знать меры стоимости Уметь выполнять действия с числ. Стр.19, №32
14. Повторение. Меры длины:1см, 1дм 1 Сантиметр, дециметр Знать меры длины Уметь выполнять действия с числами Стр.23, №45(3), №46 (3)
15. Повторение. Углы 1 Прямой угол, острый угол, тупой угол Уметь различать углы, строить углы Стр. 25, №53(а)
16. Повторение Многоугольники 1 Треугольник, прямоугольн., квадрат Знать названия геометрических фигур Уметь различать геометрические фигуры Стр.25, №53(б, в)
17. Повторение. Примеры в два действия 1 Уметь решать при
меры в два дейст. 18. Повторение. Составная задача 1 Уметь решать за
дачи под контролем учителя Стр. 26, № 58 (3),
№ 59 (а-3)
19 Повторение. Обобщающий урок по теме «Сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через десяток» 1 Уметь решать примеры и задачи Стр.27, № 65(2,3)
20. Контрольная работа № 2 по теме «Сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через десяток» 1 Уметь работать сам-ноПроверить знания обучающихся по теме 21. Работа над ошибками 1 Уметь исправлять ошибки Стр.27, № 64
Сложение и вычитание чисел в пределах 20 с переходом через десяток 22. Сложение с переходом через десяток. Замена второго слагаемого суммой чисел 1 Знать состав чисел первого десятка Уметь заменять второе слагаемое суммой Стр. 29, № 4 (4), стр. 30, №13(3)
23. Прибавление числа 9 1 Знать состав числа 9 Уметь раскладывать число 9 на два числа
24. Закрепление прибавления числа 9 1 Знать состав числа 9 Уметь прибавлять число 9 Стр.32, №15(б) 3
25. Прибавление числа 8 1 Знать состав числа 8 Уметь раскладывать число 8 на два числа Стр. 34,№ 20д, 2 столбик
26. Закрепление прибавления числа 8 1 Знать состав числа 8 Уметь прибавлять число 8 Стр. 34, № 20д (4 примера)
27. Прибавление числа 7 1 Знать состав числа 7 Уметь раскладывать число 8 Стр.35, № 23г 4 пр.
28. Закрепление прибавления числа 7. Решение составных задач 1 Условие
Вопрос
Решение
ответ Знать состав числа 7 Уметь прибавлять число 7 Примеры у сказочн. героя
29. Прибавление чисел 6, 5, 4, 3, 2 1 Знать состав чисел 6, 5, 4, 3, 2 Уметь раскладывать числа 6, 5, 4, 3, 2 30. Закрепление прибавления чисел 6, 5, 4, 3, 2 1 Знать состав чисел 6, 5,4, 3, 2 Уметь прибавлять числа 6, 5, 4, 3, 2 Стр.38, № 35(2,3,4)
31. Составление и решение составных задач 1 Условие
Вопрос
Решение
Ответ Знать состав чисел первого десятка Уметь решать задачи Стр. 39, № 39(2,3,4)
32. Сложение с переходом через десяток. Закрепление 1 Знать состав чисел первого десятка Уметь прибавлять числа 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2 Стр. 39, №41(1,2,3)
33. Таблица сложения однозначных чисел с переходом через десяток 1 Знать состав чисел первого десятка Уметь прибавлять числа с переходом через десяток Стр.39, № 40, выуч. таблицу
34. Вычитание с переходом через десяток с заменой двух вычитаемых одним числом 1 Знать состав чисел первого десятка Уметь решать примеры в два действия Стр. 42, № 56(1)
35. Вычитание числа 9 1 Знать состав числа 9 Уметь раскладывать число 9 на два числа Стр. 46, № 15г (1,2)
36. Закрепление вычитания числа 9 1 Знать состав числа 9 Уметь вычитать число 9 Стр.46, № 17 (3, 4)
37. Вычитание числа 8 1 Знать состав числа 8 Уметь раскладывать число 8 на два слагаемых Стр.48, №22 (3, 4)
38. Закрепление вычитания числа 8 1 Знать состав числа 8 Уметь вычитать число 8 Стр. 48, № 23
39. Обобщающий урок по теме «Сложение и вычитание чисел в пределах 20 с переходом через десяток» 1 Знать состав чисел первого десятка Уметь складывать и вычитать с переходом через десяток Стр.57, № 58
40. Контрольная работа № 3 по теме «Сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через десяток» 1 Проверить знания по изученной теме 41. Работа над ошибками 1 Знать состав чисел первого десятка Уметь работать самост-но42. Вычитание числа 7 1 Знать состав числа 7 Уметь раскладывать число 7 43. Вычитание чисел 6, 5, 4, 3, 2 1 Знать состав чисел 6, 5, 4, 3, 2 Уметь расклад. числа 6, 5, 4, 3, 2 Стр. 49, № 27(3,4)
44. Мера ёмкости - 1 литр 1 Литр
