АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА СОЦИАЛЬНО БЫТОВАЯ ОРИЕНТИРОВКА


Казенное общеобразовательное учреждение ХМАО – Югры «Леушинская школа- интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Утверждено:
Педагогическим советом КУ «Леушинская коррекционная общеобразовательная школа - интерната VIII вида»
Протокол № _____ от «____»________ 2014г.
Утверждаю:
Директор КУ «Леушинская коррекционная общеобразовательная школа - интерната VIII вида»
__________________Д.Ш.Шидиева«______»________________ 2014г.

АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
СОЦИАЛЬНО БЫТОВАЯ ОРИЕНТИРОВКА
(название предмета)
для 7«б» класса со сложной структурой дефекта
на 20134-2015 учебный год
(II ступень)
образовательная ступень
Леуши 2014г.
Составитель: учитель Социально бытовой ориентировки Борисова С.Д
Рабочая программа составлена на основании образовательной программы для специальной (коррекционной) школы – интернат VIII вида.
В программе представлено развернутое тематическое планирование курса "Социально бытовая ориентировка" для 7 класса со сложной структурой дефекта.
Предлагаемая программа и календарно – урочное планирование поможет педагогам целенаправленно, комплексно и компетентно организовать учебный процесс по овладению учащимися опытом социального поведения для наиболее полной их реализации и интеграции в социуме и всесторонне формировать личность. Важность программы заключается в том, что содержание учебного материала по домоводству разнообразно, многопрофильно, специфично. Адресовано учителям социально бытовой ориентировки, рекомендовано воспитателям. Предназначено для проведения эффективных занятий в классах со сложной структурой дефекта. Программа учитывает все федеральные образовательные требования и стандарты.
Рабочая программа утверждена на заседании методического совета,
протокол № ____ от «____» ____________ 2014 г.
Председатель методического совета_______________М.В.Бабушкина
(подпись) (Ф.И.О.)
Одобрена методическим объединением учителей
протокол № ____ от «____» __________ 2014г.
Руководитель________________Е.С.Боровая
(подпись) (Ф.И.О.)
Пояснительная записка.
Необходимость разработки данной программы обусловлена отсутствием программы 7 класса для детей со сложной структурой дефекта, рекомендованной Министерством образования РФ.
Программа рассчитана на 1 год обучения: в 7 «б» классе (ССД) – 68 часов (2 часа в неделю), в соответствии с количеством учебных часов, отведённым учебным планом.
Специальные коррекционные занятия по социально бытовой ориентировке направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня развития учащихся и включают в себя разделы:
«Культура поведения», «Жилище», «Питание», «Одежда. Обувь», «Транспорт», «Торговля», «Средства связи», «Личная гигиена», «Медицина», «Семья», «Бюджет семьи. Экономика домашнего хозяйства», «Учреждения. Организации», «Трудоустройство».
Настоящая программа по домоводству составлена для учащихся 7 «б» класса с учетом их возрастных и психофизических особенностей, уровнем их знаний и умений, полученных в начальной школе. Все дети характеризуются усложненным комплексным нарушением физических, психических, интеллектуальных, эмоциональных качеств.
Программа предполагает, что у обучающихсясо сложной структурой дефекта должно вырабатываться эмоциональное отношение к общественному окружению, путём развития и воспитания положительных эмоций, правильных отношений с людьми.
Цель данной программы: специальное обучение учащихся со сложной структурой дефекта навыкам общения, формирование у каждого ребёнка максимального возможного уровня самостоятельности.
Основные задачи:
-Программа предполагает развитие эмоционального отношения к общественному окружению, путём развития и воспитания положительных эмоций, правильных отношений с людьми;
- Формирование уверенности в себе, способности познавать себя;
- Формирование умений ориентироваться в окружающем социуме на бытовом уровне;
- Формирование навыков и умений осуществлять контакт с окружающими людьми, адекватно вести себя в обществе.
