Эссе на тему: «Проблемы современной школы. Взгляд преподавателя предметного блока история и обществознание».


МБОУ «Куединская средняя общеобразовательная школа №1 – Базовая школа»
Творческая работа
По теме
«Проблемы современной школы. Взгляд преподавателя предметного блока история и обществознание».
Автор:
Зорина Надежда Михайловна,
Учитель истории и обществознания
2015 год
Проблемы современной школы. Взгляд преподавателя предметного блока история и обществознание.
«…Мы вступаем в новую эру воспитания, целью которого является скорее открытие, нежели обучение» - это слова известного канадского философа Маршала Маклюэна. Мы живем в эпоху стремительных изменений. Современный мир меняется с невероятной скоростью. Скорость изменений перестала носить медленный «поколенный» характер и человек в течение жизни вынужден многократно приспосабливаться к изменениям на рынке труда, новым технологиям и глобальным трендам.
Постоянно меняется содержание образования. Сокращены часы по предметам гуманитарного цикла, таких как русский язык, литература, история. Вместо основ наук все более изучаются их прикладные направления.
«Вероятно, в течение последних двух десятилетий среди всех школьных предметов именно история (вместе с обществоведением) претерпела самые радикальные изменения. Предмет, обслуживавший идеологические потребности коммунистического государства и потому считавшийся одним из самых важных (вслед за традиционно «главными» в школе математикой и словесностью) вдруг утратил ясность своего предназначения, а вместе с тем — и четкое представление о целях и задачах обучения. На смену «единственно верному» толкованию событий с точки зрения неотвратимой смены общественноэкономических формаций пришли различные идеологические подходы — от православно-монархических до либерально-западнических — и столь же многообразные концептуальные схемы, то заменяющие формационный подход цивилизационным, то пытающиеся совместить оба этих подхода, то оба их отрицающие» (Кацва Л.А. «Преподавание истории в современной российской средней школе: проблемы и перспективы»).Целью обучения и воспитания становятся успешность, карьера, многое в образовании идет по образцу образования западного типа. Формируется система образования адаптационного типа, позволяющая ученику приспособиться к условиям жизни в обществе, но исключающая условия для его духовного, а значит личностного роста.
Результаты гуманистического воспитания можно проследить на примере Америки. Исследование, проведенное в школах одного из американских городов, показало резкий упадок нравов в среде учащихся (данные взяты из книги "Духовные и нравственные смыслы отечественного образования на рубеже столетий". М., 1999, с. 17-18).В современных условиях происходит изменение парадигмы образования. Развитие продуктивных технологий в сфере образования является на сегодняшний день актуальной задачей и становится неотъемлемой частью процесса модернизации. Заканчиваются возможности экстенсивного пути развития образования. Переход к интенсивному пути развития образования требует становления принципиально новых образовательных технологий. (Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М.: «Дрофа», 2003 г. – С.4.).Для чего необходимы такие предметы как история и обществознание в школе? Как их нужно преподавать в современных условиях? Много трудов написано учеными на данную тему.
Кацва Л.А. «Преподавание истории в современной российской средней школе: проблемы и перспективы»: «Изучение истории необходимо человеку для понимания своего времени. Уже по тому, какие проблемы становятся актуальными в исторической науке в те или иные периоды, можно многое сказать о состоянии современного исследователям общества».
Изучение истории должно дать учащимся необходимый запас знаний о прошлом и необходимый набор умений при изучении событий прошлого. Но наши дети далеко не всегда понимают действительную ценность знаний о прошлом.
Что означает понятие история? История – это наука. Основы истории - науки являются стрежнем школьного предмета истории. Для изучения в школе основ истории необходимо, прежде всего ясное и чёткое представление о том, зачем ученику изучать прошлое (а не знать о прошлом). И здесь ключевым является вовсе не понятие прошлое, а понятие настоящее (и даже будущее). Научное исследование прошлого позволяет лучше понять настоящее и хоть чуть – чуть спрогнозировать будущее. Именно это должно быть стержнем школьного исторического образования и мотивацией учебной деятельности. И если это сформировано, то дети поймут, что история, прежде всего, учит их не быть слепой и жалкой игрушкой, средством в руках политиков, и научатся выражать свою точку зрения, аргументировать свою жизненную позицию, делать свой осознанный выбор (Л.Б. Гладарев, О.Л. Лейкин «Краеведение и гражданское общество»).