поллитраУметь решать примеры и задачи Стр. 42, № 56 (2)
45. Мера массы – 1 килограмм 1 Килограмм Знать состав чисел первого десятка Уметь решать примеры и задачи 46. Счёт равными числовыми группами по 3, 4 1 Уметь считать равными числовыми группами Стр. 52, знать счёт по 3, 4, № 39, 40
47. Счёт равными числовыми группами по 2, 3, 4, 5 1 Уметь присчитывать и отсчитывать по 2, 3, 4, 5 *48 Повторение. Сложение и вычитание с переходом через десяток в пределах 20 1 Компоненты сложения, вычитания Знать алгоритм сложения, вычитания Уметь заменять число суммой чисел Задание у сказ. героя
49 Повторение. Счёт равными числовыми группами 1 Уметь присчитывать и отсчитывать по 2,3,4,5 Стр.53, № 45(а), № 46 (в)
Умножение и деление 50 Умножение. Знак умножения. Название чисел при умножении 1 Множитель, произведение Знать знак умножения хУметь складывать одинаковые слагаемые 51 Замена сложения умножением 1 Умножение, слагаемые Знать счёт равными числовыми группами Уметь заменять сложение одинаковых слагаемых умножением Стр.61, № 11 (б), 3 столбик
52 Умножение числа 2 1 Таблица умножения Знать счёт по 2 Уметь присчитывать по 2 Стр. 59, № 4
53 Умножение числа 2. Примеры в два действия 1 Знать таблицу умножения числа 2 Уметь присчитывать по 2 Проверка таблицы Стр. 65, № 23 (3)
54 Деление. Знак деления. Название чисел при делении 1 Деление, делитель, делимое. частное Знать счёт равными числовыми группами Уметь отсчитывать по 2 Стр. 66, №26
55 Таблица деления на 2 1 Делимое, делитель, частное Знать счёт равными числовыми группами Уметь отсчитывать по 2 Стр.68, № 32(3), выучить таблицу деления на 2
56 Простые задачи на нахождение частного 1 Знать части задачи Уметь записывать решение, ответ задачи Проверка таблицы деления на 2 57 Умножение числа 2, деление на 2. Закрепление 1 Множитель, произведение делимое, делитель, частное Знать таблицу умножения числа 2, деления на 2 Проверка таблиц: умножения числа 2, деления на2Стр.69, № 38 (3)
58 Умножение числа 3 1 Знать счёт равными числовыми группами по 3 Уметь присчитывать по 3 Стр. 68, № 34, повто-рять таблицы
59 Таблица умножения числа 3 1 Множитель, произведение Знать счёт равными числовыми группами по 3 Уметь присчитывать по 3 Стр.70, выучить таблицу, стр. 72, № 49 (2)
60 Деление на число 3 1 Делимое, делитель, частное Знать счёт равными числовыми группами по 3 Уметь отсчитывать по 3 Проверка таблицы умножения числа 3 Стр.71, №46 (в)
61 Таблица деления на 3 1 Делимое, делитель, частное Знать счёт по 3 Уметь отсчитывать по 3 Стр.75, № 62
62 Все действия в пределах 20. закрепление 1 Знать счёт равными числовыми группами по 2, 3 Уметь присчитывать по 2,3; уметь отсчитывать по 2,3 Проверка знания таблиц умножения и деления 63 Умножение числа 4 1 Множители, произведение Знать счёт равными числовыми группами по 4 Уметь присчитывать по 4 Стр.75, № 65 (3)
64 Таблица умножения числа 4 1 Множители, произведение Знать счёт равными числовыми группами по 4 Уметь присчитывать по 4 Стр.77, № 73 (1,2), выучить таблицу
65 Деление на 4 равные части 1 Делимое, делитель, частное Знать счёт равными числовыми группами по 4 Уметь отсчитывать по 4 Проверка таблицы умножения Стр. 79, № 82 (2, 3). Трое (2)
66 Таблица деления на 4 1 Делимое, делитель, частное Знать счёт равными числовыми группами по 4 Уметь отсчитывать по 4 Стр.77, № 71 (б,в)
67 Умножение чисел 2,3,4 и деление на 2,3,4. Закрепление 1 Стр.80, № 86 (2,3)
68 Задачи на нахождение произведения и частного 1 Названия компонентов действий умножения и деления Знать части задачи Уметь записывать решение и ответ задачи Проверка знания таблиц 69 Умножение чисел 5, 6 1 Названия компонентов действия умножения Знать счёт равными числовыми группами по 5, 6 Уметь присчитывать по 5, 6 Стр.79, №81(в)
70 Таблицы умножения чисел 5, 6 1 Названия компонентов действия умножения Знать счёт равными числовыми группами по 5, 6 Уметь присчитывать по 5, 6 Стр. 82, таблицы. Примеры у сказ. героя
71 Таблицы деления на 5, 6.