- Обеспечение максимально возможной для данного ребёнка самостоятельности в бытовом и санитарно гигиеническом обслуживании себя;
Выработка положительного отношения к посильным видам труда,готовность к помощи в хозяйственно - бытовом труде в школе (семье) и умение выполнять несложные виды этоготруда (уборка помещения, мытьё посуды, подготовительные и несложные работы по приготовлению пищи - мытьё и чистка овощей и пр.);
Формирование привычек и положительных установок к определённому виду труда в течение определенного времени в специальном помещении или мастерской под руководством педагога;
Выработка твёрдых навыков выполнения ряда операций в том виде труда, которому «особый ребенок» обучался;
По индивидуальным возможностям каждого научить переключаться с выполнения одной знакомой операции на другую, выполнять несколько взаимосвязанных операций последовательно, осуществлять подсчёт и складывание готовой продукции в определённом порядке;
Умение работать совместно с товарищами, соблюдая принятые нормы и правила поведения.
Ожидаемый результат:
Обучающиеся должны иметь представление:
-о расписании движения поездов
-о том, как отваривать рыбу
Обучающиеся должны знать:
-правила соблюдения личной гигиены во время физкультурных занятий
-о вреде наркотиков
-правила стирки изделий из хлопчатобумажных тканей.
-правила безопасной работы с электронагревательными приборами
-фрукты и овощи, используемые для приготовления компотов
-место работы членов семьи и близких родственников;
обязанности членов семьи
-виды междугороднего транспорта;
-порядок приобретения билетов и талонов;
-соблюдать правила ПДД
-правила поведения в магазине
-правила покупки товаров;
виды почтовых отправлений
функции почтового отделения
Обучающиеся должны уметь:
-соблюдать правила личной гигиены дома, в школе
-производить уход за глазами.
-пришивать пуговицы,
-зашивать одежду
-стирать изделия
-гладить простые изделия утюгом
-сварить картошку, заварить чай
-нарезать капусту для тушения
-приготовить овсяную кашу
-приготовить гречневую кашу
-отварить макароны
-вымыть посуду
- рассказать о месте работы родителей,
-культурно вести себя в театре, клубе
-тактично вести себя во время разговора со старшими, сверстниками
-производить сухую и влажную уборку помещения
-поддерживать чистоту и порядок
-бережно относиться к мебели
-чистить зеркала
-утеплять окна
-выбрать нужный товар;
-оплатить покупку
-записать адрес на конверте
-составить текст телеграммы
-пользоваться телефоном
-приобрести лекарство в аптеке
-обращаться за помощью к медработнику
-описать симптомы болезни
-соблюдать правила поведения в школе и других общественных местах.
Тематическое планирование
7«б» класс

п/п Тема Кол-во
часов Краткое содержание темы Обязательный минимум
ЗУН Примечание
1 «Личная гигиена» 6 1.Значение закаливания организма для общего состояния здоровья человека. Способы закаливания, правила и приемы выполнения воздушных и водных процедур, солнечных, физических упражнений; сезонная одежда, обувь, головной убор.
2.Правила и приемы ухода за органами зрения. Способы сохранения зрения – контактные линзы, линзовые и коррекционные очки, хирургическое вмешательство. Гигиена чтения, письма, просмотра телепередач, работы с конструктором: освещенность, расстояние между глазом и объектом, упражнения и время отдыха глаз.
3.Губительное влияние наркотиков и токсических веществ на живой организм, как детей, так и взрослых. Обучающиеся должны знать:
-правила соблюдения личной гигиены во время физкультурных занятий
Обучающиеся должны уметь:
-соблюдать правила личной гигиены дома, в школе 2 «Одежда и обувь» 6 1.Значение опрятного вида человека.
2.Поддержание одежды в порядке: правила пришивания пуговиц, вешалок, крючков, зашивание распоровшегося шва.
3.Правила и приемы ручной стирки изделий из х/б тканей.
4.Глажение фартуков, косынок, носовых платков и салфеток. Обучающиеся должны знать:
-правила стирки изделий из хлопчатобумажных тканей.
Обучающиеся должны уметь:
-пришивать пуговицы,
-зашивать одежду
-стирать изделия
3 «Питание» 16 1.Гигиена приготовления пищи.
2.Правила и приемы хранения продуктов и готовой пищи.
3.Способы выбора доброкачественных продуктов.
4.Приготовление пищи с минимумом тепловой обработки на электроплите.
