Адаптированная программа по русскому языку для детей с ОВЗ 3 класс


Адаптированная программа по учебному предмету
«Русский язык» для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
3класс
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 3 класса разработана на основе: Примерной программы начального общего образования, авторской
программы Л. Ф. Климановой, Т. В. Бабушкиной «Русский язык», программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и классов
VII вида Р.Д. Тригер в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования. Данный
учебный предмет входит в образовательную область «Филология».
В программе и учебниках реализован коммуникативно-речевой, системно-функциональный, личностно ориентированный подходы к
обучению детей родному языку.
Система обучения русскому языку предполагает взаимосвязь и реализацию следующих направлений курса:
Развитие и совершенствование основных видов речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь)
Формирование научных, доступных младшим школьникам представлений о языковых понятиях и явлениях, а также умений и навыков их
использования в практической деятельности.
Активизация мыслительной, познавательно-языковой и коммуникативно-речевой деятельности учащихся.
Создание у школьников мотивации к изучению языка, воспитание чувства к слову и русскому языку в целом.
Одной из форм организации наблюдений ученика над языковым материалом является диалог ученика и автора, диалог ученика и учителя.
Важно сделать ученика участником наблюдений над языком, заинтересовать новой темой.
Основная часть уроков по русскому языку должна быть посвящена упражнениям различного вида. Существенное значение придаётся
развитию связной речи учащихся в её устной и письменной форме.
Основные цели и задачи
Задачи:
развитие речи, мышления воображения школьников;
формирование первоначальных представлений о структуре русского языка;
формирование умений правильно писать и читать;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку.
Цели обучения:
развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие__интуиции и «чувства языка»;
освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, оставлять несложные монологические высказывания;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;
пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
В 3 классе закладываются основы для формирования грамматических понятий: синтаксических (предложение, основа предложения, членыпредложения, главные члены предложения, подлежащее, сказуемое, второстепенные члены предложения); словообразовательных (родственные или
однокоренные слова, корень слова); морфологических (части речи, имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог).Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются умения анализировать,
сравнивать, сопоставлять, классифицировать, обобщать; активизируется и обогащается лексический запас словами различных частей речи и их формами, формируются умения воспроизводить значения слов, правильно выбирать и употреблять слова в общении, совершенствуются навыки правописания гласных и согласных в корне, однокоренных слов и форм слова, написание заглавной буквы в именах собственных, раздельного
написания предлогов со словами и частицы НЕ с глаголами.
Уточняются и углубляются представления о нашей речи, о лексическом значении слов, представление о тексте и его признаках. Уточняются умения
определять тему, главную мысль, подбирать заголовок. Формируется общее представление о типах текста.
При обучении русскому языку детей с ЗПР следует полностью руководствоваться задачами, поставленными перед общеобразовательной школой: обеспечить усвоение учениками знаний, умений, навыков в пределах программных требований, необходимых для развития речи, грамотного письма и сознательного, правильного, выразительного чтения; расширить кругозор школьников; заложить основы навыков учебной работы; привить интерес к родному языку, к чтению, книге; сформировать нравственные и эстетические представления; способствовать развитию наглядно-образногои логического мышления.
Эффективность обучения детей с ЗПР зависит от решения коррекционно-развивающих, коррекционно-образовательных и коррекционно-воспитательных задач. В начальном обучении русскому языку предусматриваются: максимальное внимание к развитию фонематического восприятия, формированию звукового анализа и синтеза;
уточнение и обогащение словарного запаса путем расширения и закрепления непосредственных впечатлений об окружающем мире; развитие связной речи: формирование и совершенствование умения создавать текст, т.е. связно выражать свои мысли, точно и разнообразно употреблять слова, говорить внятно и выразительно; воспитание интереса к родному языку; формирование навыков учебной работы;
развитие приемов умственной деятельности, необходимых для овладения программой русского языка: умения наблюдать, сравнивать и обобщать языковые явления.
Основные содержательные линии
Обучение русскому языку следует организовывать в соответствии со следующими общими требованиями:
преподносить новый материал предельно развернуто;
отводить значительное место практической деятельности обучающихся: работе со схемами, таблицами, разрезной азбукой и т.д.;
систематически повторять пройденный материал для закрепления, изученного и полноценного усвоения нового;
уточнять и расширять словарный запас на основе ознакомления с окружающим миром;
предварять выполнение письменных заданий анализом языкового материала с целью предупреждения ошибок;
уделять должное внимание формированию культуры общения;
находить любой повод, чтобы вовремя и обоснованно похвалить ученика (школьник должен понимать, какие конкретные действия и умения вызвали одобрение учителя).
Все эти требования необходимо сочетать с индивидуальным подходом к детям: учитывать уровень их подготовленности, особенности личности учащегося, его работоспособности, внимания, целенаправленности при выполнении заданий.
Общая характеристика предмета
Учебный предмет «Русский язык» занимает ведущее место в начальном обучении, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников. Успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка. В начальной школе орфография не выделяется в качестве специального раздела программы. Орфографические правила рассматриваются всистеме изучения фонетики, морфологии, морфемики. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания
(без введения терминологии).