Табличное умножение и деление в пределах 20. Закрепление 1 Названия компонентов действий умножения и деления Знать счёт равными числовыми группами Уметь присчитывать, отсчитывать по 2, 3, 4, 5, 6 Проверка знания таблиц Стр. 85, № 106 (1,2).
72 Обобщающий урок по теме «Умножение и деление» 1 Названия компонентов действий умножения и деления Знать таблицы умножения и деления в пределах 20 Уметь решать примеры на умножение и деление Проверка знания таблиц Стр. 89, № 14 (2,3)
73 Контрольная работа № 4 по теме «Умножение и деление» 1 Знать таблицы умножения и деления в пределах 20 Уметь работать самостоятельно Проверка знаний по изученной теме 74 Работа над ошибками 1 Знать таблицы умножения и деления в пределах 20 Уметь исправлять ошибки Сотня 75 Сотня. Нумерация 1 Сто, сотня Знать разрядные единицы Уметь присчитывать по одному Стр. 95, № 3(а, б) 2, 3
76 Счёт круглыми десятками. Сравнение круглых десятков 1 Сто, сотня Знать разрядные единицы Уметь считать круглыми десятками Примеры на карточке
77 Соотношения: 100 к. = 1р., 100см= 1м 1 Сантиметр, метр, копейки, рубли Знать меры длины, стоимости Уметь соотносить меры длины и меры стоимости Проверка счёта круглыми десятками Стр.97, № 11(б)
78 Сложение и вычитание круглых десятков 1 Единицы, десятки Знать счёт круглыми десятками Уметь считать круглыми десятками Стр.98, № 15 (1,2)
79 Нумерационная таблица в пределах сотни 1 Единицы, десятки Стр. 100, № 25 (3), № 26 (3)
80 Составление двузначных чисел из десятков и единиц 1 1 Единицы, десятки Уметь считать круглыми десятками 81 Числовой квадрат, сравнение чисел в пределах сотни 1 Квадрат Стр.101, №28 (4,5)
82 Сложение вида 69+1, 69+10 1 Знать состав чисел первого десятка Уметь складывать числа в пределах 10 Стр.99, №21 (3,4), стр. 100, № 23 (3,4)
83 Обобщающий урок по теме «Нумерация чисел в пределах 100» 1 Знать нумерацию чисел в пределах 100 Уметь присчитывать и отсчитывать по одному Проверка счёта круглыми десятками Стр. 107, №49 (1), № 50 (3).