5.Правила и приемы ухода за посудой и кухонными приборами с применением моющих средств. Обучающиеся должны уметь:
сварить картошку, заварить чай
-вымыть посуду
4 «Семья» 4 1.Место работы каждого члена семьи, занимаемая должность
2.Права и обязанности каждого члена семьи. Обучающиеся должны знать:
-место работычленов семьи и близких родственников;
Обучающиеся должны уметь:
- рассказать о месте работы родителей, 5 «Культура поведения» 4 1.Правила поведения в общественных местах(театре, кинотеатре, клубе, музее, библиотеке).
2.Способы ведения разговора со сверстниками и старшими. Обучающиеся должны уметь:
-культурно вести себя в театре, клубе, 6 «Жилище» 6 1.Гигиенические требования к жилому помещению и меры по их обеспечению.
2.Повседневная сухая и влажная уборка жилого помещения; использование в уборке электропылесоса
3.Уход за мебелью в зависимости от её покрытия. Обучающиеся должны уметь:
-производить сухую и влажную уборку помещения
7 «Транспорт» 6 1.Городской транспорт.
2.Оплата поезда на всех видах транспорта. 3.Наиболее рациональные маршруты передвижения от дома до школы в разные точки города, района.
4.Пригородные поезда. Расписание. Направления, зоны. Разовые и сезонные билеты. Обучающиеся должны знать:
-виды междугороднего транспорта;
-порядок приобретения билетов и талонов;
8 «Торговля» 4 1.Магазины промышленных товаров и их отделы.
2.Специализированные магазины промышленных товаров и их отделы.
3. Порядок приобретения товара. Хранение чека для возможности обмена, предусмотренного правилами торговли. Обучающиеся должны знать:
-правила поведения в магазине
-правила покупки товаров;
Обучающиеся должны уметь:
-выбрать нужный товар;
9 «Средства связи» 10 1.Основные средства связи (почта, телеграф, телефон, компьютер) их назначение. 2.Почта. Виды почтовых отправлений (бандероль, посылка, денежный перевод, телеграмма).
3.Виды писем (открытое, закрытое, простое, с уведомлением). Международные и на территории своего государства. Порядок отправления.
4.Телеграф. Виды телеграмм и телеграфных услуг. Тарифы. Обучающиеся должны уметь:
-записать адрес на конверте;
10 «Медицинская помощь» 4 1.Виды медицинской помощи: доврачебная и врачебная.
2.Виды медицинский учреждений. Работники медицинских учреждений: врачи, медицинские сестры, лаборанты, младший медицинский персонал, регистраторы.
3.Виды врачебной помощи: помощь на дому, «скорая помощь», амбулаторный прием, госпитализация.
4.Меры предупреждения глистных заболеваний. Обучающиеся должны уметь:
-приобрести лекарство в аптеке.
11 «Учреждения, организации и предприятия» 2 1.Дошкольные учреждения – детские сады с ясельной группой и без нее, школа, УВК (детский сад-школа) – учебно - воспитательный комплекс, дома детского творчества (ДДТ), гимназия, лицей, колледж и их назначения, работники. -соблюдать правила поведения в школе и других общественных местах.
Календарно - урочное планирование 7 «б» класс
№ Тема урока Содержание деятельности Кол-во часов Дата Цель Обязательный минимум ЗУН Тип урока Методы урока
Личная гигиена – 6 часов.
1. 1. Закаливание организма. 1. Значение закаливания организма для общего состояния здоровья человека.
2. Способы закаливания, правила и приемы выполнения воздушных и водных процедур для общего состояния здоровья человека.
3. Дидактическая игра «Одевайся по сезону».
Словарная работа: закаливание. 2 Учить способам, правилам и приемам закаливания организма. 1. Знать:
-правила соблюдения личной гигиены.
2. Уметь:
-соблюдать правила личной гигиены. Вводное занятие Словесно-практический
1.2. Гигиена зрения. 1.Правила и приемы ухода за органами зрения.
2.Способы сохранения зрения.
3.Гигиена чтения, письма, просмотра передач.
4.Дать практические навыки ухаживания за глазами 2 Систематизация знаний учащихся о гигиене чтения, письма и просмотра телепередач. 2.Уметь:
-производить уход за глазами.
Комбинированный Словесно-практический
1.3. О вреде наркотиков. 1.Губительное влияние наркотиков и токсических веществ на живой организм, на детей и взрослых.