«…без систематического курса истории, без формирования внятных и последовательных (не чрезмерно детализированных) знаний по истории не будет понимания, в том числе и понимания процессов, происходящих в обществе сегодня. И никакое умение анализировать источники не избавит такого человека от опасности подвергнуться манипулированию со стороны различных, в том числе экстремистских, сил» (Кацва Л.А. «Преподавание истории в современной российской средней школе: проблемы и перспективы»).
Предмет Обществознание является одним из ведущих гуманитарных предметов в системе школьного образования, поскольку имеет огромное значение для формирования гражданской позиции человека, его умения ориентироваться и действовать в современном обществе на основе социального опыта. Без него невозможна выработка общероссийской идентичности и умения жить в современном поликультурном глобализирующемся мире (из статьи «Особенности изучения предмета «Обществознание»).
Исходя из мнений ученых, понимаешь, что именно школа призвана помогать семье, обществу в образовании ребенка, в воспитании доброго гражданина для нашего Отечества. Школе необходимо создать условия, чтобы ребенок правильно развивался, чтобы в нем не угасала духовная жизнь, чтобы он освоил начала наук, познал родную и мировую культуру, чтобы он был толерантен по отношению к окружающим и был патриотом своей Родины.
Необходима такая система образования, которая позволила бы в полной мере передавать от одного поколения к другому - знания, опыт созидательной и творческой деятельности, ценности, присущие народу, опыт духовной жизни (Материалы международной научно-практической конференции, статья Д.Б. Казанцевой, О.В. Брызгуновой «Проблемы современного образования в России», стр 66)
Многое зависит от учителя, предметы история и обществознание напрямую предполагают развитие личности, прежде всего, формирование творческого мышления, способности критически анализировать, делать собственные выводы на основе самостоятельного изучения исторических, научных источников.
Как пишет М.Т. Студеникин, кандидат исторических наук, в своей статье «Проблемы методики преподавания истории и современные задачи»: «В последнее время учителя делают упор на внедрение современных технологий обучения истории, и, прежде всего, применение компьютерных информационных технологий, программ. Однако это только часть учебного процесса, не отменяющая все многообразие достижений методической науки прошлых десятилетий и даже столетий. Успех заключается в разнообразии методов и приемов, средств обучения, а также в интересе на уроках. Важным остается личное общение учителя и ученика, которое не смогут заменить никакие дистанционные технологии. На такое взаимодействие влияет профессиональная подготовка учителя, его интеллект, развитая речь, внешний вид и многое другое».
Учителя, должны научить ставить ученика перед проблемами нравственного выбора, честно показывать сложность и неоднозначность моральных оценок исторических событий, современной действительности, а ученик получает право на субъективность и пристрастность на обоснование своих решений нравственных проблем истории и современных событий, происходящих в обществе, в государстве, в мире.
Уроки должны учить школьника не столько пассивному запоминанию фактов и их оценок, сколько умению самостоятельно ориентироваться в массе исторических сведений, находить причинно-следственные связи между историческими явлениями и явлениями современности, отделять существенное в историческом процессе от второстепенного.
Важная цель уроков истории и обществознания - способствовать социализации вступающего в жизнь человека, то есть самоопределению его как личности, пониманию им своего места в обществе, своих исторических корней.
Преподавание в школе должно способствовать формированию ценностных ориентации ученика, решению им морально-нравственных проблем. Цель образования в этом плане – ориентация, прежде всего на общечеловеческие ценности, воспитание гуманизма. Подлинный патриотизм не мыслим без знакомства с историей разных народов, их культурой, понимания постоянного характера взаимодействия и взаимообогащения разных культур их тесной связи друг с другом. Ученик должен понимать, что его народ - часть мировой цивилизации.
В документе «О преподавании учебного предмета «История» в 2013-2014 учебном году г.Челябинск», говорится: «В современных условиях воспитательным функциям отечественной истории отводится особая, объединяющая роль в решении важнейших проблем общества и государства, в защите национальных интересов Отечества. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», утвержденная постановлением Правительства РФ от 5 октября 2010г. № 795, ставит цель дальнейшего формирования патриотического сознания российских граждан как важнейшей ценности, одной из основ духовно-нравственного единства общества… В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования определены базовые национальные ценности: патриотизм, социальная солидарность и гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество. Система этих ценностей определяет урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся».
Еще одним очень важным моментом в современном образовании является внедрение Федерального государственного образовательного стандарта.
Что такое учебные универсальные действия? Как создать современный урок истории и обществознания с учетом требований ФГОС? Как научиться мыслить по-новому, используя современные педагогические технологии, и научить детей добывать знания через собственную деятельность? Всеми этими вопросами задается современный учитель. Надо признать – это не просто.