84 Контрольная работа № 5 по теме «Нумерация чисел в пределах 100» 1 Уметь работать самостоятельно Проверка знаний обучающ. 85 Работа над ошибками 1 Уметь находить ошибки и исправлять их Стр. 107, №52 (3,4)
86 Вычитание вида 40-1, 100-1,
24-10 1 Знать нумерацию чисел в пределах 100 Уметь отсчитывать по одному 87 Примеры и задачи с числами в пределах 100 1 Знать изученные способы сложения и вычитания в пределах 100 Уметь записывать задачи, примеры Стр. 108, №61 (3,4)
88 Вычисление стоимости по цене и количеству 1 Цена, количество Знать меры стоимости 1р., 1к. Стр. 89, № 10(а)
89 Построение прямого угла 1 Прямой угол
Чертёжный угольник Знать элементы угла Уметь чертить прямой угол с помощью угольника Стр. 53, № 43, 44
90 Многоугольник. Его части 1 Многоуголь-ник Знать элементы многоугольника Уметь различать многоугольники Стр.56, № 54
91 Определение вида угла с помощью чертёжного угольника 1 Знать элементы угла Уметь чертить прямой угол Стр. 55, № 52
92 Вычерчивание многоугольников по данным вершинам 1 Знать элементы многоуголь-
никаУметь вычерчивать многоуголь-
ники93 Чётные и нечётные числа 1 Число, цифра, чётные, нечётные Уметь определять чётные и нечётные числа Задание по кар-точкам94 Повторение. Примеры и зада-чи с числами в пределах 100 1 Знать изученные способы сложе-ния и вычитания в пределах 100 Уметь записывать задачи, примеры 95* Меры длины: 1см, 1дм, 1м 1 Сантиметр, дециметр, метр Знать меры длины, их соотношения Уметь произво-дить измерения в см, дм, м Стр.113, № 1(в) 3 столбик
96 Примеры с числами, полученными при измерении длины 1 Сантиметр, дециметр, метр Знать меры длины, их соотношения Уметь произво-дить измерения в см, дм, м Стр. 114, №1(г) 3 столбик
97 Меры времени: 1 ч, 1 сут., 1 год 1 Час, сутки, год Знать меры времени Уметь соотносить меры времени Примеры на карточ.
98 Окружность, круг 1 Окружность, круг Уметь чертить окружность циркулем Стр.119, № 9
Сложение и вычитание без перехода через десяток 99 Сложение и вычитание круглых десятков. Порядок выполнения действий в примерах со скобками 1 скобки Уметь складывать и вычитать круглые десятки Стр. 124, № 11(2,3)
100 Примеры со скобками 1 Знать таблицы умножения и деления Уметь складывать и вычитать круглые десятки 101 Нахождение неизвестного числа 1 Слагаемое, уменьшаемое, вычитаемое Уметь складывать и вычитать круглые десятки Стр.125, №19 (3,4)
102 Сложение и вычитание вида 60+4, 4+ 60, 64-60, 64-4 1 Единицы, десятки Знать десятичный состав числа Уметь раскладывать двузначное число на десятки и единицы Стр.131, № 6(3,4)
103 Сложение вида 64+3, 3+64 1 Единицы, десятки Знать десятичный состав числа Уметь раскладывать двузн. число на десятки и единицы Примеры на карточке
104 Вычитание вида 63-2 1 Единицы, десятки Знать десятичный состав числа Уметь раскладывать двузначное число на десятки и единицы Стр.134, № 5 (3)
105 Закрепление изученных случаев сложения и вычитания 1 Единицы, десятки Знать десятичный состав числа Уметь раскладывать двузначное число на десятки и единицы Стр.135, № 12(а, б)
106 Сложение вида 57+40, 40+57 1 Единицы, десятки 107 Вычитание вида 57-40 1 Единицы, десятки Знать десятичный состав числа Стр.138, № 3 (1)
108 Закрепление изученных случаев сложения и вычитания 1 Компоненты действий сложения и вычитания Знать десятичный состав числа Уметь складывать и вычитать числа Стр. 138, №9(1,2)
109 Сложение вида 42+25 1 Компоненты действия слож. Знать десятичный состав числа Уметь складывать числа Стр. 134, № 4 (2,4)
110 Вычитание вида58-27 1 Компоненты действия вычитания Знать десятичный состав числа Уметь вычитать числа Стр.140, № 6 (2)
111 Вычитание вида 48-38, 48-45 1 Компоненты действия вычитания Знать десятичный состав числа Уметь вычитать числа Стр.141, № 9(1,2)
112 Закрепление вычитания вида 58-27, 48-38, 48-45 1 Компоненты действий сложения и вычитания Знать десятичный состав числа Уметь вычитать числа 113 Сравнение чисел и выражений 1 Знать знаки больше, меньше, равно Уметь сравнивать числа Стр.143, № 20 а (4), № 21 а(4)
114 Сравнение чисел 1 Знать знаки больше, меньше, равно Уметь сравнивать числа Стр. 143, № 19а(3,4)
115 Сложение вида 38+2, 98+2 1 Компоненты действий сложения Знать состав числа 10 Уметь дополнять до 10 Стр. 145, №4а(1,2)
116 Закрепление сложения вида 38+2, 98+2 1 Компоненты действий сложения Состав числа 10 Уметь дополнять до 10 Стр. 145, № 4 б(2)
117 Сложение вида 38+42, 58+42 1 Компоненты действий сложения Состав числа 10 Уметь дополнять до 10 Стр. 147, № 1в
118 Закрепление сложения вида 38+42, 58+42 1 Компоненты действий сложения Состав числа 10 Уметь дополнять до 10 119 Вычитание вида 40-6, 90-37 1 Компоненты действия вычитания Состав числа 10 Уметь дополнять до 10 Стр.149, №5( а, б), (4 ст.)