2.Просмотр учебного фильма о вреде наркотиков и токсических веществ.
4.Зарисовка в тетради: «Это опасно! Скажи наркотикам – нет!» 2 Формирование знаний учащихся о вреде наркотиков и токсических веществ.
Учить приемам отказа от соблазна попробовать токсическое вещество или наркотик. 1.Знать:
-о вреде наркотиков
Комбинированный Словесно-практический
Одежда и обувь – 6 часов.
2.1. Пришивание пуговиц, вешалок. 1.Значение опрятного вида человека.
2.Чтение стихотворения А. Барто «Девочка чумазая».
3.Правила внешнего вида.
4.Приспособления для ремонта одежды и их хранение в определенном месте.
5.Объяснение правил пришивания пуговиц, вешалок, крючков.
6. Практическая работа: Пришивание пуговиц, вешалок.
Словарная работа: рукоделие, шов, пуговица. 2 Формирование умения учащихся по пришиванию вешалок, пуговиц, петель, крючков, зашиванию распоровшегося шва. 2.Уметь:
-пришивать пуговицы, петли, крючки, кнопки, вешалки. Комбинированный Словесно-практический
2.2. Стирка изделий. 1. Практическая работа по теме: стирка изделий из цветных хлопчатобумажных и шелковых тканей. Объяснение правил и приемов ручной стирки.
2.Подбор моющих средств.
Словарная работа: сортировать, полоскать, хлопчатобумажные. 2 Формирование умения учащихся правильно стирать изделия из цветных х/б и шелковых тканей. Уметь:
-стирать изделие. Комбинированный Словесно-практический
2.3. Глажение изделий. 1.Утюг. Символы обозначения температуры нагрева на утюге.
2.Правила безопасной работы с электронагревательными приборами.
3.Порядок глажения вещей.
4.Глажение фартуков, косынок, платков, салфеток. 2 Формирование умения учащихся утюжить фартуки, косынки, салфетки и правил безопасной работы. Знать:
- правила безопасной работы с электронагревательными приборами.
Уметь:
-гладить простые изделия с помощью утюга. Комбинированный Словесно-практический
Культура поведения 4 часа.
3.1. Поведение в кино, в театре. 1.Правила поведения в зрелищных и культурно-просветительских учреждениях(в кино, театре, клубе, музее, библиотеке, на дискотеке).
2.Правила и безопасное поведение при посещении массовых мероприятий.
3.Сюжетная игра.
Словарная работа: экспонат, стеллаж, аплодисменты, антракт. 2 Знакомство учащихся с правилами поведения в зрелищных и культурно-просветительских учреждениях, при посещении массовых мероприятий.
Уметь:
-соблюдать правила поведения в общественных местах
Комбинированный Сюжетно-ролевая игра
3.2. Способы ведения разговора. 1.Волшебные слова, слова помощники.
2.Объяснение способов ведения разговора в различных ситуациях: дружеская беседа, официальный разговор, обсуждение, спор.
3.Дидактичкская игра «Культура поведения». 2 Выработка умения тактично и вежливо вести себя во время разговора со старшими и сверстниками. Уметь:
-Тактично вести себя во время разговора со старшими, сверстниками.
Комбинированный Словесно-практический
Семья – 4 часа.
4.1. Место работы членов семьи. 1. Место работы каждого члена семьи, занимаемая должность.
2.Составление таблицы «Место работы членов семьи».
Словарная работа: должность. 2 Уточнение знаний учащихся о месте работы и должности членов семьи. Выявление знаний о семье. Уметь:
-рассказать о месте работы членов семьи Комбинированный Словесно-практический
4.2 Права и обязанности членов семьи. 1.Права и обязанности, которые необходимо соблюдать в обществе, семье.
2.Основные права и обязанности в семье.
3.Обсуждение проблемных ситуаций по иллюстрациям.
Словарная работа: обязанность. 2 Формирование представлений учащихся о правах и обязанностях каждого члена семьи. Знать:
-обязанностичленов семьи.
Комбинированный Словесно-практический
Жилище – 6 часов.
5.1. Требования к жилому помещению. 1.Гигиенические требования к жилому помещению и меры по их обеспечению.