В условиях его реализации учитель должен строить образовательный процесс так, чтобы не только учитывались способности и возможности учащихся, но и осуществлялась максимальное развитие их личности.
Вместе с тем, современный учитель должен быть не только увлечен своим предметом, но и осваивать новые виды деятельности: быть одновременно исследователем, консультантом, разработчиком проектов, общественным деятелем, экспертом (статья Бережной О.Н. «Организация научно-исследовательской работы школьников как фактор личностного роста с условиях ФГОС» материалы II научно-практической конференции г.Чебоксары).
Повседневная работа учителя – это исследовательская лаборатория. Он сам творит и подводит итоги своего исследования. Только путем повышения эффективности своей деятельности, профессионального мастерства можно добиться успеха и преобразовать школу – в страну знаний, куда ученик будет стремиться, будет идти с особым желанием.
В современных условиях главное профессиональное качество, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам – умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, ответственность и самостоятельность, способность к принятию нестандартным условиям решений – все эти характеристики деятельности успешного современного педагога.
Сегодня на смену морально устаревшим документам пришел новый - Профессиональный стандарт педагога, который призван, прежде всего, раскрепостить педагога, дать новый импульс его развитию. Стандарт выдвигает требования к личностным качествам учителя, неотделимым от его профессиональных компетенций, таких как: готовность учить всех без исключения детей, вне зависимости от их склонностей, способностей, особенностей развития, ограниченных возможностей.
Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога. Но от педагога нельзя требовать то, чему его никто никогда не учил. Таким образом, введение нового профессионального стандарта педагога должно неизбежно повлечь за собой изменение стандартов его подготовки и переподготовки. Педагогу, в свою же очередь, необходимо выстраивать деятельность по самообразованию, которая позволить достичь качественно новых образовательных результатов.
Важными профессиональными качествами педагога, на мой взгляд, являются трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, ответственность, умение ставить цель, избрать пути ее достижения, организованность, настойчивость, систематическое и планомерное повышение своего профессионального уровня, стремление постоянно повышать качество своей деятельности.
Но, кроме того, особо важны человеческие качества педагога, которые становятся профессионально значимыми предпосылками создания благоприятных отношений в образовательном процессе, такие как, человечность, доброта, терпеливость, порядочность, честность, ответственность, справедливость, обязательность, объективность, щедрость, уважение к людям, высокая нравственность, оптимизм, эмоциональная уравновешенность, потребность к общению, интерес к жизни воспитанников, доброжелательность, самокритичность, дружелюбие, сдержанность, достоинство, патриотизм, религиозность, принципиальность, отзывчивость, эмоциональная культура и многие другие.Для учителя истории и обществознания, важным качеством является гуманизм, т.е. отношение к растущему человеку как высшей ценности на земле, выражение этого отношения в конкретных делах и поступках. Искусство любви к детям, детское счастье, свобода выбора, радость познания. А также одной из основных качеств является толерантность, т.е. создание условий, необходимых для осуществления прав человека и утверждения демократии. Способность ценить мир и мирные взаимоотношения и побуждать брать на себя ответственность за действия ради мира. Еще одно качество - изобретательность - уметь находить и представлять нетрадиционные способы деятельности. Сообразительность – уметь выстраивать диалог; быть всегда готовым к самостоятельному разрешению любых ситуаций. В условиях реализации новых образовательных стандартов ученик становится активным участником. Наиболее успешным является тот, который умеет думать, мыслить, рассуждать, свободно высказывать, а если необходимо и доказывать свое мнение.
Профессионально необходимыми качествами учителя являются выдержка и самообладание.
Душевная чуткость в характере учителя – своеобразный барометр, позволяющий ему чувствовать состояние учащихся, их настроение, вовремя приходить на помощь тем, кто в ней больше всего нуждается.
Ну, и, конечно же, неотъемлемое профессиональное качество учителя – справедливость. Нужно уважать в ребенке личность и делать свою работу искренне, с любовью и душой. Это, пожалуй, самое главное качество, необходимое учителю. Кроме того, считаю, педагог должен обладать терпением, любовью к детям, огромной трудоспособностью.
Современному обществу нужна интеллектуально развитая личность, воспитанная в традициях общечеловеческих ценностей, способная к практической самореализации.
«Не дай Вам Бог жить во время перемен», - гласит китайская мудрость, однако может, не стоит соглашаться с китайской мудростью? Трудное время - это время величайших возможностей! Наше время - это время величайших возможностей! Важно увидеть эти перемены, войти в них, а это значит быть современным, быть со временем, так сказать "оказаться во времени". И именно эти трудности заставляют стремиться к новому, лучшему, интересному.