120 Вычитание вида 100-67, 100-7 1 Компоненты действия вычитания Состав числа 10 Уметь дополнять до 10 Стр. 150, № 11 б (1,2)
121 Закрепление всех изученных случаев сложения и вычитания 1 Компоненты действий сложения и вычитания Стр.154, № 24 а,б (1,2)
122 Обобщающий урок по теме «Сложение и вычитание без перехода через десяток» 1 Стр.156, № 32 а (1,3)
123 Контрольная работа № 6 по теме «Сложение и вычитание без перехода через десяток» 1 Уметь работать самостоятельно 124 Работа над ошибками 1 Уметь находить ошибки, исправлять их Числа, полученные при счёте и при измерении 125 Числа, полученные при измерении стоимости 1 Копейка, рубль Знать меры стоимости Уметь соотносить меры стоимости Стр.160, № 11 б,в126 Числа, полученные при измерении длины 1 Меры длины Знать меры длины Уметь соотносить меры длины Стр. 162, № 18в,г (1,2)
127 Примеры и задачи с числами, полученными при измерении 1 Знать части задачи Стр. 166, № 35(3), стр.167, №39(3)
128 Числа, полученные при счёте 1 Стр. 155, №27 б (1,2)
129 Единица времени – минута. Определение времени в минутах 1 минута Стр. 171, 172, №49 (3)
130 Год, месяц, сутки, час, минута – меры времени 1 Меры времени Знать меры времени Уметь соотносить меры времени 131 Закрепление. Меры времени 1 Меры времени Знать меры времени Уметь соотносить меры времени Стр.172, №51(3)
132 Обобщающий урок по теме «Числа, полученные при счёте и при измерении» 1 Меры длины, стоимости, времени 166, № 35(2)
133 Контрольная работа № 7 по теме «Числа, полученные при счёте и при измерении» 1 Уметь работать самостоятельно 134 Работа над ошибками 1 Уметь исправлять ошибки Стр.176, № 65 б(1)
Деление на равные части. Деление по содержанию 135 Деление на равные части. Деление на 2 1 Равные части, Знать таблицу деления на 2 136 Деление по содержанию. Деление по 2 1 По содержанию Знать таблицу деления на 2 Стр.178, вывод, стр. 177, № 1(3,4)
137 Деление на 3 равные части. Деление по 3 Знать таблицу деления на 3 Уметь различать деление на равные части и деление по содержанию Стр . 180, № 15(б)
138 Деление на 4 равные части. Деление по 4 1 Равные части, по содержанию Знать таблицу деления на 4 Уметь различать деление на равные части и деление по содержанию Стр.181, №21 (б)
139 Деление на 5 равных частей. Деление по 5 1 Равные части, по содержанию Знать таблицу деления на 5 Уметь различать деление на равные части и деление по содержанию Стр.182, № 24 (а)
140 Задачи на нахождение частного 1 Равные части, по содержанию Знать таблицу деления на 2,3,4,5 Уметь различать деление на равные части и деление по содержанию Стр. 183, № 31 (б)
141 Составная задача 1 Знать части задачи Уметь различать деление на равные части и деление по содержанию 142 Примеры в два действия, сравнение выражений 1 Больше, меньше Знать порядок действий в примерах в два действия Стр. 186, № 6(2, 3)
143 Составная задача. Составление и решение задач 1 Знать части задачи Уметь записывать задачи 144 Обобщающий урок по теме «Деление на равные части. Деление по содержанию» 1 Равные части, по содержанию Знать таблицу деления на 2,3,4,5 Уметь различать деление на равные части и деление по содержанию Стр. 187, № 10(а)
145 Контрольная работа № 8 по теме «Деление на равные части. Деление по содержанию» 1 Проверка знаний 146 Работа над ошибками 1 Уметь исправлять ошибки 147 Взаимное положение геометрических фигур на плоскости 1 Взаимное положение Уметь различать геометрические фигуры Стр. 197, № 4 (б)