2.Основа гигиены быта – соблюдение и поддержание порядка и чистоты.
3.Меры по обеспечению гигиенических требований.
Словарная работа: сквозняк, комфорт, проветривание. 1 Закрепление знаний учащихся о гигиенических требованиях к жилому помещению. Уметь:
-поддерживать порядок и чистоту Комбинированный Словесно-практический
Повседневная уборка квартиры. 1. Повседневная уборка квартиры (сухая и влажная).
2.Пылесос, его устройство. Приемы работы. Насадки. Основные правила ТБ и пользовании пылесосом.
3.Цель, правила уборки. 1 Формирование навыков и правил и последовательности проведения сухой и влажной уборки, умению производить сухую и влажную уборку Знать:
- последовательность уборки.
Уметь:
-производить влажную и сухую уборку.
Комбинированный Словесно-практический
5.2. Уход за мебелью. 1.Уход за мебелью в зависимости от ее покрытия (лак, полировка).
2. Чистка мягкой мебели в зависимости от ее покрытия.
3.Инструкция по пользованию и сбережению мебели.
4.Правла чистки без пылесоса.
5.Выведение отдельных пятен.
Словарная работа: мебель, пятновыводитель. 1 Формирование навыков чистить мебель, выбирать необходимый инвентарь, смачивать и отжимать тряпочку. Уметь:
-бережно относиться к мебели. Практический Словесно-практический
5.3. Мытье зеркал, окон. 1.Регулярная чистка оконных стекол, зеркал.
2.Средства для чистки стекол, зеркал.
3.Последовательность чистки. Запись в тетрадь.
4.Подготовка помещений к зимнему сезону.
5.Утепление окон, последовательность утепления.
Словарная работа: стеклоочиститель, утеплитель. 1 Формирование навыков мытья зеркала, утепления окон. Уметь:
-чистить зеркала.
-утеплять окна.
Комбинированный Словесно-практический
5.4. Практическая работа по теме. 1.Практическое знакомство с уборкой помещений (сухая и влажная уборка помещения), чисткой мягкой мебели, мытьем зеркал, утеплением окон. Пользование пылесосом и уход за ним. Мытье полов. 2 Закрепление видов бытового труда по уходу за помещением: наведение порядка, вытирание пыли. Уметь:
-выполнять уборку помещений
Практический Практическая работа
Транспорт – 6 часов.
6.1. Городской транспорт. 1. Знакомство с видами городского транспорта.
2. Правила пользования городским транспортом.
3. Работа с таблицей, дидактическим материалом. 1 Формирование умения учащихся определять основные виды транспорта. Уметь:
-соблюдать правила дорожного движения Вводный Словесно-практический
Оплата проезда. 1.Знакомство с формой оплаты проезда на всех видах городского транспорта.
2.Практическая работа: рассчитать стоимость проезда от дома до школы – интерната и обратно. Словарная работа: контролер. 1 Систематизация знаний учащихся о стоимости проезда во всех видах городского транспорта. Уметь:
- приобретать билет в автобусе Комбинированный Словесно-практический
6.2. Пригородные поезда. 1. Значение пригородных поездов для города, области.
2. Расписание движения поездов по железной дороге.
3. Работа с расписанием. Словарная работа: расписание. 2 Знакомство с видами пригородных поездов, формирование умения учащихся ориентироваться в расписании движения поездов. Иметь представление:
о расписании движения поездов. Комбинированный Словесно-практический
6.3. Экскурсия на вокзал. 1.Экскурсия на вокзал (станцию).
2.Расписание движения поездов.
Словарная работа: платформа, зал ожидания, билетные кассы. 2 Формировать умение учащихся ориентироваться в расписании пригородных автобусах. Определять направления и зоны. Экскурсия ЭкскурссияПитание – 16 часов.
7.1. Отваривание картофеля. 1.Знакомство с понятием «гигиена приготовления пищи», соблюдение правил приготовления пищи. Роль и место ужина в дневном рационе питания
2.Инструктаж по ТБ при работе с электроплитой, горячими предметами и жидкостями, кухонными инструментами.
3.Из истории картофеля.
4. Практическая работа по теме. Приготовление блюда из картофеля, время приготовления.
