Программа по вокалу. 3 класс


Министерство образования Республики Саха (Якутия)
МБОО - Верхневилюйская СОШ №2 им. М.Т. Егорова
«Согласовано»
Руководитель МО
__________ З.В.Федорова

Протокол № ___
«__»_____________20__г.
« Согласовано»
Заместитель директора по УР
_________ Л.Н. Огочонов«__»______________20__г. « Утверждаю»
Директор школы
___________А.Н.Федоров
Приказ №___
«__»______________20__г
Рабочая программа
урока музыки
III класс 2014 -2015 учебный год.
(34 часов)
Составила: Бугулова Нюргустана Даниловна,
Учитель музыки
Высшая категория УПД
2014 год

Пояснительная записка
Календарно-тематическое планирование построено на основе следующих программ: 1. Программа по учебному предмету "музыка".
2. Программа Д.Б. Кабалевского.
Важнейшей особенностью содержания программы Д.Б.Кабалевского является её тематическое построение. Для каждой четверти учебного года определяется своя тема. Постепенно и последовательно усложняясь и углубляясь, она раскрывается от урока к уроку.
В программе с I – VI классы тематическое построение изложена в следующем: для начальных классов «Какое настроение передает музыка», «Музыка в жизни человека», «Основные закономерности музыкального искусства» и «Музыка для всех и для каждого».Для V-VI классов основной тема: «Основы музыкальной культуры».
III класс. Прогрмамма по слушанию музыкальных произведений подчинена тематическому планированию уроков «Основные закономерности музыкального искусства». Суть уроков: учащийся должен уметь определять средства музыкальной выразительности. Которыми композитор создает образ и высказывает суждения о характере музыки, ее образном содержании, о своем отношении к прослушанному произведению.. Цель учебной программы в III классе заключается:
1.Развивать музыкальные способности: слух, память, чувство ритма и лада, чувство целого (формы), понимание выразительных и изобразительных возможностей музыки; развивать творческую фантазию и воображение детей через образно-игровое вхождение в музыку с помощью жестов, движения, пластики, инсценировок, перевоплощений, творческих заданий, активизации мыслительной деятельности.
2. . Формирование осознанного отношения к музыке, на основе ее восприятия, т.е. мы должны учить детей слышать музыку и размышлять о ней. Эта задача тесно перекликаются с задачей формирования художественного вкуса.
Задачи программы:
1. Формирование музыкального творчества. Музыка родной природы и природа в музыке. Работа в музыкально-живописном альбоме (Песни якутских композиторов). Искусство слышать и понимать звуки природы. Отражение звуков природы в музыке, в музыкальном движении, в певческом голосе, в тембре музыкальных инструментов. Импровизация на детских музыкальных инструментах «Музыка рождается из звуков природы». Связь звуком мира с происхождением музыкальных инструментов. Музыка летней природы в стихах, рисунках, в произведениях композиторов (слушание музыки по данной теме). Детское музыкальное творчество «Воспоминание о музыке лета»: звукоподражание импровизации голосом и на музыкальных инструментах «Лесной концерт».
2.Формирование деятельно-практического отношения к музыке на основе ее восприятия. После повторения музыкальной азбуки, школьники осваивают мелодическую речь музыки по аналогии с родной словесной речью (интонация в музыке и речи, музыкальная фраза и предложение, музыкальная мысль, музыкальная риторика, мелодия и гармония, аккомпанемент к мелодии). Дети учатся сочинять простейшие мелодии (распевая стихи, выражая то или иное настроение, свой мир чувств в простейшем напеве). Через личное музыкальное творчество лучше постигается мелодическое богатство отечественной музыки – народной, духовной классической, современной.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В результате изучения курса «Музыка» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
– целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений
русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
– умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
– уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
– развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
– ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
– формирование этических чувств доброжелательностии эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
– развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
– овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
– продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
– освоение начальных форм познавательной и личностной
рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
– овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
– приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
– формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;
– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;
– умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия наэлектронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т. п.).
Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:
– формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
– формирование общего представления о музыкальной картине мира;
– знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
– формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
– формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
– умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
– умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
– умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
В основу программы использованы следующие положения, разработанные в музыкальной педагогике:
Восприятие музыки является способностью, определяющей интерес к музыкальному искусству и успешность музыкальной деятельности (В.Н. Шацкая, Д.Б. Кабалевский)
Тематика занятий носит воспитательно-образовательный характер и соответствует содержанию самой музыки (Н.Л. Гродзенская, Ю.Б. Алиев)
Систематическое развитие музыкально-слуховых представлений о языке музыки и овладение соответствующими музыкальными навыками являются базой для развития личности ребенка (т.л. Беркман, М.А. Румер)
В программе реализуется целостный подход к музыкальной деятельности, включающий: исполнение, слушание музыки и музицирование. При этом все виды музыкальной деятельности направлены на осознание языка музыкального искусства и протекают как творческий процесс, в ходе которого раскрываются индивидуальные возможности ребенка, проявляется его творческая активность.
Урок музыки в III классе проводится 1 раз в неделю, количество часов в учебный год 34 часа.
III класс
Тема: Основные закономерности музыкального искусства
№ Тема Кол-во часов Дата Цели и задачи Песенный репертуар Теоретическая и практическая часть Основные виды и структура урока Дата проведения (факт) примечания
I четверть
1 Введение. Прослушивание 1 11/09
12/09 Проверка умений, знаний учащихся Повторение пройденных песен 2 Три основных жанра в музыке. Песня 1 18/09
19/09 Сформировать понятие учащихся о трех хитах музыки «Три примера» песня, танец, марш 3 Ко дню матери «Ийэ кунэ» 1 25/09/
26/09 Привить любовь к матери «Ийэ кунэ» «Самая хорошая» слушание Беседа 4 Ко дню матери 1 02/10
03/10 Воспитывать чувство любви и уважение к матери 5 Три основных жанра в музыке песня, танец 1 09/10
10/10 Слушание и сравнение танцевальной музыки Рахманинов «Итальянская полька» 6 Три основных жанра. Марш. 1 16/10
17/10 Умение правильно маршировать «Бэлэхтиир эйиэхэ» первый куплет Прокопьев «Марш» 7 Обобщение четверти 1 23/10
24/10 Закрепление Всего 7 часов II четверть