Формирование четкого, достаточно красивого и быстрого письма происходит в процессе специальных упражнений, которые проводиться как часть урока русского языка. Закрепление гигиенических навыков письма, развитие мелких мышц и свободы движения руки, отработка правильного начертания букв, рациональных соединений, достижение ритмичности, плавности письма составляют задачи занятий по каллиграфии и
решаются в системе работы над группами букв в порядке усложнения их начертания.
Преобладание работы над письменной речью (её развитие у младших школьников отстает от развития устной речи на всем протяжении начальной школы) требует проведения достаточного количества письменных упражнений разных видов и представления их в системе от простого к сложному, индивидуализации и дифференциации обучения.Описание места курса «Русский язык» в учебном плане
В 3 классе на изучение курса отводится 175 ч (5 ч в неделю, 35 учебных недель).
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.
В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь являются показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах
речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств, для успешного решения коммуникативной задачи.__Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и
творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.
Результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
использование знаково-символических средств представления информации;
активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий;
определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык»;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты:
формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения;
осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета;
формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов;
осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов; владение умением проверять написанное;
овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
Содержание учебного курса
Наша речь и наш язык
Наша речь и наш язык
Текст. Предложение. Словосочетание
Текст (повторение и углубление представлений о тексте). Предложение (повторение и углубление представлений о тексте и диалоге). Виды предложений по цели высказывания и по интонации. Предложение с обращением (общее представление). Состав предложения. Простое и сложное предложение. Словосочетание
Слово в языке и речи
Лексическое значение слова. Омонимы. Слово и словосочетание. Фразеологизмы. Части речи. Однокоренные слова. Слово и слог. Звуки и буквы.
Состав слова
Корень слова. Формы слова. Окончание. Приставка. Суффикс. Обобщение знаний о составе слова.
Правописание частей слова
Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова.
Правописание слов с безударными гласными в корне
Правописание слов с парными по звонкости-глухости согласными в корне слов и перед согласными в корне.
Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.
Правописание слов с удвоенными согласными.
Правописание суффиксов и приставок. Правописание приставок и предлогов.
Правописание слов с разделительным ъ.
Части речи
Части речи (повторение и углубление представлений).
Имя существительное
Повторение и углубление представлений. Число имён существительных. Род имён существительных.
Падеж имён существительных.
Все падежи (обобщение знаний об имени существительном).
Имя прилагательное
Повторение и углубление представлений об имени прилагательном. Текст-описание.
Род имён прилагательных. Число имён прилагательных.
Падеж имён прилагательных. Обобщение знаний об имени прилагательном.
Местоимение. Местоимение.
Глагол
Повторение и углубление представлений о глаголе. Формы глагола. Число глаголов.
Времена глаголов. Род глаголов в прошедшем времени. Правописание частицы НЕ с глаголами. Обобщение знаний о глаголе.
Повторение. Повторение изученного за год.
Планируемые результаты изучения предмета «Русский язык»
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения:
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД:
ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
выразительно читать и пересказывать текст;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» в 3-м классе являются формирование следующих умений.
Учащиеся должны знать/понимать:
знать/понимать:
части слова: корень, окончание, приставку, суффикс;
части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог;
члены предложения: главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные.
уметь:
грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (55-65 слов), включающий изученные орфограммы (безударные гласные, проверяемые ударением; безударные гласные, не проверяемые ударением; звонкие и глухие согласные, разделительные ь и ъ знаки, непроизносимые согласные, суффиксы -ик-, -ек-, ь после шипящих на конце имен существительных женского рода, не с глаголами, раздельное написание предлогов со словами, сложные слова) и знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки);
производить разбор слов по составу: находить окончание, выделять корень, приставку, суффикс;
подбирать однокоренные слова разных частей речи;
распознавать части речи и их грамматические признаки (род, число, падеж имен существительных, род и число имен прилагательных , время и число глаголов);
изменять имена существительные по числам;
склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями;
изменять имя прилагательное по родам и числам в соответствии с родом и числом существительного;
изменять глагол по временам (простые случаи) и в прошедшем времени – по родам;
распознавать и употреблять в тексте синонимы, антонимы (знание терминов необязательно);
устанавливать по вопросам связь между словами в предложении, вычленять словосочетания;
распознавать главное и зависимое слово в словосочетании;
производить синтаксический разбор предложений: определять их вид по цели высказывания и по интонации, выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам;
интонационно правильно произносить предложения;
писать изложение в 60-75 слов по коллективно (или самостоятельно) составленному плану;
определять тему и основную мысль текста;
делить текст на части, соблюдать красную строку при записи текста;
устанавливать связь между частями текста;
устанавливать связь между предложениями в каждой части текста;
озаглавливать текст с опорой на тему или его основную мысль;
распознавать текст – повествование, описание, рассуждение;
писать (после предварительной подготовки) сочинение повествовательного характера по сюжетной картинке, личным наблюдениям; составлять устный ответ-рассуждение.
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
адекватного восприятия звучащей речи (высказывания взрослых и сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей и др.);
работы со словарём (алфавит);
соблюдения орфоэпических норм;
создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике;
овладения нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения (приветствие, прощание, благодарность, поздравительная открытка, письмо другу).