5.Название блюд. 2 Уточнение знаний учащихся о гигиене приготовления пищи. Уметь:
-отваривать картофель Комбинированный Словесно-практический
7.2. Приготовление тушеной капусты. 1. Формы нарезки овощей. Нарезка, сырых и вареных овощей (соломка, дольки, кружочки, кубики).
2. Запись рецептов приготовления тушеной капусты.
3. Практическая работа по теме. Приготовление капусты по записанному рецепту.
4.Проба приготовленного, обсуждение.
Словарная работа: безопасность 2 Формирование умения учащихся нарезать сырые овощи, тушить капусту. Уметь:
-нарезать капусту для тушения.
Практическая работа Словесно-практический
7.3. Первичная обработка рыбы. 1. Знакомство с видами рыб. 2. Определение свежести рыбы. Хранение.
3.Первичная обработка рыбы - чистка, потрошение, оттаивание, шинковка, нарезка на филе.
4.Правила и приемы отваривания рыбы. 2 Формирование умения учащихся отваривать рыбу. Иметь представление о том,
как отваривать рыбу.
Практическая работа Словесно-практический
7.4. Приготовление овсяной каши. 1.Знакомство с видами круп. Подготовка круп к варке.
2.Виды каш: вязкая, рассыпчатая.
3.Замачивание круп, переборка, подсушка, обжаривание, замачивание. 4.Соединение с кипящей жидкостью. Соблюдение закладки.
Словарная работа: вязкая, рассыпчатая. 2 Привитие навыков приготовления блюд из круп и ухода за посудой. Уметь:
-приготавливать овсяную кашу. Практическая работа Словесно-практический
7.5. Приготовление рассыпчатой гречневой каши. 1.Знакомство с видами круп.
2. Первичная обработка(переборка, обжаривание, просеивание круп, замачивание).
3.Количество воды и соли для варки каш.
4.Виды каш: вязкая, рассыпчатая. 2 Привитие навыков приготовления гречневой рассыпчатой каши. Уметь:
-приготавливать гречневую кашу. Практическая работа Словесно-практический
7.6 Отваривание макарон. 1.Знакомство с разнообразием видов макаронных изделий. Блюда из макаронных изделий.
2.Первичная подготовка.
3.Время варки.
4.Хранение. Требование к готовому блюду.
2 Формирование умения учащихся отваривать макаронные изделия. Уметь:
-отваривать макароны. Практическая работа Словесно-практический
7.7. Приготовление компота. 1.Сырье для сладких блюд. Приготовление напитков.
2.Первичная обработка ягод (мытье, замачивание, промывание, протирание через сито, переборка). 3.Приготовление компота.
Словарная работа: сухофрукты. 2 Формирование умения учащихся готовить компот. Знать:
-фрукты, овощи, используемые для приготовления компота. Практическая работа Словесно-практический
7.8. Меню ужина. Сервировка стола. 1.Составление меню на ужин.
2.Оформление готовых блюд и правила их подачи к столу. 3.Правила подачи горячих напитков.
4.Бытовая техника и столовые приборы, правила пользования ими.
5. Практическая работа по теме. Способы складывания салфеток. Эстетическое оформление стола.
6.Правила поведения за столом.
Словарная работа: сервировка, салфетка. 2 Формирование умения учащихся составлять меню ужина, сервировать стол. Уметь:
-использовать предметы для сервировки стола к ужину. Практическая работа Словесно-практический
Торговля – 4 часа.
8.1. Магазины промышленных товаров. 1.Знакомство с магазинами промышленных товаров и их отделами: ткань, обувь, одежда, галантерея, книги, школьно – письменные принадлежности. Виды товаров, стоимость, порядок приобретения. 2 Формирование представления у учащихся о магазинах промышленных товаров, отделах, их назначении. Уметь:
-выбирать нужный товар в промтоварном магазине. Комбинированный Словесно-практический
8.2. Экскурсия в магазин. 1. Знакомство с отделами магазина и видами товаров, количеством и ценой продаваемой продукции.
2. Порядок приобретения товара, оплата. Хранение чека для возможности обмена товара, предусмотренного правилами торговли.