148 Окружность. Круг 1 Окружность, круг Стр. 198, № 6(б-1)
149 Взаимное положение окружностей 1 Окружность, круг Уметь чертить окружность Задание у сказочного героя
150 Взаимное положение окружности и линий на плоскости 1 Уметь чертить окружность Стр. 198, № 6 (б-2)
151 Закрепление темы «Взаимное положение геометрических фигур на плоскости» 1 Геометричес-кие фигуры Уметь чертить окружность Стр. 198, № 6 (б-3)
152 Повторение. Деление на равные части, деление по содержанию 1 *153 Повторение. Сложение и вычитание в пределах 100 1 Компоненты действия сложения и вычитания Знать алгоритм сложения и вычитания чисел в пределах 100 Уметь произв. вычисления в пределах 100 изученными способами Стр. 200, № 1(2,3)
Порядок арифметических действий 154 Действия 1 и 2 ступеней 1 Порядок действий в примерах в два действия Знать правила выполнения действий в примерах в два действия Уметь решать примеры в два действия, используя правила Стр. 201, правило, стр. 201, № 2 (3)
155 Порядок выполнения действий 1 и 2 ступеней 1 Порядок действий в примерах в два действия Знать правила выполнения действий в примерах в два действия Уметь решать примеры в два действия, используя правила Стр. 202, правило, № 5
156 Закрепление темы «Действия1и 2 ступеней» 1 Порядок действий в примерах в два действия Знать правила выполнения действий в примерах в два действия Уметь решать примеры в два действия, используя правила 157
Примеры и задачи на сложение и вычитание в пределах 100 1 Компоненты действия сложения и вычитания Знать способы сложения и вычитания в пределах 100 Уметь складывать и вычитать в пределах 100 Проверка правил о порядке арифм. дей. Стр.204, № 12а (1,2)
158 Составление и решение задач по краткой записи условия 1 Составление связного текста Знать части задачи Уметь решать задачу Стр. 206, № 21(г)
159 Задачи на деление на равные части и по содержанию 1 Знать части задачи, знать таблицу умнож. и деления Уметь различать деление на равные части и по содержанию Стр.207, № 25 (в)
160 Простые задачи 1 Простая задача Знать части задачи Уметь решать простую задачу Стр. 204, 205, №15(в)
161 Составные задачи 1 Составная задача Знать части задачи Уметь решать составную задачу после разбора Стр. 209, №34(б)
162 Числа, полученные при измерении длины 1 Меры длины: см, дм, м Знать соотношение мер длины Уметь строить отрезки, геом.фигуры 163 Примеры с числами, полученными при измерении длины 1 Меры длины: см, дм, м Знать соотношение мер длины Уметь решать примеры Стр. 209, № 32(1,2)
164 Примеры и задачи с числами, полученными при измерении длины 1 Меры длины: см, дм, м Знать соотношение мер длины, знать части задачи Уметь решать примеры, задачи Стр. 209, 32(3)
165 Соотношение мер длины. Закрепление 1 Меры длины: см, дм, м Знать соотношение мер длины, знать части задачи Уметь превращать одни меры длины в другие Проверка знания соотноше-ний между мерами длины Стр. 208, №31(3)
166 Меры времени. Соотношения между единицами времени 1 Меры времени: мин, ч, сут., мес., год Знать соотношения между единицами времени Уметь превращать одни меры времени в другие Стр.207, № 27(2)
167 Примеры с числами, полученными при измерении времени 1 Меры времени: мин, ч, сут., мес., год Знать соотношения между единицами времени Уметь превращать одни меры времени в другие Стр. 205, № 18(б) 3ст., № 19(б) 3 ст.