1 Повторение 1 06/11
07/11 Сформировать понятие о театре, о роли музыки в театре Экспозиция Бетховен Урок – игра 2 Что такое музыка? 1 13/11
14/11 Дать понятие о музыке, о звуке «Учууталбын уэрдэбин», В. Егоров 3 Как рождаются звуки 1 20/11
21/11 Расширить понятие о музыкальной сфере «Тонсо5ой» Интонирование, развитие ритмических данных 4 Песня о школе Д. Кабалевский1 27/11
28/11 Формировать понятие «Песенность» «Песня о школе» Чайковский «Танец маленьких лебедей». Работа над ритмикой 5 Музыка голоса или пение 1 04/12
05/12 Формировать понятие «голос и звук, музыка и голос» «Елочка» Интонирование, пение в унисон. Высота звука 6 Новогодняя. Хороводная 1 11/12
12/12 Познакомить детей с предстоящими новогодними праздниками «Сана дьыл» хороводная Г. Вихерев «Снежинки» слушание 7 Новогодняя. Хороводная 1 18/12
19/12 Настроить на праздничный лад Хороводная песня Хороводная ходьба, Репетирование 8 Обобщение, урок - концерт 1 24.12
25/12
Правильное исполнение выбранной песни, сценическая культура Повторение пройденных песен Урок мини концерт. Всего 8 часов
№ Тема Кол-во часов Дата Цели и задачи Песенный репертуар Теоретическая и практическая часть Основные виды и структура урока Дата проведения (факт) примечания
III четверть
1 "Сахам сирэ" .Разучивание 1 15/01
16/01 Сахалыы эстраднай ырыаны билсиьии"Сахам сирэ" Урок – игра 2 Урок-игра 1 22/01
23/01 Закрепить пройденные знания в ходе игры Повторение Повторение 3 Для чего нужна музыка? 1 29/01
30/01 Познакомить детей сферой жизни, где музыка главное и необходимое Слушание 4 Музыкальная живопись 1 05/02
06/02 Учить и знать ноты, читать по нотам. «Элуэнэ эбэккэм» Нотная грамота 5 Музыкальная живопись 1 12/02
13/02 Нотное изложение Нотная грамота 6 Как создается музыка 1 19/02
20/02 Дать детям понять откуда и как изначально появилась музыка Слушание. Короткие произведения. 7 К празднику 8 марта 1 26/02
27/02 Любовь к матери Самая хорошая 8 Движение под музыку 1 05/03
06/03 Повторение жанров. Закрепление Маршевые и танцевальные мелодии 9 Музыкальные профессии 1 12/03
13/03 Познакомит с разными областями муз. профессии 10 Обобщение 1 19/03
20/03 Закрепление пройденного Всего 10 часов IV четверть
№ Тема Кол-во часов Дата Цели и задачи Песенный репертуар Теоретическая и практическая часть Основные виды и структура урока Дата проведения (факт) примечания
1 Норуот ырыата. Кылыьах. Дэгэрэн. 1 02/04
03/04 Норуот ырыатын туьунан эйдэбул«Кымыс ырыата» «Дьээ-буо» (тойук) Дэгэрэн. Тойук. Оьуохай. 2 Норуот ырыата1 09/04
10/04 Норуот ырыалара, уратылара. Оьуохай тыла 3 Саха музыкальнай инструмена1 16/04
17/04 Инструменнар араастарын билсиьии«Норуот ырыалара» Сэмэн Уйбаныап толоруута4 Олохтоох автор Георгий Никифоров «Эйэ-улэ туьунан» 1 23/04
24/04
Олохтоох автор айымньыларын билсиьии«Элуэнэ эбэккэм» Г.Никифоров 5 Ко Дню Победы 1 \30/04
01/05 Ийэ дойдуга таптал, эйэ «Хайыьар» разучивание «Эйэ дьол иьин» Г. Никифоров 6 Ко Дню Победы 1 07/05
08/05 Ийэ дойдуга таптал, эйэ «Хайыьар» разучивание «Эйэ дьол иьин» Г. Никифоров 7 Саха музыкальнай инструменнара. Хомус. 1 14/05
15/05 Хомус туьунан эйдэбулу кэнэтии«hыт-тыа» Импровизация 8 Саха музыкальнай инструменнара. Хомус. 1 21/05
22/05 Хомус туьунан эйдэбулу кэнэтии«hыт-тыа» Импровизация 9 Обобщение. «Ыьыахха ынырыы» 1 28/05
29/05 Билиини чинэтии Всего 9 часов
Итого: 34 часов