3. Практическая работа. Приобретение доступного по цене товара (например, книгу, шариковую ручку т т.п.), проверка чека и сдачи. 2 Формирование представлений учащихся о правилах поведения в магазине и правилах общения с работниками магазина. Учить выбрать товар и выяснять срок гарантии на его использование, проверять чек и сдачу.
Уметь:
-оплатить покупку
Экскурсия Экскурсия
Средства связи – 10 часов.
9.1. Основные средства связи. 1. Рассказ учителя из истории средств связи (голуби, колокола, сигналы).
2. Основные средства связи (почта, телеграф, телефон, компьютер), их назначение.
Словарная работа: почта, телефон, телеграф. 2 Знакомство учащихся с основными средствами связи и их назначением. Формирование представлений о работе почты-телеграфа. -пользоваться телефоном Комбинированный Словесно-практический
9.2. Виды почтовых отправлений. 1.Знакомство с основными видами почтовых отправлений (письмо, бандероль, посылка.2.Отправка почтовых отправлений.
Словарная работа: письмо, бандероль, телеграф. 2 Знакомство учащихся с видами почтовых отправлений.
Знать:
-виды почтовых отправлений. Вводный Словесно-практический
9.3. Виды писем.
1.Виды писем (закрытые, открытые, простые, заказные, ценные, с уведомлением). Порядок отправления писем различных видов. Стоимость пересылки, написание адреса на конверте.
2.Практическая работа: заполнение адреса на конверте.
3.Правила написания индекса.
4.Сюжетная игра «Почтальон».
Словарная работа: почтальон, извещение, индекс. 2 Формирование у учащихся представления о видах писем. Уметь:
-записать адрес на конверте.
Комбинированный Словесно-практический
9.4. Телеграф. 1. Виды телеграфных услуг. Практическая работа: составление текста телеграмм. Заполнение телеграфных бланков.
2. Определение стоимости простой, на художественном бланке, срочной телеграмм.
3. Стоимость почтовых услуг при отправке телеграммы.
Словарная работа:
-телеграф, телеграмма. 2 Знакомство с телеграфом, видами телеграмм и телеграфных услуг, тарифами. Уметь:
-составить текст телеграммы. Комбинированный Словесно-практический
9.5. Экскурсия на почту, телеграф. 1. Экскурсия на телеграф.
2. Инструктаж по ТБ во время экскурсии.
3. Знакомство с почтовым отделением. Отделы почты. Бланки.
4. Покупка конвертов, заполнение по образцу.
5. Отправка писем, бланки простых и художественных телеграмм. 2 Знакомство с почтовым отделением Знать:
-функции почтового отделения Экскурсия Экскурсия
Медицина – 4 часа.
10.1. Медицинские учреждения. 1. Знакомство с видами медучреждений, их назначением в оказании медицинской помощи.
2. Знакомство с профессиями работников медучреждений, функциями основных врачей.
Вызов врача на дом.
Словарная работа: стационар, поликлиника, рецепт, пациент, госпитализация. 2 Формирование представления учащихся о видах медучреждений, их назначении, о видах доврачебной и врачебной помощи. Уметь:
-обращаться за помощью к медицинскому работнику
-описывать симптомы болезни Комбинированный Словесно-практический
10.2. Экскурсия в аптеку. 1. Экскурсия в аптеку для знакомства с отделами, с видом отпуска товара: по рецептам, без рецепта.
2. Приобретение лекарств.
3. Инструктаж по ТБ во время экскурсии. 2 Формировать умение учащихся приобретать лекарства в аптеке. Уметь:
-приобрести лекарство в аптеке. Экскурсия
Учреждения и организации 2 часа.
11.1. Дошкольные и школьные учреждения. 1. Деятельность детских учреждений. Дошкольные и школьные учреждения (детские ясли, детсад, школа, дом детского творчества). Их назначение.
2. Работники детских учреждений.
3. Экскурсия в дом культуры, сельскую библиотеку. Инструктаж по ТБ во время экскурсии.
Словарная работа: учреждение.
2 Знакомство с назначением и видами дошкольных учреждений. Уметь:
-соблюдать правила поведения Комбинированный Словесно-практический
Закрепить знания учащихся о работе ДК, о назначении библиотеки. Уметь:
-правильно вести себя в общественных местах, в читальном зале. Экскурсия Экскурсия
Всего 68