168 Задачи с числами, полученными при измерении времени 1 Меры времени: мин, ч, сут., мес., год Знать соотношения между единицами времени Уметь превращать одни меры времени в другие 169 Примеры и задачи с числами, полученными при измерении времени 1 Меры времени: мин, ч, сут., мес., год Знать соотношения между единицами времени Уметь превращать одни меры времени в другие Стр.206, № 20(б)
170 Примеры и задачи с числами, полученными при измерении времени. Закрепление 1 Меры времени: мин, ч, сут., мес., год Знать соотношения между единицами времени Уметь превращать одни меры времени в другие Стр.206, № 20(в)
171 Примеры с числами, полученными при измерении стоимости 1 Меры стоимости: копейки, рубли Знать соотношения между единицами стоимости Уметь превращать одни меры стоимости в другие Стр.206, № 23(3)
172 Соотношение величин: цена, количество, стоимость 1 Меры стоимости Знать соотношения между единицами стоимости Уметь превращать одни меры стоимости в другие Стр. 208, №28 (открытка)
173 Примеры и задачи с числами, полученными при измерении стоимости 1 Меры стоимости Знать соотношения между единицами стоимости Уметь превращать одни меры стоимости в другие Стр. 208, № 29(б)
174 Составление и решение задач с числами, полученными при измерении стоимости 1 Меры стоимости Знать соотношения между единицами стоимости Уметь превращать одни меры стоимости в другие 175 Единица массы – центнер. Соотношение: 1ц=100кг 1 Меры массы: центнер, килограмм Знать соотношения между единицами массы Уметь превращать одни меры в другие Стр. 206, № 23(4)
П176 Обобщающий урок по теме «Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении» 1 Меры длины, времени, стоимости, массы Знать соотношения между единицами изученных мер Уметь превращать одни меры в другие Стр. 216, № 56(2)
177 Контрольная работа № 9 по теме «Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении» 1 Меры длины, времени, стоимости, массы Знать соотношения между единицами изученных мер Уметь превращать одни меры в другие, работать самостоятельно Проверка знаний 178 Работа над ошибками 1 Меры длины, времени, стоимости, массы Знать соотношения между единицами изученных мер Уметь находить и исправлять ошибки 179 Составление задач по краткой записи 1 Краткая запись Знать части задачи Уметь записывать решение и ответ задачи Стр.209, № 35(а)
180 Составление простых задач по готовому решению 1 Краткая запись Знать части задачи Уметь записывать решение и ответ задачи Стр. 211, 212, № 42(г)
181 Компоненты действий сложения и вычитания. Составление и решение примеров 1 Слагаемое, сумма, уменьшаемое, вычитаемое, разность Знать названия чисел при сложении и вычитании Уметь составлять примеры Стр.213, №48(б)
182 Составление и решение примеров по таблице 1 Слагаемое, сумма, уменьшаемое, вычитаемое, разность Знать названия чисел при сложении и вычитании Уметь составлять примеры Стр. 212, №45(б)
183 Меры времени: месяц. Соотношение: 1мес.=30сут. Календарь 1 Месяц, сутки. календарь Знать соотношение: 1мес.=30сут. Уметь работать с календарём 184 Закрепление соотношений между единицами времени 1 Месяц, сутки. календарь Знать соотношение: 1мес.=30сут. Уметь работать с календарём Стр.214, №52(б)
185 Составление и решение составных задач 1 Краткая запись Знать части задачи Уметь записывать решение и ответ задачи Стр. 216, № 58(а)
186 Повторение. Нумерация чисел в пределах 100. Чётные и нечётные числа 1 Нумерация, чётные, нечётные Знать нумерацию чисел, знать чётные и нечётные числа Уметь различать чётные и нечётные числа Стр. 218, №4(б)
187 Повторение. Сравнение чисел и выражений 1 Больше, меньше, равно Уметь сравнивать числа и выражения Стр. 225, № 29 (2)
188 Повторение. Все действия в пределах 100 1 Сложение, вычитание, умножение, деление Знать способы вычислений в пределах 100 Уметь решать примеры изученными способами Стр.228, № 49(1, 2)
189 Повторение. Порядок действий в примерах в два действия 1 Сложение, вычитание, умножение, деление Знать порядок действий в примерах в два действия Уметь использовать правила на порядок действий 190 Обобщающий урок по теме «Все действия в пределах 100» 1 Сложение, вычитание, умножение, деление Знать порядок действий в примерах в два действия Уметь использовать правила на порядок действий Стр. 228, 229, №50 (1, 2)
191 Итоговая контрольная работа № 10 по текстам администрации 1 Проверка знаний 192 Работа над ошибками 1 Уметь находить и исправлять ошибки Стр.229, 3 54 (1, 2)
193 Повторение. Действия 1 и 2 ступеней 1 1, 2 ступени Знать правила Уметь правила применять на практике Стр.228, 229, №50(3)
194 Повторение. Числа, полученные при измерении 1 Меры длины, времени, стоимости, массы Знать соотношения между единицами изученных мер Уметь превращать одни меры в другие Стр.231, 232, №61(2)
195 Повторение. Простые задачи 1 Простая задача Знать части задачи Уметь решать простые задачи 196 Повторение. Составные задачи 1 Составная задача Знать части задачи Уметь решать составные задачи Стр. 244,№ 13
197 Повторение. Решение задач 1 Простая задача, составная задача Знать части задачи Уметь решать простые и составные задачи Стр. 244, № 12
198 Повторение. Примеры с действиями 1 и 2 ступеней 1 Сложение, вычитание, умножение, деление Знать способы вычислений в пределах 100 Уметь решать примеры изученными способами Стр.236, № 78(в), 1,2 ст.
199 Повторение. Примеры в два действия 1 Знать способы вычислений в пределах 100 Уметь решать примеры изученными способами Задание по кар-точкам200 Повторение. Примеры и задачи в пределах 100 1 Слож., вычит., умнож., делен. Знать способы вычислений в пределах 100 Уметь решать примеры и задачи изуч. способами Стр.238, 39 (а)
201 Повторение. Окружность, круг 1 Окружность, круг Знать окружность, круг, дугу, радиус, центр Уметь чертить окружность разных радиусов 202 Повторение. Взаимное положение геометрических фигур 1 Геометрические фигуры Знать геометрические фигуры Уметь находить точки пересечения геометрических фигур Начер-
тить две пересека-ющиеся окружн.
203 Повторение. Многоугольники. Вычерчивание по данным вершинам 1 Многоуголь-ники Знать названия многоугольников Уметь строить многоугольники по данным верш. Описание материально – технического обеспечения учебного процесса
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
В. В. Эк Математика Учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Москва Просвещение 2002
В. В. Эк Обучение математике учащихся младших классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Пособие для учителя Москва «Просвещение» 2005
А. В. Калинченко Обучение математике детей дошкольного возраста с нарушением речи методическое пособие АЙРИС ПРЕСС Москва 2005
Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина Формирование математических представлений Москва «ВАКО» 2009
И. А. Морозова, М. А. Пушкарёва Развитие элементарных математических представлений. Конспекты занятий. М.: Мозаика-Синтез, 2007
В. В. Эк Дидактический материал по математике для учащихся 3 класса вспомогательной школы Москва «Просвещение» 1992
Н. Б. Истомина Активизация учащихся на уроках математики в начальных классах Москва «просвещение» 1985
Т. К. Жикалкина Игровые и занимательные задания по математике Пособие для учителя Москва «Просвещение» 1989
М. И. Моро, Н. Ф. Вапняр Карточки с математическими заданиями и играми 3 класс Москва «Просвещение»1988
Печатные пособия
Таблицы в соответствии с программой обучения.
Плакаты по основным темам.
Иллюстрированные материалы (альбомы, комплекты).
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
Технические средства обучения
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
Магнитная доска.
Мультимедийный проектор.
Экранно-звуковые пособия
Видеофрагменты и другие информационные объекты, отражающие темы уроков.
Видеофильмы соответствующего содержания.
Слайды соответствующего содержания.
Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения.
Оборудование класса
Ученические столы одноместные и двухместные с комплектом стульев.
Стол учительский с тумбой
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.
Настенные доски.
Подставки для книг, держатели схем и таблиц
Информационное обеспечение образовательного процесса
Федеральный портал "Российское образование" http://www.edu.ruФедеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ruУчительский портал http://www.uchportal.ruФестиваль педагогических идей "Открытый урок» http://festival.1september 
Электронная библиотека учебников и методических материалов http://window.edu.ruПортал «Мой университет»/ Факультет коррекционной педагогики http://moi-sat.ruСеть творческих учителей http://www.it-n.ru/